Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Внутри экзистенциализма существует два основных направления: 1- атеистическое(М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов).

Читайте также:
  1. I Всякое религиозное учение S основано на вере М
  2. II Другой формой общественного сознания, возникшей позже обыденного и оказавшей на него сильнейшее влияние, было религиозное сознание
  3. II. Вещества, участвующие во внутривидовых взаимодействиях
  4. II. Оценка эффективности использования основных средств
  5. III. Организация и проведение натуральных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях
  6. III. Словарь основных терминов
  7. IV. 5. Техника внутривенной инъекции.
  8. IV. Краткие данные о философах и их основных идеях
  9. IV.4. Техника внутримышечной инъекции.
  10. V. Методические рекомендации к выполнению основных разделов курсовой и выпускной квалификационной (дипломной) работы

Начало войны 1 сентября в 1939 г. агрессии Германии против Польши, которую поддержали ее союзники — Англия и Франция. Так началась Вторая мировая война. 22 июня в 1941 г., мощные силы немецко-фашистской армии рассчитывали захватить промышленность Украины и ее плодородные земли, эффективно усилить свой военно-экономический потенциал, направленный на реализацию планов «блискавичної» войны против Советского Союза. С первых дней войны Украина стала ареной самых жестоких боев. Первые полгода войны стали самыми тяжелыми для советской экономики. Промышленное производство сократилось больше чем вдвое, прокат черных металлов — втрое, цветных — в 430 раз, производство шарикоподшипников — в 21 раз и тому подобное. Резко сократилось производство самолетов, танков, боеприпасов, ведь производственные мощности опрокидывались к востоку. С первых дней войны было переориентировано на потребности обороны и хозяйство Украины. В чрезвычайно сложных условиях суровой зимы 1941/1942 года, предприятия эвакуированных начинали давать военную продукцию. Через 15—20 дней дали первую продукцию киевские заводы «Арсенал», станкостроительный им. М. Горького, Краматорский завод тяжелого машиностроения и.д. Большинство предприятий эвакуированных начали давать продукцию весной в 1942 году, а в середине того же года военная перестройка народного хозяйства завершилась. На востоке страны неслыханными темпами было создано абсолютно новая и высокоэффективная военная экономика. В целом, невзирая на значительное неравенство экономического потенциала СССР и Германии к началу войны, советская экономика этого периода оказалась эффективнее: за годы войны в СССР была выпущена вдвое больше военной техники и оружие. Каждая тонна металла, цемента, угля, каждый киловатт электроэнергии, каждая единица оборудования, использовались в СССР лучше, чем в Германии. Впоследствии войны, было разрушено 714 городов и поселков городского типа, свыше 28 тыс. сел, причем 250 были полностью сожжены, а жители казнены. По подсчетам специалистов, демографические потери Украины в течение января 1941—липня 1946 гг., которые еще и до сих пор уточняются, составили больше 9 млн лиц, или свыше 22% общего количества населения. В 1950 году в Украине производилась больше электроэнергии, чем до войны.
Достаточно успешно идет и возрождение металлургической промышленности: из выплавки чугуна и стали в конце пятилетки Украина вышла на уровень 93—95% довоенного производства. Машиностроение в Украине отстраивалось также достаточно быстрыми темпами, в до 1949 г. здесь работали больше машиностроительных заводов, чем до войны. Значительно более медленными темпами шло восстановление сельского хозяйства.

Таким образом, к началу 50-х годов, используя внутренние ресурсы, трудом советских людей удалось ликвидировать последствия, что оставила война. Следует отметить и определенные сдвиги в развитии национальной экономики, однако наиболее высокими темпами шел рост военно-промышленного комплекса, которому были отданы приоритеты в развитии экономики как СССР, так и Украины.


 

23.Украина в условиях кризиса советской системы и попытки её модернизации


Кризис — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Экономический кризис — резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.К середине 1980-х годов кризис в СССР охватил все сферы жизни. Экономика не обеспечивала потребностей населения. В апреле 1985 г. М. С. Горбачёв - генеральный секретарь ЦК КПСС, провозгласил об изменении экономической, социальной и внешней политики.В ходе проведения экономических реформ можно выделить три этапа: 1) Реформа А. Аганбегяна (апрель 1985г.), сущность которой заключается в социально-экономическом ускорении развития страны на основе широкого внедрения достижений НТП, создании нового механизма хозяйствования. 2) Реформа Н. Рыжкова - Л. Абалкина (1987-1989гг.), сущностью которой были “самостоятельность”, “самофинансирование”, “самоокупаемость”. 3)Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике (1990-1991гг.), сущностью которой было внедрение под контролем государства рыночных механизмов.Попытки экономических реформ не имели положительных результатов. Большой проблемой для украинской экономики стала чернобыльская трагедия 26.04.1986 г. Значительным этапом на пути к независимости было принятие Верховным Советом Украины 16 июля 1990 г. “Декларации о государственном суверенитете”. Логическим продолжением стал закон “Об экономической самостоятельности УССР”, принятый 2 августа 1990 г. В этот период продолжался спад производства, дефицит товаров усилился, 2 апреля 1991 г. 24 августа 1991 года Верховная Рада провозгласила Акт независимости Украины. Важнейшая задача, стоящая перед первым президентом Украины Л. Кравчуком, Верховной Радой и правительством, состояла в обеспечении украинского народа нормальными условиями жизни, повышении уровня его благосостояния. В марте 1992 г. Верховная Рада утвердила “Основы национальной экономической политики”. Важную роль в становлении рыночной экономики Украины сыграл закон “О приватизации имущества государственных предприятий”. Началось создание малых и средних предприятий. Появились фермерские хозяйства. Украина стала членом МВФ. В условиях отсутствия целостной концепции перехода от тоталитарного к демократическому обществу много принятых в Украине законов оказалось оторванными от жизни и не сработало надлежащим образом. В постсоветском пространстве была создана уникальная социально-экономическая ситуация, к которой не подходил весь накопленный человечеством опыт реформ. Уже к лету 1992 г. стало понятно, что Украина оказалась в очень уязвимом политическом и экономическом положении. При политической независимости Украина оказалась с очень ограниченными энергоресурсами. В ноябре 1992 г. было принято решение о выходе из рублевой зоны. Но это не оказало положительного воздействия, росли цены на товары и услуги. В 1993 г. уровень инфляции составил 200%.В 1994 г. экономика оказалась на грани краха.Вывод: проводимая политика вызывала недовольство у населения. Обострилось противостояние между законодательной и исполнительной властями. Попытки совершить радикальные политические и экономические реформы руками бюрократично-административных структур, против которых эти реформы направлялись, были обречены на провал.


24. Соціально-політична криза в СРСР в 1991 році, його наслідки. Утворення СНД.


Социально-политический Кризис – ситуация, характеризующая процесс нарушения в функционировании элементов политической системы, который приводит к ее дезинтеграции, а нередко – к распаду Причины и формы политического кризиса обусловливаются особенностями самой политической системы, ее внутренними противоречиями, спецификой заложенных в ней политических конфликтов Кризис политической системы может быть вызван взаимодействием внутренних и внешних факторов (войны внешние и внутренние – гражданские, стихийные бедствия).

Кризис — суд, перелом, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.

СНГ - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия. Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина.-пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004, с.387-388. Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ - это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи. А́вгустовский кри́зис 1991 го́да — политический кризис Советского Союза, имевший внешнюю форму попытки государственного переворота. На фоне происходившего перераспределения властных полномочий от КПСС к органам исполнительной и законодательной власти СССР, сопровождавшихся интенсивным ростом сепаратизма и фактическим провозглашением суверенитета рядом бывших союзных республик СССР к августу 1991 выявились три политические линии, проводимые различными группами союзных и республиканских руководителей. Радикально-сепаратистская линия предполагала быстрый и немедленный роспуск СССР. Умеренно-реформистская, возглавляемая М.С.Горбачёвым подразумевала продолжение социально-экономических реформ внутри единой страны, постепенную передачу власти от структур КПСС к государственным структурам. Наконец, сторонники жесткой линии предполагали необходимость любым, в том числе и силовым путём восстановить единство управления и территории страны, поставив её под полный контроль партийного руководства.


 

25.Проблемы перехода Украины к рыночному хозяйству в начале 1990 – х годов.


Преодоление острого и затяжного кризиса экономики Украины, ускорение её переход к новым циклическим фазам – экономического оживления и роста – остаются первоочередной и решающей проблемой для современной и будущей жизни украинского народа., После многолетнего господства тоталитаризма со стагнацией и тенденцией к сокращению производства потребительских товаров, при одновременном гипертрофированном разбухании капитало - и наукоемких ВПК и сырьевого комплекса, экономика Украины, как и других государств бывшего СССР, вышла ослабленной и структурно деформированной. Существенно ухудшают экономическое положение в указанных странах факторы неэквивалентного внешнеэкономического оборота, неограниченной долларизации национального денежного обращения, вытеснение иностранными конкурентами собственных товаропроизводителей со своих внутренних рынков и блокирования их выхода на внешние. Под влиянием "демократической" эйфории была заблокирована и сорвана попытка, во-первых, преодолеть дезорганизацию управления воспроизводственными макро- и микропроцессами, без чего современная рыночная экономика ни в одной стране мира не существует, да и существовать не может; во-вторых, не допустить расхищения, разбазаривания и подрыва действующих хозяйственных структур без создания качественно новых; в-третьих, остановить разрыв долгосрочных экономических связей со странами СНГ и Восточной Европы. Молодое государство сначала даже и не определяло конкретной цели и средств решения главной проблемы - недопущения экономического спада, - ограничив его лишь необходимыми структурными изменениями, с последующими стабилизацией и ростом. Потеря мощного промышленного, аграрного, научно- технического и природного потенциала страны таит в себе немалую опасность для ее будущего, для национальной независимости и перехода к рыночному хозяйству, а также не достаточная высокая культура и дисциплина во всех сферах человеческой деятельности. Ну и самой главной проблемой можно сказать – не достаточное знание и умение осуществлять бизнес на здоровой экономической основе и не умелое управление сложными процессами, а также пользование законами воспроизводства и рынка.


 

 

Внутри экзистенциализма существует два основных направления: 1- атеистическое(М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов).

Экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти, причем само существование àсмерть.

Другая современная школа философии — неотомизм. Его истоки восходят к воззрениям средневекового монаха Фомы Аквинского, философия которого в 1879 году была провозглашена официальной философской доктриной Ватикана и католицизма. Десятилетия спустя был создан высший институт философии. По сей день являющийся международным центром неотомизма. Представители неотомизма — Жан Маритен, Этьен Жильсон, Ван Стеенберген и др. Неотомизм усматривает главную цель в философском обосновании христианского вероучения. Иначе говоря: «Философия - служанка богословия». В качестве высшей реальности в неотомизме рассматривается чистое бытие как духовное, божественное первоначало. Тяготея к объективному идеализму, неотомизм характеризует материю как нечто чисто пассивное, лишенное всякой определенности без богодухновенных материальных форм.

Одно из основных направлений нашего столетия — позитивизм (от лат «положительный») Современный позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм, начало которых относятся к началу XX века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени были заложены в трудах Б. Рассела и в Венском кружке. Позитивизм всегда претендовал на роль философии науки. Неопозитивизм начал свой путь с призыва «Философию за борт!». Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы, в непознаваемую сущность вещей. Неопозитивизм исходит из той позиции, что главная задача философии — деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки и в его очищении от всякой метафизики

 

24. Философская онтология. Понятия: бытие, субстанция, материя.

 

Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.
Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них — Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.
«Бытие» — производное отелов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одною — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его обьектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания.
В основе понятия бытия лежит убежденность челове ка в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.
Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.
Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.
Можно выделить следующие основные формы бытия:
· вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком; · человека — подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие; · духовного, состоящего из объективного и субъективного духа; · социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.

 

25. Современная научная картина мира. «Антропный принцип» современной космологии.

???????

26. Философское и естественнонаучное представление о пространстве и времени.

Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

Пространство и время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц. Он настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики XX века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.

Специальная теория относительности, построение которой было завершено А. Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Оказалось, что только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.

Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.

27.Понятие движения. Движение и развитие.

Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфические особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явлений и объектов.Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение».

В современной ситуации движение принято понимать как не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются данными взаимодействиями. Однако, насколько движение абсолютно? с древних времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуют по-разному. Со времен античности сложились три основных моделей понимания движения и его роли в мировом процессе.

Первая модель была представлена милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклитом. Движение здесь понималось как перманентное возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Вторая (противоположная) модель трактовки движения получила рассмотрение в элеатской школе (Ксенофан, Зенон, Парменид). Не отрицая движение как таковое – они ставили под сомнение его всеобщность. По Пармениду бытие неподвижно, едино и замкнуто. Мир сохраняет свою устойчивость в движении. Третья модель, представленная Эмпедоклом, который попытался объединить противоположные взгляды и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны процесса движения. Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель, который дал общую классификацию видов изменения, среди которых выделил возникновение, уничтожение и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. Античная мысль справедливо понимала движение как противоречивый процесс, который является одной из граней мира. Другой гранью выступает понятие вечности, неизменности. Это хорошо просматривается на примере соотношения временного и вечного, раскрытого А.Ф. Лосевым «время не есть только время, т.е. чистая длительность, ибо эта длительность или когда-нибудь кончается, или никогда не кончается. а) Если она когда-нибудь кончается, то время содержит в своей природе конец, т.е. оно не есть только время, но и…не-временное. b) если же время никогда не кончается и не кончится, то оно есть вечность».

Таким образом, указанные модели подчеркивают противоречивость понятия движения. Это означает необходимость введения новых понятий и классификации форм и типов движения. В самом общем виде принято выделять два основных типа движения. 1) движение, когда сохраняется качество предмета (определенный набор признаков, позволяющий говорить о каком-либо предмете как именно о данном предмете, отличном от других). Подобные процессы принято называть функционированием и 2) движение, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Подобные процессы, связанные с преобразованием качества также называют развитием.

Таким образом, развитие – это процесс качественных изменений взаимодействия объектов, связанный с возникновением новых свойств или возникновением нового объекта. Выделяют две разновидности развития: 1) когда процессы качественных превращений не выходят за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня его организации (напр. эволюция звезд) и 2) когда процессы переходят от одного уровня организации к другому (эволюция неорганического мира по направлению к органическому, возникновение человека).

Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных характеристик: всеобщность (на всех уровнях бытия имеется развитие, хотя и носящее разный качественный характер), необратимость (возникновение качественно новых возможностей не существовавших ранее и невозможность возвращения к прошлым состояниям), направленность (движение объектов и систем по определенным предпочтительным траекториям).

В истории философии и науки сложилось несколько основных моделей понимания развития. Модель регрессивного развития (конфуцианство, К.Н. Леонтьев, Р. Генон) утверждает, что необратимые качественные изменения идут в направлении постоянного понижения качественных характеристик бытия. Эволюционная модель (Г. Спенсер) обосновывает положение о всеобщей постепенной эволюции природы от простого к сложному, где все системы эволюционируют путем появления новых элементов (дифференциация) и их последующего объединения (интеграции) в рамках новой целостности. Эмерджентизм (Л. Морган, Д. Александер, Г. Плеснер, А. Бергсон) утверждает преимущественный характер революционных скачков в процессе развития. Высшая ступень не может быть полностью объяснена низшей. Теория равновесия (ле Дантек, Л.Ф. Уорд) любое развитие есть процесс достижения равновесия, которое является главным свойством бытия.

Анализ феномена развития предполагает - учение утверждающее всеобщую причинную обусловленность событий называется детерминизмом (от лат. Determine - определяю). Несмотря на то, что причинно-следственных цепочек и вариантов развития событий может быть очень много – принято выделять три основных вида детерминизма – механический, телеологический и статистический. Механический детерминизм (Демокрит, Лаплас, Ньютон) понимает причинную связь как однозначную. В подобном развитии отсутствует случайность. Еще одним видом детерминизма является телеологический детерминизм (Аристотель), который утверждает важную роль цели в будущем как определяющего фактора движения объекта. Причинно-следственная связь здесь не менее жесткая, чем в механическом детерминизме. Развитие науки в течение XIX-XX вв. привело к пониманию вероятностного характера мира, что существенно трансформировало и традиционные представления о причинности. От ньютоновской механической детерминации (в причине – одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Статистическая детерминированность – результат взаимодействия большого числа элементов, у каждого из которых своя индивидуальная детерминация. Это и порождает множество альтернатив. Детерминизму в истории философии и науки противостоит индетерминизм – философское учение, утверждающее отсутствие всеобщих причинно-следственных связей. Мир в подобном ракурсе оборачивается потоком случайностей, понимание и прогноз которых невозможны.

 

28.Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

ДИАЛ.— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.


Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.
Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.


Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.
Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Диалектические принципы
Конкретность истины
Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

Диалектика абстрактного и конкретного - это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Практика как критерий истины и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку

Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, а также к объекту” (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

Применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы.При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

29. Проблема человека. Основные характеристики человеческого бытия.

«Каждый навеки определен одним-единственным мигом своей жизни — мигом, когда человек встречается навеки с самим собой», — написал Х.Л. Борхес, определив центральный вопрос мировоззрения и, следовательно, философии. Действительно, проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания — антропологии. Как мы уже говорили в 1.5, в антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы. Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе несуществует сама по себе. «Человек есть мера всех вещей, сущих — что они существуют, не сущих — что они не существуют», — писал Протагор. Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид в античной философии — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе. В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в Царство Божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как греховное. Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг. В философии Нового времени и Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан — в нем нет тайны. Классическая философия XVII—XVIII в. гак и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, посколькуапеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе — разуму, способному преобразовать природу человека. Следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии Нового времени и Просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. Человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны. Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер),сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. Экзистенциально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некоторые принципы классической философии. В XIX—XX вв. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе. Представители философской антропологии смыслом философии считали построение программы комплексного изучения человека, в которой синтезировались бы естествен но-научные, гуманитарные и философские знания. Как писал М. Шелер, философская антропология — это наука о сущности человека, о его отношении к различным сферам природы, о его происхождении, силах, которые им движут, о возможностях его развития. Сущностной особенностью человека М. Шелер называл дуализм духа и жизни. Именно этот дуализм определяет характер человеческого бытия. Между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие, определяемое наличием у человека духа. Дух принципиально открыт миру, эта открытость, по мнению М. Шелера, есть свобода. Другой представитель философской антропологии, А. Гелен, считал, что именно в открытости миру следует искать сущность человека. Открытость миру определяет способ человеческого бытия, смысл которого — преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой. Именно поэтому, утверждает А. Гелен, напрасно искать естественного человека, человек есть культурное существо. Проблема человека является центральной и в философии экзистенциализма (2.7). Однако в отличие от философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличиеу человека раз и навсегда определенной сущности. Философия существования исходит из тезиса безосновности, несубстанциальности человеческого бытия. По мнению экзистенциалистов, человек сам создает собственную сущность в процессе существования. По словам Ж.П. Сартра, человек — это будущее человека, проект самого себя. Если нет никакой предзаданной сущности, то нет и никаких вечных оснований, определяющих жизнь человека. В каждой новой ситуации личность заново создает все необходимые для жизни константы, в том числе и ценностные. Человек есть свобода, и у него нет никаких, вне него существующих оправданий для собственных действий, кроме самой свободы (§ 4 гл. 7). Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и суверенности индивидуального бытия, ее интересует уникальный, неповторимый жизненный мир личности. Если классическая философия центральным вопросом антропологии считала вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от самого понятия сущности, тем не менее продолжает обсуждать вопрос об особенностях природы человека. Философы-экзистенциалисты, утверждавшие вторичность сущности по отношению к существованию, или постмодернисты, рассматривающие любую реальность и человека как текст, тем не менее дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия. К экзистенциально-антропологическому направлению тяготеет и психоаналитическая философия (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.). Особенности позиций 3. Фрейда и К.Г. Юнга мы изложили в 4.2 и 4.3. Напомним лишь, что психоаналитическая философия исходит из понимания природы человека как психосоматической. В конечном итоге все содержание культуры выводится из особенностей психики человека, доминирующей сферой которой является бессознательная. Бессознательное в свою очередь ничем не порождается, оно само есть исходное бытие, определяющее особенности личности, характера, а следовательно, и жизни человека. Несмотря на неослабевающий интерес к антропологической проблематике на протяжении двух последних столетий, философский опыт о человеке не может быть завершен. Это связано не только со сложностью самой проблемы, но и еще с целым рядом моментов. Во-первых, как показали философские изыскания XIX—XX вв., человек не обладает фиксированной сущностью, т.е. нельзя выделить какое-то одно качество или свойство, выражающее всю меру его самобытности. Во-вторых, чтобы что-то окончательно определить и понять, надо находиться вне того, что определяется и понимается, человек же не может изучать себя как объект среди других объектов. Личность «обременена» культурным и историческим багажом, то, как она понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени. При этом философия все же стремится найти какое-то общее основание человечности, присущее людям любых эпох и культур.

30.Сознание как философская проблема. Происхождение сознания.

 

 

31.Структура сознания и проблема бессознательного.

Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

Следующий важный элемент сознания – внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Фрейд первым начал анализировать глубины человеческой психики. первоначально психоанализ был техникой выявления бессознательных компонентов в психике человека и методом лечения неврозов и психозов. До Фрейда психику и сознание человека обычно отождествляли. Но Фрейд сумел показать, что явно осознаваемые нами мысли, чувства, желания составляет хотя и важный, но лишь один из компонентов психической жизни. Другие компоненты - предсознательное и бессознательное - частично или полностью неосознаваемые компоненты. бессознательное составляет огромную сферу психики, начиненную колоссальной энергией, кот. постоянно прорывается в область сознания и проявляются в ней только в символическом виде через непроизвольные ассоциации, содержание сновидений, "случайные" оговорки, описки. Психика человека, имеет, несколько слоев. Самой светлой ее частью - сознательная перцепция, все то, что человек воспринимает сознательно. 2 слоем - предсознание-это тот компонент психики, в котором периодически возникают и исчезают человеческие желания и воспоминания. Исчезающие желания и воспоминания попадают в область бессознательного. Бессознательное - это та сфера психики человека, куда сознания почти не проникает. В бессознательном Фрейд выделяет особую структуру, которую он называет Оно. Человек не может отождествить свое Я с этим Оно. Оно -древне, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. Это та психика, с которой рождается ребенок. Классический психоанализ Фрейда противостоит двум крайним Ф.ским позициям: рационализму, выводящему эмпирическое существование человека из абсолютной идеи или мирового духа, и иррационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале, стоящем вне, помимо и за человеческим бытием. Альфред Адлер в отличие от Фрейда считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством, кот.отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. Когда человек сталкивается с невозможностью прямой реализации своих влечений, то может существовать несколько вариантов выхода энергии влечений. 1, возможно подавление влечений, 2, перенаправление энергии влечений на другой объект. Классическим примером такого случая является Наполеон. В структуре сознания выделяются - осознание вещей, переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания.

32.Гносеология как раздел философского знания.

Гносеология —(от греч. gnosis — знание и logos — учение) употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой; 2) как философская дисциплина, предметом исследования которой является одна форма познания — научное познание (в этом случае используется термин «эпистемология»). Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

 

Основные принципы Основные разделы
Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира); диалектика процесса познания; общественная практика (основа познаваемости мира). Учение об отражении; учение о познании человеком объективного мира; учение о происхождении и развитии познания; учение о практике как основе познания; учение об истине и критериях ее достоверности; учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества.
Основные формы познания
Чувственное познание Рациональное познание
Ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение.
Иррациональные формы познания (интуиция и т. д.).
Воображение (научное). Фантазия (научная).
     

 

33.Основные ступени и формы познания; их взаимосвязь.

 

 

34.Виды познавательной деятельности.

следует начать с анализа самого понятия познание и основных

видов познавательной деятельности человека: логического и нелогического познания.

К первому виду относятся философское и научное познание (философия и наука), ибо93

они основаны на законах логики, на основных принципах логического мышления. Ко

второму – образно-интуитивное познание – все виды искусства, литературы и в

некоторой степени религиозно-интуитивное мышление.

Гносеология, или теория познания, – раздел философского знания, в котором

рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки и

условия достижения знания. Термин «гносеология» происходит от двух греческих

слов: «gnosis» – знание и «logos» – закон, понятие, учение.

Познание – ключевое понятие гносеологии. Во-первых, это сущностная

способность человека, отличающая его от других животных. Во-вторых, познание –

это один из видов культурной деятельности. В-третьих, познание может

приравниваться к знанию.

Теперь следует перейти к основным разделам философии. Первый раздел – это

собственно гносеология– учение о знании, о познании. Второй термин –

эпистемология (от греч. epistemologia – логика знания, теория познания) –

употреблялся преимущественно в англо-американской философской литературе и по

содержанию до середины ХХ века почти совпадал с термином гносеология. Сейчас

эти понятия имеют разное содержание. Понятие «гносеология» употребляется для

характеристики общих проблем познания; а вот за понятием «эпистемология»

закрепилось значение «теория обоснования знания» (научного, прежде всего). Дальше

идет сравнительно новое понятие (и раздел) философии познания – герменевтика (от

греч. hermeneutike - истолкование) – учение об истолковании текстов. И, наконец,

простые по названию (но не по содержанию) разделы: философия науки и философия

техники.

После ознакомления с терминами следует перейти к вопросу о том, каким

способом проявляет себя сознание; откуда нам ведомо, что мы – существа,

наделенные сознанием? Есть два замечательных ответа на этот вопрос - Декарта и

Маркса. Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно я существую», а Маркс продолжил:

«Способ, каким существует сознание и каким нечто (т.е. внешний мир) существует

для него, есть знание». Суть проблемы состоит в том, что основой, самым

существенным звеном сознания выступают знания. Если мы мысленно направим наше94

внимание на само сознание, то можем увидеть, что оно буквально наполнено

знаниями. Человек имеет перед собой мир природно-социальной конкретики: мир

вещный (деревья, горы, моря, небесный свод и т.д.); мир социальных образований

(семья, государство, органы власти и управления, общественное производство и

распределение, расслоение людей по размерам доходов и т.д.); мир вещно-социальный

(построенные людьми дороги, промышленное и жилищное строительство, мир машин,

книг и т. д.). В итоге оказывается, что мы все пребываем в вещно-человеческом мире.

Всё многообразие этого мира присутствует в нас как знание. Но наши знания – это не

только знание вещей, но и знание законов общественной жизни, закономерностей

общественных явлений.

И, наконец, в первом вопросе нужно поговорить об основных действующих

лицах любого познавательного процесса – субъекте (S) и объекте (О). В процессе

активного взаимодействия субъекта с объектом формируются познавательные

проблемы, структура научного исследования, знание реализуется в сфере практики,

развивается сам человек. Таким образом, субъект – это человек, социальная группа

или общество в целом, активно осуществляющие процесс познания и преобразования

действительности. Процесс познания предполагает не только взаимодействие человека

с миром, но и обмен деятельностью между различными сферами как духовного, так и

материального производства. То, на что направлена познавательно-

преобразовательная деятельность субъекта, называется объектом. Объект познания в

широком смысле слова – весь мир. Их отношения называются субъектно-объектными

(S-O) и они могут включать в себя абсолютно разное содержание. Существенная

особенность взаимодействия субъекта и объекта заключается в том, что в основе оно

материальное, предметно-практическое отношение. Специфическими

закономерностями, определяющими содержание этого взаимодействия, являются

социальные и психологические закономерности. Помимо субъект-объектных

отношений (человек – микромир), возможно рассмотрение субъект-субъектной

парадигмы познания, к примеру, это общение, взаимодействие в обществе, процесс

обучения. Здесь субъекты выступают в качестве равноценных сущностей и познают

друг друга.

35.Проблема истины в философии. Критерии истины.

1. Проблема истины и её место в гносеологии.

2. Проблема критерия истины.

1 Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету,

совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.

Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и Маркс, мноте философы XX Века.

Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики:

1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит -объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой

она - в независимости содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в относительной черты абсолютности. Признание только относительного в объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента - есть догматизм.

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1) характером объекта к которому относится,

2) условиями места, времени;

3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами.

Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).

Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная.

При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации -передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.

Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают логическими и фактическими.

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в химию, астрологии в астрономию),

Познание истины в военном деле имеет свои особенности связанные с многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и технические, и организационные, и учебно-воспитательные системы, виды деятельностей разного характера.

Объекты познания сложны сами по себе, и усложняются ещё более условиями противоборства.

Обстановка опасности снижает возможность правильного познания, ещё более осложняется познание с применением маскировки, дезинформации, то что называется - военной хитростью.

Военное познание отражает действительность и в чувственных и в логических формах, но значительное место отводится - интуиции. Развитая интуиция отличала выдающихся полководцев прошлого и настоящего века.

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины.

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность (взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие", "деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд". Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы определим практику через понятие "деятельность".

Практика ' активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы - это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд),

- социальная деятельность,

- научный эксперимент;

- техническая деятельность;

- военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую. Практика является источником информации для познания, в том числе и военного. Формы военной практики:

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к жизни потребностями практики.

- креатиеная функция

2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. - детерминирующая функция

3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования мира и регулирует деятельность людей

- целеполагающая функция

4. практика представляет собой и решающий критерий истины

" критериальная функция Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо положения. Относителен потому, что сама практика развивается, совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать истинность развивающегося знания.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями, которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы, а также аксиологический критерий.

Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М.Хайдеггера и КЛоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок, свободы, хотения.




Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные тенденции мирового экономического развития| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.061 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав