Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Бальзак – кофеин

Читайте также:
  1. Бальзак і Україна
  2. Бальзак О.
  3. Бальзак. Анализ Повести Гобсек
  4. Бальзак. Гобсек
  5. Концепция и структура "Человеческой комедии" Бальзака.
  6. КОФЕИН - ЭТО НАРКОТИК
  7. НАПИТКИ, СОДЕРЖАЩИЕ КОФЕИН
  8. О. ДЕ БАЛЬЗАК
  9. Оноре де Бальзак , французское общество и «другие».

А вы опустите

Оноре Бальзак сидел на скамейке парка, погруженный в свои мысли, когда перед ним остановилась нищенка:

— Месье, помогите мне, у меня умер муж и трое детей на руках.

Писатель воспрянул от грез литературы и дал несчастной "мудрый" совет:

— А вы опустите их на дорожку.

Молодой Бальзак и редактор

Когда Бальзак только еще начинал свою литературную карьеру, он часто страдал от отсутствия денег. Каждую неделю он приходил к своему издателю, известному своей скупостью, и просил у него денег в счет своего будущего гонорара. Однажды секретарь остановил его у дверей кабинета редактора:

- Извините, господин Бальзак, но издатель сегодня не принимает.

Бальзак весело ответил:

- Это ничего, главное, чтобы давал.

Бальзак и вор

Однажды ночью в квартиру к Бальзаку забрался вор и стал рыться в ящиках его стола. Вдруг вор услышал громкий смех:

"Дружище, ты напрасно в темноте ищешь то, что я не могу найти днем".

Бальзак и мастер

Однажды к Бальзаку пришел мастер, который занимался ремонтом и благоустройством его квартиры, и стал требовать деньги за проделанную работу. Бальзак ответил, что сейчас у него нет ни сантима, и попросил мастера зайти в другой раз. Тот возмутился и начал кричать:

- Всякий раз, как я прихожу к вам за деньгами, то вас или нет дома, или у вас нет денег.

На это Бальзак сказал:

- Ну, это же вполне понятно! Если бы у меня были деньги, то, наверное, теперь меня не было бы дома.

Выражение «бальзаковский возраст» возникло после выхода романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и допустимо в отношении женщин не старше 40 лет.

Бальзак – кофеин

Многие из нас могут сказать, что тоже пристрастились к кофеину, и если не выпьют чашечку кофе или баночку Diet Coke с утра, то весь день будет болеть голова. Но это ерунда по сравнению с болезненным пристрастием к кофе известного французского писателя. Бальзак был очень плодовитым автором и работал ежедневно, по много часов. Чтобы поддерживать себя в форме, Бальзак пил много кофе, пренебрегая сном. Он любил повторять, что ароматный напиток наполняет его голову множеством мыслей. Считается, что именно кофе стал причиной болезни сердца, от которой писатель скончался на пятидесятом году жизни. В день он мог выпить более двадцати чашек ароматного напитка.

В наше время такое пристрастие к кофе и кофесодержащим напиткам называется кофеинизмом (вид токсикомании). Может привести к серьезным нарушениям деятельности сердечно-сосудистой, нервной систем, головным болям, нарушению сна, вызывая нервозность, повышенную возбудимость, раздражительность. Возникает сниженное, пессимистическое настроение. Так что, может стоит пересмотреть некоторые свои привычки?

 

Когда польская аристократка-шляхтянка впервые воочию увидела знаменитого французского писателя, она была поражена и изумлена. "Фраппирована", как выражались тогдашние галломаны.

Знаменитый французский писатель, подписывавшийся дворянским именем с частицей "де", по внешности казался плебеем. Да и был им по натуре, как вскоре выяснилось. Ибо дворянскую частицу к имени он прибавил самовольно, а родовая фамилия была изменена еще его отцом – с откровенно простонародной на более-менее благородную.

Плебея в нем выдавало все. Несмотря на свои тридцать три года, он выглядел много старше – ему вполне можно было дать изрядно за сорок, как истаскавшемуся на тяжелой работе простолюдину. Грузный, мешковатый, пузатый, в неловко сидящем сюртуке, ворот которого был засален и осыпан перхотью – и то, и другое в изобилии поступало из густой, но спутанной нечесаной шевелюры. Над верхней губой – неухоженные черные усы, под нижней губой – бородка-эспаньолка, похожая на кисточку для бритья.

Он неуклюже двигался; жадно и много ел, при этом вульгарно набивал рот и громко чавкал. Так же громко, словно воду из ковша, прихлебывал вино из бокала. Целуя руку, звонко чмокал.

Его французский язык был правильный (а как же иначе – писатель!), а вот выговор явно не совсем парижский, с проскакивающими провинциальными нотками. Правда, собеседник он был замечательный и остроумный, говорил так, что заслушаешься, – но порою мог во время беседы задремать и громко всхрапнуть.

Днем он и вообще-то был вяловат и сонлив. Расходился и оживлялся только к вечеру, а по ночам имел привычку работать; за рабочую ночь выпивал несколько кофейников крепчайшего кофе и выкуривал несколько злющих сигар.

Писал он необыкновенно быстро и сразу набело. Если что-то в написанном его не устраивало – никогда не правил текст, просто отшвыривал исписанный лист, хватал новый и продолжал с того места, на котором запнулся. К утру весь кабинет был засыпан исписанными и полуисписанными листами, а на пюпитре рабочего стола возвышалась стопка в семьдесят-восемьдесят листов – готовая порция текущей работы.

Неудивительно, что при таких темпах ему ничего не стоило написать большой роман за неделю-полторы (а за всю жизнь он сочинил 137 произведений, составивших собрание сочинений в несколько десятков томов).

Необыкновенная работоспособность и популярность сочинений знаменитого французского писателя могли бы сделать его весьма состоятельным человеком и даже большим богачом, если бы сочетались с некоторой осмотрительностью и бережливостью. Но он был беспечен и расточителен. Сам сорил деньгами, раздавал их безвозмездно друзьям, одалживал крупные суммы кому ни попадя под честное слово, затевал сомнительные коммерческие предприятия, которые быстро прогорали – и потому вечно сидел в долгах.

Польская аристократка-шляхтянка, обладательница типично славянской красоты, неотразимо действовавшей на мужчин далекого европейского Запада, познакомилась со знаменитым французским писателем по переписке. Послала ему восторженное письмо, полное дифирамбов и комплиментов в адрес его сочинений. Получила такой же восторженный ответ. Оба респондента заочно влюбились друг в друга. Но если при первой личной встрече знаменитый французский писатель очаровался еще больше, то польская аристократка-шляхтянка оказалась, напротив, изрядно разочарована. Вместо романтического героя соответственной наружности она увидела почти что мужлана.

Тем не менее у знаменитого французского писателя имелось необъяснимое обаяние, противостоять которому шляхтянка не могла. Даже если уточнить, что в год их первой встречи – 1832-й – знаменитый французский писатель находился в самом начале своей известности (которая, впрочем, росла как на дрожжах), а его основные свершения были впереди. Даже если учесть, что в год их первой встречи аристократка-шляхтянка была уже совсем не юная девушка – ей шел тридцать второй год, и она состояла во втором браке, а знаменитый французский писатель хоть и не был отпетым юбочником и не состоял в браке, но успел изрядно повеселиться на поприщах как свободной, так и продажной любви (оба эти поприща в Париже были открыты всем желающим при условии, что у них есть хоть какие-то деньги).

Роман писателя и шляхтянки протекал не только в эпистолярной форме. Они встречались – редко, но встречались. Предавались плотским утехам – редко, но предавались. Переписывались по-прежнему весьма усердно, но преимущественно в одну сторону – писем от шляхтянки к писателю порою не было по году, что легко объяснялось ее двусмысленным положением в обществе и дальностью расстояния, а также и некоторыми политическими причинами.

Писатель и шляхтянка исповедовали одну веру – католическую. Писатель к тому же был по убеждениям монархист. Но вот поди ж ты – он жил во Франции, управляемой "королем лавочников" Луи-Филиппом, а она – в Российской империи, управляемой дворянским императором Николаем Первым. Отношения между суровой монархической Россией и веселой полуреспубликанской Францией были далеко не теплые и имели тенденцию ко все большему охлаждению, а польские дворяне католического вероисповедания в России доверием не пользовались. Эти обстоятельства изрядно мешали любовникам.

Роман, продлившийся восемнадцать лет, завершился-таки брачным обетом перед алтарем – бывшие любовники, уже очень и очень немолодые, стали юными супругами. Шляхтянке для этого пришлось предварительно овдоветь, да и разрешение на брак российской подданной с французом мог дать только российский император. Он его в конце концов дал, но по весомому ходатайству и с большим скрипом.

Венчание совершилось в католическом костеле в Бердичеве. Ныне это город в Житомирской области Украины. А тогда Бердичев был маленьким захолустным еврейским местечком. Впрочем, этому городу дважды повезло – он вошел в историю не только фактом бракосочетания знаменитого французского писателя с польской аристократкой, но и тем, что в нем в 1857 году родился небогатый польский шляхтич, через несколько десятилетий всплывший на другом конце Европы и тоже ставший знаменитым писателем – на этот раз английским...

Семейное счастье (по другим источникам – несчастье) оказалось недолгим. Венчались новобрачные 2 марта 1850 года, а 18 августа 1850 года знаменитый французский писатель ушел из жизни. Он достиг вершин славы, но сердце, надорванное многолетним каторжным писательским трудом и любовными переживаниями, в несколько месяцев сдало и остановилось.

...Что же, пришла пора назвать имена наших героев (хотя проницательные и знающие читательницы наверняка давно обо всем догадались).

Знаменитый французский писатель – это Оноре де Бальзак. Польская аристократка-шляхтянка – графиня Эвелина Ганская. А бердичевский шляхтич и урожденный российский подданный, впоследствии выбившийся в английские писатели – Теодор Юзеф Конрад Коженёвский, более известный как Джозеф Конрад.

История жизни У Бальзака было трудное детство. Мать была к нему совершенно равнодушна. Она устроила его в интернат, а сама вскоре родила второго ребенка, которому и отдавала всю свою любовь. После окончания учебы в Сорбонне Бальзак три года проработал судебным клерком. Затем в один прекрасный день в 1819 году он заперся на чердаке с твердым намерением стать известным писателем. Прошло еще, однако, десять лет, прежде чем он стал действительно широко известен. Некоторое время он был наемным писателем, затем решил заняться бизнесом и открыл издательский концерн, который, правда, просуществовал недолго. Затем он попытался заняться спекуляцией серебром, добываемым на шахтах острова Сардиния, из-за чего он чуть не оказался в долговой тюрьме. Да и до конца своей жизни Бальзак так и не научился благоразумному обращению с деньгами. С самого начала своей писательской карьеры главной мечтой Бальзака было стать Наполеоном в литературе. Около письменного стола в его кабинете всегда стоял мраморный бюст покойного императора. Типичный рабочий день писателя начинался в полночь. Одетый в длинный белый халат, он писал по шестнадцать часов подряд, сидя за столом, изнашивая и выбрасывая по нескольку гусиных перьев за один такой марафонский день. Перерывы он делал лишь для того, чтобы выпить очередную из бесчисленных чашек черного кофе. Он был твердо убежден в том, что писатель просто не может работать, не выпивая при этом огромное количество этого напитка. В перерывах между написанными книгами Бальзак впадал в другие крайности: он либо много ел, либо бурно проводил время с очередной любовницей. Его репутация романиста, который хорошо "понимает" женщин, быстро росла, и столь же быстро росло число его поклонниц. Бальзака трудно было бы назвать красавцем. Он был очень полным мужчиной невысокого роста. Даже великолепно сшитая одежда сидела на нем плохо, его ногти часто бывали грязными, и он иногда на публике мог ковырять пальцем в носу. Ему, однако, было достаточно только начать говорить, и любой его собеседник немедленно ощущал все его обаяние: речь писателя была живой, очень красивой и чрезвычайно остроумной. Бальзак был тонким знатоком и ценителем антикварных вещей. Он также коллекционировал трости с рукоятками, украшенными золотом, серебром и бирюзой. В одной из них, рассказал, он как-то друзьям, хранился портрет его любовницы. Говорят, что перед смертью, прикованный к постели, он крикнул: "Пошлите за Бианчоном!" Это была фамилия врача, одного из созданных им же персонажей из "Человеческой комедии". До самого конца своей жизни Бальзак во всем отличался от остальных: из всех великих писателей, которые умерли от напитков, он стал, вероятно, единственным, для кого фатальным оказался не алкоголь, а кофе. "Женщина — это хорошо накрытый стол, заметил однажды Бальзак, — на который мужчина по-разному смотрит до еды и после нее". Судя по всему, Бальзак просто пожирал своих любовниц столь же жадно, как и хороший ужин. С молодыми девушками ему было скучно. Он предпочитал зрелых женщин и почти каждой своей любовнице говорил при знакомстве: "У меня никогда не было матери. Я так и не познал настоящей материнской любви". Не смотря на свою не особенно привлекательную внешность, у него никогда не было проблем с поисками готовых на все партнерш, и он был подлинным виртуозом, жонглируя своими любовницами так, что их пути никогда не пересекались. Таким образом, он успешно избегал, каких бы то ни было возможных скандалов. Вообще удивительно, каким образом у него находилось время на многочисленные любовные связи при том огромном объеме литературных трудов, автором которых он был. Некоторые из 12 000 писем, которые он получил от почитательниц своего таланта, содержали прямые предложения более тесного знакомства. Многими из этих предложений он воспользовался. Очень удачно для писателя складывались близкие отношения с женщинами среднего возраста, увядающую красоту которых ни кто уже особо не ценил. Биографы отмечают, что в постели Бальзак был страстен, нежен и полон сил. Герсон, например, писал: "Он не был особенно разборчив. Он спал с аристократками, куртизанками и просто шлюхами. Его сексуальные способности были столь же ослепительно разнообразны, как и его литературный стиль. Его жажда настоящего, глубокого, подлинного романа, как, впрочем, и все остальные его аппетиты, была просто ненасытной". С учетом его достаточно легкомысленного отношения к верности необходимо все-таки отметить, что в его жизни было по крайней мере две любовные связи, которые были очень нежными и достаточно продолжительными. Бальзак хвастался, что в дни, когда он начинал на чердаке свою писательскую карьеру, он не имел никаких сексуальных связей ни с одной женщиной. В таинство секса 23-летний Бальзак был посвящен Лорой де Берни, 45-летней женщиной, которая к тому времени была уже бабушкой. Мадам де Берни была типичной "бальзаковской" женщиной. Она была пожилой и одинокой. Их отношения продолжались почти 15 лет. В это же время, правда, у Бальзака находилось еще время для встреч с богатой вдовой, герцогиней д'Абрант. Он познакомился с ней в 1825 году, когда ей было 40 лет. В то время она была любовницей принца Меттерниха. Другой стороной ее очарования было ее богатство. После более близкого знакомства с Бальзаком герцогиня время от времени даже стала оплачивать его долги. Две основных его страсти — женщины и слава - частично подогревались его любовью к деньгам, получение которых эти страсти могли обеспечить. С годами он стал весьма неразборчив в сексуальных связях, и ему все тяжелее становилось вести столь напряженную двойную жизнь любовника и писателя. В 1832 году ему пришлось пережить отказ от маркизы де Кастри, одной из самых прекрасных аристократок Франции. Она, возможно, оказалась первой известной женщиной, которая просто не смогла пересилить чувство отвращения, которое она испытала при личном знакомстве с Бальзаком. Он отомстил ей, высмеяв ее в одном из своих романов. Эту историю Бальзак перенес довольно болезненно. Ему было 33 года, у него были огромные долги. Мадам де Берни была уже стара, и он, как никогда, чувствовал необходимость в богатой защитнице. И тут он получил интригующее письмо с Украины, подписанное "Незнакомка". Бальзак ответил и из завязавшейся переписки узнал, что автором письма была Эвелина Ханьска, жена барона. На следующий год Бальзак и Эвелина тайком встретились в Швейцарии. При встрече выяснилось, что каждый из них представлял своего партнера по переписке более изящным, но они, тем не менее, полюбили друг друга. Они поддерживали страстную переписку в течение нескольких лет, и Эвелина пообещала Бальзаку, что выйдет за него замуж, если умрет ее муж, который был к тому времени уже достаточно старым. Время от времени они встречались в каком-нибудь из европейских городов для утоления свой страсти. Бальзак так назвал эти встречи: "Медь и огонь". Бальзак при этом не мог, конечно же, отказать себе во внимании к другим женщинам. В это же время он встречался, например, с 24-летней Марией-Луизой дю Фресней, у которой от него родился ребенок. Ей удалось доказать, что этот ребенок ее собственного мужа. Тогда же в течение 2 месяцев у Бальзака продолжалась любовная связь с леди Элленборо, "божественно прекрасной, самой прекрасной женщиной, которую он когда-либо встречал". Еще одна любовная связь, с Фрэнсис Лоувелл, широко известной своей сексуальностью, женой герцога Гвидобони-Висконти, продолжалась почти 5 лет. Она также оплачивала его долги и родила от него ребенка. Не отказывался Бальзак и от встреч с проститутками, иногда с двумя сразу. В 1841 году умер муж Эвелины, и Бальзак решил, что ему все же пора остепениться. Но Эвелина, ожидавшая от Бальзака ребенка, отказалась выходить за него замуж. Ребенок у нее родился мертвым. Бальзак начал жить с другой любовницей, Луизой Бреноль, но тут у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. Когда жить ему оставалось уже недолго, Эвелина сжалилась над ним, и они поженились. Со дня их первой встречи прошло 17 лет. Пять месяцев спустя Бальзак умер. Его жена в то время спала в соседней комнате. Бальзак однажды сказал: "Гораздо легче быть любовником, чем мужем по той простой причине, что гораздо сложнее целый день демонстрировать интеллект и остроумие, чем говорить что-нибудь умное лишь время от времени".
     

 

Интуитивно-логический интроверт - "Бальзак"

1."Воображение управляет мной". Обладает сильным, интеллектуальным воображением. Оноре де Бальзак создал портреты 2000 человек, представляющихся более живыми, чем настоящие: "его можно сравнить разве что с городской управой"- писал о нем А.Моруа. Поражает точностью деталей и фантасмагорический мир Габриэля Г.Маркеса. Благодаря этому качеству хорошо видит будущее. Из отдельных поступков человека составляет как будто бы действующую модель. Вообще все знает заранее. Если бы от какой-нибудь угрожающей неприятности (удачи его меньше интересуют) не предостерегал бы заранее, по-видимому, чувствовал бы себя лишним человеком.

2."Пасторское бесстрастие". Почти никогда не проявляет эмоций, оберегает от них своих близких. Искренне убежден, что слишком сильные страсти несут человеку гибель. О.Бальзак неизменно показывает, как чувство разрастается, подобно чудовищному раку, разъедающему души и, в конце концов, подавляет все. Что касается его дополняющего - личности, сверхактивной и увлекающейся - это совершенная правда.

3.Глубокий аналитик. Уверен, что если не отдавать себе отчета в порядках, царящих в мире, то невозможно жить. Тот, кто не считается с действительным положением вещей, идет к катастрофе. Предпочитает цинизм лицемерию. В любой ситуации, о которой ему рассказывают, разбирается досконально и очень скоро начинает рассказывать изумленному собеседнику те детали, корни и аспекты, которые тот упустил. Его анализ лишен всякого самообольщения. "Все это не лучше кухни - вони столько же, а если хочешь что-нибудь состряпать - пачкай руки, только потом умей хорошо смыть грязь; вот вся мораль нашей эпохи"- говорит Вотрен о жизни. Эта мизантропия может обескуражить почти кого угодно.

4."Он, прежде всего, добр". При всем его негативизме, он по натуре своей человек очень мягкий. Приведенные слова о Бальзаке принадлежат Жорж Санд, которая знала толк в доброте. Он любит людей сильных, хорошо знающих свою дорогу, требующих уступок, людей, которые освобождают его от необходимости придумывать цели, а сами пользуются им придуманными способами действия, на которые он большой мастер. Умеет вылить ушат воды на энтузиаста, но умеет и гасить отчаяние, когда другим не везет, когда все падает из рук, когда судьба кажется враждебной.

5.Вот как описывает рыцаря своих мечтаний студентка Лайма: он должен быть красивый и умный. Глаза большие и печальные. Неразговорчив, не произносит комплиментов. И поэтому, создает впечатление недосягаемости. Его мучают десятки проблем, на которые, по-моему, не стоит обращать внимания. Меня притягивает его печаль, серьезность, стараюсь развеселить, поднять настроение, обрадовать. Если на вечеринке есть такой парень, я не скучаю." Это образное описание человека, который в своих чувствах очень постоянен, не склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательного любимого.

* И.Д. Вайсбанд Рабочий материал по соционике. 1986.

(Розповідь учителя, учні конспектують) (Слайд № 1 – 3)

1. Починаючи від епохи Відродження, роль і значення художньої прози неухильно зростає. Роман набув такої самої вагомості, як за давніх часів епічна поема чи трагедія. ХІХ століття принесло з собою поширення особливого різновиду прози, який історики літератури назвали "соціально - психологічною", тобто такою, що художньо осмислює, досліджує існування людини у суспільстві у взаємодії з іншими індивідами, через аналіз їїемоцій, думок, поведінку через уважний розгляд душі.

ХІХ століття ще називають "золотою добою" соціально-психологічного роману, адже цей жанр став провідним майже у всіх впливових літературах Європи і Америки. Формування його однак почалося у Франції. Цьому сприяла та ситуація, що склалася в культурі цієї країни. Одна з характерних її рис - гостра політизація французького суспільства (досягнення індустрії, напружена класова боротьба, наполеонівські походи, революції). Створювалися численні ліберальні та соціалістичні теорії (Сен - Сімон, Фур’є, Ламенне). Загальна налаштованість французьких інтелектуалів на пошуки внутрішніх механізмів соціальних процесів не могла не позначитися на творчості романістів. Основи соціально - психологічного роману нового типу заклали такі видатні магістри слова, як Стендаль, Бальзак, Флобер, які цікавились життям різних верств французького населення, намагалися художньо осмислити складні закономірності та проблеми суспільного життя, запровадили низку тем, типів і художніх ситуацій, що потім стали "повторюватись" в інших літературах світу.

Одна з них - зіткнення неординарної особистості із законами суспільного життя. І Бальзак і Стендаль були свідками того, що в житті перемагають пристосуванці, а обдаровані, сильні особистості не витримують вимог часу. В інших творах кар’єристи, егоїсти завжди в центрі уваги. Особливо увага надається темі "втрачених ілюзій". У творах цих письменників людина опинясться перед вибором: або високі моральні якості й бідність, або підлість ізрада душі як гарантія успіху і процвітання в суспільстві. Цей вибір взагалі -- проблема ХІХ століття.

Оноре де Бальзак одним із перших в західноєвропейській літературі починає художнє дослідження буржуазного світу, який на той час ще не вичерпав свох можливостей, а його проза є носієм поетичного ореолу. В. Бахмутський зазначас:. «.. Проза таит в себе поэзию... За прозаическими подробностями Бальзак умеет увидеть вечные и великие законы жизни, в прозаической одежде разыгрываются трагедии равные по своей силе и размаху трагедиям прошлого, под прозаической оболочкой таятся драмы и трагедии, достойные пера Шекспира".

2. Вчитель. А тепер, любі друзі, дозвольте познайомити вас з нашим гостем - видатним французьким письменником першої половини ХІХ століття Оноре де Бальзаком.

Бесіда - інсценізація зустрічі з письменником.

(Учні і вчитель ставлять запитання, а десятикласник, який виконує роль письменника, відповідає).

Питання: Пане Бальзаку, у народі кажуть, що людина живе лише в ті моменти, які назавжди залишаються в пам’яті. Які моменти життя тримає ваша пам’ять?

Відповідь: У дитинстві я був дуже хворобливою дитиною. Іноді це заважало мені вчитися. Але я багато читав. Після того, як у 1814 р. сім’я переїхала до Парижу, я продовжував навчатися в приватних школах, відвідував лекції в університеті Сорбонна. Диплом юриста я отримав саме тоді, як батько залишив службу, і я пішов працювати.

2). Питання: Коли ви відчули потребу писати свої твори?

Відповідь: Я мріяв стати письменником з дитинства. Професія адвоката мене не приваблювала. Сім’я розуміла мої наміри і підтримувала як могла. Мої перші твори створені були тільки з однією метою - заробити грошей. Віршована драма "Кромвель" виявилася невдалою і збагачення не принесла, але я продовжував писати.

3). Питання: Який твір ви могли б вважати "початком відліку"?

Відповідь: У 1829 з’явився роман "Останній шуан". Це і був "початок".

4). Питання: Що саме стало поштовхом для створення "Людської комедії"?

Відповідь: Життя - складна річ. Водночас із творчими невдачами мене переслідували й інші негаразди: з метою заробити швидко гроші брав участь у ризикованих комерційних справах. З’явилися борги, які треба було оплачувати. Працював по 16 годин на добу, писав безупинно. Але поразки й розчарування були для мене своєрідним пізнанням сутності природи світу, без чого "Людська комедія" просто не могла б постати.

5). Питання: Пане Бальзаку, чи уявляли ви, яким буде Ваш твір?

Відповідь: Над створенням епопеї я працював понад двадцять років. Починалося все з написання нарисів на сучасні теми. Згодом той матеріал був Використаний для написання новел. До речі, "Гобсек" (1830) також був спочатку "фізіологічним нарисом" про лихваря. Від початку 30-х рр. я писав великі прозові твори "Шагренева шкіра", "Ежені Гранде", " Батько Горіо", "Темна справа" та ін. Ще на ранніх етапах я схилявся до ідеї написання циклів, унаслідок чого і сформувався задум об'єднати всі романи в епопею. Чи вичерпав задумане? На жаль, ні. Епопея повинна була складатися зі ста п’ятдесяти творів. У результаті я написав 96 — саме вони і становлять твір всього мого життя — епопею " Людська комедія".

6). Питання: Чим для вас стала зустріч з Евеліною Ганською? Які враження на вас справила зустріч з Украйною? (слайд 4- 6)

Відповідь: Евеліна Ганська - шляхетна, вродлива жінка. Знайомство з нею почалося з листа - відгуку про роман "Тридцятирічна жінка" (1832). Ми листувалися, у Швейцарі відбулася наша перша зустріч. Невдовзі ми зрозуміли, що кохаємо один одного, але бути разом ми не могли - у Евеліни була сім’я і руйнувати її вона не могла. Наше знайомство продовжувалося 18 років. Ми одружилися, хоча й запізно.

Якою я побачив вперше Україну? Здається, краще про те розкажуть мої листи. (Два - три учні зачитують рядки з листів Бальзака).

1) - 28 червня 1847 р. Бальзак пише заповіт, у якому будинок на вулиці Фортюне все своє нерухоме майно передає у спадок Евеліні Ганській. 5 вересня 1847 р. о восьмій вечора, потягом Північно залізниці він від’жджає в Україну. «Це було не лише бажанням, а й спрагою. Це був відпочинок, і я був виснажений, у мене вистачило б сили лише на 24 години. Яка подорож!" 13 вересня Бальзак зупинився в Житомирі."Близько восьмої ранку я побачив велике місто і подумав, що це Бердичів. Подумки я був уже в Бердичеві, а насправді це був тільки Житомир".

2) - Від Бердичева до Верхівні трактова дорога пролягала через села Нізгурці, Сингаївка, Закутинці.

"Коли я виїхав за місто, то побачив хлібне поле. Це - пустиня, царство хліба. Усе, що я бачив досі, нічого не варте".- Будинок Евеліни Ганської схожий на Лувр або грецький храм, позолочений вечірнім сонцем, яке височило над долиною..."- Тут чудова сукняна фабрика, є лікарня, шампіньйонна оранжерея, іподром, парк. Чудово!"

3) - У листопаді 1847 р. Бальзак вперше відвідав Київ. "Отже, Київ - це столиця України, це священний град Росії, колишня метрополія, татарський і російський Рим, старша сестра Москви,..."- Пізніше у листі до археографа М. Юзефовича письменник згадуватиме: "1 ось я подумки звертаюсь у ті місця: Київ з його банями, Київ з його пагорбами, садами і багатствами усміхнеться мені, розвіє сум від літературних праць..."

Вчитель: Оноре де Бальзак пішов з життя у 1850 році, залишивши незакінченою "Людську комедію". "Привітайте мене. Адже щойно з’ясувалося, що я геній". Ці слова Бальзак сказав своїй сестрі Л. Сюрвіль жартома, ще на початку роботи над епопеєю, але ті слова, насправді виявились пророчими. Про те, що являє собою "Людська комедія " вам розкажуть наші шановні " літератори"

1 літератор Як уже повідомлялося, "Людська комедія" складасться з 96 творів, об’єднаних єдиною тематикою. Автор прагнув пояснити закономірності дійсності. Бальзака цікавили не тільки конкретні теми і проблеми, але й взаємозв’язок цих проблем; не тільки окремі пристрасті, а й формування людини під впливом середовища. 2 літератор Більшість персонажів "Людської комедії’ переходять із твору в твір. виступаючи головними дійовими особами в одних та епізодичними - в інших. до того ж Бальзак розробляє важливий мотив людських вчинків - прагнення до збагачення.

1 літератор (слайд 7) (демонструє схему побудови "Людської комедії" - архітектоніку) Цикл складається з 3 частин (етюдів)

1. Аналітичні етюди (висновки).

2. Філософські. Бальзак казав: "Я поясню, у чому полягає життя, умови, поза якими не можуть існувати ні суспільство, ні людина..."

3. Етюди про звичаї складаються зі сцен:

а) Особистого життя. "Гобсек", "Батько Горіо";

б) Провінційного життя. "Євгенія Гранде";

в) Паризького життя. "Розкіш і злидні куртизанок";

г) Політичного життя. "Зворотний бік сучасної історії’, "Темна справа";

д) Військового життя. "Шуани";

е) Сільського життя. "Селяни".

2 літератор Бальзак казав: "Мій твір має увібрати в себе всі типи людей, усі суспільні стани, він повинен втілити всі соціальні зрушення так, що жодна життева ситуація, жодна особа, жодна професія не виявилися забутими.

1 літератор "Мій труд має свою географію, свою сім’ю, свої краєвиди, інтер’єри, дійових осіб, факти, своє дворянство і буржуазію, своїх ремісників і селян, політиків і денді, свою армію, одним словом - увесь світ". Оноре де Бальзак.

Вчитель. А тепер звернімося до вашої словникової роботи, яку ви виконали вдома і спробуємо дати визначення таких понять, як етюд, цикл творів, архітектоніка літературного твору, епопея. (Учні також з’ясовують жанр "Людської комедії", використовуючи свої записи). (слайд 8).

Вчитель. Прослухавши повідомлення наших учнів, ви,мабуть, зрозуміли, наскільки с неоднозначною, багатогранною постать цього літературного генія. Але цього, мабуть, недостатньо, щоб повністю уявити собі всеосяжність, майстерність цієї творчої особистості - Оноре де Бальзака.

Починаючи з сьогоднішнього уроку, я пропоную вам дібрати матеріал і скласти книгу "Творчість Оноре де Бальзака". Ця книга буде відображати особливості його літературної діяльності і ступінь вашого сприйняття творів письменника. Ви можете виступити у ролі художників, редакторів, коректорів та ін. Девіз цієї частини уроку: "Граючи перевіряємо, що ми вміємо і що знаємо!"

Я, як замовник книги, прошу продемонструвати твори, які є скарбничкою творчості Бальзака. Що становитиме основу книги? Статті відгуки про прочитаний твір, малюнки - ілюстрації, кросворди, цікаві запитання, завдання, анотації, цитати - афоризми, твори, власні вірші, інсценування уривків. (Всі роботи, акуратно оформлені, після захисту входять до книги.).

Вчитель: Художній світ творів Бальзака, як і художній світ кожного великого майстра складається з гармонійного поєднання різноманітних елементів. Найяскравішим прикладом такого сплаву є так звана "бальзаківська пристрасть". Її ознаками є маніакальний характер, могутня сила, яка знищує врешті - решт її носія.

"Чи це скнарість Гранде, чи це розпуста барона Юло, чи це гурманство і маніакальні схильності кузена Понса, чи це кохання Анрієтти де Мордюс або батьківська любов Горіо - Бальзак неодмінно показує як почуття, що охоплює цих людей, розростається, неначе жахливий рак, і врешті бере гору над іншими почуттями" (А. Моруа). Ця пристрасть героїв с пружиною, яка рухає весь сюжет творів Бальзака. (слайди 9, 10)

Домашнє завдання:

ž Розпочати роботу по створенню збірки " Творчість Оноре де Бальзака".




Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав