Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Борьба афинян с попытками восстановления власти аристократии

Читайте также:
  1. B) Писание, место власти Божией, источник надежды
  2. D) Два типа власти: власть господствующая и власть послушания
  3. А) Вера - врата для власти Божией
  4. А) подтверждает ограничение королевской власти в пользу парламента;
  5. А) Предварительные размышления о природе власти
  6. А. Борьба на уровне «низового» противодействия либеральным метастазам во властных структурах
  7. Антифеодальная борьба крестьян в XVII в.
  8. Б) Два библейских текста, относящихся к вопросу о власти: гора искушения и гора отправления на проповедь
  9. Безумный вождь почему-то решил, что после организованного им внезапного и потрясения рухнет система государственной власти Японии!
  10. Бой под Крутами: героическая смерть и безответственность власти

(М. N. Tod, I2, № 12)

 

Приводимая надпись была сделана на каменном основании памятника, воздвигнутого афинянами в честь победы над беотийцами и халкидянами в 506 г. до н. э. Последние пытались вместе со спар­танцами свергнуть в Афинах возглавлявшееся Клисфеном демокра­тическое правление и восстановить олигархическое правительство Исагора. В плен попало много беотийцев и халкидян, которых афиняне отпустили лишь за большой выкуп—по две мины за человека. На десятую часть этих выкупных денег афиняне сделали квадригу— бронзовую четверку лошадей и посвятили ее Афине Палладе (см. Геродот. История. V. 77).

Мощью железных оков усмирили надменность соседей

Дети афинян. В боях славных минувшей войны

Всех одолев беотийцев и с ними халкидян, Палладе

Этих воздвигли коней в счет десятины ее.


[1] Т. е. после Килóновой смуты в конце VII в. до н. э.

[2] Некоторые из древних авторов (Плутарх, Солон,13) считали, чтошестидольники выплачивали хозяевам земли 1/б урожая. Однако такое объ­яснение противоречит утверждению всех источников о тяжелом положении шестидольников. Поэтому большее доверие вызывают авторы византийских словарей Фотий, Гесихий и др. Последние считают, что шестидольники на­зывались так потому, что % урожая отдавали хозяевам земли.

[3] С.И. Радциг считал, что потомки Кóдра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Другие ученые понимают это место как указание на то, что архонты стали выбираться не только из потомков Кодра.

[4] Аристократический совет на холме Арея — Ареопáг пополнялся бывшими архонтами и был закрыт для людей простого происхождения. До Солона назначением архонтов ведал Ареопаг (Афинская Полития, 8, 2), таким образом, пополнение Ареопага шло путем кооптации.

[5] Утверждение, что Солон издал законы до сисахфии, противоречит гл. 10 (см. ниже), поэтому некоторые ученые считают эти слова позднейшей вставкой.

[6] Обе версии, и «демократическая» и «аристократическая», по-види­мому, позднейшие домыслы V-IV вв. до н. э. Скупка земли не могла иметь места до того, как Солон законом о завещаниях сделал возможным отчу­ждение родовой собственности. Особенно ясна подложность «демократи­ческой» версии в рассказе Плутарха (см. ниже Плутарх. Солон. XV).

[7] Священный камень, у которого приносили присягу, тоже находился на агоре.

[8] Слова «каковое деление было ираньше» неясны. Возможно, что деление по имущественному признаку существовало в_навкрариях для сбора средств на постройку кораблей.

[9] Мерой для зерна в Аттике был медúмн -около 52 л., для вина и масла - метрéт - около 39 л.

[10] Дифилов - т. е. сын Дифила. Самый размер этого стиха, состоящего из двух пентаметров, указывает на его древность, В V в. до н.э, таким размером уже не писали.

[11] Жеребьевка бобами. Черные и белые бобы находились в сосуде. Тот, кто вытягивал из него белый боб, считался избранным.

[12] В старину совет Ареопага приглашал к себе кандидата и, обсудив в своей среде его кандидатуру, назначал на каждую из должностей подходящего человека на год, после чего отпускал его.

[13] Население Аттики делилось на четыре племени (филы) - гелеонты, гоплеты, эгикореи и аргадеи

[14] «Город» - имеется в виду Акрополь, где находилась городская госу­дарственная казна.

[15] Чрезвычайное заявление (исангелия),касающееся безопасности го­сударства, должно было разбираться немедленно.

[16] Закон о наследстве см. ниже: Плутарх. Солон. XX.

[17] Проведенная Солоном мера привела к обесценению монеты приблизительно на 27%.

[18] Раньше, как и в странах Древнего Востока, талант равнялся минам 60 минам.

[19] Имеется в виду прежде всего передел земли.

[20] Здесь в интересах уточнения текста вносится поправка к переводу С.И. Радцига. В последней строке слова «худым и благородным» заме­нены словами «простым и знатным людям».

[21] Орудие погонщика; здесь бразды правления.

[22] Текст этого стиха испорчен. Перевод дается по общему смыслу.

[23] Речь идет о событиях начала VI в. до н. э.

[24] Вероятнее, что они сами получали шестую часть.

[25] Типичное для Плутарха неумение разобраться в экономических вопросах: совершенно ясно, что если должники платили обесцененной монетой, то они выигрывали, а кредиторы проигрывали.

[26] Название, безусловно, позднего происхождения. Термин «хреокопиды» возник, по-видимому, по аналогии со словом «гермокопиды» - раз­рушители герм - не раньше 415 г. до н. э. Приводимая Плутархом версия о злоупотреблениях, возникших в связи с денежной реформой Солона, но­сила ярко выраженный аристократический характер. Это видно из того, что названные Плутархом мошенники все были предками вождей демо­кратов конца V в. до н. э., т. е. времени, когда эта легенда могла возник­нуть. Кóнон - родоначальник семьи, из которой происходил известный афинский флотоводец, потомком Клиния был Алкивиад, Гиппоник - пре­док Каллия.

[27] Характерное для Плутарха отсутствие интереса к политическим во­просам. Ясно, что цитируемый им закон об амнистии исключает предпо­ложение, что Ареопаг был организован Солоном.

[28] По предположению У. Вилькена, уравнение стоимости медимна хлеба с овцой и драхмой учитывалось не только при жертвоприношениях, но и при опре­делении имущественного разряда.

[29] В сочинениях Аристотеля термин «демократия» означает такой го­сударственный строй, при котором господствуют неимущие слои свобод­ного населения — «чернь». Наилучшим строем он считает строй, при ко­тором политические права граждан зависят от имущественного ценза. Этот строй Аристотель называет «политией».

[30] Названия этих групп происходят от наименований частей Аттики. Парáлия - прибрежная область, жители которой занимались главным образом торговлей, мореходством и ремеслом. Педиáки - жители Педиóна - плодородной равнины, где были расположены земли аристократов. Диáкрия - малоплодородная гористая область, каменистую почву которой об­рабатывали наиболее бедные крестьяне.

[31] Аристотель отрицательно относится к проводившейся тиранами политике увеличения числа граждан и считает ее противозаконной.

[32] Вопрос о времени упоминаемой Аристотелем воины с Мегарами вызывал споры уже в древности. Согласно сообщению Плутарха (Солон, VIII), эта война велась из-за Саламина и была начата по инициативе Солона. Аристотель (Афинская Полития. 17,2)возражает тем писателям, на сообщениях которых основывается Плутарх: «Вздором являются рассказы тех, которые утверждают, будто Писистрат был любимцем Солона и предводительствовал в войне с мегарцами из-за Саламина. Это несовместимо с возрастом их обоих». Доводы Аристотеля кажутся убедительными. Некоторые ученые считают поэтому, что Писи­страт участвовал не в войне с Мегарами за Саламин, а в упоминаемой Ге­родотом (История, I, 59) войне за гавань Нисею. Однако это предположе­ние противоречит содержанию приводимой ниже надписи о выведении афинской клерухии на Саламин, свидетельствующей о том, что заселение, а стало быть, и захват Саламина произошли в годы, когда проводилась по­литика Писистрата. Поэтому многие ученые относят войну за Саламин ко времени после реформ Солона, а сообщение Плутарха, что Солон пришел к власти в связи с этой войной, считают легендой. Если принять это пред­положение, то война, которая, по словам Аристотеля, прославила Писи­страта, вполне могла быть войной за Саламин.

[33] Плутарх (Солон. XXX) сообщает, что отряд телохранителей насчитывал 50 человек. Геродот (История, I, 59) подчеркивает, что телохранители были не копейщиками, а дубинщиками. Вероятно, это были беднейшие крестьяне, которые не могли приобрести более дорогого, металлического оружия.

[34] Архонтство Комея датируют 560 г. до н. э., а реформы Солона— 594 г. до н. э. По-видимому, в текст Аристотеля вкралась ошибка и надо, читать не «на тридцать втором», а «на тридцать четвертом».

[35] Если Солон действительно дожил до тирании Писистрата (ср. Плу­тарх. Солон, XXX), то это подтверждает возможность участия Писистрата в войне за Саламин.

[36] В 555 г. до н. э.

[37] Вопрос о том, изгонялся ли Писистрат дважды, является спорным. По сообщению македонского писателя II в. до н. э. Полиэна (1, 21), Писи­страта изгоняли только один раз. Многие ученые считают, что рассказ о вторичном изгнании — результат существования в источниках двух различных версий об одном и том же событии (дубликация).

[38] Объясняя причины разрыва с Мегаклом, Аристотель следует Геро­доту (История, I, 61). Однако главную роль играли, несомненно, не лич­ные причины, а ориентация Писистрата на мелких крестьян-диакриев, нано­сившая ущерб интересам паралиев, вождем которых был Мегакл из рода Алкмеонидов.

[39] Воины во время остановок обычно клали тяжелые щиты на землю, а рядом втыкали копья. Подойдя по просьбе Писистрата к Акрополю, они оставили оружие на месте первоначальной остановки.

[40] Предлагаемое здесь Аристотелем объяснение было широко распро­странено в древности, но едва ли может считаться правильным. Поддерживая крестьянство, Писистрат прежде всего стремился создать для своего режима социальную базу, а не отвлечь народ от занятий политическими вопросами.

[41] Сыновья Писистрата снизили размер налогов вдвое (см. ниже Фукидид. История. VI. 54).

[42] Суды по демам, т. е. суды на местах, были созданы в интересах кре­стьян, с тем чтобы избавить их от необходимости ездить судиться в Афины. Аристотель (Афинская Полития. Гл. 53) сообщает, что вначале судей было 30, а потом - 40. Решению судов по демам подлежали дела, в кото­рых сумма иска не превышала 10 драхм.

[43] Лишение гражданской чести ставило человека вне закона.

[44] Весной 527 г. до н. э.

[45] «Нечестивым» род Алкмеонидов считался за участие в так называе­мом Килóновом грехе. Во второй половине VI в. до н. э., в период господ­ства родовой аристократии, Килóн захватил афинский Акрополь, пытаясь стать тираном. Аристократы, возглавляемые Áлкмеонидом Мегаклом, пере­били искавших спасения у алтаря сторонников Килона. По представлению древних, грех тяготел не только над виновником кощунства и его потом­ками, но и над всеми их согражданами. В политической борьбе VI-V вв. до н. э. неоднократно поднимался вопрос о проклятии, тяготевшем над Алкмеонидами. Противники этого богатого и влиятельного рода разжигали религиозные чувства афинян, стремясь добиться изгнания Алкмеонидов из города.

[46] Из сказанного ниже видно, что прошло примерно10 лет.

[47] О дружбе Писистрата с правителями Аргоса см.: Аристотель. Афин­ская Полития. 17. 4.

[48] Надпись дошла в сильно поврежденном виде. Не сохранилось цели­ком ни одной фразы. Дополнение второй фразы сделано С. Я. Лурье на основании сходной надписи IV в. до н. э. о выведении клерухии на Лéмнос. Эта клерухия возникла в VI в. до н. э., и там тоже закон запрещал «продавать, менять, закладывать и сдавать в аренду землю, исключая слу­чай, когда клерух не в состоянии исполнять свои гражданские и военные повинности»).

[49] Это утверждение расходится с приведенным выше высказыванием Аристотеля (см. «Афинская Полития». 16. 7); по-видимому, оно правильно, так как подтверждается и Фукидидом (см. «История». VI. 54). Падение тирании в Афинах нельзя объяснять «надменностью» сыновей Писистрата. Причиной смены правления были социальные и политические процессы, происходившие в Афинах.

[50] Имя Гегесистрата больше нигде не упоминается. Противопоставле­ние детей жены Писистрата детям от аргивянки вызвано тем, что, с точки зрения древних, брак с иностранкой не был законным. Прозвище младшего сына - Фессал, вероятно, указывает на широкие международные связи Писистрата.

[51] На основании этого сообщения Аристотеля нельзя еще утверждать, что налоговый гнет при Писистратидах был усилен. Основная тяжесть, введенных Гиппием поборов, ложилась на состоятельную часть населения.

[52] В «Афинской Политии» (16, 4) указано, что подать равнялась) 1/10 доходов. По-видимому, после смерти Писистрата. подать была умень­шена вдвое.

[53] По представлениям греков, герои в отличие от простых лю­дей попадают после смерти не в Тартар, а на острова блаженных. Там в вечной радости пребывают участники Троянской войны Ахилл и Диомед Тидид (сын Тидея).

[54] Аристотель говорит о времени после убийства Гиппарха и казни заговорщиков.

[55] Сообщение Аристотеля показывает, что знать наиболее враждебно относилась к Писистратидам. Характерно, что и после убийства Гиппарха тирания была настолько сильна, что могла противостоять даже вражеским вторжениям.

[56] Алкмеониды постарались привлечь насвою сторону жрецов наибо­лее влиятельного святилища Греции. Взяв подряд на постройку сгоревшего в Дельфах храма, Алкмеониды добились, чтобы жрица-предсказательница (пифия) настраивала спартанцев против Афин.

[57] Намек на малоазийское происхождение Исагора (Кария - область Малой Азии). Геродот замалчивает истинную причину борьбы Клисфена, выражавшего интересы торгово-ремесленных кругов, и Исагора, связанного с опиравшейся на спартанцев землевладельческой аристократией.

[58] Геродот не указывает, что главным в реформе Клисфена было не из­менение числа и названий фил, а то, что вместо кровнородственных связей в основу клисфеновского деления был положен территориальный принцип.

[59] «Перемешав» население, Клисфен подорвал тем самым влияние знатных родов, члены которых оказались разбросанными по разным филам.

[60] Co времени Клисфена в официальных документах афинские граждане обычно указывали имя отца и дем.

[61] Наряду с демами, названия которых были взяты от местностей, где они находились, встречаются также демы, сохранившие имя преобладав­шего в этой местности рода (Бутады, Лакиады и др.).

[62] Филохор имеет в виду Совет пятисот, введенный Клисфеном.

[63] Утверждение Филохора противоречит Плутарху (см. выше Аристид. VII) и другим источникам, сообщаю­щим, что число 6 тысяч было необходимым «кворумом» Народного Собра­ния в Афинах и что для изгнания остракизмом было достаточно получить простое большинство при голосовании, в котором участвовало не менее 6 тысяч.

[64] Черта Гереста проходила, по-видимому, недалеко от границ Афин на восток от Аттики. Неясно, означает ли это ограничение запрет подходить к Афинам или изгнанникам запрещалось переходить эту черту и прибли­жаться к границам Персии.


Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Фукидид. История. П. 15. 1-6 | Социальная борьба и государственный строй Аттики в VII в. до н. э. | Законы Драконта | Аристотель. Афинская Полития. 5-12 | Плутарх. Солон. XIII-XXIV. | Аристотель. Афинская Полития. 13. 4-17, 1 | Геродот. История. I. 59-64 | Аристотель. Афинская Полития. 19 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2021 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав