Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Построение разверток.

Читайте также:
  1. Вопрос 4. Деловая речь и логическое построение документов
  2. Выбор либо построение оптимального решения.
  3. ГИПОТЕЗА – еще не доказанное теоретическое построение, предположение.
  4. ГЛАВА 2. Упражнения, средства и построение тренировок.
  5. ЗАДАНИЕ 3. Построение дерева целей
  6. Задачи на построение сечений.
  7. И построение ее графика
  8. И.В.Сталин и построение социализма в СССР
  9. Идеальная модель – чисто теоретическое построение.
  10. Изучение спектра атома меди. Построение градуировочной кривой

 

Авангардизм — (франц. avant-gardisme, от авангард), обобщенное название художественных течений XX в., представители которых стремились порвать с традицией реалистического художественного образа, искали новые средства выражения.

Акрополь (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город) – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города.

Анималистический жанр – (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.

Античность (от лат. antiquus – древний) — история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Антропоморфизм – (от греч, anthropos человек и morphe вид, образ) стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.

Архитектоника – (от греч. architektonike – строительное искусство) тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, композиции круглой скульптуры, объемных произведений декоративного искусства. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. В более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектура – (латинское architectura, от греческого architekton – строитель), русское наименование – зодчество: проектирование и строительство объектов, необходимых для жизни и деятельности человека. Произведениями архитектуры являются как здания, ансамбли, так и сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.п.). Строительное искусство подразделяется на градостроительство и садово-парковое искусство. В архитектуре взаимосвязаны польза, прочность и красота. Выразительные средства архитектуры – композиция, ритм, архитектоника, масштаб, пластика, синтез искусств и др.

Базилика – (от греч. basilike – царский дом) – тип торгового и судебного здания в архитектуре Древнего Рима, позже – один из основных типов христианского храма в зодчестве Византии, Сирии, в архитектуре романского стиля и готики, Возрождения и барокко. Базилика в своей развитой форме – прямоугольное здание, внутри разделенное рядами столбов или колонн на продольные части (нефы). Более высокий средний неф освещается через окна, расположенные над кровлями боковых нефов. Перед входом в базилику обычно располагается поперечный притвор (нартекс), а в противоположном конце среднего нефа – полукруглый выступ перекрытой полукуполом апсиды. Базилика с разными по высоте нефами или с более высоким, но лишенным окон средним нефом называется псевдобазиликой.

Баптистерий – (от греч. baptisterion – купель) крещальня, помещение для совершения таинства Крещения. В архитектуре Западной Европы Баптистерий – часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, перекрытое куполом, внутри украшенное скульптурой и мозаикой.

Барбизонская школа – группа французских живописцев-пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в 1830–1860-е гг. в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта и обыденных пейзажных мотивов, передать многообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Работая над этюдом, а иногда и над картиной с натуры, мастера Барбизонской школы разрабатывали методику тональной живописи, богатой световыми и цветовыми нюансами, уделяли внимание точной фиксации непосредственных впечатлений. К Барбизонской школе были близки К. Коро и Ж. Ф. Милле, ее традиции повлияли на развитие пейзажной живописи как во Франции, так и в других странах Европы (творчество Я. Б. Йонгкинда в Нидерландах, М. Мункачи в Венгрии и др.).

Барокко – (итал. barocco, буквально – причудливый, странный) один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца XVI – середины XVIII вв. Стиль барокко воплотил новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов.

Батальный жанр – (от франц. bataille – битва) жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности.

Бытовой жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека.

Венецианская школа – одна из основных живописных школ Италии с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы – области материка, прилегающих к Венеции). Для Венецианской школы характерны преобладание живописного начала, особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению чувственной полноты и красочности бытия. Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху Раннего и Высокого Возрождения, в творчестве Антонелло да Мессина, открывшего для современников выразительные возможности масляной живописи, создателей идеально-гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне, величайшего колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие. В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины XVI в. виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом, тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания (живопись П. Веронезе и Я. Тинторетто). В XVII в. традиционный для Венецианской школы интерес к проблемам колорита в работах Д. Фетти, Б. Строцци и др. сосуществует с приемами живописи барокко, а также реалистическими тенденциями в духе караваджизма. Для венецианской живописи XVIII в. характерен расцвет монументально-декоративной живописи (Дж. Б. Тьеполо), бытового жанра (Дж. Б. Пьяццетта, П. Лонги), документально - точного архитектурного пейзажа - ведуты (Дж. А. Каналетто, Б. Белотто) и лирического, тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции городского пейзажа (Ф. Гварди).

Возрождение, Ренессанс – (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии – XIV–XVI вв., в других регионах – конец XV–XVI вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светских тенденций, гуманистическим в своей основе мировоззрением, обращением к античному культурному наследию, своего рода "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения, пронизанных пафосом утверждения красоты и гармонии мира, верой в творческие возможности человека, открытие чувственного богатства и многообразия окружающей действительности сочеталось с ее аналитическим изучением, разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. С классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа XIII и XIV вв. (Проторенессанс), раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первая четверть XVI вв.), позднее Возрождение (XVI в.). Гобелен (франц. gobelin) – вытканный вручную ковер-картина. В строгом смысле – изделие действующей поныне парижской мануфактуры, снованной как королевская в 1662 в предместье Сен-Марсель, в здании, которое до того занимали красильщики Гобелены (отсюда название). Гобелены ткались на специальных ручных станках из цветных шерстяных и шелковых нитей иногда также золотых и серебряных) методом выборочного ткачества, т.е. отдельными участками, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью. Рисунки (картоны) для гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и др. сюжетами создавали крупные французские живописцы: в XVII в.– директор мануфактуры Ш. Лебрен, в XVIIIв. – Ф. Буше, Ж. Б. Удри. Художественные качества гобеленов столь высоки, что их название было перенесено сначала на сделанные им в подражание шпалеры, а в XIX в. – вообще на любые шпалеры и даже на обивочное плотное полотно машинного производства. В XIX в. художественный уровень гобеленов резко снизился; искусство гобелена было возрождено на новой эстетической основе только в 1930–1940-е гг.

Готический стиль (готика) – (от итал. gotico, буквально – готский, т.е., относящийся к германскому племени готов), художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы и существовавший между серединой XII и XV–XVI вв. Готическое искусство, сменившее романский стиль, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным в своих основах, было соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной и своего рода сводом знаний о ней стал готический собор, смелая и сложная каркасная конструкция которого, весь художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой системой их соподчинения, выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человеческого коллектива. Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства – скульптуры и живописи (преимущественно в виде витражей). Диптих – (от греч. diptychos – двойной, сложенный вдвое) двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке; также две картины, связанные единством замысла и средств художественной выразительности

Иконография — определенная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. С помощью иконографии можно идентифицировать персонаж или сцену, а также соотнести принципы изображения с определенной религиозной концепцией. Под иконографией часто понимают совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т.д.

Икона – произведение храмового изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.

Импрессионизм – (франц. impressionnisme, от impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв., мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Ионический ордер – имеет стройную, увенчанную капителью с двумя завитками (волютами) колонну.

Искусство — это сфера творческой деятельности людей, направленная на постижение и освоение мира в художественно-образной форме. Оно удовлетворяет универсальную потребность человека воссоздавать окружающую действительность. Искусство является важнейшей составной частью культуры.

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром.

Караваджизм – направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо, итальянского художника конца XVI – начала XVII вв. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.

Классика – (от лат. classicus– образцовый) период расцвета древнегреческого искусства, охватывающий V в. до н.э. и первые три четверти IV в. до н.э. В эпоху классики сложилась система регулярной планировки города-полиса (архитектор Гипподам из Милета), высшей гармоничности и тектонической уравновешенности достигла ордерная архитектура (постройки Иктина и Калликрата), идеалы возвышенной красоты воплотились в пластике (скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, на исходе эпохи – Лисипп).

Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре XVII в. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Колорит – (итал. colorito, от лат. color – цвет) краска, применяемая в искусстве (в живописи, в использующих цвет видах графики, в некоторых типах произведений декоративного искусства), система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа.

Конструктивизм — направление в советском искусстве 1920-х гг. Сторонники конструктивизма стремились «конструировать» окружающую среду, осмыслить формообразующие возможности новой техники и таких материалов, как металл, дерево, стекло. Мещанскому эклектизму конструктивисты противопоставляли простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм.

Крестово-купольная конструкция – система перекрытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба, а к подкупольному пространству примыкают четыре крестообразно расположенных цилиндрических свода.

Культура – в данном учебнике под культурой понимается творческая деятельность людей, направленная на преобразование окружающей среды и самого человека. В соответствии с этим положением ученые обычно выделяют три ее важнейшие области – материальную, духовную и художественную.

Курос — (греч. kuros) статуя юноши атлета, обычно обнаженного, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики.

Локальный цвет в живописи – основной и неизменяющийся цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов. Понятие "локальный цвет" впервые было введено Леонардо да Винчи в его "Книге о живописи". Применение локального цвета характерно для средневекового искусства, в котором многие цвета имели символическое значение, живописи Раннего Возрождения и классицизма; локальные цветовые плоскости используются также многими направлениями искусства XX в.

Маньеризм – (итал. manierismo, от maniera – прием, манера) течение в европейском искусстве XVI в., зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать "внутреннюю идею" образа, рожденного в душе художника.

Марина – (франц. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) картина с изображением морских видов и кораблей. Как самостоятельный вид пейзажа марина обособилась в европейском искусстве XVII в. и пережила свой первый расцвет в творчестве голландских живописцев Я. Порселлиса, Х. Сегерса, В. ван де Велде и др. Среди крупнейших художников XVIII–XIX вв., обращавшихся к жанру марины – К.Ж. Верне во Франции, У. Тёрнер в Великобритании, Кацусика Хокусай в Японии. Художники, работающие в жанре марины, называются маринистами.

Мастаба — (арабском означает «скамья, лавка») гробницы сановников и вельмож, расположенные вокруг пирамиды. Прямоугольные в плане, они имеют наклонные стены, сплошной карниз на крыше и единственную «ложную» дверь. Как дворец умершего фараона был схож с дворцом фараона живого, так и мастаба была похожа на жилой дом усопшего.

Миниатюра – (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium – киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги) произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приемов. Первоначально миниатюрами назывались сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, акварелью, клеевыми и др. красками в рукописных книгах, а также инициалы, заставки рукописей и т.п. Искусство книжной миниатюры, известное уже в Древнем Египте, достигло высокого совершенства в средневековой европейской культуре, в Византии, Грузии, Армении, в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Индии.

Модерн – (франц. moderne – новейший, современный) стиль в европейском и американском искусстве конца XIX в. – 1910-х гг. В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры XIX в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика.

Нарышкинское барокко – стиль в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII вв. Примером этого стиля служат нарядные многоярусные церкви в Москве, светские строения с резным белокаменным декором и богатыми росписями внутри.

Натюрморт – (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально – мертвая природа) жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи и графики), посвященный изображению вещей, окружающих человека, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Неоимпрессионизм – (франц. neo-impressionnisme) течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г., когда его главные мастера Ж. Сёра и П. Синьяк разработали новую живописную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их последователи (Т. ван Рейселберге в Бельгии, Дж. Сегантини в Италии и др.), развивая тенденции позднего импрессионизма, стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, придав методичный характер приемам разложения тонов на чистые цвета; одновременно они преодолевали случайность, фрагментарность импрессионистической композиции, прибегали в своих пейзажах и многофигурных картинах-панно к плоскостно-декоративным решениям.

Неоклассицизм, неоклассика – общее наименование художественных течений 2-й половины XIX–XX вв., основывавшихся на следовании традициям искусства античности, Возрождения, классицизма. Возникновение неоклассицизма обусловлено стремлением противопоставить вечные эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности, создавать идеально-величавые формы и образы как антитезу стилистическому произволу и декоративной избыточности искусства XIX в. В изобразительном искусстве некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов в Великобритании, но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике мастеров немецкого неоидеализма.

Неф – (от франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутая часть интерьера романских и готических соборов и церквей, проходящая от главного входа до хоров и ограниченная с одной или двух продольных сторон колоннами или столбами. Помимо продольных нефов бывают поперечные – трансепты.

Ню – (франц. nu – нагой, раздетый) жанр изобразительного искусства, посвященный изображению нагого, преимущественно женского тела. В классических произведениях искусства ню служат для раскрытия идеальных представлений о женской красоте, овеяны философско-поэтическими ассоциациями.

Нюанс – (франц. nuance) оттенок, тонкое различие; в изобразительном искусстве – едва заметный переход одного цветового тона в другой (в живописи) или одной светотеневой градации в другую (в скульптуре, графике). Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для более тонкой моделировки изображения.

Ордер – (от лат. ordo – порядок) архитектурный – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, структура и художественная обработка этих частей. К несущим частям относится колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом, к несомым – архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров, получивших название от племен и исторических областей, сложилась в зодчестве Древней Греции. Гибкие и архитектонически ясные ордерные системы, способствующие выявлению логики сооружения, выработке соответствующих человеку архитектурных масштабов, организации пространства, широко применялись (иногда в чисто декоративных целях) в зодчестве Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма, неоклассицизма и т. д.

Палаццо – (итал. palazzo, от лат. palatium – дворец) тип городского дворца-особняка в архитектуре итальянского Возрождения и барокко. Классическое палаццо сложилось преимущественно во Флоренции.

Парсуна – искаженное слово «персона», условное название русской, белорусской и украинской портретной живописи XVII века, сочетающей приемы иконописной техники со стремлением к реалистическому изображению человека.

Пейзаж – (франц. paysage, от pays – страна, местность) жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются природа, реально существующая или вымышленная местность, города и архитектурные постройки (городской архитектурный пейзаж – ведута), морские виды (марина) и т.п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров.

Периптер — прямоугольное в плане строение, обнесенное со всех сторон колоннадой.

Перспектива – (франц. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. В зависимости от принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала различные исторические формы: так называемая рыбья кость в античном изобразительном искусстве, так называемая обратная перспектива в средневековом искусстве Европы и Византии, так называемая параллельная перспектива в живописи Китая и Японии.

Пластичность, пластика – (от греч. plastikos – годный для лепки, податливый и plastike – ваяние, скульптура) качество, присущее скульптуре; художественная выразительность объемной формы, гармоничное соотношение выразительности моделировки с весомостью, внутренней наполненностью, динамичностью формы. В широком значении – скульптурность, выпуклость, отчетливость объемной формы в архитектуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Пленэр – (франц. plein air, буквально – открытый воздух) термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников не в мастерской, а на открытом воздухе, что давало возможность восприятия натуры в условиях естественного освещения.

Полиптих – (от греч. polyptychos – состоящий из многих складок или дощечек) многостворчатый живописный или рельефный складень либо несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.

Полихромия – (от греч. polys – многочисленный и chroma – цвет)

многоцветность произведений архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Полихромия достигается применением разноцветных материалов или путем окраски архитектурных и скульптурных форм.

Постимпрессионизм – (от лат. post после и импрессионизм) собирательное название основных течений французской живописи конца XIX – начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых примыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг., искали новые выразительные средства, способные преодолеть эмпиризм художественного мышления и позволить перейти от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний, материальных и духовных констант.

Прерафаэлиты – (от лат. prae – перед и Рафаэль) группа английских художников и писателей, объединившихся в 1848 г. в "Братство прерафаэлитов", основанное поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х. Хантом. Прерафаэлиты стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного ("дорафаэлевского") искусства, противопоставляя его холодному академизму, корни которого они видели в художественной культуре Высокого Возрождения.

Примитивизм – (от лат. primitivus – первый, самый ранний) в изобразительном искусстве конца XIX–XX вв. сознательное, программное "опрощение" художественных средств, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, средневекового, народного искусства, детскому творчеству и т. п. Обращение к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца XIX в. творчеству П. Гогена и мастеров группы "Наби". К примитивизму также относят творчество "наивных художников", не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции).

Проторенессанс – (от греч. protos – первый и франц. Renaissance – Возрождение) этап в истории итальянской культуры XIII–начала XIV вв., подготовивший почву для искусства Возрождения. Ракурс – (франц. raccourci – сокращение, укорачивание) перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурсы (часто необычные, обусловленные очень высокой или очень низкой точками зрения) используются для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Реализм – (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Важная черта реализма – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства.

Рефлекс – (от лат. reflexus – обращенный, отраженный), в живописи, реже в графике отблеск цвета и света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.), Точное и тонкое воспроизведение рефлекса способствует передаче объема, богатству цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.

Рококо – (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII в. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальным и чувственно-эротическим сюжетам. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы; распространяясь в зодчестве других стран Европы.

Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (также в некоторых странах Восточной Европы) в основном в X–XII вв. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались, как правило, на возвышенных местах и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной и торжественной силы, подчеркнутой массивностью стен, стереометричностью объемов, мерным ритмом простого по формам архитектурного декора.

Романтизм – (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII – начала XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Роспись – живопись, украшающая различные части архитектурного сооружения.

Стилизация – намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т.п. ("ретроспективистская" стилизация искусства XV в. в творчестве назарейцев в Германии, стилизация классического искусства в произведениях П. Пюви де Шаванна и т.д.). В другом смысле стилизация – декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный способ ритмической организации целого, в изобразительное искусство она вносит черты повышенной декоративности.

Тема — (греч. thema, буквально значит нечто, положенное в основу) это предмет изображения; явления жизни, которые отражены в том или ином произведении искусства. В литературном произведении темой является определенная историческая эпоха или исторический факт, явление общественной жизни, событие в личной жизни. Например, для русской литературы 40-х гг. XIX века была характерна тема «маленького» человека.

Триптих – (от греч. triptychos – тройной, сложенный втрое), трехстворчатый складень или произведение изобразительного искусства, состоящее из трех частей, объединенное общей художественной идеей и часто образующее нерасторжимый ансамбль.

Триумфальная арка, триумфальные ворота – постоянное или временное монументальное оформление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Возникшие в архитектуре Древнего Рима, триумфальные арки получили значительное распространение в зодчестве барокко, классицизма, ампира.

Фактура – (от лат. factura – обработка, строение), характер поверхности художественного произведения, возникший в результате ее обработки. В живописи – характер красочного слоя, зависящий от манеры наложения мазков, в скульптуре и произведениях декоративно-прикладного искусства – полированная, шероховатая и т.д. поверхность статуи, рельефа, сосуда и др. Эффекты фактуры наиболее полно выявляют личный почерк, индивидуальную творческую манеру художника.

Фреска — (от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи, в которой краски (на чистой или известковой воде) накладываются на свежую, сырую штукатурку, при высыхании она образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция. Эта плёнка закрепляет краски и делает фреску долговечной. Фреска – это также произведение, выполненное в такой технике.

Школа в искусстве – художественное направление, течение, представленное группой учеников или последователей какого-либо художника (например, Ш. Караваджо или караваджизм) либо группой художников, близких по творческим принципам и художественной манере (барбизонская школа). Понятие "школа" применяется также к искусству, локализованному в определенном городе или регионе, если его своеобразие ярко выражено и имеет более или менее точные стилистические и хронологические границы (например, болонская школа, умбрийская школа, исфаханская школа). Понятие "национальная школа" прилагается к искусству целой страны или народа, обладающему собственными, отличающими его от других чертами.

Штрих – (нем. Strich), черта, линия, выполняемая одним движением руки. С помощью штрихов передаются контур и форма фигур и предметов. Определенная система нанесения штрихов – штриховка (при которой штрихи могут в восприятии сливаться в сплошное тоновое пятно), позволяет передавать светотеневые градации, достигать впечатления объемности и пластичности формы.

Экспрессионизм — (от лат. expressio — выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905-го по 1920-е гг. Возникнув как отклик на I Мировую войну и последовавшие революционные потрясения, стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации.

Эллинизм — период между 323 и 30 г. до н.э. в истории стран Восточного Средиземноморья. На месте державы Александра Македонского образовалось несколько государств: Селевкиды, Птолемеи, Пергам, Понтийское царство и др. Их политический строй сочетал элементы восточных монархий с особенностями греческого полиса, а культура — греческие и местные восточные традиции. В течение I — II вв. эти государства постепенно попали под власть Рима.

Эскиз – (франц. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или его отдельной части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графические, живописные, скульптурные и обычно отличаются свободой, беглой манерой исполнения, но могут быть и детально проработанными.

Этюд – (франц. etude, буквально – изучение), произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Живописный, графический, скульптурный этюд часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, законченным произведением графики. Этюд в музыке – инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники.

Язычество — (от церковно-славянского “языцы” — народы, иноземцы), обозначение религий, в которых присутствует поклонение нескольким богам. В современной науке чаще употребляют термин “политеизм” (“многобожие”).


 

Построение разверток.

Поясним размеры на развертке. Длину согнутого участка на развертке определяют по средней линии (см. выносной элемент А). Длина L согнутого участка при сгибе на 90° равна дуге АВ окружности диаметра Dcр:

L=AB= .

На чертежах указывают внутренний радиус сгиба (Rвн) и толщину, поэтому Dср=2Rвн+S. Подставляя числовые значения для нашего примера, получим

L= (округляем до 12 мм).

Другие размеры – от оси симметрии до линии сгиба (размер 11) и до центра (размер 32) и габаритный (92) – легко определить расчетом, исходя из заданных размеров на изображении детали в согнутом виде и толщины материала, указываемой в основной надписи чертежа.

 

Рис. 15. Пример чертежа детали из листового материала, представляющей тело вращения (а), и схема получения детали из листовой круглой заготовки ротационной вытяжкой (б)

 

Рис. 16. Оптимальные чертежи деталей листового материала

Наименьший допустимый (в холодном состоянии) радиус сгиба

зависит от свойства материала (коэффициент К) и его толшины s: Sвн = К* S

При толщине материала от 0,5 до 3 мм для стали К ≥ 1, а для алюминиевого сплава повышенной прочности (Д16) К ≥ 3. Полу­ченные значения округляем до 0.5 мм в большую сторону.

На рис. 14, а, б приведены другие варианты оформления чертежей деталей из листового материала: изображение развертки штрихпунктирной тонкой линией, т. с. совмещение вида с развер­ткой (рис. 14, а), изображение развертки в проекционной связи с видом (рис. 14. б).

В обоих случаях развертки уточняют форму неясных элементов: скругления лапки радиусом R6 (рис. 14. а), контурное очертание детали (рис. 14, б), которое на изображениях детали в согнутом виде невозможно было бы отобразить.

Подсчет длины согнутых участков производится аналогично. Однако для участков RЗ и R5 (рис. 14, 6) формула примет вид

L= (половина, а не четверть длины окружности).

На рис. 15, а показан чертеж детали из листового материала, представляющей тело вращения. Схема получения детали из листо­вой заготовки ротационной вытяжкой показана на рис.15, б Для таких деталей при их изготовлении па давильном станке заготовкой служат круглые доски, диаметр которых определяется по формулам, полученным опытным путем. В массовом производстве такие типовые детали целесообразно изготовлять штамповкой в один или несколько проходов.

Итак, на чертежах деталей из листового материала изображение формы, простановка размеров и технические указания обусловлива­ются типовыми технологическими процессами.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Термины по истории искусств| Вклад Гиппократа в медицину

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав