Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

И.-В. Гете

Известно, что воспитание профессионально зрелой культуры научно-теоретического мышления студентов яв­ляется одной из главных задач высшей школы. Весь ком­плекс наук, изучаемых студентом в вузе, принимает в этом процессе непосредственное участие. Здесь нет необходи­мости доказывать то, что в деле формирования и развития методологической культуры мышления студентов веду­щая роль принадлежит философии.

Философия как наука, уже в силу специфики своего предмета, всегда была и остается теоретическим ядром научного мировоззрения. Однако не следует забывать и того, что философия как наука с ее необходимым арсена­лом проблем, теоретических и методологических средств получения нового знания не тождественна содержанию определенного учебного курса об этой науке.

Другими словами, сама философия как наука и учеб­ник о ней — разные вещи. Но, несмотря на то, что хоро­ших учебников не бывает, их цель все же состоит в том, чтобы не отодвинуть студента от науки в сторону мрака во­просов без ответов, а максимально прояснить в популярной форме суть изучаемого и излагаемого предмета науки.

А теперь представляется целесообразным перейти от этих общих азбучных истин к существу вопроса. И сформу-


лируем его просто и однозначно. В упомянутом нами учеб­ном пособии по философии «История философии. Кон­спект лекций» (Запорожье, 1994 г.), несколько разделов написаны писателем, физиком по образованию, доктором философских наук, профессором Виталием Воловиком. В частности, им написан раздел излагающий принципиаль­но важный вопрос о предмете философии.

Критический анализ именно этого раздела указанного учебного пособия мы и попытаемся провести, как уже было сказано, в духе «философской публицистики».

Понятно, что за прошедшие годы с «Конспектом лек­ций» под редакцией профессора В.И. Воловика познако­мились уже тысячи студентов и аспирантов вузов города. А учитывая то, что это издание было позже переиздано и на украинском языке, то число читателей удваивается.

По роду профессиональной деятельности нам приходит­ся выслушивать достаточно много вопросов по поводу на­писанного в указанном издании. На все эти многочислен­ные вопросы студентов и аспирантов, желательно было бы отвечать самому профессору и мыслителю В.И. Воловику, ведь это его рук дело. И вот, чтобы нарушить хоть как-то традицию поразительного молчаливого «единомыслия» на кафедре, мы предлагаем более внимательно посмо­треть: чему учит, то есть какому пониманию предмета философии, а значит, и какой культуре мышления учит профессор Виталий Воловик? Как говорится, что написано пером, того не вырубишь топором.

Следуя традиции жанра, оставайтесь с нами и мы по­следуем за «ученой мыслью» профессора В.И. Воловика. Слава Богу, что этого нам запретить не могут, и больше специального разрешения на это брать не требуется. Нет больше идеологического отдела обкома партии, хотя остались его бывшие заведующие, которые «заведуют» головами людей и по сей день. Ну просто непотопляемый коммунистический «авианосец». Но как говорили древ-


 




ние римляне: «Да будет выслушана и противополож­ная сторона!»

На первый взгляд читателю может показаться, что об­суждаемый нами вопрос о предмете философии носит сугубо учебный, академический характер, и что это дело узкого круга специалистов. С одной стороны, это верно. Однако мы все же постараемся развеять эту иллюзию у читателя и показать ближайшую связь этого вопроса с ре­альной жизнью.

Итак, как предписывает формат учебного пособия, пи­сатель и мыслитель профессор Воловик начинает рассмо­трение вопроса в указанном учебном пособии о предмете философии с истоков — возникновения философии и тех ближайших предпосылок, из которых она зарождает­ся. Такой ближайшей предпосылкой возникновения фило­софии, как известно, является мифология.

Вопрос казалось бы простой. Однако давайте более внимательно посмотрим, как профессор В.И. Воловик из­лагает студентам этот вопрос. Для этого обратимся непо­средственно к тексту соответствующего раздела учебного пособия «История философии. Конспект лекций» (За­порожье, 1994 г.), как впрочем и далее, мы будем цитиро­вать профессора и мыслителя В. И. Воловика постранич­но, чтобы нас не заподозрили в сознательном искажении мысли автора, или передергивании цитат из «первоис­точника».

Итак, в «конспекте лекций» мы читаем: «Мифоло­гия, — пишет профессор Воловик, — отличается от сказки тем, что всегда содержит в себе попытку объяснения явле­ния (См.: — С. 5). И далее читаем: «Мифология предстает как стремление объяснить мир, небеса, богов по аналогии с земными делами...» (См.: — С. 6).

Мы специально процитировали два места из «кон­спекта лекций», чтобы показать читателю, что профес­сор В.И. Воловик не случайно настойчиво подчерки-


вает мысль о том, что с его точки зрения, мифология «объясняла мир», а значит, обладала познавательной функцией.

Возникает вопрос: объясняла ли мир мифология? Не­искушенный в науке читатель, а в данном случае, это сту­дент первого, или второго курса, может все это принять за «чистую монету» и не заметить здесь скрывающуюся гру­бейшую ошибку. Не будем здесь обращаться к текстам и вспоминать имена Гомера, Гесиода и «Орфиков». Сразу обратимся для доказательства к самому авторитетному в мире и самому компетентному в области изучения мифо­логии профессору А.Ф. Лосеву.

«Вошло в обыкновение, — пишет А.Ф. Лосев, — пони­мать миф как попытку объяснения или понимания при­роды и общества первобытным человеком. Это неверно, поскольку всякое объяснение природы и общества, даже максимально мифологическое, является уже результатом рассудочного познания и тем самым резко отличается от мифа, обладающего какой угодно, но только не позна­вательной (читай не объяснительной — авт.) функци­ей» (См.: Философская энциклопедия. В 5-ти томах. — Т. 3.,— С. 457-458, — М., 1964).

Как это все понимать? Очень просто, миф не объясня­ет действительность, а описывает ее в «эстетических» об­разах и фантазиях донаучного мышления. «Объяснять» и «описывать» — это, простите, как говорят в Одессе, две разные вещи. Функция «объяснения» — это отличитель­ный признак уже более развитого мышления — логики и науки, а отнюдь не мифологии. Но для Воловика это раз­личие несущественно. Это просто мелочи жизни.

А.Ф. Лосев писал о сущности мифа в «Философской энциклопедии» еще в 60-х годах прошлого века. Почему же подобные заблуждения, которые были преодолены фи­лософской наукой еще в прошлом веке, снова воскресают в XXI столетии?


 




Мы не склонны думать, что профессор В. Воловик не открывал статьи «Мифология» в философской энцикло­педии. Хотя Бог его знает. Однако в таком случае нужно было бы студентам пояснить, что это его личная, «эксклю­зивная» точка зрения на природу мифа. Или, например, извиниться перед студентами и аспирантами и сказать, что он позаимствовал эту точку зрения о природе мифоло­гического мышления некритически из каких-то источни­ков, или просто с А.Ф. Лосевым не согласен. Ну просто не согласен с коллегой философом профессором А. Лосевым. И все тут!

В этой связи, вспоминается известный анекдот из жизни великих людей. Приходит к Равелю одна немолодая дама и говорит: «Маэстро, мне последнее время совершенно не нравится Вагнер!». — «Успокойтесь, мадам, — отвечает Равель, — это не имеет ровно никакого значения». Однако вернемся к «нашим баранам».

Здесь возникает более коварный вопрос. Если мифоло­гия, по Воловику, в древности уже объясняла мир, то тог­да зачем понадобилась философия и наука? Пусть бы миф и дальше «объяснял» природу и общество. Однако оставим эти теоретические тонкости и последуем дальше за развитием «гениальной» мысли профессора В.И. Во­ловика. Теперь мы погружаемся в лоно понимания про­фессором Воловиком предмета философии, и того, что именно последняя начала объяснять?

«Философия, — пишет профессор В. Воловик, — есть те­оретически сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, выступающее в понятийной, категориальной форме и обладающее определенной мерой логической доказатель­ности» (См.: — С. 6).

После такой уникальной «дефиниции» хочется переве­сти дух, прежде чем понять о чем эта наука? Исходя из


такого определения философии получается, чтобы фило­софски мыслить нужно быть, как минимум, Аристотелем и не ниже!

Однако попробуем проанализировать это странное, «довоенное» определение философии.

Во-первых, претензия на то, что философия есть «си­стема самых общих взглядов на мир» в целом была от­вергнута самой философией еще в середине XIX века.

Во-вторых, вряд ли сегодня найдется наука, включая и философию, которая возьмет на себя ответственность представить единое «теоретически сформулированное мировоззрение». Что это вообще такое? Спрашивается, какое мировоззрение и о чем оно?

В-третьих, если бы философия обладала «определен­ной мерой логической доказательности» (?), то любой естествоиспытатель, представитель конкретной науки, такую философию и на порог бы не пустил. В науке нуж­на не «определенная мера логической доказательности», а четкость и ясность, по крайней мере основных понятий и категорий теоретического мышления. А что означает фра­за «определенная мера логической доказательности»? Кто эту меру устанавливает? А ведь речь идет об определении предмета философии! Шутки в сторону, профессор.

Чтобы пояснить нашу мысль, представим следующую си­туацию. На вопрос, заданный Вами, уважаемый читатель, математику о предмете математики. Вам начали бы ту­манно отвечать о чем угодно, и перечислять все что угод­но, кроме того, о чем вы спрашиваете. Например, что мате­матика занимается построением математических моделей морей и океанов, математическими расчетами траекторий космических летательных аппаратов, математическими расчетами скручивания твердых и мягких сплавов, состав­лением математических расчетов алгоритмов для компью­терных программ и тому подобное. То есть Вам перечис­лили бы все, чем занимается математика и, что угодно о


 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 100 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав