Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Десекуляризация: новые тенденции в социологии религии

Читайте также:
  1. I. Смысл “понимающей” социологии
  2. I.ОГЮСТ КОНТ И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СОЦИОЛОГИИ.
  3. III. Социальная организация как объект изучения социологии.
  4. Lt;question>Әлеуметтану ғылымының дамуына үлес қосқан ғалымдар Ученые, внесшие вклад в развитие социологии
  5. Lt;question>Әлеуметтанудың қызметтері қандай Каковы функции социологии
  6. V этап (с середины 80-х гг.) - компьютерные (новые) технологии
  7. V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СОЦИОЛОГИИ
  8. V2: Нуклеотиды, нуклеиновые кислоты
  9. VI. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ XX В. КОНЦЕПЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
  10. VI. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 60-Х ГГ. XIX ВЕКА. ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ.

 

В конце 1990-х годов П. Бергер выступил с новой социологической оценкой развития и распространения религии в современном мире, фиксируя явление десекуляризации. По мнению социолога, теория секуляризации «получает свой религиозный вызов», потому что в мире становится все больше людей, которые разделяют религиозные убеждения, и религиозность этих «новых обращенных» носит яркую общественную направленность, такие люди уже не считают религию частным и приватным делом, то есть речь идет о возвращении религии в публичные пространства.

П. Бергер, рассуждая о теории секуляризации, как она представлена в работах О. Конта, Э. Дюркгейма и М. Вебера, замечает, что, во-первых, «говоря откровенно, они ошибались», потому что «модернизация не порождает секуляризацию, за исключением некоторых случаев», и что «современность не обязательно секуляризирует», «но обязательно порождает плюрализм», т.е. «множественность в рамках одного общества, разных убеждений, ценностей и мировоззрений, и эта множественность, безусловно, бросает вызов всем религиозным традициям, каждая из которых должна теперь иметь дело с тем фактом, что «все эти другие» живут не где-то в дальних странах, а по соседству» [7].

Оценивая «религиозный ренессанс», П. Бергер пишет, что «для современности характерно не отсутствие Бога, а присутствие множества богов – с двумя исключениями в этой общей картине яростно религиозного мира»[8]. Первое исключение – это «евросекулярность» в Западной и Центральной Европе. Второе исключение – это существование международной культурной элиты как носителя секулярных ценностей.

П. Бергер выделяет и рассматривает три варианта секуляризма. Американский секуляризм – это «умеренное отношение к религии и умеренное понимание принципа разделения церкви и государства», когда «государство не враждует с религией, но воздерживается от прямого участия в религиозных делах и признает автономию религиозных институтов». Французский секуляризм – это исключение религии из публичной сферы, когда «религиозные символы или действия неукоснительно исключаются из политической жизни, но приватизированная религиозность охраняется законом». Советский секуляризм – это преследование религиозных форм во всех сферах социальной жизни[9].

В современном мире, говорит П. Бергер, «все три типа секуляризма активно оспариваются». Альтернативой секуляризму признается «господство религии во всех сферах человеческой жизни»[10].

Десекуляризация оказывается на самом деле попыткой разрушить секулярный мир средствами, которые становятся доступными людям только в секулярном обществе. Построение демократического и капиталистического общества, провозглашающего главными ценностями плюрализм и толерантность, предоставляющего право политического голоса всем своим гражданам (всеобщее избирательное право) приводит к тому, что большое количество «непросвещенных» людей получают возможность влиять на политические решения. Как пишет П. Бергер: «непрогрессивное население готово восстать против элиты, используя для этого демократические механизмы»[11].

Значительный рост населения происходит в районах с наименьшим уровнем образованности и наибольшей степени религиозности (П. Бергер приводит пример с Турцией, где мусульманские деревни сначала окружают секуляризованную столицу Анкару, потом становятся пригородами, которые имеют возможность демократическим большинством выбрать себе мэра-исламиста).

 

Заключение

 

Наши представления о развитии общества тесно связаны с нашими социологическими знаниями. Теория модернизации общества появляется одновременно с социологической наукой. Трудами классиков социологии была выработана концепция о связи модернизации и секуляризации общества. Впоследствии оказалось, что эта идея носит европоцентричный характер, т.е. касается только социальных процессов на территории Европы. Глобализация социально-экономических процессов во второй половине двадцатого века поставила перед исследователями задачу предложить новые модели взаимодействия религии и общества. Такими выступают современные концепции «множественной современности». На протяжении последних пятидесяти лет ведущим специалистом в сфере социологии религии был П. Бергер, который в 1960-х годах разработал и предложил свою теорию секуляризации, продолжавшую теорию модернизации О. Конта, Э. Дюркгейма и М. Вебера, а в 1990-х годах одним из первых заметил новые социальные процессы и смог предложить для них реалистичное объяснение (понятие десекуляризации).

Список литературы

 

1. Бергер П., Т. Лукман. Повседневная жизнь и религиозный опыт // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс. 1996. С. 535-537

 

2. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс. 1996. С. 339-363

 

3. Бергер П. Религия и проблема убедительности [Электронный ресурс] // «Неприкосновенный запас», 2003, № 6 (32). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html. Дата обращения: 07.05.2014.

 

4. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Academia-Центр: МЕДИУМ, 1995. 323 С.

 

5. Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2002, № 2 (30). С. 8-20

 


[1] Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Academia-Центр: МЕДИУМ, 1995. 323 С.

[2] Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс. 1996. С. 343

[3] Там же. С. 346

[4] Бергер П., Т. Лукман. Повседневная жизнь и религиозный опыт // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс. 1996. С. 536

[5] Бергер П. Религия и проблема убедительности [Электронный ресурс] // «Неприкосновенный запас», 2003, № 6 (32). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html. Дата обращения: 07.05.2014.

[6] Бергер П. Религия и проблема убедительности [Электронный ресурс] // «Неприкосновенный запас», 2003, № 6 (32). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html. Дата обращения: 07.05.2014.

[7] Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2002, № 2 (30). С. 9

[8] Там же. С. 10

[9] Там же. С. 12

[10] Бергер П. Фальсифицированная секуляризация... С. 13

[11] Там же. С. 18




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 287 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав