Читайте также:
|
|
Ряд ученых, в частности Лопатников Д.Л. выделяет объективные предпосылки формирования полноценного Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, обладающих бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом. «Подобные объединения делают национальные экономики государств-союзников значительно сильнее, позволяют выступать его участникам единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивают политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывают большие перспективы для хозяйствующих субъектов и частных лиц данных стран»[1].
Уже во время распада Советского Союза бывшие советские республики, понимая, что СССР перестал быть геополитической реальностью, все же пытались договориться о сотрудничестве «в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков»[2] в рамках СНГ. По этому следует особо отметить Договор о создании Экономического союза подписанный 24 сентября 1993г. (т.е. высшей формы межгосударственной интеграции, предполагающей наличие единого экономического пространства, гармонизацию фискальной и монетарной политики государств-членов и, как следствие, введение единой валюты). Страны СНГ решили объединить свои экономики, на новой рыночной основе путем последовательного прохождения целого ряда этапов отказавшись от единой социалистической плановой экономики.
Для начала необходимо было создать зону свободной торговли. Далее планировалось образование Таможенного союза. На третьем этапе должен быть сформирован общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным (четвертым) этапом должно было стать образование экономического союза.
Необходимо отметить, что решение о создании экономического союза на постсоветском пространстве отнюдь не являлось экстраординарным явлением в международных отношениях. Наоборот, оно всецело отражало и находилось в полном соответствии с одним из магистральных путей развития современного международного сообщества, а именно с процессами международной интеграции.
Однако Содружество так и не смогло претворить в жизнь ни один из вышеуказанных интеграционных проектов ввиду непреодолимых. разногласий между его участниками. «К концу 1994 года в рамках СНГ четко сформировалось два лагеря, имевших диаметрально противоположные видения развития Содружества»[3].
Если первый лагерь, по мнению Фурмана, (Россия, Беларусь и Казахстан) выступал за углубленную интеграцию и преследовал в качестве задачи как минимум построение таможенного союза, то второй лагерь, представители которого образовали впоследствии такую региональную организацию, как ГУАМ, рассматривал существование СНГ лишь как форму «цивилизованного развода» и считал в качестве максимально приемлемого для себя предела интеграции в рамках СНГ только создание зоны свободной торговли (то есть исключал для себя любую форму политической интеграции).
В силу возникших между ними противоречий страны СНГ в своей совокупности не смогли договориться даже о создании наиболее элементарных форм РИО. В то же время к середине 90-х гг. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать положения Договора об Экономическом союзе хотя бы между собой.
6 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией и Белоруссией, к которому 20 января 1995 г. присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Кыргызстан. Стремление обеспечить более высокий уровень интеграции было также отражено в Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г., который поставил цель создать в перспективе «сообщество интегрированных государств» посредством «поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета Сторон»[4].
Несмотря на громкие прокламации, прогресс, сделанный данными государствами на пути построения таможенного союза, был, однако незначительным. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием - мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства- участники ТС видели единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении защитных барьеров друг от друга.
Другим свидетельством существования таможенного союза лишь на бумаге являлось то, что один его членов - Кыргызстан - стал в индивидуальном порядке членов ВТО в 1998 году. Тем не менее результатом экономического кризиса стал не окончательный развал формирующегося альянса, а принятие им (а также присоединившегося к нему Таджикистана) 26 февраля 1999г[5].
Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции, а именно - к построению Общего рынка.
В то же время было очевидно, что построение единого экономического пространства требует отхода от классических международно-правовых методов принятия решении, основанных на единогласии и суверенном равенстве государств[6]. Для достижения поставленной цели требовались новые организационно-правовые решения, поиск которых нашел свое отражение в подписании вышеуказанной пятеркой государств 10 октября 2000г. Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). «Чтобы Таможенный союз действительно заработал, страны должны создать единое экономическое пространство между собой», — сказал «ЭГ» председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН) Георгий Бадей. Для этого нужно унифицировать законодательства трех стран, причем не на словах, а на деле. «Это значит, что телефонное право, благодаря которому чиновники сегодня могут запретить продавать в своей области продукцию не местных производителей, действовать не должно». Если речь идет о создании зоны свободной торговли, то и цены должны быть рыночными, в т.ч. на энергоносители, полагает Г.Бадей. Сделать их едиными для всех невозможно хотя бы потому, что затраты на транспортировку энергоресурсов различаются. Они будут разными даже в пределах Беларуси. Другое дело, цены должны формироваться по некой одинаковой схеме. То, что наша страна будет настаивать на этой позиции было очевидно и подтверждалось комментариями договоренности в Душанбе, помощником Президента Валентин Рыбаков. «Не может быть единой конкурентной среды в условиях неравенства цен на важнейшие сырьевые товары и энергоносители»[7], — сказал он в интервью Интерфаксу. Подписанные в Душанбе документы должны стать гарантией того, что страны не будут дальше разбегаться, увеличивать разницу в условиях хозяйствования и вводить новые ограничения во взаимной торговле, считает помощник главы государства.
По мнению главы БСПН, если Таможенный союз трех стран все же когда-нибудь будет создан, выиграет от этого в первую очередь население. На рынке обострится конкуренция, которая неизбежно приведет к снижению цен. В этой ситуации субъекты хозяйствования должны не только радоваться, что им станут доступны рынки стран-участниц. Многим из них работать будет сложнее, поскольку появятся конкуренты из России и Казахстана. Особенно это касается монополистов, которые благодаря своему положению диктуют цены на белорусском рынке и которых в последнее время государство активно создает.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 149 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
|