Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

В феврале 1816 года после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов – «Союз спасения».

Читайте также:
  1. A. периоды наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов среды
  2. I. Последование вседневной вечерни
  3. I. Специфика русской философии
  4. II Научно-практическая конференция школьников и студентов СПО по обществознанию.
  5. II. Болезни эндокринной части поджелудочной железы (ЭЧПЖ).
  6. II. Общество как социальная система, её основные системные признаки
  7. II. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В АКЦИИ
  8. III. 1. ПАРАДИГМА И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
  9. III. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в качестве субподрядчиков
  10. III. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться») Определение мотивации учебной деятельности

С февраля 1817 года оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П.И.Пестель, А.Н.Муравьев, С.П.Трубецкой. К ним присоединились К.Ф.Рылеев, И.Д.Якушкин, М.С.Лунин, С.И.Муравьев – Апостол и др.

«Союз спасения» - первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав – «Статут». В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества - ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие – как отжившая политическая система. В документе говорилось о необходимости введения конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Большинство членов считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию.

В январе 1818 года был создан «Союз благоденствия» - довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Её состав по-прежнему оставался дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М.Муравьевы, С.И и М.И.Муравьевы – Апостолы, П.И.Пестель, И.Д.Якушкин, М.С.Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа – общий руководящий орган - и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.

Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету перплета). Заговорщическая тактика и консервативность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось, о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным. К 1820 году в организации стали преобладать республиканцы. В начале 1821 года из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». Предпринимая такой шаг, намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию.

В марте 1821 года на Украине было образовано Южное общество»

Его создателем и руководителем стал П.И.Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А.П.Юшневский, Н.В.Басаргин, В.П.Ивашев и др.

«Русская Правда» П.И.Пестеля:

Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной – «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П.И.Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права, В соответствии с идеями П.И.Пестеля в России должна была учреждена парламентская республика с президентской формой правления.

В решении аграрно-крестьянского вопроса П.И.Пестель и Н.М.Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян.

По мнению П.И.Пестеля, необходимо было создать общественный фонд из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли для предоставления всем желающим надела, достаточного для «пропитания», то есть для обеспечения прожиточного минимума. Так, впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме, что гарантировало защиту граждан от нищенства и голода. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. П.И.Пестель не отрицал идею частной собственности на средства производства, в том числе и на землю. Поэтому половина земельного фонда страны, по его проекту, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечивать рентабельность и товарность хозяйства. В аграрном проекте П.И.Пестеля причудливо переплетались элементы социалистического и капиталистического способов производства.

В 1822 году в Петербурге было образовано «Северное общество». Его признанными лидерами стали Н.М.Муравьев, К.Ф.Рылеев, С.П.Трубецкой, М.С.Лунин. Конституционный проект Н.М.Муравьева – «Конституция».

Н.М.Муравьев выступал за конституционную монархию – политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть сохранялась для преемственности), а законодательная власть – парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

Н.М.Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.

Оба конституционных проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н.М.Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.И.Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться в единый.

 

Летом 1825 года южане договорились о совместных действиях с руководителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло «Общество соединенных славян», образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 года. Однако важные внутриполитические события заставили их ускорить своё выступление.

 

Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в течение месяца в стране сложилась необычная ситуация - междуцарствие. Не зная об отречении Константина, высшие государственные чиновники и армия присягнули ему. На 14 декабря была назначена переприсяга членами Сената Николаю. Руководители Северного общества решили, что смена императоров и некоторая неопределенность ситуации с престолонаследием создали благоприятный момент для выступления. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ – «Манифест к русскому народу»- и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.

В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение самодержавия, отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений. В «Манифесте» заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.

 

Рано утром 14 декабря 1825 года наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к ним присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые части Петербургского гарнизона – около 3000 человек.

Выяснилось, что Сенат уже переприсягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С.П.Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

Восставшие были расстреляны артиллерией и разгромлены.

Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых руководителей Южного общества (П.И.Пестеля) и известия о поражении восстания в Петербурге, оставшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 года С.И.Муравьев – Апостол и М.П.Бестужев – Рюмин подняли восстание Черниговского полка. 3 января 1826 года полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.

 

К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 545 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. 5 человек – П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев – Апостол, М.П.Бестужев – Рюмин, П.Г.Каховский – были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая I домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.

Причины поражения: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания- основные причины поражения декабристов.

 

Консервативное направление опиралось на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права.

В начале XIX века Н.М.Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С.Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие и народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления.

Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф.В.Булгариным и Н.И.Гречем, профессорами Московского университета М.П.Погодиным и С.П.Шевыревым.

Либеральное направление. Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступлении П.Я.Чаадаева, написавшего «Философские письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журанале «Телескоп» в 1836 году, П.Я.Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. Спасение России, её прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я.Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли, его редактора Н.И.Надеждина выслали из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью.

На рубеже 30-40-х годов XIX века среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения – славянофильство и западничество.

Идеологами славянофилов были писатели, философы, публицисты: К.С. и И.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.

Идеологами западников были историки, юристы, писатели и публицисты Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.И.Панаев, В.Ф.Корш и др.

ОБЩЕЕ: представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить её социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.

РАЗЛИЧИЯ: Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и её национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской России, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когдп между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремёсел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие.. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя её отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало её народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов XIX века характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20-30 членов. Они появились в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними.

Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П., М. и В. Критских, Н.П.Сунгурова). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Студент А.Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других – к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX века имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В.Станкевича, В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

В 40-е годы XIX века в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, М.В.Буташевича-Петрашевского и других.

Идеалом политического строя для Белинского было такое общество, в котором «не будет бедных, не будет богатых, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». Широкую известность получило его «Письмо к Гоголю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В.Г.Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека».

Петрашевцы. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев и др.).

М.В.Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания – известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш.Фурье, оказавшего большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительо осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 году М.В.Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 года. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменён бессрочной каторгой (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М.Достоевским в романе «Идиот»).

А.И.Герцен и теория «общинного социализма». Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А.И.Герцена. За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя Герцен и Огарев были арестованы и отправлены в ссылку. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А.И.Герцен в 1847 году уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию»(1853г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857-1867 гг.).

Разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А.И.Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и её периодическим переделам. В крестьянской общине Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И.Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других – осуждал насильственные меры изменения государственного строя.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав