Читайте также:
|
|
С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924). Установлен контроль над печатью.
Создана ВЧК по ликбезу. Создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных (но! Недостаток финансов и нехватка педагогов) 1923 общество «Долой неграмотность»- помощь в ликвидации. В 1925 правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ.
Новые правила приема в вузы- без экзаменов. Создание РабФакультетов. Новые научно-исследовательские институты: Физико- химический, физико-технический (ныне имени А.Ф.Иоффе). Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, позднее преобразованная в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР.
Художественная жизнь 20х развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира.
Литературное объединение «кузница»- писатели и поэты Герасимов, Казин, Садофьев. В начале 20х возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации: в «сторону коммун задач пролетариата». Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. Картины «Тяжелая индустрия» Пименова и «Тачанка» Грекова. Многие писатели 20х обращались к историческому прошлому страны. К концу 20х в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.
С конца 20х усилился контроль со стороны органов гос власти за развитием духовной жизни общества произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и тд).
Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психологии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисоветского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культуры принципиально нового типа — социалистической по содержанию, интернациональной по природе (состоящей из лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме. Придавая громадное значение предстоящему перевороту в культурной сфере, Ленин в своем «Завещании» подчеркивал: «Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной».
Важнейшее место в государственном управлении культурой занимал Народный комиссариат просвещения РСФСР, призванный руководить не только просвещением, но и внешкольным образованием, литературой, театрами, изобразительным искусством, музыкой. Для этого в Наркомпросе был создан Отдел просвещения национальных меньшинств. Местные Советы имели отделы народного образования, которым подчинялись все (и общественные, и частные) учреждения культуры. Партийное руководство культурой осуществлял созданный в 1920 г. Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Помимо него при ЦК работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радиокомиссия, кинокомиссия. В 1922 г. в составе Наркомпроса созданы Главное управление по делам литературы и издательств, на которое возлагались функции цензуры, и Главный репертуарный комитет, ведавший цензурой театрально-кониертной деятельности. Координация руководства культурой во всесоюзном масштабе осуществлялась Совещанием наркомов просвещения республик.
Переход к мирному строительству после Гражданской войны выявил огромный недостаток в образованных кадрах для создания государственного аппарата, управления народным хозяйством, армией, собственно культурой. Провозглашена была политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству с Советской властью с последующим ее перевоспитанием в советском духе или заменой новыми кадрами специалистов.
Значительная часть старой интеллигенции, руководствуясь идеей служения своему народу, пошла на сотрудничество с новой властью, часть заняла выжидательную позицию. Переход к нэпу был воспринят ею как начало эволюции Советской власти в направлении демократии и породил такое яапение, как «сменовеховство». Название произошло от сборника «Смена вех», изданного в Праге в 1921 г. Стремясь расширить в условиях нэпа социальную опору в непролетарских массах, Советская власть разрешила издание в стране ряда журналов различных направлений, в том числе сменовеховских. Наиболее яркими выразителями сменовеховских идей были в зарубежье Ю. В. Ключников и Н. В. Устрялов {возвратившиеся в Россию соответственно в 1922 и 1935 и погибшие в условиях необоснованных репрессий 1937—1938), в СССР — литератор И. Г. Лежнев, редактировавший в 1922—1926 гг. сменовеховский журнал «Новая Россия».
Суть этого идейного движения сводилась к признанию Советской власти — как сумевшей спасти государственность в России и введением нэпа найти выход из революционной «смуты». Призывы «сменовеховцев» к сотрудничеству с ней основывались на том, что жизнь сама заставит большевиков пойти по пути возрождения и разумного устройства страны, вопреки всей их революционной риторике. Переход к нэпу и сменовеховство способствовали возвращению эмигрантов на родину. За 1921 — 1931 гг. в Россию вернулось 181 432 эмигранта, из них 121 843 (две трети) — в 1921-м. Советская власть допустила также
свободное соревнование различных группировок в литературе и искусстве, ставшее основой для образования группы писателей, названных «попутчиками». Автором такого определения, широко вошедшего в практику после 1923 г., был Л. Д. Троцкий. К ним относили писателей непролетарского происхождения, которые принимали Советскую власть, сотрудничали с ней, но в политическом отношении хотели оставаться нейтральными.
Однако классовый подход оставался главным принципом выстраивания властной политики в отношении интеллигенции. При малейшем подозрении в противодействии власть немедленно прибегала к репрессиям. В 1921 г. более 200 человек были арестованы по делу так называемой Петроградской боевой организации во главе с В. Н. Таган-цевым (профессор географии, секретарь Сапропелевого комитета Академии наук). Среди них оказались многие представители научной и творческой интеллигенции. По решению Петроградской ЧК от 24 августа, 61 из арестованных, включая выдающегося русского поэта Н. С. Гумилева, были расстреляны.
В июне 1921 г. Ф. Э. Дзержинский направил в Политбюро ЦК РКП(б) подготовленную особоуполномоченным ГПУ Я. С. Аграновым докладную записку об антисоветских организациях среди интеллигенции, из
которой следовало, что нэп создает опасность объединения и консолидации сил буржуазных и мелкобуржуазных групп. Особое внимание обращалось на деятельность антисоветской профессуры в вузах (прежде всего в Московском высшем техническом училище и университите), различных научных обществах. Непримиримы противников Советской власти обнаружили вокруг журналов «Экономист», «Экономическое возрождение», «Летопись Дома литераторов», вестника Пироговского общества врачей, а также частных издательств. Отмеча-
лось, что вокруг издательства «Задруга» группировались члены партии энесов, а издательства «Берег» — преимущественно члены ЦК партии кадетов; издательство «Книга» находится в руках ЦК меньшевиков.
Антисоветская интеллигенция использовала для проведения решений,противоречащих политике Советской власти, различные съезды и все совещания спецов, устраиваемые различными наркома
тами, а также кооперацию, тресты, торговые учреждения и объединения. В записке подчеркивалась «необходимость решительного проведения ряда мероприятий, могущих предотвратить возможные
политические осложнения».
На основании этой записки 8 июня 1922 г. Политбюро создало специальную комиссию в составе И. С. Уншлихта, Д. И. Курского и Л. Б. Каменева. Она должна была подготовить предложения по арестам и высылке интеллигенции, закрытию органов печати. Инициатива вы- ' сылки принадлежала Ленину, а контроль за исполнением операции был возложен на Сталина. «Надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго», — писал Ленин. Политбюро несколько раз рассматривало работу комиссии по высылке интеллигенции, находя ее неудовлетворительной «как в смысле недостаточной величины списка, так и в смысле его недостаточного обоснования».
С июля 1922 по апрель 1923 г. из России в несколько приемов было выслано более ста старых интеллигентов (вместе с семьями — более 200). Среди них были профессора Московского университета, Московского высшего технического училища, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, Института инженеров путей сообщения, Археологического института; лица, проходящие по делу издательства «Берег» и по делу группы В. В. Абрикосова — священника римско-католической церкви в Москве, сторонника объединения римско-католической и православных церквей, друга Патриарха Московского и всея России Тихона; агрономы, кооператоры, врачи, инженеры, литераторы. Среди высланных были также бывший ректор М. М. Новиков и декан физико-математического факультета Московского университета В. В. Стратонов; экономисты С. Н. Прокопович и Б. Д. Брупкус, историк А. А. Кизеветтер, писатель М. А. Осоргин, философы Н. А. Бердяев, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, Ф. А. Степун, С. Л. Франк. Нашумевшая высылка вошла в историю под названием «философский пароход».
Высланные представители старой интеллигенции пополнили почти двухмиллионную эмиграцию, оказавшуюся за пределами России и результате революции и Гражданской войны. Многие другие ее представители оказались среди репрессированных по политическим мотивам внутри СССР. Согласно данным, представленным Министерством внутренних дел в ЦК партии и СНКСССР 5 января 1954 г. (см. в кн.: Реабилитация: Как это было. Март 1953 — февраль 1956. М., 2000), общее число арестованных органами ВЧК—ОГПУ за все виды преступлений в 1921 — 1928 гг. составило 842 232 человека, из них 152 633 осуждено. В числе арестованных за контрреволюционные преступления насчитывалось 457 347 человек. Удельный вес «контрреволюционеров» среди всех арестантов вырос с 38% в 1921 г. до 64 — в 1928 и 82-в 1929.
В ноябре 1923 г. ГПУ пыталось сфабриковать дело по обвинению в антисемитизме С. Есенина, его друзей А. Ганина, С. Клычкова, П. Орешина. Затравленный поэт покончил жизнь самоубийством в 1925 г. (по другой версии, убит по приказанию властей), позднее погибли и другие обвиняемые. В ноябре 1924 г. заместитель председателя ОГПУ Г. Г. Ягода подписал ордер на арест группы писателя А. Ганина из 13 человек, объединенных идеей борьбы с «интернационально-коммунистическим режимом во имя спасения национальной России». Такое мировоззрение было названо «фашистским», а группа — «Орденом русских фашистов». 30 марта 1925 г. Ганина с шестью товарищами расстреляли, семерых отправили на Соловки, откуда вернулись лишь двое.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 138 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |