Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Читайте также:
  1. A. Раздел специальной психологии, изучающей психическое развитие у умственно отсталых людей и возможности его коррекции.
  2. I Раздел. Определение провозной способности судна.
  3. I. История возникновения службы телефонной помощи населению.
  4. I. История применения лекарственных растений. Заготовка, сбор, сушка и хранение лекарственных растений
  5. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  6. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  7. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  8. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  9. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  10. I. Ранняя история Британии

Существует две независимые субстанции – душа и тело. Такая теория получила название дуализм. Основное свойство души – это мышление, а свойство тела – притяжение.

Следовательно, основным инструментом познания является душа. Человек осознает все, что происходит у него в душе, а психика отождествляется с сознанием. В содержании сознания выделяется три вида идей:

– порожденные самим человеком

– приобретенные

– врожденные (содержатся в разуме, открывают человеку истину).

к ним относятся:

идея о Боге

– идея «Я»

– идея числа

Важной заслугой Декарта является открытие рефлекса. Именно термин «рефлекс» в теории Декарта отсутствует, но в его описаниях строения тела прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги. Философ считал, что все тело человека пронизано нервами, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела.

Нервы представляют собой тонкие трубочки. В этих трубочках содержатся «животные духи» – это подвижные и легкие частицы крови. Через поры в мозге животные духи могут перемещаться в нервы, а из них в мышцы => тело совершает движения (фактическое описание рефлекторной дуги).

Именно благодаря учению Декарта был введен новый принцип – механический детерминизм.

Исходной формой познавательных процессов считались ощущения; из них формируются восприятие, представления, память и воображение.

Одной из последних работ Декарта являются «Страсти души». Эта работа появилась после переписки с принцессой Елизаветой, которая жила в эмиграции в Нидерландах. Существует два вида страстей – активные и страдательные:

страдательные состояния (это ощущения, восприятия, представления, идеи, которые не исходят из самой души, а привносятся извне, т.е. навязываются и не изменяются);

активные состояния (это желания, которые исходят из души и зависят только от нее).

Единственным местом, где душа соединяется с телом, является шишковидная железа (гипофиз).

 

4. Сенсуализм Томаса Гоббса (1588-1679)

Томас Гоббс является английским ученым эпохи Нового Времени.

Основные работы:

– «Левиафан» (1651)

– «О гражданине» (1642)

– «О теле» (1655)

– «О человеке» (1658)

Гоббс считал, что разумной души не существует, а в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики.

Процесс жизнедеятельности человека понимался как:

«Сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела».

Так как движение может вызывать только движение, то ощущения – это результат, эффект, который произведен внешним предметом в теле. Из ощущений возникают представления. Такую связь назвали ассоциацией => поэтому Гоббс считается одним из родоначальников ассоциативной психологии.

Гоббс отвергал свободу воли, т.к. свобода не противоречит необходимости. Он сравнивал поведение человека с течением реки, вода которой двигается свободно и вместе с тем по своему руслу.

Воля является производной от двух основных мотивов человеческого поведения – стремления (влечения) и отвращения => это похоже на борьбу мотивов.

Важную роль в познавательном процессе играет речь, выступающая в двух функциях:

– как орудие мысли;

– как средство общения.

Речевая деятельность – это средство познания и общения. Но у нее есть негативные стороны:

1) люди часто неправильно употребляют слова;

2) подменяют вещи словами;

3) смешивают язык с предметами, понятиями, суждениями

возникают конфликты непонимания

 

 

5. Рационализм Бенедикта Спинозы (1632-1677)

Краткий биографический очерк:

– родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца;

– учился в религиозном училище, т.к. родители хотели сделать из него раввина, но обучение не закончил, т.к. помогал отцу в ведении торговых дел.

Изучил латынь, математику, естествознание, медицину, философию. Спиноза не соблюдал религиозных обрядов, подвергая критике иудейское учение => совет раввинов подверг его «малому отлучению», пытались подкупить его и даже убить, но попытка не удалась. Тогда Спинозу подвергли «великому отлучению и проклятию».

1656 г. – Спиноза был проклят и изгнан из общины.

1658-1660 гг. – создал свое первое философское произведение «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье».

Основные работы:

– «Этика» (1675 г., писал более 12 лет);

– «Основы философии Декарта» (1663 г.);

– «Богословско-политический трактат» (1670 г.), (был напечатан без имени автора).

Вел уединенный образ жизни. Отказался быть профессором в Гейдельбергском университете. Умер в Гааге 21 февраля 1677 г. от наследственной болезни легких. В декабре 1677 г. Друзья издали посмертные сочинения Спинозы, которые сразу были запрещены и не переиздавались до начала XIX века.

Спиноза стремился создать объективную, достоверную науку, основой которой является математика, а именно геометрия. На геометрических принципах построена «Этика» Спинозы. Философ считал, что существует единая, неделимая субстанция – Бог, или Природа. Бог не стоит над природой, он растворен в ней и отождествляется с ней. Спиноза отстаивал идею целостности души и тела.

 

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 1. Философия Древнего Востока (ред.)

А. Древнеиндийская философия

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Сильны были пережитки патриархальных отношений между господствующими классами и угнетенными. Древнеиндийское общество делилось на варны — группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре: 1) жреческая варна (брахманы); 2) варна военной аристократии (кшатрии); 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи) и 4) низшая варна (шудры). Шудры находились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев; они не имели права на общинную собственность, их не принимали в члены общины, они не участвовали в решении ее дел. Деление на варны освящалось религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религиозной идеологии.
Древнейший памятник индийской литературы — Веды. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной Жизни.

В истории индийской философии принято выделять три периода: 1) ведический период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических; 2) классический период (V в. до н.э. – X в. н.э.) – именно в этот период сформировались основные ортодоксальные (основанные на авторитете Вед) и неортодоксальные философские школы; 3) постклассический период (с X в. по наши дни).

1) Характерными чертами ведического периода индийской философии являются следующие …

- философское мировоззрение не отделяется от мифологического

- основной религией Индии является брахманизм.

- основные представления о мире и основы брахманизма представлены в Ведах – древнейших текстах, датирующихся приблизительно 1500 г. до н.э. Подлинно философскими тексты Вед считать нельзя. Во-первых, они гораздо ближе стоят к произведениям фольклора, во-вторых, в них отсутствует рациональность. Тем не менее они дают нам представление о том, каковы были взгляды людей на мир в целом. Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии. В Ведах содержатся стихи прославления богов, например, Агни, бога огня и Индры, бога дождя и райских планет, песнопения, описания ритуала жертвоприношений, тексты заклинаний, песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней.

!!! Индия с древности и до сегодня характеризуется сословным устройством общества. 4 сословия: 1) брахманы - жрецы, 2) кшатрии – воины-правители, 3) вайшьи – ремесленники-земледельцы, 4) шудры - несвободные. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.

Основные понятия Упанишад. Философия Индии начинает формироваться в период Упанишад (букв. - сидение у ног учителя; тайное знание).

Брахман, Абсолют – бог или первопричинная основа бытия всего мира.

Атман – индивидуальная душа, вечная неизменная духовная сущность. Говорится «Все есть Брахман и Брахман есть атман». Иначе говоря душа

Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова. Боги – подчиняются Рите. Понятие риты является философской основой концепции дхармы.

Дхарма – 1. учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма - 2. это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.
Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.
Сансара – круговорот мирских перевоплощений.

Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс в котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оцениваются с точки зрения соответствия их Дхарме, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный круг перерождения человека – круг сансары. Акты реинкарнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Пути достижения абсолюта или мокши: Джняна-марга - “путь знаний”. Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед. Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах. Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.

Самостоятельные философские школы в Индии формируются приблизительно в VI веке до н.э. Философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии. Традиционно выделяется шесть основных систем индийской философии, признающих авторитет Вед. Для описания этих систем используется понятие даршан (взгляд). Шесть даршан: миманса, веданта, санкхъя, йога, ньяя, вайшешика.

1) Миманса сосредоточена на правильном толковании Вед и важности ритуалов описанных в ведах. Миманса рассматривает действие как первичную реальность вселенной. Драхма рассматривается как правильное действие, противопоставляемое созерцанию. Только путем постоянного следования драхме и правильного выполнения ритуала можно попасть на небеса. Отличительная черта мимансы в том, что, будучи учением, цель которого — оправдание ведийского ритуала, миманса уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами. Идеалистическое учение веданты впервые систематически развил Бадараяна. В этом учении были различные оттенки, обусловленные различием в понимании отношения между душой и богом. Наиболее крайними взглядами были: 1) взгляд, согласно которому душа и бог совершенно различны, и 2) взгляд, по которому они совершенно едины. Первое учение защищал Мадхва, второе — Шанкара. 2) Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в мудрость веданты, упражнялся в постоянном размышлении над ее истинами до тех пор, пока он не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины. Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, Веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.
3) Очень древней формой философии в Индии было учение санкхья. Основатель его Капила жил, согласно некоторым источникам, около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Первопричина, будучи вещественной, должна вместе с тем быть настолько тонкой и всепроникающей, чтобы были возможны даже самые тонкие порождения, такие, например, как ум. Первопричина не может быть порождена никакой предшествующей ей причиной. Она вечная самопричина, вечная основа всего мира. Все без исключения предметы способны вызывать в нас или удовольствие, или боль, или безразличное состояние. Причиной этих состояний являются три составные части предметов, которые называются Гунами и которые непосредственно не воспринимаются. Из этих трех составных частей состоит не только первичная субстанция — пракрити, но и все вещи мира. Пракрити — причина существования тел, органов чувствования и действия, чувства «Я», ума и интеллекта. Но кроме всего этого существует сознание; оно выше всяких изменений и по своей природе уже нематериально. Все множество предметов реального мира возникает после того, как материальная причина — пракрити — соприкасается с пуруши, или «Я». Происходя от пракрити, ум не вечен, он сложен и представляет собой субъект, возникающий и разрушающийся во времени. Из этого учения о бытии философия санкхья выводит учение о познании. Кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также, и учения («свидетельства») древних священных книг — Вед. Достоверное познание, возникает тогда, когда в интеллекте отражается не предмет, а само сознание, или «Я».
Предпосылку этики санкхья составляет убеждение во всеобщей распространенности страдания. Философия санкхья, как и ряд других школ древнеиндийской философии, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.
Слово санкхья означает «подсчет»: эта система включает 25 категорий бытия, высшей из которых является пуруша (дух), остальные 24 категории являются формами пракрити (материи). признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

4) На уровне практики санкхья получает свое развитие в философии йоги. Йога добавляет двадцать шестую категорию, называемую Бог. Один из важнейших трактаток санкхья-йоги – «Йога сутра» Патанджали. Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

5) Ньяя представляет собой философию, наиболее тесно связанную с логикой и направленную на изучение основ познания. Рассматривает вопросы логики, веры в Веды, идею Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

6) Во многом ее дополняет вайшешика, являющаяся метафизическим учением, направленным на познание сущности реальности. Вайшешика придерживается атомической теории материи, но атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром. Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

 

Во всех старейших ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (сознания, духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества (гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.

Неортодоксальные школы индийской философии. К числу неортодокальных относятся чарвака джайнизм

1) «Локаята» можно перевести как «философия людей». Локаята (или чарвака) связана с именем философа-материалиста Чарваки. Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видимому, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Представители этой школы полагали, что мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, вода, огонь и земля, из которых и состоит мир. Дерево-, камень- не признаются локаятами в качестве первоначал. По мнению сторонников данной школы, смыл жизни и мира заключается не в страдании, как утверждали буддисты, а в счастье и удовольствиях. Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды (локаяты) – считают, что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды: 1. Жизнь – страдание 2. причина страданий – неведение, т.е. непонимание истинной природы реальности – изменчивости и взаимозависимости. 3. от страданий можно избавиться путем мудрости, медитации. Нирвана – истинное счастье находится в каждом. 4. Истина Пути.

Буддизм в Индии прошел три стадии развития. К первому этапу относится учение Будды и его непосредственных последователей. Второй этап – хинаяна. Этот период соответствует времени правления царя Ашоки, который основал буддийское государство, но значительно количество последователей буддизма пришло к мнению, что доктрине хинаяны не хватает эмоциональности. В результате раскола появилась махаяна («большая колесница»), в противоположность «малой колеснице» хинаяны. Учение хинаяны исходит из того, что конечной цели могут достигнуть лишь немногие строгие аскеты. Махаяна считает, что этот путь доступен многим. Махаяна вводит фигуры Бодхисаттв – будущих Будд, которые жертвуют собственным освобождением из сострадания к остальным. Нирвана в буддизме рассматривается как отрешенность от внешнего мира, это затухание всех мыслей, погружение в единое сознание, предшествующее всему сущему. Конечная цель и есть состояние нирваны.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 40 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав