Читайте также: |
|
Основателем учения считается мудрец Джина, живший в VIII-VI вв. до н.э. Это неортодоксальное учение, не признающее Веды.
Джайнизм учит: мир материален, состоит из атомов (ану), никем не создан и существует вечно в непрерывном процессе изменения. По-разному и противоречиво объяснял джайнизм связь материального и духовного начала: с одной стороны, протяженные субстанции делятся на 2 вида – живые (джива), и неживые (аджива), с другой – душой (джива) наделяются все существа, и различие лишь состоит в количественном соотношении души и материи. Процесс «материализации» души – это постепенное замутнение светлой, всеведущей души. Тонкая материя – карма «прилипает» к душе и отягощает ее. Поскольку карма, «прилипая» к душе, есть следствие действий самой души, то судьба не фатальна. Душа обладает свободой выбора.
Человек имеет свободу выбора и должен освободить душу от страстей, гнева, гордости, ослепления, жадности. Путь освобождения – это путь знания, открывающего идущему по этому пути триратну («три жемчужины»): правильную веру, правильное познание, правильное поведение.
Падение души начинается в мыслях, приводящих к привязанности души к дурным наклонностям.
Суть правильного поведения заключена в исполнении «пяти великих обетов» (панча-махаврата), которые включают в себя простые требования морали, имеющие очень общий характер.
1. Неповреждение жизни (ахинса, или ахимса). Чтобы не погубить нечаянно малую мошку при дыхании, джайнисты дышали через марлю; чтобы не раздавить муравья или божью коровку, расчищали себе путь метелкой (за что их прозвали «метельщиками»).
2. Воздержание от лживости (сатья).
3. Воздержание от воровства (астея).
4. Воздержание от потворства своим слабостям (брахмачарья): отказ от плотских удовольствий, от надежды после смерти попасть в рай и т.п.
5. Воздержание от всех привязанностей (апариграха), т.е. физический и духовный аскетизм.
Нравственный идеал в джайнизме – святой (архат). Этот идеал осуществим каждым человеком, независимо от его принадлежности к той или иной варне, достигается личными усилиями, личным совершенствованием и нравственным мужеством. Поэтому достигший освобождения души от ее связей с материей есть победитель – Джина.
Благополучие – внешний покров жизни, нарушить его – причинить вред жизни.
Как капля росы, скользнувшая по травинке,
Длится лишь мгновение –
Так и жизнь человека.
Всегда будь настороже, Гаутама!
Ибо душу, страдающую от беззаботности,
Вихрем несет по Вселенной
Злая и добрая карма.
Всегда будь настороже, Гаутама!
Итак, отбрось все привязанности,
Будь чист, как лотос, как воды осенью.
Свободный от всяких уз, –
Всегда будь настороже, Гаутама!
(Из поучения Махавиры одному из его учеников)
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |