|
(Я отрезал кусок сыромятной кожи для подошвы на чарыки. Вы так много на себя не берите, не то вернем вас обратно к Султану. (Султан - отец девушки).
Однако было бы неверным утверждать, что в прошлом совсем не заключались браки по любви. Юноши и девушки, встречаясь на различных народных гуляньях и особенно на свадьбах, присматривали там своего будущего супруга или супругу. Обычным и весьма популярным местом встреч был родник. У родника часто происходил своего рода смотр невест молодыми людьми. Самые нарядные платья девушки надевали, когда шли за водой. Утром и вечером это был своеобразный парад принаряженных девушек. Молодые люди могли переброситься с ними тут несколькими словами, обменяться взглядами. Более смелые юноши могли попросить у девушки напиться.
Общение молодежи у родника, а также на увеселениях, праздниках способствовало определенной свободе выбора жениха и невесты. Тем не менее в период от выбора невесты до свадьбы молодым приходилось часто преодолевать большие трудности, ибо последнее слово всегда оставалось за родителями. Случаи, когда выбор молодых совпадал с намерением родителей, были очень редки.
Родители будущего жениха и его родственники присматривались к девочкам еще задолго до сватовства. Во время коллективных работ женщины, особенно те, кто имел намерение посвататься, наблюдали за девушками. Рассказывали такой случай. Одна очень бедная женщина хотела найти для своего единственного сына хорошую невесту, которая бы знала цену трудом заработанному хлебу. Переодевшись нищенкой, она входила в каждый дом, где была на выданье дочь, и просила подать ей остатки после замеса теста. Несколько девушек вынесли ей целые корыта таких остатков. А одна девушка извинилась и сказала, что у нее не бывает таких остатков, но она может дать ей муку. Женщина поблагодарила ее и послала в этот дом сватов. Были и другие формы выбора невесты.
Если девушка производила хорошее впечатление и пользовалась авторитетом хорошей хозяйки, родители юноши, обсудив кандидатуру на семейном совете, обращались к посредничеству какой-либо женщины (арачы), которой поручалось узнать мнение родителей невесты о предполагающемся браке. И. только затем уже посылались официальные сваты.
Сватовство коренным образом отличалось от всех остальных "действий" свадебного обряда тем, что оно оставалось тайной и осуществлялось всегда в самом узком кругу. Для успешного завершения сватовства заранее предпринимались определенные предосторожности. Так, например, считалось, что не в любой день недели можно начинать сватовство. Нельзя было возвращаться с дороги, когда шли сватать. Сваты, боясь не только соседей, посторонних лиц, но и "нечистой силы", "дурного глаза", "плохой ноги", предпочитали идти в дом родителей невесты вечером, с наступлением темноты, не по обычной дороге, а изменив маршрут, используя при этом различные магические приемы и обереги.
Сватами выбирали наиболее уважаемых людей села. Ими могли быть и близкие родственники, и совершенно посторонние люди. Сватов у северных кумыков называли "гелечилер" (приходящие), у южных - "тилавчулар" (просители) или "тилама гелгенлер" (просить пришедшие). Родители юноши сами непосредственно переговоров не вели никогда.
Сваты посещали дом невесты несколько раз. При последнем посещении, когда родственники невесты должны дать окончательное согласие, подавалось угощение, но представители жениха не могли притронуться к угощению, пока не получали положительного ответа.
Однако бывали случаи, когда сваты уходили не начав разговор. Если сваты видели в доме беспорядок, они делали заключение о плохой подготовке девушки к браку.
В Маджалисе мы услышали такой рассказ. В один дом пришли сваты. Была зима, и вся семья, растопив печь, сидела в одной комнате. Один из сватов как бы нечаянно уронил стоявший за дверью веник. Сват знал, что когда они войдут в комнату, девушка удалится. И после того, как девушка вышла, перешагнув через веник и не поставив его на место, сваты, придумав какой-то повод, ушли, даже не начав разговор о сватовстве. В доме жениха сваты сообщили, что не стоит эту девушку сватать, т. к. из нее никогда не будет хорошей хозяйки.
После того как сторона невесты выражала свое согласие выдать дочь замуж, родителям невесты сваты вручали одну ценную вещь-"белги" (метка), "лишан" (след). Тут же обсуждался и размер калыма. Таким образом, уплата калыма составляла один из элементов сватовства.
Величина калыма была разной. Она зависела от экономического положения брачующихся, от их сословной принадлежности и, наконец, от договора сторон. "Женитьба,- писал Д. М. Шихалиев,- стоит князю 720 рублей серебром калыма, кроме мелочных расходов. Уздень платит калыму от 200 до 100 рублей, средний класс и чагары от 100 до 50 рублей серебром"(8).
"По искони существующему обычаю, беки шамхальской крови дают засватанной от 600 до 1000 рублей альхаму (калым - Б. Д.), смотря по достоинству родителей ее, приготовляют из лучших шелковых материй, парчи и бархата, брачную для невесты одежду, подушки пуховые, одеяла, занавесы и пр., дарят для услужения ей 2 рабов или 2 рабынь (которые называются бельгис-сыр)..."(9)
В первой половине XIX века основная часть калыма выплачивалась деньгами. В счет калыма принято было давать кинжал, шелковые и шерстяные платки, отрезы на платья и прочее(10).
Стоимость калыма во второй половине XIX века значительно увеличивается за счет платков, сахара, тканей, лошадей и др.(11)
Более состоятельные сала-уздени и князья должны были в счет калыма давать еще оседланного коня, который, как сообщает Н. Семенов, "стоит 50 и более рублей и который поступает в пользу отца или заместителя его или кого-либо из родственников, а у князей и первостепенных узденей в пользу эмчеков (молочный брат)"(12).
По сведениям старожилов, в начале нашего века в селении Аксай Хасавюртовского района (северные кумыки) в состав калыма средней семьи входили: одна пара полного комплекта одежды, от 50 до 300 рублей денег, две головки сахара, два пуда рису и одна овца или телка, чехлы для матрацев и наволочки для подушек, отрезы и платки для трех-четырех родственниц невесты, один кинжал и оседланная лошадь.
В селении Кумторкала (средние кумыки) из рассказа Абакаровой Апав (1889 г. р.) мы узнали, что за нее в качестве калыма дали 300 руб., 3 шелковых платка (гюлмелли), три шелковых отреза на платья, две пары туфель, пять голов сахару, одного барана. По ее же сведениям, в самых бедных семьях калым равнялся 40-50 рублям, двум шелковым платкам, двум отрезам на платья, одной паре туфель, одному барану.
Калым князей в селении Кафир-Кумух Буйнакского района (средние кумыки) равнялся от 500 до 700 рублей. Уздени же платили от 70 до 150 рублей, чагары* - от 15 до 20 рублей. [Чагар - бывший раб, наделенный землей.] Кроме денег, дарили дорогостоящий кинжал, шесть голов сахара, два-три комплекта одежды.
У южных кумыков селения Маджалис сумма калыма, которая выплачивалась непосредственно родителями жениха, была равна 12 рублям. Кроме денег невесте приносили одну головку ("бир келле") сахару, один комплект легкой одежды и один зимней, четыре чехла из бархата (махмар) для матрацев, четыре наволочки из шелка для подушек (назбаришлар) и один безворсовый ковер (дум), чтобы закрыть нишу, где хранилась в доме постель. Нужно отметить, что основная часть калыма, как мы покажем дальше, у кайтагских кумыков выплачивалась не родителями жениха, а родственниками его.
Аналогичная форма калыма была известна в селениях тех же кумыков Тумеллер и Янгикент Кайтагского района.
В селении Тарки (черта города Махачкалы) в тот же период калым бедных семей состоял из 30 рублей, одного комплекта одежды. Кроме того, родители жениха предоставляли молодоженам комнату с обстановкой. Золотых колец и серег в составе калыма не бывало. Исключение составляли только очень состоятельные люди.
Нужно отметить, что в обиходе таркинцев не было слова "калым". Обычно они говорили: "Акъча сейлей"- "обговаривают деньги".
Калым сохранялся вплоть до Октябрьской революции, хотя к этому периоду он приобрел несколько иной смысл. В частности, брак постепенно терял значение купли-продажи девушки.
Кроме калыма, будущий муж должен был уплатить своей будущей жене и "кебингьакъ", который являлся обеспечением жены на случай развода или смерти мужа(13). Размер его был небольшим и поэтому он не мог служить для женщины обеспечением,- хотя считалось, что он является таковым. Жена при совместной жизни с мужем могла или отказаться от долговой части "кебингьакъ", сказав: "гьалал этемен сагъа" ("пусть то, что ты должен мне, пойдет тебе впрок"), или эта сумма продолжала числиться за мужем без ущерба для семейных отношений.
В денежном выражении "кебингьакъ" составляет от 5 до 50 рублей, в зависимости от региона и социальной принадлежности жениха и невесты. В селении Андрейаул, например, он равнялся 10-15 рублям, в Маджалисе - 5 рублям, в Какашуре в счет "кебингьакъ" давали землю, в Кумторкале-40-50 рублей, в Кафир-Кумухе от 5 до 50 рублей, в селении Гелли от 1 до 5 рублей, в селении Аксай от 20 коп. до 50 рублей. [Инфор. Чораев 3., Гаджиев К., Керимова А., Амаев П., Алиев А-К., Дакаев А.. Гебеков А., Агаев М., Исабеков А., Мусаева М., Сулейманова П., Мурадова А., Муртузалиева М. и другие.] Для сравнения приведем некоторые данные и по другим народам. Так, например, относительно "кебингьакъ" у аварцев мы читаем следующее: "...Эта сумма в разных аулах была разная - несколько ратлов медных денег и т. д., но в большинстве аулов - 60 руб. серебром"(14). Относительно даргинцев: "...всякий жених при женитьбе отделяет кусок земли (ценою от 100 до 200 рублей) для невесты на случай, если впоследствии прогонит ее"(15).
У лакцев в качестве "махр" вносили от 30 до 90 рублей (в зависимости от селения) или отводили земельный участок в 1 дачIу(16).
Можно предположить, что у кумыков, так же как и у ряда народов Средней Азии и Казахстана(17), "кебингьакъ" в прошлом имел гораздо меньшее значение, чем калым, возник он, вероятно, после завоевания арабов и распространения мусульманской религии, являясь одним из установлений шариатского права(18). У аварцев он был развит сильнее и распространен больше, чем калым (в исследуемое время), у кумыков же, напротив - меньше. У одних кумыков (кайтагских) "кебингьакъ" чаще всего выделяется за счет некоторого сокращения калыма, у других он существовал независимо от калыма. В сознании старожилов повсеместно "ке-бингьакъ"- это сумма, которая остается неоплаченной.
После всех имущественных договоров назначался день официального обручения невесты - "гелешмек". Обручение по своей форме носило характер торжественного акта осведомления родственников, близких, всех односельчан о намерении двух семей породниться, поэтому приглашались не только родственники, но и многие односельчане. После него отказаться от брака без веских на то причин не могла ни одна из сторон.
Иногда обручение проходило и в более узком кругу. Процедура обручения зависела от положения семьи (экономического, сословного). Могли быть и некоторые другие причины, например, недавняя смерть родственника, тяжелая болезнь близкого и т. д. На обручение обычно приносили кольцо, платок. Наутро подруги или двоюродные сестры невесты шли за водой, надев платок, кольцо, принесенные сватами. Этим, во-первых, оповещалось об обручении, а, во-вторых, обнародовались подарки.
У северных кумыков имел широкое распространение обычай "хинжал байлав" - (надеть кинжал). По этому обычаю, какой-нибудь молодой родственник юноши на чьей-либо свадьбе завязывал кинжал такому же молодому родственнику девушки. Это означало, что девушка с этого дня засватана. Это практиковалось обычно между близкими друзьями. Случалось, что родителей девушки жених не устраивал и кинжал возвращали. Но чаще, если кинжал принял родной или двоюродный брат девушки, чтобы не задеть его самолюбие, соглашались выдать дочь замуж(19).
В отличие от северных у южных кумыков этого обычая не было, а был другой, который назывался "кIана байлав" (завязать платок). Если обычай "хинжал байлав" практиковался среди близких друзей, то обычай "кIана байлав"- среди близких родственников. В этом последнем случае, на свадьбе кого-то из их близких родственников по обоюдному соглашению сторон девушку приглашали на танец и во время танца на ее голову накидывали белый шелковый платок и одаривали деньгами. Это делалось в тех случаях, когда не было возможности по каким-либо причинам совершить обряд сватовства и обручения.
Дата добавления: 2015-09-09; просмотров: 102 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |