Читайте также:
|
|
Философская мысль Киевской Руси являет собой достаточно оригинальное образование, сложившееся под влиянием византийской, античной, болгарской культуры, а также культур других стран Запада и Востока.
В истории культуры Киевской Руси принято считать переломным Х век, когда принятие христианства способствовало проникновению философских представлений через освоение достояний античной, средневековой греческой и византийской письменности путем их переводов на славянский язык. Особенно усиленно переводческая деятельность развивается при Ярославе Мудром (1019 – 1054). Необходимость переводить произведения древних мыслителей, как христианских, так и языческих на славянский язык способствовала созданию своего литературного языка, а переводные сочинения византийских мыслителей не только стимулировали движение философской мысли на Руси, но и вводили новые философские термины в русскую литературную речь.
Условия развития философских идей в Древней Руси мало способствовали возникновению крупных философских сочинений, тем не менее, то, что было создано в Киевской Руси в области философской мысли, заслуживает внимания как показатель высокого развития древнерусской культуры.
Слово " философия" появляется в письменности Киевской Руси уже в ХI в. Оно заимствовано из греческого языка и первоначально обозначает науки вообще. Обучать философии означает то же самое, что обучать различного рода наукам. В это же время появляется и слово "философ ". Оно выступает как синоним образованного, книжного, главным образом, особого мудрого человека, умеющего полемизировать, доказать свою точку зрения. Тогда же и появляется глагол "философствовать", означающий "размышлять". Однако речь идет не просто о размышлении, а об особом виде размышления, который проникает в суть вещей и, раскрывая их смысл, понимает их как ценность.
Особое влияние на киевско-русское философствование оказали произведения таких мыслителей:
- Иоанн Дамаскин (византийский философ сирийского происхождения), который разделял взгляды Аристотеля, Гераклита, Парменида.
- Ди́он Хрисо́стом (Хризостом) или «Златоуст», которого относят как к стоикам, так и к киникам. Он связывает истинную красоту с моральным совершенством; сторонник единовластия, противник тирании и рабства.
- Кирилл и Мефо́дий братья из города Солуни (Салоники) - просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства.
К наиболее выдающимся древнерусским любомудрам относят:
• Илларион Киевский (митрополит Киевский во время Ярослава Мудрого), наиболее выдающимся произведением которого является “Слово про закон и благодать”, где он:
- пытается решить определенные историко-философские проблемы посредством сравнения старого и нового заветов.
- также в его работе получают свое развитие идеи равенства народов и демократии,
- призывает укреплять и сохранять единую общность славян как часть единого мира.
- Илларион разделяет мировую историю на такие фазы:
1) Идолопоклонничество;
2) Иудаизм (утверждение единобожия);
3) Торжество Христианства.
- Философия Иллариона имеет вид исторического оптимизма, где особое место принадлежит Руси, которая может воплотить в себе славу Божь ю.
• Даниил Заточник (Затворник) (XII или XIII век) - уроженец Переяславля, писатель, чьему перу принадлежат два произведения - «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника».
В «Молении» представлены идеи морально-философского характера:
- независимость ценности личности от сословия,
- дух и физическая сила неразрывно связаны с сердцем (моралью), опора сердца – в мудрости (воплощение знания в личном опыте) и красоте.
- У него впервые видим идею мудрого правителя.
• Кирик Новгородец (1110 - не ранее 1156/58 гг.) - диакон и доместик Антониева монастыря в Новгороде, автор «Учения о числах» (1136 г.) и предполагаемый автор «Вопрошания Кирикова» (не ранее 1147 г.), выдающийся средневековый математик, церковный писатель, летописец и музыкант.
• Кирилл Туровский (1130-1182) - церковный деятель и писатель, став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник.
В своих полемических произведениях философского характера («Слова», поучения, молитвы, каноны) он рассматривает такие вопросы:
а) человек должен иметь силы оставаться высокоморальным в мире, а не бежать в монашество;
б) разум опирается на чувства, но разум несовершенен и можно впадать в заблуждение;
в) отождествление веры и разума;
г) единство души и тела;
д) человек общается с богом через природу.
• Владимир Мономах (1053-19 мая 1125) - великий князь смоленский, черниговский, переяславский, киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Во времена его правления Русь достигла набольшего единства и расцвета.
В «Поучении» изложено:
- идеальное представление о князе-христианине,
- заповедано трудолюбие, мир, щедрость.
- Он считает, что есть три самых важных вещи на пути к Бог у – покаяние,слезы и милостыня.
- Владимир Мономах отрицает необходимость церкви и священников при общении с Богом, утверждая, что лучшая молитва – тайная, из-за чего у него были противоречия с византийским обществом.
- Основную мысль его «Поучений» можно выразить так: если благодать будет внутри людей, то они сами будут поступать по закону Божьему.
• Летописец Нестор - древнерусский писатель, агиограф конца XI - начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет», где отражены:
- идея богоизбранности славянского народа
- и понимание истории как борьбы добра и зла (для победы добра необходимо прекратить междоусобные войны).
• Никифор:
- был приверженцем принципа единства души и тела.
- Он разделял силы души на три основные составляющие:
1 - словесная (логос);
2 - лютая (страсти, эмоции);
3 - желающая (воля).
- Никифор размышлял над идеей борьбы божественного логоса и воли и полагал, что мудрость необходима для разрешения этого испытания.
• Лука Жидолта - епископ, который проповедовал любовь и смирение как основу благосостояния общества.
ВЫВОД:
Становление философствования в Киевской Руси привело к формированию концепции «монументального историзма», основными темами которого становятся проблемы человека и мира, главенство разума и идеи равенства народов.
Собственно философия в европейском понимании слова появляется в нашей стране даже не с её христианизацией, а значительно позже. В эпоху Киевской Руси не существовало школ, в которых могла бы преподаваться философия, оставшаяся в наследство христианству от античности. Европейская философия или её элементы начинают преподаваться в школах лишь в XVI – XVII вв.
ІІ. ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (ХIV – ХVI ВВ.)
В ХІІІ веке наступает сложное время для украинской земли: народ страдает от татаро-монгольского ига, Польско-Литовского гнета, набегов татар. Однако именно это давление со стороны внешних агрессоров помогло сформировать такую особенность украинского народа, как любовь к свободе, что вылилась в возникновение казачества – демократического рыцарства, опирающегося на принцип общинности.
В это время окончательно формируются характерные черты украинского менталитета. Типичный украинец представляется нам таким: это человек основательный, вдумчивый, иногда, недостаточно энергичный и подвижный, консервативный, можно даже сказать «инертный» и при этом очень религиозный и набожный.
В XIII в. на украинской территории появляются философские произведения светского характера:
- развивающие свободомыслие и альтернативные философские течения,
- распространяются апокрифические (неканонические) произведения,
- развивается идея противоположности Бога и Сатаны (Бог - духовен, Сатана - материальный мир),
- критикуется слепая вера в Библию (она становится предметом критического исследования),
- возникают сомнения в необходимости церкви и слишком дорогой церковной иерархии.
В ХIV веке происходит дифференциация славянской народности и формирование трех братских этносов – русского, украинского и белорусского. Впервые появляется слово «Украина» как обозначение сначала окраинных территорий древнерусского государства, а в дальнейшем как имя самостоятельного этнического формирования.
В условиях Польско-Литовского гнета стали появляться организации православных горожан - братства, наделенные некоторыми функциями политического представительства и самоуправления (братства имели свой суд, казну и т.д.).
Они возглавили борьбу за права и интересы восточнославянского населения, выступили в защиту веры и культуры украинского народа, против окатоличивания и полонизации.
Свою деятельность братства начали с организации школ и типографий с целью формирования мировоззрения подрастающего поколения посредством приобщения его к истории и вере своего народа.
Все украинские философы XIV – XVI вв. (такие, как Иов Борецкий, Иван Вишенский, Исаия Копинский, Захария Копыстенский, Герасим и Мелетий Смотрицкие и другие) были выходцами Киевского, Львовского, Луцкого, Острожского братств.
Их творческая деятельность характеризуется такими общими идеями:
- проблема единства славянских народов,
- взаимоотношение человека, Бога и мира,
- тема самопознания и самосовершенствования,
- проблема культурно-исторического развития формирующегося этноса,
- осмысление активного и творческого начала в человеке,
- концепция негативного социального влияния католической церкви.
Рассмотрим подробнее деятельность каждого из выше перечисленных мыслителей.
Иов Борецкий – православный митрополит в Киеве с титулом «Экзарх Константинопольского трона» родом из Галиции, воспитанник заграничных училищ, знаток древних языков и святоотеческих творений, ректор и преподаватель латинского языка в Школе львовского братства, потом священник в Киеве и учитель в собственной церковно-приходской школе.
Славился благочестием, благотворительностью и учёностью, а также православия против унии.
Сочинения имеют православное содержание: «Анфологион», или избранная Минея на весь год, в которой описываются последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особенно чтимых Православной церковью, «Диалог о православной вере», «Лимонарь, сиречь Цветник», «Аполлия (уничтожение) апологии Мелетия Смотрицкого», «Сетование о благочестии» (наставления православным, как держать себя во время гонений за православие).
Иван Вишенский – философ, писатель, критик, сатирик, автор произведений «Книжка», «Обличение Дьявола-миродержца», «Краткословный ответ Петру Скарге» и други х, в которых основным лейтмотивом выступаеттема «Бог – мир – человек».
- Он разработал теорию «внутренней философии», смысл которой состоит в практическом достижении идеала правды, добра и справедливости и воплощение его в смысл собственной духовной сущности.
- Человека Иван Вишенский представляет в концепции дуализма – сочетание телесного и духовного, вечного и временного, божественного и дьявольского.
Исаия Копинский - православный митрополит киевский с титулом «Экзарх Константинопольского трона». Исаия был "муж Богомудрый", подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу православия и своей угнетенной, гонимой паствы. Составил «Духовную лестницу» (сборник нравственных изречений) и несколько посланий к православному духовенству и частным лицам («Наказ священникам», «Увещательное письмо князю Иеремии Вишневецкому»)
Захария Копыстенский – писатель, архимандрит Киево-Печерской Лавры, руководитель ее ученого сообщества и типографии – продолжает тематику философской мысли Ивана Вишенского. В своих произведениях («Часослов», «Книга о вере единой и святой соборной апостольской церкви», «Книга о правдивом единстве православных христиан», «Палинодия, или Книга обороны») он анализирует историческое прошлое украинского народа с целью объяснения сущности и смысла национального самосознания.
Мелетий Смотрицкий – православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения.
- Активно выступал за присоединение православной церкви, находящейся на украинских землях к Унии; (Церко́вная у́ния – акт объединения Восточной (православной или древневосточной) и Западной (Римско-католической) церквей на условиях признания Восточною церковью католической экклезиологии и догматики (включая папский примат), но при сохранении ею восточного литургического обряда, богослужения на родном языке, отсутствия обета безбрачия для белого духовенства и др. Церкви, образовавшиеся в результате унии, именуются Восточно-католическими. Восточно-католические церкви византийского обряда называются грекокатолическими (в православных источниках также именуются униатскими)). Но это предложение получили отпор со стороны кругов, объединявшихся вокруг епископа Перемышльского Исайи (Копинского).
- Разработал собственную модель государства, в которой структура государства представлена в виде человеческого организма: голова – духовная власть, туловище – аристократия, руки, ноги – простые люди.
Итак проанализировав литературное наследие и философскую деятельность мыслителей XIV – XVI вв., мы приходим к ВЫВОДУ, что в этот период нашла подтверждение одна из характерных особенностей украинской философии, а именно ееонтологичность(или практическая направленность – изучение не отвлеченных абстрактных проблем, а того, что связано с непосредственной жизнью человека).
В то же время просветительская деятельность мыслителей братских школ заострила вечную дуалистическую проблему философии: проблему соотношения духовного и материального, видимого и невидимого, вечного и временного.
Работа братских школ эпохи украинского Возрождения, пронизанная живым пантеистическим духом, стала залогом формирования длительной традиции, которая продолжила себя в творческой мысли Киево-Могилянской академии и нашла свое полное воплощение в творчестве Григория Сковороды.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 181 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |