Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ПОДГОТОВКА К МИКРОФОННОЙ ПРАКТИКЕ.

Читайте также:
  1. E. Образование, профессиональная подготовка и трудовая деятельность
  2. I этап — Предстерилизационная подготовка.
  3. II этап — Укладка и подготовка к стерилизации.
  4. II. ПОДГОТОВКА К СЪЁМКЕ
  5. IV. Подготовка к защите и защитакурсовой работы
  6. V. ПОДГОТОВКА К СЪЁМКЕ
  7. Анализ данных и подготовка заключительного отчета
  8. В СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ.
  9. В. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия
  10. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

Техника работы с микрофонной техникой…

 

Сегодняшнее наше занятие будет посвящено не технике работы со сцены, а технике работы с микрофонной техникой. Микрофонная техника есть достаточно вредное, с одной стороны, устройство, поскольку оно довольно чётко проводит ту границу между слушателем и исполнителем, которую мы рисовали в прошлый раз. То есть уже человек, поющий в микрофон, он уже не может быть полностью адекватен тем, кто его слушает, он автоматически находится по ту сторону некоего барьера. И с другой стороны, эта же техника является другом, поскольку человеческий голос и звук гитары достаточно тихи, и далеко не до каждого удаётся докричаться без звукоусиления. Сегодня мы об этой стороне, то есть о звукоусилении и о связанных с этим устройствах, поговорим…

Все, наверное, в принципе, знают, как это всё, в принципе, схематически устроено. Может быть, даже картинку я раз в жизни нарисую, ибо я её не рисовал никогда. Вдруг кто запомнит…

 

 

 

Итак, на одном конце звукоусилительной техники расположен микрофон. На другом конце звукоусилительной техники расположен динамик, условно называемый в народе словом «колонки», поскольку их бывает, как правило, не один, а несколько, и форма у них, как правило, прямоугольная, что и послужило, так сказать, чтобы назвать их словом «колонки». Более того, их довольно регулярно ставят одна на другую, выстраивая такие колонны, наверное, в этой связи они так и называются…

Микрофон, как правило, с помощью шнурка, кабеля, соединён со звуковым пультом. У пульта есть ещё, как правило, дополнительные устройства – эквалайзер – он обычно встроен в пульт, а бывает отдельно выполнен – и ревербератор. Ещё одно есть слово, которое здесь же бывает включено, слово «компрессор». Слово «компрессор» – это очень вредное слово, в нашем случае его не будет. И я могу, так сказать, для тех, кто когда-либо будет связываться со звуком… Компрессор хорош только для электроинструментов, только, исключительно для электроинструментов. Во всех других случаях применение этого устройства сильно ухудшает качество звука. Дело в том, что, сейчас мы пойдём по всей этой линейке, кто чего делает…

Звук после этакой вот обработки, пройдя все круги ада, попадает, наконец, на усилитель и усилитель уже с помощью кабеля посылает то, что получилось, в колонки. А что собственно двигается по этой цепи? По этой цепи двигается электрический сигнал. Электрический сигнал получается вот здесь, в микрофоне. Микрофон представляет собой вполне дурацкую машинку, основная задача которой преобразовать звуковые колебания воздуха в электрический сигнал. Микрофоны бывают очень разные, бывает огромное количество всяких типов микрофонов, среди которых (типов) я, пожалуй, назову два основных, ибо вы сможете их работу наблюдать по телевизору. По телевизору, как правило, видно микрофоны двух типов. Первый тип – это микрофоны динамические, второй тип – микрофоны конденсаторные. Есть ещё третий тип, называемый (электретные микрофоны), я его поставлю вот так вот в скобочки. И скажу так вот условно, что электретные микрофоны по своим свойствам занимают промежуточное положение между вот этими и этими, А эти являют собой два таких полюса, и основа того, что мы слышим через звукоусилительную технику, как правило, сводится либо сюда, либо сюда. На студиях применяют ещё целую кучу всяких микрофонов – ламповые, ленточные, угольные. Угольные микрофоны ещё до недавно стояли, до сих пор стоят во многих телефонных трубках. Там такая штучка с насыпанным в неё углём, мембрана шевелится, уголь меняет свою ёмкость, и в результате получается электрический сигнал.

Наши микрофоны, которыми мы будем пользоваться – микрофоны динамические, поэтому о них я буду говорить в основном. А сейчас немножечко о конденсаторных… Конденсаторные микрофоны устроены просто замечательно. Все помнят из курса средней школы изображение конденсатора, и проходили, что это устройство, в котором накапливается электрический заряд. Две обкладки и между ними электрический заряд. В конденсаторных микрофонах одна из обкладок выполнена в виде гибкой мембраны, она прогибается в зависимости от поданного на неё сигнала – меняется расстояние между пластинами, меняется ёмкость этого конденсатора, и в зависимости от этой ёмкости меняется электрический сигнал, считываемый с этих обкладок… Это устройство конденсаторного микрофона как бы грубо. Для работы конденсаторного микрофона нужна батарейка, туда надо подать сигнал, там электричество не вырабатывается само, в отличие от динамических микрофонов, которые представляют собой маленькую динамо-машину по выработке электрического тока… Как устроена динамо-машина вы, может быть, тоже помните из курса средней школы – это движение проводника в магнитном поле. Если относительно магнита мы начнём двигать электрический провод, в электрическом проводе начнёт образовываться электродвижущая сила, и по проводу пойдёт ток. Точно так же устроен динамический микрофон. Там есть некоторая мембрана, помещённая в поле постоянного магнита. В зависимости от колебаний этой мембраны вырабатывается электрический ток, который подаётся далее в систему.

При работе с микрофоном мы имеем дело уже не со звуком как таковым, а с электрическим сигналом. Первое устройство, которое здесь после микрофона – это кабель. Сейчас всё чаще применяют радио микрофоны, в которых функцию кабеля выполняет маленький радиопередатчик, вмонтированный в это устройство. Это очень удобно, потому что кабель это проводник, находящийся в магнитном поле, в нём происходят свои собственные электрические процессы и довольно часто в плохих залах слышно какой-нибудь фон – пятьдесят герц из сети – подаются странным образом, обычно на кабеля. В радио микрофонах отсутствует сама возможность получить дополнительный сигнал и это хорошо. Но мобильники немедленно преобразуют этот радиосигнал в помехи.

Вот он этот микрофон при помощи шнурка подключён к вот этому вот пульту. Для того, чтобы мы сейчас услышали действие этого пульта, мы обратим на него внимание… Я уж не знаю, наверное, здесь есть какой-то предварительный усилитель внутри этого пульта, что даёт ему возможность обрабатывать тот звук, который в него попадает, и делать его тише, делать его громче. Главная задача этого пульта – постановка нормальной громкости для данного зала, для данного исполнителя, и подрегулировать его… В соответствии с возможностями исполнителя подрегулировать мощность электрического сигнала. Первое, что вы видите, эти две большие красные ручки – так называемый, «мастер». Я его двигаю сюда, он усиливает сигнал, двигаю сюда – ослабляет… Есть вторая ручка, которая позволяет, делать то же самое, но отдельно на каждый вход. В этом пульте шесть раздельных входов. У нас достаточно скромная техника, нам всегда не хватает. Обычно бывает двенадцать, в хороших больших залах доходит дело до семидесяти этих входов. В зале Чайковского, надеюсь, будет очень много.

Кроме усиления этот пульт ещё может делать со звуком ещё ту функцию, которая у нас обозначена устройством «эквалайзер». Устройство, называемое эквалайзер, посредством фильтров, отфильтровывающих разные частоты колебаний, может выделять из общего сигнала отдельно – высокие частоты, средние частоты, и низкие частоты… Поэтому всякий человек, выходящий к микрофону, является в некотором роде заложником звукооператора, который, звукооператор, может сделать с человеком, ну, всё, что угодно. Превратить его в какую-нибудь такую противную буратину, с неприятным резким голосом. Лёгким движением руки он делает из голоса непонятно что. Может создать голос такой угрожающий, кто это? Папа Карло? Нет. Конечно, Карабас Барабас… Папа Карло он добрый, он где-то посередине. Здесь у нас обычный трёх полосный эквалайзер, который выделяет эти три полосы частот. А бывает ещё четырёх полосный эквалайзер, который вот эту серединку делит ещё раз пополам, но верха и низы остаются основой. Если подойти к проблеме с человеческих позиций, то весь диапазон, которым мы пользуемся – это средние частоты. Средние частоты – это где-то от 100 до 4000 Гц, всё пианино – это средние частоты. Казалось бы, сделай много средних частот – и живи. Вот они средние частоты… Но оказывается, что когда звучит много средних частот, то получается какая-то плоская кастрюля, невыразительная, теряется разборчивость, нету ничего. Самый гнусный голос, какой можно себе представить. Только средние частоты… Начинаем добавлять высоких частот, появляется свойство, называемое разборчивость звука, но когда мы начинаем добавлять низких, появляется то, что называется мягкость и бархатность голоса. Поэтому все три группы частот одинаково важны для результата. Обычно в среднем положении всё звучит как-то вот так… Многое зависит от того, где находится говорящий человек, и откуда слушает звукооператор. Самое неприятное, когда звукооператор находится в отдельной будке, расположенной на втором этаже, и ничего не слышит.

Есть ещё одно устройство под названием – ревербератор. Вот эта коробочка представляет собой тот самый прибор, о котором идёт речь. В нём есть, как полагается, вход и выход. Во вход подаётся сигнал с пульта… Сейчас попробуем его подать… Главное не перепутать… Сигнал куда делся? Нету сигнала… Что-то он слабовато здесь работает, не будем мы разбирать его свойства. Но смысл всех этих ревербераций он одинаковый. Грубо говоря, создаётся некоторое эхо. Как из электрического сигнала получается эхо, наверное, понятно, из одного сигнала делается два… Ревербератор позволяет создать звуковую картину помещения большого, маленького, огромного, позволяет делать всякие эффекты, типа «мать, мать, мать, мать, мать»…

Ну, и концевым устройством всей звукоусилительной системы являются колонки, которые преобразуют этот электрический сигнал обратно в звуковые колебания воздуха. Основным элементом являются динамики с большой мембраной и обмоткой из большого количества электрического провода, когда по этому проводу идёт ток, меняется магнитное поле. Движется вот эта большая мембрана, толкает воздух, и мы слышим обратное преобразование электрических колебаний в колебания воздуха, то есть в звук…

Мы будем работать с микрофонами, которые будут укрепляться на стойках. Для прикрепления микрофонов к стойкам применяется ещё переходное устройство, оно не является неотъемлемой частью стойки, иногда их не бывает, иногда изолентой прикрутят этот микрофон к этой стойки. Но удобство этой пластмассы несомненно – она даёт ещё одну степень свободы, вот эта вот пластмасса имеет ось относительно которой поворачивается, так что микрофон можно направить в ту сторону, в которую надо… Что же касается той стороны, в которую надо направлять микрофон, я возвращаюсь к тому тексту, который я сегодня скачал в Интернете на сайте Shure.com. Это сайт знаменитой компании, выпускающей микрофоны, которые сейчас наиболее распространены в мире. Это инструкция, которой комплектуются все выпускающиеся микрофоны, правда она там только по-английски, по-французски, по-немецки, по-испански и по-китайски. А русской инструкции нет, видимо, поэтому никто эту инструкцию не читает. В разных местах Советского союза мне приходилось слышать совершенно разные тексты о том, как относиться к этому микрофону, на каком расстоянии его держать, в какую сторону направлять и вообще.

Среди нас есть несколько людей, понимающих по-английски, я сейчас попробую найти инструкцию на английском. Там есть два документа, одно – спецификация к этому микрофону, а второе – User Manual – как обычно. Там есть два параграфа – главные правила пользования микрофоном, и второе – эффект приближения.

Давайте, я поговорю о свойствах этих микрофонов. У всех микрофонов есть некоторое количество свойств, которые надо знать, для того, чтобы умело ими пользоваться. Первое свойство – это чувствительность микрофона… Микрофоны рассчитаны на то, что в них будет подан какой-то сигнал, в результате чего будет выработано потребное количество тока. С какой громкостью надо туда говорить? То есть на каком расстоянии от этого микрофона надо находиться. Конденсаторные микрофоны гораздо более чувствительны, чем динамические, конденсаторные микрофоны, которые мы видим в телевизоре, как правило, представляют собой, они маленькие такие, некоторые прищепочки такие, которые вот сюда вот прицепляют, или сбоку торчит такая вот штучка, мы прекрасно слышим всё, что говорят. Представьте, что вот на таком расстоянии от меня находится конденсаторный микрофон. Я говорю, а он всё пишет…

А вот в этот микрофон, когда я говорю с вот такого расстояния от него, не фига не слышно, чтобы он работал, а вот с такого расстояния слышно, чтобы он работал – вот чувствительность микрофонов – первое свойство. Второе свойство – это диаграмма направленности. В общем смысле диаграмма направленности есть изменение чувствительности в зависимости от положения исполнителя по отношению к микрофону с разных сторон, ежели двигаться вокруг этого микрофона, то будет слышно, что уровень громкости меняется. Если сзади в него говорить, то вообще ничего не слышно. Это очень полезное свойство у этих микрофонов.

Вот тут нарисована диаграмма направленности этого конкретного микрофона. Её проще всего представить себе так. Вот есть микрофон, есть его головка то, что принимает звук, и авот на таком расстоянии от головки рисуется чувствительность, чем расстояние больше, тем оно чувствительнее. У этого микрофона вот такая диаграмма направленности, такая диаграмма направленности называется кардиоида…

 

 

Поэтому эти микрофоны называются кардиоидные. Что означает эта диаграмма направленности? Означает она ровно одно, спереди чувствительность у этого микрофона самая большая, она почти незаметно падает при повороте микрофона относительно источника звука аж до девяноста градусов, я его поворачиваю перпендикулярно и говорю, всё слышно. Так слышно, и так слышно… Разные частоты имеют немного не совпадающие кардиоиды, в инструкции это всё описано, но для нас это практически неважно, а важно, что этот микрофон имеет достаточно широкую полосу направлений, с которых можно работать. Именно поэтому эти микрофоны очень хороши для всяких вокальных дел, чтобы в него петь. Потому что человек живой, он обязательно будет болтаться вокруг этого микрофона, менять свои направления, он не механизм…

А вот этот микрофон будет отличаться другой диаграммой направленности. Уже, когда я на сорок пять градусов ухожу, слышно, что сигнал начинает падать, с девяноста градусов он очень слабый, резко усиливается к середине.

 

Такого типа микрофоны лучше применять для инструментов, поэтому на гитару мы будем ставить такие микрофоны. Диаграммка у него будет вот такая. Обычно они называются почему-то суперкардиоидными. Я думаю, что это какаие-то рекламные трюки, чем отличается суперкардиоида от гиперкардиоиды я понять не берусь. Это кривая математическая – это качение одного колеса по другому, и точка на внешнем колесе, которое катится по другому, описывает эту кривую. Важно понять, что бывает широкая полоса и узкая, широкая лучше для вокала, а узкая – для инструмента. Свойство чувствительности и направленности сочетается ещё со свойством заплёвываемости, состоящим в том, что динамические микрофоны, и конденсаторные тоже, даже может быть сильнее, очень не любят, когда в них попадает прямой поток воздуха. Прямой поток воздуха возникает из человека при некоторых условиях. Когда мы говорим «б» или «п» в микрофон, особенно ежели чуть добавить низких частот, в динамике возникает довольно неприятный хлопок. Для борьбы с этим свойством уже внутри этого микрофона расположен такой кусочек поролона, который этот поток воздуха, который разбивает этот поток на мелкие струйки, и смягчается тем самым это свойство. Второй вариант, когда возникает поток воздуха из человека, это свист. Если свистеть в микрофон, то ничего кроме шума ветра не услышишь, поэтому рекомендуется свистеть мимо микрофона, чтобы струя воздуха не попадала непосредственно в мембрану. Для борьбы с эффектом заплёвываемости применяются вот эти поролоновые насадки, они также разбивают поток воздуха на мелкие струйки, становится лучше.

Я думаю, что мы уже сейчас можем прочитать главные правила работы с микрофонами. Миша перевёл с английского…

Пункт первый. Направляйте микрофон в направлении источника основного звука и в сторону от других источников.

Какие есть другие источники кроме голоса? Пункт первый – есть источник под названием колонка, если я поворачиваю микрофон в сторону колонки, происходит так называемая завязка. Поскольку микрофон прибор, он абсолютно глуп и ничего не понимает сам, он не может отличить полезный сигнал от бесполезного, от вредного. А любой сигнал кроме полезного является вредным для звука. Какой сигнал является полезным в нашем случае, в нашем случае полезный сигнал – это наш голос и наша гитара, все остальные сигналы – бесполезные… Та часть этого голоса, которая идёт из колонки, это вредный сигнал, то, что там вдалеке звучит казачий хор – это тоже вредный сигнал. Но микрофон разобраться не может, происходит следующая вещь, он слышит эту частоту (из колонки) подаёт её в систему, усиливает, отсюда раздаётся усиленная частота, он её слышит, принимает за полезный сигнал, подаёт на усиление и вся система идёт вразнос. Усиление с каждым новым витком, происходящим со скоростью света. В больших залах чаще заводятся низкие частоты. Раздаётся такой рёв, за счёт того же самого эффекта.

Пункт второй. Располагайте микрофон как можно ближе к источнику звука. Это о том же самом, чем вы ближе к себе расположите этот микрофон, тем меньше будет в него попадать, относительно, с других направлений. Чем дальше мы от него будем отходить, и прибавлять, прибавлять, прибавлять звук, тем эта глупая машинка будет больше ловить посторонних шумов, принимать их за полезный сигнал и подавать их туда вот… Что будет выражаться в том, что звук будет хреновый.

Пункт третий. Там конкретный пункт, который никто не читает. Там есть эффект приближения… Вообще у динамических микрофонов в целом, как у группы микрофонов, есть свойство даже вредное, дело в том, что начиная с какого-то расстояния у них скачкообразно возрастают басы. У плохих микрофонов… Вот тут вот происходит скачок. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, вот… И средний такой писклявый голос становится густым и насыщенным. Именно у микрофонов фирмы Shure марки SM58 они это неприятное свойство динамических микрофонов долго и мучительно превращали в полезное. Вся система этого микрофона, который является наиболее распространённым на территории земного шара вокальным микрофоном, я уже говорил об этом… У них там написано, что с расстояния шести миллиметров располагается область, где сигнал становится наиболее мягким, наиболее насыщенным низкими частотами, и всячески рекомендуют приближаться к этому микрофону на расстояние шесть миллиметров и ближе. Шесть миллиметров и ближе… Они тут говорят, что возможно ближе к этому микрофону держитесь, поэтому максимальное приближение к этому микрофону, я поворачиваюсь ко всем в профиль, вы видите, что я этот микрофон жую, конкретно, я его просто облизываю… Как бы это противно не было выходящему на сцену за вами, тому кто будет петь в этот микрофон, я призываю вас ровно к тому же…

- Шесть миллиметров это с ветрозащитой или без ветрозащиты?

Шесть миллиметров это толщина ветрозащиты, когда на микрофоне есть ветрозащита, то в неё тем более надо упираться.

- Каждый исполнитель должен со своей ветрозащитой выходить…

Вот вы шутки шутите, а мы с Городницким ездим по городам и весям. Приезжаешь, стоит этот SM58, во Владивосток. Говоришь, ветрозащита есть? Нету. А там два концерта, один во Владивостоке, а второй – в Хабаровске. Я во Владивостоке зашёл в магазин, смотрю, там ветрозащита продаётся, китайская, наверное, там рядом восток, Китай, Корея, Япония… Я сразу, хвать, купил комплект, четыре таких вот набалдашника. Приезжаем в Хабаровск. Ветрозащита есть? Нет. Надели свою. Звук был лишён вот этого п-п-п, которое в больших залах, где много низких частот в резонаторе очень существенно… Поэтому во Владивостоке Городницкий пыкал, как чёрт проклятый, а в Хабаровске – нет…

И вот эти самые шесть миллиметров. Ну, конечно, в инструкции написано другое, что этот микрофон может работать и с пятнадцати сантиметров, и до шести метров он чего-то там может, но есть следующие пункты в этой инструкции, которую я уже куда-то потерял… Дайте листочек на минуточку…

Пункт четвёртый… Использовать один микрофон для каждого источника звука… И это правильно, наверное, если мы начнём два источника звука – голос и гитару – озвучивать одним микрофоном, это будет достаточно затруднительно, потому как разные частоты и будет трудно отрегулировать.

Далее… Располагайте микрофоны в три раза дальше друг от друга, чем от источника звука. Я в первый раз об этом слышу… Очень интересно… Надо попробовать воткнуть микрофон в микрофон и посмотреть, что получится…

Используйте как можно меньше микрофонов.

Располагайте микрофоны как можно дальше от звукоотражающих поверхностей.

Вот, наверное, с этого расстояния уже что-нибудь начнёт влиять… Нет, не влияет… Вот этот вот сигнал бьёт в стену, от стены отражается сюда, и от этой самой доски отражается обратно в микрофон, в принципе, это выражаться в тембре, хотя в этом зале может ничего не выражаться…

Пункт восьмой… Используйте ветрозащиту при эксплуатации микрофонов на улице, обязательно…

И не трогайте микрофон руками для уменьшения посторонних шумов… Ну, это для юзеров… Это не для нас с вами… Нам с вами придётся трогать микрофон руками, ибо нам сейчас надо будет его устанавливать перед собой…

Доброволец Аня берёт гитару и идёт к микрофону. А зачем тебе стул?

- А потому что мне надо гитару на что-то поставить…

Дамы и господа, в прошлый раз мы с вами говорили, что человек, выходящий на сцену, оказывается в системе взаимоотношений…Поэтому, когда человек выходящий на сцену сидит, в особенности, когда он гитарист, в особенности, если он ещё под левую ногу подставочку подставит, у любого более-менее искушённого слушателя возникает ощущение, что сейчас он сыграет. И когда он начинает играть ля минор ум-ца-ца, слушатель рефлекторно говорит: «О, какая лажа… Обманули!» Поэтому сидящий гитарист по определению хуже, чем стоящий при одинаковом качестве игры. Второе, когда ты сидишь – тебя мало, тебя не видно… Когда ты стоишь – тебя много, ты как-то появляешься… Поэтому нормальное положение гитариста на сцене – стоячее. Поэтому попробуем применить устройство под названием «гайтан».

Микрофонная стойка имеет несколько степеней свободы. Она может, в первую очередь, оснащённая журавлём, вот так вот подниматься и опускаться… В зависимости от роста, высокому – выше, низкому – ниже… Есть у неё выдвижной элемент, который позволяет это дело ещё повысит. Ну, зафиксируем её где-то так, для голоса, вот этот винтик он фиксирует этот угол наклона журавля. Журавль, в принципе, ещё передвигается вдоль этой оси, но это уже для гурманов… Обычно, как стоит, так и стоит. Обычно мы пользуемся только наклоном микрофона относительно себя. И ещё напоминаю, что эта пластмассочка, с которой мы начали крепление микрофона, она тоже может поворачиваться. Ну, давай попробуем… Лёгким движением…

- Вот так, наверное, хватит…

Вот… Так, наверное, хватит… Обратите внимание на ещё одно свойство этого микрофона, вы видите, в особенности, первый и второй ряды, что микрофон является точным продолжением носа Анечки…

- Бу – ра – ти – но…

Это так называемый «эффект Буратино»…

- Предполагается сделать так?

Предполагается сделать так. Направить микрофон практически на подбородок, даже вот так… Развернуть его высокой часть вниз, чтобы микрофон практически был на уровне подбородка. Подбородком касаться этого поролона, вот тебе и шесть миллиметров…

- То есть, если я вот так сделаю?

Там в инструкции, как написано? «Держаться как можно ближе»… Значит, наскорлько близко вы можете держаться, настолько и держитесь…

Пункт какой там? Третий? Я не помню… Использовать для каждого источника звука свой микрофон… Источников звука два – голос и гитара. Как мы уже говорили, для голоса лучше широко направленный микрофон, для гитары – узко направленный.

Где второй шнурок? Там нету? Вот он. Вот, значит, второй микрофон. Как правило, относительно голосового микрофона вы можете передвигаться ножками вперёд-назад… К нему надо подходить, а не нагибаться, потому что, когда человек начинает петь, у него расправляются плечи, он начинает играть на инструменте, ему нужно пространство. Поэтому если он с самого начала нагнулся к микрофону, он распрямится и окажется от него на расстоянии двадцати сантиметров. Поэтому подходить надо, как можно ближе, но в этом случае начинаешь стукаться об гитарный микрофон. Поэтому гитарный микрофон надо устанавливать после того, как ты установил вокальный.

Надо подойти вплотную к вокальному микрофону и направить гитарный микрофон… Напоминаю, что у него максимальная чувствительность направлена по оси, вдоль продольной оси. Куда должен смотреть этот микрофон?

- В розетку…

Нет! Ответ неправильный! Я боюсь, что это тоже займёт массу времени, но наилучшим местом для озвучивания гитары экспериментально установлена вот эта вот точка… Вы видите, что сейчас восьмёрка гитары поделена на четыре четверти… Если снимать звук отсюда – проблем обычно не бывает… Если снимать звук, например, вот отсюда, то он начнёт мешать правой руке. Тут он не мешает. Во-вторых, тут больше низких частот и будет труднее вытянуть весь диапазон тембра гитары. Если воткнуть микрофон в дырку, то будут свои последствия, давайте, попробуем их показать… Вот обычный эффект при засовывании микрофона в дыру. Может быть, кто-то помнит, как-то нам Николай Михайлович Рязанский зачитывал цитату из какой-то книжки по акустике о том, что струна является самым плохим источником звука, а гораздо лучшим источником звука является столб воздуха. Так вот столб воздуха, который является хорошим источником звука, этот тот объём, который находится внутри, в нём концентрируются низкие частоты, издаваемые гитарой. Высокие частоты концентрируются, в основном, в струнах и в деке… И вот эта часть деки отвечает как раз за высокие частоты. А эта тоже за низкие… Если постучать, то слышно, что здесь – тук, тук – выше, а здесь – бум, бум – ниже. Точно так же и звук будет, здесь – высокие, а здесь – низкие. Если воткнуть в розетку микрофон, то будет избыток низких частот. Возникает проблема, где взять высокие, а высокие можно взять только вот тут, как правило. Такие вот гитары с вырезом, ??????????? ( не слышу!!! как называются?) называются, чтобы руке было куда залезать, вырезают именно эту часть, и возникает проблема. Видимо, вот эта вот часть совершенно симметрична, только не так удобно, и не так выглядит…

- А так близко получается!

Кто близко?

- Один микрофон к другому…

Расстояние от донного микрофона до другого, как написано в инструкции, должно быть минимум в три раза больше, чем расстояние до источника звука. До источника звука здесь расстояние полтора сантиметра, здесь вообще шесть миллиметров. А здесь – двадцать сантиметров. По-моему, укладываемся… Но, действительно, сюда лучше, потому что тот пункт, что микрофоны следует держать подальше друг от друга, выполняется, а так они приближаются… Может быть опасно…

Дальше в дело вступает уже звукооператор, который начинает крутить ручки и добиваться того, чтобы звук был максимально похож на самого себя.

Так… Пой песню, и на этой мажорной ноте будем заканчивать нашу затянувшуюся теоретическую часть… Я с ужасом увидел который час…

 

Исполняется песня Юлия Кима «Ходят кони над рекою…»

 

Ну, вот собственно как-то так обстоит дело с микрофонами…

В следующий понедельник у нас будет первый выход на сцену…

- Всё в один день?

Люди, как правило, делятся на два типа. Первый тип, человек, который очень хочет петь со сцены несмотря ни на что, он приходит первым и рвётся в бой. Второй тип, который очень стесняется и думает, может как-нибудь обойдётся, он приходит где-то в конце и ждёт скромно в отдалении. Первый тип проходит целиком, а вторые иногда не успевают… Но время на микрофонных практиках уходит не на песни, а на перемены. Пока дождёмся, когда выйдет следующий, пока поставит микрофоны, а потом спел и ушёл. На первой микрофонной практике мы по традиции не говорим никаких слов – задача простая – спел и ушёл. Но форма стандартная. Надо выйти, представиться, имя и фамилия, спеть две песни. Почему две песни? Я говорил про стандартную ошибку… Вышел, наклонился к микрофону. Начал петь – распрямился, стал биться гитарой об гитарный микрофон, а петь непонятно куда. Для устранения ошибок, допущенных в первой песне, требуется вторая. Плюс к этому так называемый «сценический мандраж» лечится только временем проведённым на сцене. Поэтому первая песня часто уходит на привыкание к обстановке, а второе уже более или менее как-то художественно звучит… Формат

- Почему одни люди стараются держаться ближе к микрофону, а другие наоборот… Я выхожу, а от меня всё время микрофоны отворачивают?

Вторые, в отличие от первых, просто не читали этой инструкции. Это неучи, которые делают вид, как будто что-то знают…

- Но есть такие микрофоны…

Есть, Но если на нём написано SM58, смело плюй на них и жуй его…

- А на «Хорде» какие были?

На «Хорде» были электретные, промежуточные…

- К ним не надо было сильно близко?

К ним не надо было сильно близко подходить… Тип микрофона желательно спросить у звуковика… SM58 наш звукооператор Геннадий Петрович называет заглоточными… Их надо просто заглатывать…

- А другие типы?

Обычно на большинстве сцен стоят динамические, а там принцип одинаковый. Ну, а если уж слышишь, что совсем плохо, ну, отойди чуть-чуть… Это зависит ещё от того, кто за пультом сидит… У нас за пультом обычно я сижу. Звук будет регулироваться по ходу… Кому Буратину, а кому и папу Карло. Можно дуэтом, мы ставим пару микрофонов.

Ну, я выключаю звукозапись…


Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2020 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав