Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А.Августин, Ф.Аквинский).

Читайте также:
  1. A) практического разума
  2. B 7 № 2170. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора
  3. B 7 № 2171. Прочтите отрывок из произведения средневекового автора
  4. B 7 № 2172. Прочтите отрывки из произведения средневекового автора
  5. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  6. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  7. II. Специфика философской рациональности
  8. III. Соотношение правового государства и гражданского общества.
  9. V. Соотношение содержания стандартов и примерных программ
  10. А) в российской историографии 18-20 веков.

Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввел X. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона.

Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:

- в античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;

- в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др;

- с ХIХ-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного и неподлинного человеческого бытия и др.

Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.

Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид.

Категория небытия фиксирует все то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто.

Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным - бытие или небытие? «Есть или не есть»? - спрашивает Парменид (VI-V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого позволяет выделить:

- философию бытия – исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего».

- философию небытия – признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Сегодня самыми актуальными онтологическими темами являются - проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т.д.

Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия - материальное и духовное (идеальное).

Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств.

Идеапьное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в виде понятий, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи, а идеального - понятие сознания, являющиеся базовыми категориями онтологии.

Монистические и плюралистические концепции бытия, само-организация бытия

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos – один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции.

Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.

К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах – бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом – как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т. е. каждая замкнута в самой себе.

Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А.Августин, Ф.Аквинский).

Полемика о природе универсалий.Фил-ия Средн охват период 4-14 вв. Фил носила религ характер. Идейные основы ср фил: теоцентризм (характериз тесной связью с Библ, Бог – смысл центр мира, Бог и бессм душа – ценности), провиденциализм (бож план, промысел), эсхатологизм (учение о конце света, втором пришествии Христа), монотеизм (учение о едином Боге). Суть пробл средневек фил заключ в познании Бога, можно ли познать Бога с пом разума или только с пом веры. Идеи: 1)знание и вера – антиподы; 2) зн и в должны объед; 3) зн и в могут су, т к у них разн источники; 4) между в и раз лежит пропасть. Пробл чела: Чел в ср фил-ии терял свое прежнее величие, чел – раб, лишь отдавая себя на служение Богу он обретает смысл. 2 этапа разв средневек фил: патристика и схоластика. Патр (2-8 вв), происходила форм-ие мировоззр стандарта средневек мысли; наиб острые пробл: тринитарная (соотношение ипостасей Бога), христологическая (сочетание во Христе бож и чел природы), антропологическая (греховность чела, пробл свободы воли, спасение и исаупление). Предст: Тертуллиан, Августин Аврелий. Гл фил труда Авг посвящены пробл бытия и времени, движение истории и истор прогресса, личности чела, его воли и разума перед Богом. Бог, по Авг, - внеприр начало, сверъест личность, чел душа не имеет ничего общ с материей, т к она сотворена Богом, душа бессмертна, активность чела проявляется в воле. Бог, согл Авг, находится вне времени, пребывает в вечности, а чел неразрывно связан со врем, время – сугубо чел понятие, тк только чел может различать «до», «сейчас», «после». Проблема общ-ва и истории заним большое место. Авг выделял 2 вида чел общностей: «град земной» (гос-ть, основанную на любви к себе) и «град божий» (дух общность, осн на любви к Богу). Схол (9-14 вв) – средневек «школьн фил», представ кот стремились рационально обосновать и систематизировать христ вероучение. Осн пробл: док-во бытия Бога; соотношение веры и разума; проблема свободы воли; провиденциализм (истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога), пробл универсалий. Представ: Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам.Крупн систематизатором средневековой схоластики был Фома Аквинский, который, сумев христианизировать Аристотеля, пытался рационально обосновать догматы христианства. Он разгран области фил и теологии. Предметов первой выступ «истины разума», второй – «истины откровения». Особое места заняло пробл отношения понятия к слову и к предметам. Как уже было омечено, важной пробл ср фил явл пробл универс. С попытками решения этой пробл связаны 3 фил течения Ср век.: концептуализм, реализм, номинализм. Особенностью средн фил явл спор между реалист и номиналист. Спор шел о прир универсалий. Р основ концепцию о 3 видах сущ-я универс. Универс сущ-ют трояким образом: «до вещей» (вбожеств разуме), «в самих вещах», «после вещей» (в чел разуме). Такое решение вопроса назыв умер реал. Номин считали, что унив сущ лишь в чел разуме, те отриали сущ-ие «до вещей». В итоге, церковь приняла умеренный реализм Аквинского. Выступая против крайностей реал и номин, Пьер Абеляр разоаботал концептуализм (универс не облад самостоят реальностью).

8.Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.

Развитие знаний в 14-16 в сильно повлияло на представления людей о мире и месте чела в нем. Великие геогр откр, гелиоцентрическая с-ма мира Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Всел. В эту эпоху происходят кардинальные сдвиги в соц-экон и дух жизни Евр. Происходило возрождение ант культурыры, ант образа жизни, способа мышления и чувствования, поэт эпоха получ назв Возр. Появилась натурфил-и (учения о природе,свободного от подчинения теологии), она отождествляла Бога с прир, не отрицая его суще-я.Огромное знач-е имели естественнонауч. труды Кузанского,Коперника,Бруно,Винчи,Галилея. Важнейшей отличит чертой мир-ия эпохи Возр - ориентация на искусство, в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, он приобрет наиб самостоятОсн черты: Антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к челу и его деят-ти; С антропоцентр связан характерный для Возр культ красоты.), Гуманизм (идеология, рассматривающая чела, его личность, его свободу, его активную, созидающую деят-ть как высшую ценность и критерий оценкиобщ институтов; В шир смысле слова гуманизм предст собой образ мышления, который провозглашает идею блага чела главной целью соц и культ развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник именно в эпоху Возрожд), Пантеизм (религ и фил учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир; Если в средневекБог и прир резко противопоставляются, то в фил-ии Возрожд ближаются, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог не творит мир из ничего, но растворен в мире и является таким же вечным, как мир. В результате этих процессов в фил-ии Ренессанса вырабатывается новая картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека).

9.Проблема самоопределения философии в эпоху Нового времени. Становление механистического мировоззрения.

Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно связано с развитием капитализма, кот возник в Италии, Герм, Нид, Англ, Фр. Его развитию способствовали революции, реформации, Возрожд, когда было разгромлено феод дворянство и диктатура церкви и взникли пути для развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средне­век.связанности,вследствие чего рождаются его субъекти­визм и индивидуализм. К сущностным явлениям Нов.време­ни принадлежат также наука,машинная техника и ис­кусство. Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъяв­ляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е. наука в собственном смысле этого слова. В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, био­логия и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыс­лителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,от­крытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механис­т.мировоззрения. Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавлива­емые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-про­тивопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз уче­ного"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостоя­ния. Два способа познания окружающего мира: Эмпиризм и рационализм. Эмп – путь познания, основ на опыте. Представ:Ф. Бэкон. Дж. Локк. Бэкон основал индукцию (познание движется от фактов к общему). Выделил 4 осн источника чел заблуждений: идолы рода, ид пещеры, театра и рынка. Джордж Локк. Учение о первичных и вторичных качествах вещей: первичные – свойства самого предмета (протяженность, форма, число, движение) вторичные – результат нашего взаимодействия с предметом (они порождаются вещами, но существуют лишь благодаря нашему переживанию)

Рационализм- путь познания, основанный на разуме. Представ: Р. Декарт, Б.Спиноза. Что касается механист мир-ия, то в фил-ии Н Вр сущ-ло такой метод познания, как механицизм. Механицизм — метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более шир см механицизм есть метод сведения сложных явлений к их физ причинам. Благодаря успехам физики в 16-18 вв возникло желание перенести физ миропонимание на другие науки. В кач-ве единств метода подлинной науки рассматривалась мат-ка, понимаемая механистически.




Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 105 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав