Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. V. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕЯТЕЛЕЙ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
  5. VI. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАМФИЛА ЮРКЕВИЧА
  6. Абай философиясы
  7. Абай философиясына сипаттама
  8. Андай философиялық теория қоғамдағы әлеуметтік айырмашылықтарды зерттеуге көмектеседі?A) әлеуметтік стратификация теориясыALMAT
  9. Античная философия
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

История философской мысли на Украине после Октябрьской (1917) революции в России чрезвычайно сложна и во многом драматична. Украина вошла в состав Советского Союза, где официальной государственной идеологией стал марксизм-ленинизм. В этот период философия развивалась теми, кто не хотел подчиняться политике партии, а обращался к чисто философским проблемам.

 

В первую треть ХХ века появились такие новые философские концепции:

 

- философия политика и государственного деятеля Михаила Грушевского: в своих сочинениях Грушевский разработал теорию происхождения и развития государственности Киевской Руси и её народа;

 

- работы идеолога украинизации Николая Скрипника: в его произведениях мы находим обоснование философии национальной идеи;

 

- творчество историка философии и философии культуры В.А Юринца: в своих работах он рассматривал философские проблемы естествознания;

 

- размышления теоретика социальной философии Я. Билыка: его интересовали вопросы общества и роль человека в нем.

 

В середине 20-х годов в СССР намечаются два философских движения:

- «механисты» (Л. Аксельрод, А.В. Варьяш, К.А. Тимирязев и др.), которые подменяли диалектическую концепцию развития теорией равновесия,

- диалектики (А.М. Деборин, С.Ю. Семковский, В.О. Оринец) считали необходимым сближение философии и естествознания.

 

В 40–е годы особое внимания уделяется учебной и научной философии:

- в 1944году создается факультет философии в Киевском университете,

- в 1946институт философии при НАНУ.

Студенты начинают изучать диалектический и исторический материализм, методы философских исследований, вопросы единства диалектики, логики и теории познания.

 

В 60-е годы разрабатываются проблемы логики научного исследования. С этим вопросом связано имя известного ученого П. В. Копнина. Кроме теории познания Копнин занимался гносеологическими проблемами диалектико-материалистической философии, делая акцент на гуманистической ее направленности.

 

В 70-е годы происходит осмысление НТР и ее влияния на человека и общество. Главными исследователями этого вопроса стали:

В.И. Шинкарук,

Ю.А. Богданов,

С.Б. Крымский,

М.Ф. Тарасенко,

В.П. Иванов,

М.А. Парнюк.

В их работах разбираются такие понятия, как «практика», «деятельность», «труд».

 

Опираясь на опыт и накопленный материал «родственных» наук (психология, языкознание, история техники и науки) философия делает попытку развить общую теорию способов категоризации действительности, захватывающую сферу не только научного, но и массового сознания. Главной в философском знании становится мысль об органическом единстве мировоззренческой и методологической функции философии, о повышении значимости философских исследований в области общественной жизни и социальной практики.

 

Украинские философы активно обращаются к западной философии: экзестенциолизм, неофрейдизм, феноменология.

 

 

Согласно статистике около 10 млн. украинцев живет за пределами Украины. Отсюда следует, что мы не можем пренебречь историей и культурой такого количества соотечественников.

 

Перечислим самых ярких представителей украинской диаспоры.

 

Дмитрий Донцов (Канада) – приверженец радикального «интегрального национализма» в духе волюнтаризма Шопенгауэра и Ницше. Его труды наполнены иррационализмом и романтическим пониманием всего национального.

 

Вячеслав Липинский (Чехословакия, Австрия) интерпретирует феномен нации и народа в религиозно-волюнтаристском аспекте.

 

Владимир Винниченко (Франция) создает «философию счастья», или «конкордизм», которая понимает под счастьем состояние внутренней гармонии, следующее за достижением равновесия между жизненными ценностями, предполагающем согласованность между разными сферами бытия, между индивидуальным и коллективным.

В философии Винниченко аккумулируется проблематика всей украинской философии, в ней находят отголоски идеи Г Сковороды и П. Юркевича, Н.В. Гоголя и И. Франко, М Драгоманова и Т. Шевченко.

«Философия счастья» размышляет о счастье человека и человечества, о том самом главном, ради чего человечество и существует.

 

Дмитрий Чижевский определил черты украинского характера:

эмоциональность,

индивидуализм,

плюрализм в этике,

право на собственное мировоззрение.

В его работах философии уделялась роль представителя национальной культуры и истории

 

ВЫВОД: Все вышеперечисленные мыслители занимались разработкой философии национальной идеи.

 

 

Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь



Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2022 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав