Читайте также:
|
|
С конца 13 – нач. 14 вв. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому центризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремление к земному счастью. Реализация человечности предполагает освоение достижения культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению многоликим богатством древней философии. Вновь и по иному открываются Платон и Арестотель, а также неоплатоники, стоики, эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в историческом контексте. Ренессанс – это прежде всего свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизменных истин. Вместо надындивидуального понятия истины самой личности предоставляют возможность и право решать, что истинно, а что нет. Древние философы принимаются скорее как союзники, чем “высшая инстанция”. Ученые, философы уже выступают не как представители закрытой школы, но как отдельные исследователи. Этому соответствовали новые формы философского объяснения, индивидуального стиля литературной обработки. Как реакция на схоластическую измельченность и сложность повсеместно наблюдалось стремление к более понятному изложению. Против прежнего схематизма и априористических спекуляций больше учитывается реальность, внимание сосредотачивается на вопросах, которые имеют практическое значение и пользу.
Уже Данте Алигьери (1265 – 1321) в своей знаменитой " Комедии ", названной позднее " Божественной ", писал, что из всех проявлений Божественной мудрости, человек – величайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку, как к некому чуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохраняется и становится определяющим. Поэтому своеобразным девизом, символом Эпохи Возрождения можно считать слова, почерпнутые мыслителями этого времени в античных произведениях и ставшие крайне популярными в XIV – ХVI вв. — “Чудо великое есть человек”.
Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности – материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше, чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела – одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других выдающихся художников и скульпторов изображение человека, как существа плотского, телесного и красивого в своей телесности становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход к изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями средневекового художественного творчества.
Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека – физического и духовного. В те времена считалось, что наиболее полно духовный мир развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти области человеческого знания и творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самих преподавателей истории, литературы, философии, риторики -- гуманистами (от итальянского "humanista" - человечность. Позднее термин " гуманизм " приобретает более широкое значение. В науке до сих пор продолжаются дискуссии о значении этого термина и какого – то общепризнанного определения понятия " гуманизм " не существует. В общем смысле гуманизм это стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей человеческой личности, а также условий для достойной человека жизни.
Идеи гуманизма впервые наиболее ярко были выражены в Эпоху Возрождения, поэтому мыслители того времени стали называть гуманистами, а период XIV -- XVI вв. не редко именуют также Эпохой Гуманизма. А вообще с тех пор гуманизм существует как одно из направлений общественно - политической и философской мысли. Гуманистическую направленность можно выделить в различных конкретных философских и социально - политических учениях разных времен и разных авторов.
Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании проблемы Бога мыслителями Ренессанса. Вместе с антропоцентризмом на смену теоцентризму приходит пантеизм. Пантеизм - это философское учение, которое признает слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила. По сути дела мыслители - пантеисты уже обожествляли саму природу, считая, что божественная сила как бы разлита в природе, в том числе присутствует и в самом человеке.
Подобное отношение к идее Бога сказалось и на отношении церкви. Гуманисты не были атеистами. Однако многие из них критически относились к церкви, считая, что официальная римско-католическая церковь неправильно трактует понятие Бога и, следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. Поэтому для Эпохи Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикализм - это критика церкви, взявшей на себя обязанности обеспечить верующим общение с Богом. Антиклерикальные идеи проявились во многих произведениях XIV - XVI вв. Например, знаменитый " Декамерон " Джованни Боккаччо буквально наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов, священников, церковных деятелей вообще.
Новое понимание идеи Бога, критическое отношение к официальной церкви повлияло на то, что в Эпоху Ренессанса начинается резкая критика официального католического вероучения. С точки зрения гуманистов, схоластическая философия совершенно неверно трактует важнейшие религиозные проблемы. В первую очередь, принижается роль научно - философского знания, ибо благодаря Фоме Аквинскому наука, по мнению гуманистов, превратилась всего лишь в служанку теологии. Именно в это время принципы и методы познания античной философии возводятся гуманистами в абсолют.
С другой стороны, в томизме не придается значение иным, более таинственным способом познания - магии, мистике. Гуманисты же, наоборот, видели в античной магии и мистике важнейшие средства постижения Божественных истин. Магию и мистику они считали чуть ли не высшими формами научного знания. Поэтому возрождение интереса к античной культуре сопровождалось и возвращением интереса к античным религиозно-мистическим учениям.
В XIV в. на латинский язык переводятся и становятся крайне популярными сочинения древних мистиков - Гермеса Трисмегиста, Зороастра и Орфея.
Очевидно, что гуманисты не отказываются полностью от идеи Бога, создателя Вселенной, но значительно изменяют трактовку данного понятия. Понятие Творца отождествляется с понятием Природы, устроившей мир наилучшим образом. Божественность и тварность природы человека не отрицается, но рассматривается гуманистами в натуралистическом ключе. Иными словами, замена идеи единого Бога понятием единой природы в философской мысли эпохи Возрождения позволяет рассматривать человека прежде всего как существо земное, в котором гармонично сочетаются телесность и духовность как равно созданные природным началом, тогда как средневековые концепции человека отдавали приоритет его духовной, причастной трансцендентному Богу, ипостаси.
Особенное значение в данном контексте приобретает этическое знание как знание, наиболее последовательно и тесно связанное с практической деятельностью индивида, регулирующее и направляющее ее. Мораль рассматривается в непосредственной связи с природой, как социальный механизм, созданный ею. Если основной характеристикой морали в Средневековье была ее теономность и «служебное» по отношению к религии положение, то в философской мысли Возрождения мораль приобретает независимый статус, более того, сквозь призму представлений и надлежащем рассматривается фигура самого человека. Следует, однако, заметить, что понятие надлежащего интерпретируется не столько через его соотнесенность с идеалом, сколько через интерпретацию сущности индивида, понимания его главных функций – надлежащее как то, чему должно следовать в соответствии с собственной природой.
Произошедшая смена акцентов в истолковании проблемы человека дает импульс к дальнейшему развитию эвдемонистических идей. Если в средневековой морали проблема сущего и должного решалась в достаточно строгих рамках христианского вероучения, то в ренессансной мысли человек получает довольно широкий круг целевых установок, достижение которых может привести его к предельной цели – блаженству, счастью. Вместе с тем, провозглашается достаточно большое количество видов достойной деятельности, вдобавок к религиозной, в которых важной составляющей является
нравственная деятельность индивида. Так, в диалоге «Теодженио» Леон Баттиста Альберти проводит следующую мысль: счастье зависит не от фортуны или иных внешних факторов, а от самого человека, но для этого он должен приобрести неотъемлемые духовные блага и широко развить свои общественные и научные интересы. [53, 240]
В связи с произошедшей сменой в осмыслении понятий человека, природы и Бога новое звучание приобретают древнегреческие философские учения, где центральной проблемой является человек и его эмпирическое бытие. Вместе с тем, представители ренессансной мысли изменяют расстановку акцентов согласно собственным целям.
Значимой фигурой итальянской гуманистической философии XV века, одним из тех, кто «возвратил к жизни» и в значительной мере переосмысли нравственное учение Эпикура, является Лоренцо Валла. Его идеи относительно взаимодействия человека с окружающим миром, взгляды на проблемы удовольствия, страдания, достижения блага и счастья могут пролить свет на характер эволюции эвдемонистических идей в контексте ренессансного гуманизма.
Моральная философия Мишеля Монтеня
16 век в культуре и философии является началом разложения идеологии Возрождения. В особенности же это коснулось представлений о человеке. Идеал всесторонне образованного человека, стремящегося к познанию всеобщих законов и не ограничиваемый какой-либо специальной областью, терпит крах. А.Ф. Лосев,
Исследование данной ситуации, проведенное М. Монтенем, представляет нам его философские выводы относительно получившей новое звучание проблемы ценностных оснований личности. Он предлагает весьма интересную программу, в которой демонстрирует, каким образом может быть решена проблема сохранения и обоснования ренессансных ценностей.
В трудах Мишеля Монтеня (1533 – 1592) идеология эпохи Возрождения подвергается внимательному и, в достаточной степени, разностороннему изучению. Его главный труд «Опыты» («Les essais») содержит, ко всему прочему, попытку обоснования и сохранения в европейской культуре индивидуализма, как представления о ценности и уникальности человеческой личности – основы будущих идей Просвещения.
Социо-культурный контекст взглядов Монтеня обусловлен сложной политической и религиозной ситуацией, в которой оказалось французское общество второй половины 16 века. В ситуации духовного кризиса акцентирует значимость проблемы человека, проблемы противостояния личности внешним обстоятельствам, выживания в условиях государственного режима, религиозных и военных конфликтов.
В изучении оснований нравственности Монтень занимает позицию, общую, по сути, для всех гуманистов, выстраивая систему морали в контексте натурализма, заостряя особое внимание на повседневном бытии индивида. Закон поведения человека тесно связывается с законами природы, поскольку человек – существо, созданное ею и, следовательно, живущее согласно ее повелению. Однако в природе как таковой не содержится источник морали. Монтень, как и все гуманисты, обращаясь к природе, как основе нравственного поведения, лишь стремится показать, что земное бытие и удовольствие как таковое – вещи вовсе не постыдные, а естественные.
Источник морали Монтень усматривает в определенных действиях индивида. «Судьба не приносит нам ни добра, ни зла, она поставляет лишь сырую материю того и другого. Наша душа, более могущественная в этом отношении, чем судьба, использует и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной причиной и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния». В соответствии с этим, мораль не рассматривается как нечто метафизическое или внеиндивидуальное. Определение критериев добра и зла в каждой отдельно взятой ситуации зависит от самого человека, его опыта и рассудительности.
Монтень прямо пишет об относительности понятий добра и зла. Мы не можем знать подлинной сущности вещей и потому не можем утверждать, что нечто является источником зла или добра, приносит страдание или наслаждение. Это наше воображение наделяет вещи определенными свойствами. Вместе с тем, опасность релятивизма, неизбежно возникающую при таком способе определения критерия нравственного поведения, Монтень уравновешивает призывом к познанию человеком собственной природы, предоставляющему возможность разумного обоснования главных жизненных ориентиров.
Он указывает на то, что единственным помощником человека на его жизненном пути является его собственный разум, призванный руководить его желаниями. «Я не хочу, чтобы дух был пригвожден к наслаждению, чтобы он барахтался в нем»– отмечает Монтень, призывая к разумной регуляции сферы удовольствий. Он, видит в слишком сильных страданиях и наслаждениях вред для человека. Если мы хотим управлять собственной жизнью, мы, прежде всего, должны научиться подчинять свои страсти разуму. Такая ориентация стимулирует становление добродетели: разумное ограничение всех устремлений души удерживает человека от аморальности в поступках.
Связывая добродетельное поведение и удовольствие, Монтень пытается определить «естественный», близкий природе человека способ нравственного развития. Удовольствие, с его точки зрения, выступает в роли логического завершения нравственного поведения. Определенное положительное чувство возникает из сознания того факта, что мы поступаем в соответствии с правилами морали. Он стремится показать, что добровольное следование моральным предписаниям есть самый короткий и правильный путь к достижению человеком счастья.
Прежде всего, этические воззрения Монтеня сконцентрированы на бытии индивида, что определяется принципами гуманизма и антропоцентризма в ренессансной философии. Кроме того, Монтень указывает на индивидуальный опыт (в самом широком смысле) человека как на источник представлений о морали. В соответствии с этим, Монтень выдвигает требование разумного самоограничения человека, основанного на его личных представлениях о мере и его суждениях о добре и зле.
Монтень наглядно демонстрирует и обосновывает связь индивидуального и всеобщего в морали. Себялюбие, говорит он, предполагает самопознание, а самопознание указывает на наличие представлений об обязанностях в отношении других. Эта монтеневская идея предвосхищает некоторые аспекты концепции разумного эгоизма во французской философии XVIII века.
Эпоха Возрождения наиболее ярко и последовательно раскрыла фактически неограниченные возможности человека в познании и преобразовании внешнего мира, а также скрытые опасности, таящиеся в них. Внешний мир изменчив и непредсказуем. Ни государство, ни церковь, ни общество не могут никому гарантировать устойчивой опоры. Центральным звеном, основой философской рефлексии становится человек и его индивидуальное восприятие внешнего мира.
Сложившийся, таким образом, комплекс проблем, оказался в центре внимания представителей Просвещения, предложивших собственный вариант разрешения очерченных противоречий.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 222 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |