Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Хош гелдингиз, къудалар. Гелгенсиз бизин учун. Олдесенгиз олербиз Бу гече сизин учун.

(С приездом, къудалар. Вы сегодня к нам пришли ради нас. И мы, если вы прикажете, готовы умереть за вас).

В комнату, где находилась свита невесты, никто не имел право входить без приглашения. Однако иногда родственницам жениха удавалось нарушить это правило. У маджалисских кумыков подруга невесты, обращаясь с просьбой к къудалар и къудагъызлар, пела куплеты(33), где просила прогнать всех посторонних из комнаты невесты.

Из этой комнаты нельзя было выходить на улицу къудалар и къудагъызлар. Если же кто-нибудь из них отважится выйти, представители дома жениха их немедленно "арестовывали" - привязывали к столбу ("багъана") на веранде или в другой комнате. Весть об этом немедленно доходила до свиты невесты. Къуда къатын и баш къуда прилагали все усилия, чтобы выручить своего представителя. Конечно, все эти действия сопровождались шутками и весельем.

У дверей комнаты невесты ставили "джаллат" ("палача"), который никого не пускал в ее комнату. Он и его один-два помощника охраняли интересы всей свиты невесты, хотя были представителями дома жениха.

В свою очередь свита невесты, пользуясь тем, что сторона жениха должна исполнять их желания, старалась взять реванш. Причем свита требовала, чтобы ее причуды выполняли самые старшие из родни жениха. Например, через джаллат особой песней(34) приглашали деда, отца или дядю с отцовской стороны, если он был старше отца жениха, и требовали, чтобы он принес свою жену на спине. "Приказ" исполнялся незамедлительно. Или же приглашали тетю или сестру жениха и просили в течение пяти минут приготовить и принести вареники из крапивы, если даже свадьба проходила зимой. Зная, что свита невесты может потребовать подобное, родственницы жениха заранее готовились. Часто приглашали какого-нибудь близкого родственника и заставляли его танцевать со всеми къудагъызлар. При этом танцующий должен был одарить каждую из них деньгами. Требования бывали самыми неожиданными, и весь этот ритуал вносил необыкновенное оживление и веселье в свадебное торжество.

Джаллаты, в свою очередь не желая уступать, пытались выручить родственников жениха. Они прибегали к разным хитростям, чтобы оградить того или иного родственника жениха от штрафа, придумывали разные версии. Например, говорили, что приглашаемый вдруг заболел или по пути сюда поломал ногу. Тогда представители невесты требовали принести его на руках. Если же выяснялось, что джаллат "работает" на родственников жениха, свита невесты требовала немедленной его замены другим. Лишались полномочий и его помощники.

Одних родственников приглашали, чтобы те спели песни. Другие должны были принести подносы с различными кушаньями. Но как пи изобретательна была свита невесты в своих требованиях, строго соблюдалось одно условие - учитывались родственные отношения и возраст тех, кого "подвергали испытаниям".

Несмотря на строгий запрет, присутствующие па свадьбе старались хоть на одну минуту попасть в комнату невесты, посмотреть на свиту, послушать их песни. Правда, если баш къуда был в хорошем настроении, то иногда он разрешал войти в комнату послушать песни нескольким женщинам. Для последних это было большой радостью и честью.

Но тем не менее и во дворе ни на секунду не прекращалось веселье: танцевали, пели старики, молодые женщины, девушки. Песни звучали в перерывах между танцами и во время танцев. Некоторые песни адресовались свите невесты. Какие только едкие слова не придумывали для этой цели, особенно обращенные к къуда къатын и баш къуда, которые по общему мнению мешали им войти в комнату.

Старики рассказывают, что родственники жениха старались, чтобы слова их песен услышала свита невесты. Если их отгоняли, они поднимались на крышу и пели в окошко. Их гнали и оттуда. Тогда они приставляли лестницу к окну, которое выходило в сад, и снова пели. Подруги невесты тоже не оставались в долгу. Каждая из сторон прилагала максимум усилий, чтобы одержать верх. Ради этой цели отбирались самые доходчивые и емкие слова. При этом все эти поэтические шутки ни у кого не вызывали обиды.

Много песен исполнялось и в промежутках между танцами. Среди них особенно популярными были "Сюйдюм таякъ" (у северных кумыков) и "Вайталлай" (у маджалисских кумыков). Обе эти песни сопровождаются танцем и поэтическим соревнованием девушки и юноши. Песню-танец "Сюйдюм таякъ" в свое время хорошо описали Н. Семенов(35) и П. А. Головинский(36). По манере исполнения ей близка и песня-танец "Вайталлай" (37). Совершенно специфична песня "Гьи Ванай-десем-Ванай" (38), которую поют обычно поздно вечером, после приезда невесты, преимущественно пожилые женщины. Поздней ночью, когда музыканты умолкли, на свадьбах начинались настоящие поэтические состязания.

На свадьбах часто выступают как мужской, так и женский хоры. Удивительно красива песня "Гьай-Гьай" (39), которая исполняется на свадьбах маджалисских кумыков обычно в два-три голоса преимущественно пожилыми мужчинами. Иногда к ним присоединяются и пожилые женщины. Нужно сказать, что ни молодые мужчины, ни молодые женщины этой песни не поют. Они стоят в стороне и внимательно слушают старших. Песня эта пользуется большой популярностью и в настоящее время. Ее поют теперь в основном женщины.

Сугубо женской песней является "Айнанай" (40), которую молодые вдовы пели на свадьбе ночью. Тексты этих песен носят величальный характер. В этой песне каждая поющая женщина пела и о себе, и о своих близких. Воспевала своего отца, брата, дядю. Это были песни-исповеди. В них женщины изливали свою душу. Мелодия пески медленная, протяжная, лирическая, тихая и спокойная. Женщины говорят, что мелодия напоминает тихую и грустную речушку, скорее ручеек, который течет безшумно и медленно. Без всякого музыкального сопровождения одна из женщин запевает, а все остальные подхватывают эту песню. И так они поют час, другой, по очереди сменяя друг друга.

Завершая разговор о свадебных песнях, нужно сказать, что кумыкским свадебным песням не свойственна сложносюжетная композиция. Мысль, вполне законченная и поэтически оформленная, умещается в одном куплете. Это четверостишия с рифмованными чаще второй и четвертой, иногда первой и второй, третьей и четвертой строками. Есть песни женские, есть мужские, есть девичьи и юношеские, есть песни для пожилых и стариков. Есть даже песни молодых вдов.

К полуночи свадебное торжество заканчивалось. В доме жениха оставались в основном его близкие родственницы. С невестой отдыхали ее подруги и къуда къатын.

У кайтагских кумыков после того, как уходила мужская свита невесты, в ее комнату приходили близкие родственники жениха, чтобы отведать халву, которую принесла с собой сопровождающая невесту женщина. Обряд так и назывался - "элтген къатунну гьалувасын кесе" (режут халву сопровождающей невесту женщины). Гелтирган къатун выносила тепси на середину комнаты и ставила его перед всеми. Старший из родственников подходил к тепси, раскрывал его, бросал на тепси деньги и начинал резать халву на мелкие куски так, чтобы хватило на всех. После того как все получали свои куски, невесту выводили на танец. Первым с ней танцевал близкий родственник-мужчина (отец или дед жениха), затем, соблюдая очередность, невесту выводили на танец и одаривали деньгами все остальные. Деньги, которые давали за халву, предназначались элтген къатун, деньги, которые получала невеста во время танца - ее матери.

В полночь к невесте приходил жених с другом. Наставница невесты угощала их. Жених, прежде чем дотронуться до угощения, бросал на поднос деньги для нее. Невеста в это время находилась за ширмой. После угощения гиявнекер и къуда къатын оставляли молодых. В этот момент холостяки селения окружали дом, залезали на крышу, кидали в дымоход кошек, лили воду. Аналогичные обычаи известны у аварцев, табасаранцев и других народов Дагестана. Эти обычаи несомненно представляют собой пережиточные явления.

Память о них долго еще сохранялась в свадебных обрядах, хотя и утратился их первоначальный социальный смысл.

Представляет интерес и обычай, согласно которому жених, прежде чем войти к невесте, должен был отгадать загадки. Они имели цель всячески оттянуть время фактических брачных отношений, что генетически легко увязывается с порядками, характерными для перехода к патриархальным отношениям и патрилокальному поселению. В этот момент также исполнялись песни. Так, например, одна из бойких родственниц, узнав о том, что скоро приведут жениха, подходит к дверям комнаты невесты и негромко поет:




Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 69 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Примечания автора. | Кесип къачалай алдым, Чарыгъыма ултанга. Кеп покъ ашай турмангиз Къайтартибиз Султанга. | Примечания автора. | Примечания автора. | Примечания автора. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав