Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сознание. Происхождение сознания, сущность и основные особенности

Читайте также:
  1. CУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
  2. I Кислотно-основные свойства.
  3. I Кислотные и основные свойства
  4. I Тема: Структурно-смысловые особенности описания
  5. I. Определить основные критерии качества атмосферного воздуха.
  6. I. Основные
  7. I. Основные богословские положения
  8. I. Основные задачи и направления работы библиотеки
  9. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  10. I. Основные положения

Один из основных вопросов философии:

Существует 2 стороны:

***Первая сторона:

Выступает вопрос (об отношении сознания к материи) о том, что является первичным: материя/сознание, следовательно, что выступает в качестве вторичного, производного.

Быть первичным – это быть первым, предшествовать другому, быть основой для существования другого, отражаться в другом, быть содержанием.

 

Существует формулировка о первичности/вторичности – что лежит в основе мира: материя или сознание.

 

Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности:

1. Монистический кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю);

2. Дуалистический – отказ от решения вопроса; кладет в основу оба начала – материю и сознание.

 

Важным является деление на 2 философские концепции: материализм и идеализм.

Материализм – течение философии, первичное – материя, вторичное – сознание, которое производно от материи.

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.

 

Идеализм: в основе понимания мира – духовное начало. Первичное – сознание.

Идеализм делится на две формы: субъективный и объективный..

Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание).Существовать – значит быть воспринимаемым. Восприятие – отражение предметов в целом в голове воздействующее на наши органы чувств. Нет восприятия – нет и предмета.

Объективный идеализм: за первичное принимается сознание (разум), существующее независимо от материального мира и человека. Сознание – идеальное ощущение действительности.

 

*** 2 -я сторона Основного Вопроса Философии – о познаваемости мира (вопрос о том как относятся наши мысли об окружающем мире к самому миру; можем ли мы в сознании отразить этот мир правильно, точно, адекватно).

 

Гегель: мир познаваем. Агностики – мир не познаваем.

 

В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности.

Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности.

 

Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта.

Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом.

Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя.

 

Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания).

В сознании возникают феномены – вещи для нас и ноумены – вещи в себе. Между ними пропасть – бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.

 

3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования.

Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием.

 

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком.

Сознание существует в 2 формах – общественном и индивидуальном.

Основными подходами к происхождению сознания были следующие:

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной.

Христианство: разум человека, его мышление – искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании.

Декарт: сознание – внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания.

Гегель: сознание - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально-историческую природу сознания, говорит о принципе историзма.

 

В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание – это высшая форма отражения.
Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания.
Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.
Основные свойства отражения:

1. неживая природа:

а)в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или отпечатка

б)воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих объектов.

2. живая природа:

а)отражение активно;

б)оно всегда целенаправленно;

в)оно может носить опережающий характер;

г)оно несет функциональный характер.

 

Общие свойства отражения:
а)оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь частично;

б)упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.


Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние более удовлетворяющее ему называется управлением, то любой живой организм самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность организмов реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок и возникла нервная система.

 

В ходе биологической эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все более определяется внутренними программами.

С усложнением телесной организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

 

Структура сознания.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями.

Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

 

Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).

Чувства, эмоции суть компоненты сознания


Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект эмоциональной сферой.

Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли.

Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно структурированное целое.

 

В процессе развития трудовой деятельности, обогатились осязательные ощущения. Логика практических действий фиксируется в голове и превращается в логику мышления.

С точки зрения психологии сознание - высшая форма психической деятельности, связанная с трудом и речью.

 

В психике человека можно выделить собственно человеческую психику, т.е. ту прибавку в психической деятельности, которая возникает с появлением человека, за вычетом человеческой биопсихики.

 

Сознание - высшая форма человеческой психики. Сознание - триединство разума, чувства и воли.

Разум называется интеллектом (абстрактным мышлением).

 

Сознание - высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высокоорганизованной материей. Сознание, так как оно вторично, является одной из форм материи и порождается материей, и существует материально.

Сознание не материально – оно идеально.

Идеальное - это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием.

Функция этой формы заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества вещей.

 

Сознание - продукт бесконечного развития материи. Сознание - свойство высокоразвитой материи (человека). Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом отражении действительности, в предварительном построении действий (мысленно) и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.

 

Духовный мир человека невозможно видеть, обнаружить. То есть, мысль идеальна, не имеет существования в физическом смысле этого слова. Но, вместе с тем, идеи реальны, они существуют. И нельзя считать идею чем-то недействительным. Однако, её действительность не материальна, а идеальна.

Это наш внутренний мир, индивидуальное сознание. Материя объективная, а сознание - субъективная реальность.

 

Сознание - субъективный образ объективного мира.

 

Язык - непосредственная действительность мысли.

Язык представляет собой сложную знаковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй.

Основной единицей языка является слово.

Слово - материальное явление, имеющее 3 формы - звуковую, произносимую и видимую.

Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие.

Язык - материальное средство возникновения и существования мышления, дух культуры вообще.

Различают естественные, стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т.д. языки.

Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков.

27 Познание, его сущность и цель. Чувственная и логические ступени познания, их содержание и формы

Научная философия отвергла ошибочные – идеалистические и метафизические – концепции познания.

 

С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.

По Гегелю: мир – логическая идея, которая познает сама себя и этот процесс ее самопознания составляет этапы развития мира.

 

С позиций субъективного идеализма познание – процесс объективного самопознания субъектом самого себя.

 

Материализм прошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного мира в человеческом сознании.

В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений, их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности, материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.

 

С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.

Четыре основных принципа теории познания:

1) Объективный характер познания (признание существования объективного мира, который познаётся человеком).

 

2) Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...

Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот.

 

3) Диалектический характер познавательного процесса (процесс познания идеален).

 

4) Практика как материальная деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.

 

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами.

Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.

 

Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.

Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей.

 

Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально, то потенциально связанны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело.


Восприятие – отражение предмета в целом в голове человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств. Представление – это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.

Агностическую знаковую концепцию не следует смешивать с научной теорией знаков – семантикой.

Знак – материальный предмет, приведенный в условное соответствие с каким-либо другим предметом, замещающий последний. Знак связан со значением, которое представляет собой субъективный образ предмета, сходно с предметом.

 

Примером знака являются слово, которое имеет свое понятийное, эмоциональное значение.

 

Процесс познания проходит две основных ступени: чувственное познание и логическое мышление.

 

Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое – как опосредованное.

Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют другие.

 

Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

 

Логическое познание, его формы.

Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.

Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность.

 

3 формы логического познания:

1) Познание - основная форма, элемент логического познания, отражение существенных сторон вещи.

2) Суждение - это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли (м.б. утвердительным, отрицательным; единичными, особенными).

3) Умозаключение - связь суждений (форма мысли, в которой из одного или несколько суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание).

 

Законы логического познания:

1) закон тождества: “А есть А”: заключается в том, что бы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же.

2) закон противоречия: требует, чтобы в одном и том же предмете в одно и тоже время не высказывались две противоположные мысли: “А не есть А”.

3) закон исключающего 3-го: истинным можно считать лишь одно из 2-х противоречащих высказываний о предмете, исключая истинность какого-то 3-го высказывания: “А есть либо В, либо не В”.

4) закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

“Если есть В, то есть его основание А”.

28.Эмпирический и теоретический уровни познания, их задачи. Научное понятие метода и методологии, методы и формы эмпирического и теоретического уровней познания.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.

 

Эмпирический уровень познания связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента – чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление.

Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.

 

Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала.

Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.


Позиции эмпиризма: на 1-м плане – роль ощущения, непосредственные наблюдения в познании и отрицание роли теоретического мышления.

Позиция рационализма: на 1-м плане – деятельность разума, приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания.

 

Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму.

Агностик – скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”.

Иррационализм – идеалистическое философское направление, отвергающее способность разума, разумное мышление, способность науки познать истину, проповедующее первенство воли, инстинкта.

 

Методология определяется как система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности исследователя.

Метод – способ организации деятельности; основные пути и приемы научного познания.

 

Формы и методы научного познания.

Основной формами научного познания являются:

1) Проблема - научный вопрос.

Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.

Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического познания.

Предмет проблем – вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем.

Проблема определенным образом ставится или формируется наукой.

В структуре проблемы можно выделить 2 основных компонента:

а) Предварительное, частичное знание о предмете.

б) Более/менее определенное наукой незнание.

Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания (знание и знание о незнании).

Проблема - не знание, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Поэтому правильно сформулированная проблема содержит частичное решение.

Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила.

Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия).

 

2) Гипотеза - предполагает решение проблемы.

Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений.

Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер.

 

3) Теория имеет

2 основных значения:

а) высшая форма научного познания;

б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Теория выступает в различных формах:

1. “типическая” - включает свои теоретические обоснования (принципы, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу.

Части типической формы - объяснительные и описательные части.

Описание - характера существенных черт, форм, структуры.

Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть. Объяснение дает понимание действительности, которое возникает только тогда, когда явление выведено из фактов, его порождающих.

Различают ряд типов объяснения:

- на основе закона (законы, как стороны сущности, порождают и определяют явления и служат основой для их понимания и объяснения);

- причинное (выяснение факторов, порождающих явление);

- генетическое (исследование процесса возникновения явления, которое дает понять важнейшие черты этого явления).

 

Непосредственный источники научного познания - факты.

Факт - зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление.

Факт - самостоятельное реальное событие. Важнейшее свойство фактов - их принудительная сила: факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам.

Факты обладают принудительной силой только при условии объективно-реального подхода к действительности.

 

Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности. (наиболее общий метод, разрабатываемый философией);

Общенаучные методы - научно осмысленные и разработанные логические формы и процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции - методы идеализации, формализации, математизации, моделирования;

Частные методы отдельных наук.

 

Методы: Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании.

Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений.

Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:

1) прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на всевозможные случаи.

2) прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.

3) прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл и значение.

 

Важнейшие методы научного познания:
1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным называют методом (1).
2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя.
3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

 

В XX веке наука активно математизируется.
Обыденное и научное познание, их специфические признаки. Уровни познания: эмпирическое и рациональное.

Формы познания: Обыденное и научное.

Обыденное – формируется в обыденной деятельности человека (эмпирический уровень). Знание для ориентации в окружающей среде. Накапливаемая информация для научного познания. Очень субъективно.

Научное объективно. Критерий истинности научного познания – практика.




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 52 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав