Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

II.2. Экскурсия по Акрополю

Читайте также:
  1. II.2. Grammar rules
  2. II.2. Историческая или теоретическая?
  3. III.2. Exercises for monitoring the level of formation of language skills
  4. III.2.1. Как работать в библиотеке
  5. III.2.3. Библиографическая запись
  6. III.2.4. Опыт поиска в городской библиотеке
  7. III.2.5. А книги-то все-таки надо читать? И в каком порядке?
  8. Краткая экскурсия по Eclipse
  9. нертану экскурсиясына жататын.

Пропилеи – парадный вход в Акрополь

Миновав Агору, рыночную площадь, мы обходим Акрополь с востока и движемся мимо театра Диониса вдоль его южной стены к западу. Главный вход расположен на западном склоне, так как только здесь есть наиболее удобный пологий подъем. Посетитель входит на площадку Акрополя не по центральной оси, а сбоку, и все памятники постепенно разворачиваются перед его взором. Подъем на Акрополь шел зигзагом: сначала по направлению к северному краю Пиргоса (городской башни), на которой возвышался храм Ники, а затем к центральным воротам.

Пройдя крепостные ворота, процессия поднимается к торжественному парадному входу – Пропилеям, которые построил архитектор Мнесикл в 437-432гг. до н.э.

Первоначально сюда вела 80-метровая тропа. В 1 веке, во времена правления императора Клавдия, римляне, для удобства восхождения, выстроили на этой тропе ступени.

Пропилеи представляют собой два дорических портика4 (портик – крытая галерея, перекрытие которой опирается на поддерживающие её колонны) пентелийского мрамора. Один портик обращен в сторону города, другой выходит на вершину Акрополя. Потолки обоих портиков имели внутри украшения, представляющие собой квадратные кессоны5, выкрашенные золотыми звездами по синему фону.

В месте резкого повышения крутизны акропольского холма, была выстроена еще одна составная часть Пропилей – поперечная стена с пятью проходами в ней и в древности был украшен двумя конными статуями Диоскуров. Центральный проход предназначался исключительно для торжественных мероприятий. Здесь проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. В обычные дни его перекрывали запертые бронзовые ворота. А боковые проходы предназначались для пеших граждан и были открыты в обычные дни. Ионические колонны соседствуют здесь с дорическими: между двумя крупными дорическими портиками - западным и восточным (высота колонн 8,81 и 8,57 м) в закрытой части сооружения установлены два ряда по три штуки ионических колонн. Здание Пропилей не было симметричным (за исключение центральной его части – входа). По сторонам западного портика располагались неравные по размерам павильоны – крылья Пропилей. В более крупном крыле находилась картинная галерея Пинакотека, меньшее же было отдано под библиотеку. В здании Пинакотеки - картинной галереи демонстрировались портреты героев Аттики (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине). В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами. Ещё на рубеже III—II вв. до н. э. был составлен первый каталог этой пинакотеки, автором которого был Полемон Илионский.

Храм Ники Аптерос – «великое в малом»

Храм Ники миниатюрный по внешним размерам: он едва больше, чем средняя комната в наших современных домах. Но какая стройность. Великое в малом. Д. Мережковский.(5)

Справа от Пропилей на Пиргосе - на том самом высоком выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев, входящий в гавань, корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит - был сооружен маленький, легкий и изящный храм ионического ордера6, прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники. Проект храма предложил в 449г до н.э. архитектор Калликрат. Однако его осуществлению помешала разразившаяся Пелопоннесская война между Афинами и Спартой. Строительство началось только в 427г до н.э. и продолжалось шесть лет (закончилось в 421г. до н.э.)

Здание святилища возвышается на трехступенчатом постаменте, вписанном в скалу. Храм Ники – самый маленький и одновременно с этим наиболее изящное сооружение Акрополя. Строительство его было начато в 449 г., в честь победы Афин над персами. Храм выстроен в ионическом стиле, с двумя рядами колонн по двум фасадам. Это храм типа амфипростиль7, размеры его стилобата8 (основания) 5,4 Х 8,14 м, колонны высотой 4 м. Трехчастный антаблемент9 и колонны10 - классический пример греческого ионического ордера, хотя пропорции колонн несколько утяжеленные. В отделке храма монументальность сочетается с тонкой и богатой пластикой. Со всех сторон фриз храма богато украшен батальными сценами побед греков над персами и фигурами греческих богов – Зевса, Афины и Посейдона. Окружающая храм скала также была убрана множеством барельефов11, самый знаменитый из которых – Ника, завязывающая сандалии. Сюжет говорит о том, что богиня чувствует себя как дома. Сегодня этот барельеф, вместе с другими изображениями, можно увидеть в музее Акрополя.

На массивном выступе акропольской скалы легкий, воздушный храм Ники Аптерос поставлен так, что своей белизной он вырисовывается не на фоне других архитектурных сооружений, а на фоне синего неба. Это хрупкое, похожее на изящную мраморную игрушку здание, как будто улыбается само и заставляет улыбаться многочисленных посетителей Акрополя.

Статуя Афины Промахос – символ возрождения города Афины и его непреклонной воли к победе

После того, как участники панафинейских процессий проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари12 и дары богам — статуи, стелы13. Прямо перед собой, чуть левее дороги, на постаменте они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы).

В 480—479 годах до н. э. персы захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города, в том числе и храмы на вершине Акрополя. Их развалины долго сохранялись как память о нашествии врага. И первым памятником, воздвигнутым среди этих руин, стала колоссальная статуя богини мудрости и справедливой войны - Афина-Воительница Фидия(465-454гг. до н.э.). Ее воспринимали как символ возрождения города и его непреклонной воли к победе. Скульптура не сохранилась, скорее всего, она была переплавлена, и потому известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах, а также по описанию Павсания в «Описании Эллады».

Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Ее голову увенчивал шлем, ниспадающие складки одежды подчеркивали монументальное величие фигуры.

Девятиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех концов города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце золоченый кончик ее копья и гребень шлема, и они служили им ориентиром. В XIII веке статую уничтожили в Константинополе (куда ее перевез один из правителей Восточной Римской империи) суеверные рыцари-крестоносцы.

Парфенон – главный храм Акрополя

Так возник храм, выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя Андрэ Боннар (6).

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Парфенон словно вырастает из земли, являясь неотъемлемой частью окружающего ландшафта: гор, моря. Архитекторы учли законы человеческого зрения и, чтобы создать впечатление безупречной стройности и гармонии, сделали все линии храма слегка выпуклыми. Все плоскости храма изгибаются, слегка круглятся, колонны наклоняются внутрь, расстояния между ними различны, хотя кажутся одинаковыми, угловые колонны более массивны и ближе придвинуты к соседям, иначе при ярком солнце они казались бы более тонкими. Подобная нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания называется курватура14. Совершенные пропорции храма, сопоставимые с фигурой человека, прекрасная соразмерность всех его частей создают впечатление безупречной красоты. Это великолепное воплощение меры и гармонии. Строгий и величественный Парфенон имеет внушительные размеры: 69,5м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн -10,5м. Освящен храм в 438г. Парфенон представляет собой дорический периптер15, окруженный 46-ю колоннами, с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (основании)— трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был когда-то покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,5 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр.

План Парфенона основан на известном отношении длины к ширине, которое определяется диагональю четырёхугольника. План Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом16 был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму).

Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом17, западный — постикумом18. Внутри здание разделено на две неравные части. Целла,(наос) главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества, располагавшаяся с востока, имела длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому её часто называли Гекатомпедон (стофутный храм). Два ряда дорических колонн (по 9 в каждом) заканчивались у стены поперечным рядом с тремя дополнительными колоннами и образовывали три нефа (вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов), средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве19 первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе на высоком постаменте стояла знаменитая 20-метровая статуя Афины работы Фидия (12м высота статуи, 8м – высота постамента). Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма Парфенон. Над статуей был устроен гипефр20. В центре целлы29 на высоком постаменте, окруженная двухъярусной колоннадой, имевшей букву «П» стояла 12-метровая статуя Афины-Девы, Афины-Парфенос (20м вместе с постаментом), последняя работа того же Фидия. Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах, а также по описанию Павсания в «Описании Эллады».

«Богиня, одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанной тройным гребнем со сфинксом и крылатыми конями стоит прямо, протягивая в правой руке изображение богини победы Ники. Прекрасное, классически правильное, спокойное и ласковое, полное достоинства лицо богини, обрамленное локонами, оживлено легкой, нежной улыбкой». Чубова А. (8)

Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть деревянная основа, покрытая слоновой костью и золотом, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины (2000кг), а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. На голове Афины был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Горгоны. В правой руке Афина держала двухметровую статуэтку богини победы Ники, в левой – щит, диаметром 5 метров. На щите с наружной стороны была изображена битва греков с амазонками. С внутренней стороны, по всей вероятности выложенной пластинками слоновой кости, росписью – сцена борьбы богов с гигантами. У левого плеча – копье. У ног Афины сова – символ мудрости, а слева змей, олицетворяющий Эрефея – древнейшее божество Аттики. Величественно ниспадающие складки ее одежды напоминали желобки стройных колонн – каннелюр30. На рельефе щита богини Фидий среди богов изобразил себя и Перикла, что вызвало негодование его противников, которые сочли подобное действие святотатством. Кроме того, они обвинили мастера в краже золота при работе над статуей и заточили Фидия в темницу, где великий скульптор и умер. Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф. Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия (схватка лапифов с кентаврами).

На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины. Перед статуей Афины был устроен небольшой бассейн, чтобы испарения воды не давали пересыхать слоновой кости.

Статуя стояла в Парфеноне вплоть до V века н.э, когда была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара.

Именно здесь у статуи Афины Парфенос и заканчивалось торжественное шествие передачей жрецам одежды «пеплос» для богини.

 

В опистодоме21 (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину), западной части храма, стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Афинского (Делосского) морского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.

Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде22, фронтонам23, фризам и метопам24 - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Древние архитекторы, видимо, принимая во внимание равновесие асиметричных объемов, расположили Парфенон не прямо напротив Пропилей, а немного южнее. Поэтому фасад Парфенона воспринимается с угла, так что видны его и западная, и северная сторона.

Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление об его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены.

Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению — и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас.

Парфенон «…бывает, в зависимости от дневного освещения или от часов дня, то темно-коричневым, то серым, почти черного оттенка. Он становится розовым в вечерней дымке или даже палевым со светло-коричневыми пятнами. Он никогда не бывает белым. Если он бывает белым, то наподобие старинной кожи, с коричневым оттенком». (7)

Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Колонны сложены из барабанов, скреплённых между собой деревянными пробками и шкворнями.

Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами25. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалось грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу. В самом низу лежали ортостаты26 — большие квадры, на которых уже располагаются гораздо меньшие камни, составляющие регулярную кладку. По горизонтали блоки соединяли железными скрепами, вставлявшимися в пазы и заливавшимися свинцом. По вертикали связь осуществлялась при помощи железных штырей.

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх, велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы дорического фриза, сплошной ионический фриз, скульптуры в тимпанах27 фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос (Девы).

Дорический (внешний) фриз Парфенона. Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного28 фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битва греков (лапифов) с кентаврами, на юге — амазономахия (битва афинских героев с амазонками), на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, в которых богиня Афина принимала непосредственное участие, и разрушение Трои, на севере — гигантомахия (битва богов с гигантами). Перед зрителями проходят разнообразные моменты борьбы: то могучий обнаженный юноша с развевающимся за спиной плащом сжал шею кентавра, готовясь нанести ему удар, то противники сплелись, вцепившись друг другу в горло, то в дикой ярости пляшет кентавр над безжизненным телом поверженного героя.

Сохранилось 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть — с восточной стороны.

Ионический фриз Парфенона. Финал замечательной скульптурной симфонии – рельефный зофорный фриз Парфенона, который огибал все здание. На мраморной ленте, барельефе, длиной 160м и высотой 1м, являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие жителей Афин к Акрополю в последний день Великих Панафиней. Он опоясывал внешнюю сторону целлы и опистодома поверху (на высоте 11 м от пола) и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. Начало фриза – сборы к шествию – расположено над западным фронтоном, так как шествие Больших Панафиней приближалось к Парфенону с западной стороны. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. Далее процессия обтекала храм с северной и южной сторон, при этом шествие как бы разворачивалось перед глазами зрителей. Шествуя мимо колоннады, афиняне могли видеть на стене храма изображение такой же процессии. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными. Празднество заканчивалось на восточной стороне. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками «пеплос». Рядом стоят важнейшие люди города. На плитах фриза движение начинается с юго-западного угла и направляется двумя потоками, которые сливаются на восточном фасаде. Так великий Фидий перенес на стены храма реальное событие из жизни города.

Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) — в Афинах.

Фронтоны Парфенона. В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обходят эту часть храма обыкновенно стороной. Павсаний — основной источник в подобных вопросах — упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки французского художника Дж. Каррея, датируемые 1674 годом, которые дают достаточно много информации о западном фронтоне. Восточный же уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов — это по большей части лишь догадки.

Восточная группа изображала рождение Афины из головы Зевса. Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно, Гелиосом. Перед ним сидит Дионис, затем — Деметра и Кора. За ними стоит ещё одна богиня, — возможно, Артемида. С севера до нас дошли три сидящих женских фигуры — так называемые «три фаты» - мойры, — которых иногда рассматривают как Гестию, Диону и Афродиту. В самом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, это Никс или Селена. Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо — в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса и Афины, за которыми помещались фигуры Гефеста и Илифии, богини-покровительницы, помогающей во время родов. Скорее всего, там находились остальные олимпийцы и, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев Посейдону. Таким образом, Фидий не только иллюстрировал миф, но и подчеркнул универсальное значение происходящего события, включая в композицию фронтона как бы мироздание. Треугольник фронтона в этом смысле уподоблялся небосводу, охватывающему землю, на котором полет божественных колесниц создает ощущение круговорота суток, включивших в себя чудо рождения Афины.

На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. (Каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон высек из скалы соленый источник; Афина подарила оливковое дерево, которое сочли более полезным даром, и город стал носить ее имя.) Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы, вероятно, в северной — Ника, посланница богов, сбегающая по радуге, Гермес, в южной —Ирида с Амфитрионом. Сохранился мифологический персонаж Кефис – символическое изображение бога реки. Также располагались скульптуры первого царя Аттики с дочерью Пандорой, который был одним из судей в споре Афины и Посейдона. Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная аттрибуция практически невозможна. Таким образом, главная идея западного фронтона состоит в противопоставлении стихийному началу начала разумного.

До нас дошло 28 статуй: 19 в Британском музее и 11 в Афинах.

 

Прочие детали отделки. На архитраве перистиля31 висели бронзовые венки (сохранились отверстия для их крепления).

Парфенон, как и любой античный храм, был раскрашен. Тения и нижняя поверхность эхина32 были красными. Нижняя поверхность карниза33 — красной и синей. Кессоны перекрытий колоннады, сделанные из мрамора, красились в синий, красный и золотой (или жёлтый) цвет. Скульптуры также была ярко раскрашены.

Известный писатель и эссеист Петр Вайль пишет: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды - от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во: сыр, облитый портвейно м»(9).

 

Эрехтейон – последняя по времени постройка Акрополя.

За статуей Афины Промахос (Воительницы) на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, рядом с храмом, в открытом дворике святилища нимфы Пандросы, ставшее символом Афин. Внутри самого храма эллины обнаружили следы трезубца Посейдона. Предание гласит, что оливковое дерево сгорело во время устроенного персами пожара Акрополя, но после освобождения города, успешно возродилось.

Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.
Эрехтейон - последняя по времени постройка Акрополя (421-405 гг. до н.э. Архилох и Филокл, построенный после смерти Перикла). Этот несимметричный храм был сооружен во время Пелопоннесской войны в духе ионийских традиций из пентелийского мрамора. Он расположен весьма живописно рядом с Парфеноном, напротив северного его фасада. Противопоставление изящного, лирического Эрехтейона и мужественного, парадного Парфенона является одной из самых ярких черт композиционного решения ансамбля.

Храм имеет небольшие размеры (11,63 Х 23,5 м по стилобату). Он поражает легкостью форм и особой изысканностью декоративной отделки. Необычной для всего комплекса выглядела архитектура Эрехтейона, особенно его разноуровневая планировка, учитывающая особенности рельефа местности. С трех сторон сооружение украшали расположенные на разной высоте портики. Один из портиков посвящён Посейдону, а другой – Афине. С какой бы стороны мы не подходили к храму, ото всюду он встречает нас новой, неожиданной композицией фасада, ассиметрией углов. Шестиколонный портик с восточной стороны и четырехколонный с северной решены в ионическом ордере. Фриз выложен из темного элевсинского мраморовидного известняка, на фон которого наложены высеченные из белого мрамора рельефные скульптуры. Одним из портиков, дошедший до наших дней Портик кариатид с южной стороны. Он считается усыпальницей двух мифических афинских царей – Эрехтея и Кекропа. Роль колонн здесь выполняют коры – фигуры девушек. Статуи кариатид органически сочетаются с архитектурой. Они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма. Ниспадающие складки их одежд напоминают каннелюры колонн. Кажется, что они медленно движутся навстречу величественному храму Парфенону. Скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, служили опорой для перекрытия южного портика Эрехтейона. Весьма вероятно, что имя свое они получили от женщин Кареи (древнего города Аркадии в Пелопоннесе), которые, как предполагается, были моделями скульптурных изображений. Во время турецкого владычества кариатид называли окаменевшими принцессами или девами крепости. Согласно преданию, когда лорд Элгин похитил одну из кариатид вместе с рядом скульптур Парфенона, оставшиеся пять стенали каждую ночь, оплакивая утрату сестры. Как бы не относиться к легенде о слезах кариатид, несомненно, что они прекрасны, неповторимы и незабываемы.

Западная часть храма посвящена Посейдону, а более высокая восточная – Афине Полиаде. Именно здесь хранилось старейшие изображение богини из дерева. По легенде, эта скульптура упала на территорию Акрополя с небес. Первоначально именно этой деревянной Афине, предназначались ритуальные одеяния «пеплос», приносимое во время празднования дней, посвященных покровительнице города.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

I.1. Объяснение выбора темы. Цели и задачи работы | V. Приложение №1.Тезаурус архитектура Афинского акрополя | Постикум - то же перестиль, галерея, перистаса, стоя, ардхамантапам, проход. | Ортостат - вертикальные плиты нижней части каменной стены. Иногда на ортостате выполняются скульптурные рельефы. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав