Читайте также:
|
|
Итак, из предыдущего раздела, посвящённого структуре человеческой психики по Юнгу, следует, что причина самоубийства есть внутренний конфликт, возникающий в результате столкновения установок сознания и бессознательного. Далее, мы должны попытаться выявить специфику этих конфликтов, ведущих к самоубийству, исходя из имеющейся структуры психического и его развития.
Здесь наиболее плодотворной может оказаться созданная Юнгом теория психологических типов, которая позволит нам ввести некоторую классификацию в систему возникающих конфликтов, а значит и понять механизм их действия.
Главными для нас окажутся понятия интроверсной и экстроверсной ориентаций человеческой психики. Юнг утверждал, что любой человек имеет практически врождённую ориентацию бессознательным психики в определённом направлении по отношению к объекту. Таких ориентаций он различал две. Первая – это экстравертная ориентация, то есть такое отношение или позиция субъекта, при котором его интерес концентрируется по отношению к внешним объектам. Его психическая активность направлена наружу, вовне. Человек, находящийся в экстраверном состоянии, мыслит, чувствует, поступает по отношению к объекту так, и притом столь прямо и с такой внешней наглядностью, что не может быть никакого сомнения в его положительной установке по отношению к объекту, для него характерна сильная, если не полная, связь субъектом.
Интроверсная установка предполагает отношению или позицию субъекта, характеризующуюся основой на субъективных психических содержаниях. Здесь выражается негативное психологическое отнощение субъекта к объекту. Человек с такой установкой думает, чувствует и поступает таким образом, который явно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большое вторичное значение.
Эти исходные положения вместе с преобладаниями в соответствующей психологической установке функции психики позволили выделить восемь психологических типов людей, половина из которых приходиться на экстравертов, половина на интровертов. Конфликты между бессознательным и сознанием каждого из этих типов имеют специфический характер для каждого из них. Общее здесь связано с тем, что бессознательное обычно носит компенсационный характер для нормального сознания, ориентированного одной их функций психики. Это означает, что другие оставшиеся функции психики воздействуют в основном через бессознательное таким образом, чтобы компенсировать действие преобладающей функции психики. В сознание же их деятельность усечена. Воздействие этих бессознательных установок, недифференцированных, оставшихся по Юнгу в архаичном виде, прямо противоположна ориентации сознания. Если это экстраверно, то бессознательные воздействия интраверны и наоборот.
Первый тип психологического субъекта – экстраверный мыслительный тип, для которого характерно преобладание мышления, направленного на субъекты. Жизнь такого человека ставиться в зависимость от интеллектуальных выводов, ориентирующихся по объективно данному. Решающая сила здесь – за объективной действительностью или за соответствующей объективно ориентированной, общепризнанной формулой. Такой формулой измеряются все в поведении других людей, этические и этитические нормы. Все противоречащее ей признаётся болезненным, неверным. Бессознательной функцией, которая здесь имеет определяющее значение, оказывается чувство, которое обычно несколько компенсирует оценки мышления так, что субъект не осознает такой компенсации. Бессознательное отличается чрезвычайной личной чувствительностью, вызывают готовность превратно истолковывать любую внешнюю аппозицию. Появляется злопамятство, все новое, не относящееся к формуле, воспринимается с ненавистью. Формула с усилением бессознательного вместе со стремлением к ее абсолютизации может стать религией. Одновременно бессознательное стремиться разрушить эту религию своим проникновением в сознание. Индивид начинает обороняться и против внешних воздействий иных воззрений, и против бессознательного. Возникает привязанность к случайностям, стремление к примитивным ощущениям. Всё дурное выслеживается во всём, возникают мучительные галлюцинации. Попытка подавить такого рода притязания ни к чему не ведёт. Конфликт такого рода, когда чувства, интуиция и ощущения стремятся проникнуть через бессознательное, а индивид стремится к защите от них, ведёт к внутреннему разладу, конец которого – либо невроз, либо самоубийство.
Следующий психологический тип – экстраверный чувствительный характер. Здесь в рациональной установке преобладает чувство, которое ориентировано на объект. Чувство в данном случае выбирает не просто добрый или красивый с точки зрения объект, а объект подходящий, причём настолько, насколько противоположное суждение нарушило общее чувство. Компенсирующая функция в бессознательном принадлежит теперь мышлению. Выводы, которое совершает мышление при сильном преобладании чувства, совершаются в бессознательном. Оно остаётся просто компенсирующим только до тех пор, пока личность не поглощается состояниями своих чувств. Чувство теряет личный характер, и действие бессознательного на мышление становится негативным. Чем выше оценивает объект сознание, тем чаще бессознательное скапливает свои мысли вокруг таких объектов. Содержания бессознательного мышления начинают носить навязчивую природу. Любой инфантильный предрассудок, если он может поставить под сомнение ценность чувства, чувство, объясняется по схеме его расшифровки и упрощения.
Здесь уже присутствует конфликт между чувством, которое человек осознаёт, и мыслями, которые разрушают чувство и не осознаются с человеком до конца, рождаются в бессознательном. Этот конфликт и может привести к самоубийству.
Такие конфликты являются рациональными по своей природе. Для других двух типов характерно преобладание одной из иррациональных функций – ощущения или интуиции. Объективное чувство необычайно развито у первого из них. Индивид ориентируется лишь по чисто чувственной фактической данности. Ощущения вызываются в основном объектом, и притом такие, которые всегда можно ощущать как конкретные. Чем ярче объект, тем больше субъект им поглощён. Его желание направлено на конкретные наслаждения, его задача – ощущать объект, иметь чувственные впечатления. Объект становится необходимым и обесценивается для субъекта с усилением такой установки. В бессознательном оказывается вытеснена интуиция, которая начинает себя выражать через фобии, чувство ревности, страха, в виде навязчивых симптомов. Чувство действительности постепенно теряется, возникает морализаторство, крючкотворство, мелочность. Благодаря деятельности в бессознательном рациональной установки, возникает ограничение поведения, исходящие от бессознательного мышления и чувства. Возникает принуждение из бессознательного менять линию своего поведения. Человек оказывается во власти бессознательного, попытка преодолеть эту власть в соответствии с сознательно установкой и может привести к самоубийству.
Наконец, последний экстравертный тип, интуитивный, определяется тем, что интуиция господствует в сознании. Она передаёт образы или наглядные представления об отношениях в обстоятельствах, которые бы с помощью других функций могли бы быть достигнуты лишь длительным окольным путём. Это – определённые познания, влияющие на деятельность. Для интуиции по Юнгу важно достижение наибольшей полноты возможностей, поэтому она стремится переходить от реализации одной возможности к реализации другой. Возникает ситуация, при которой не одно дело не завершается, человек переходит от познания одного объекта к другому, к новой возможности. Если такой переход становится всё более выраженным, восстаёт бессознательное, в котором находятся мышление, чувства и ощущения. Мысли и чувства бессознательного стараются вернуть человека к реальности, но носят обычно, как и в предыдущем случае, инфантильный характер. Как и в предыдущем случае они ограничивают свободу индивида и пытаются заставить его вернуться к реальности (здесь действует ощущение). Ограничения сознания, которые сняты, ставят в рамки бессознательное, пытаются навязать личности инфантильный и архаичный взгляд на мир, связать его какими-то конкретными идеями навязчивого характера, которые представляли бы собой ещё и поворот к субъекту. Попытка реализовать все новые и новые возможности вызывает всё большее сопротивление. Индивид приходит к мысли о самоубийстве как разрешении такого конфликта.
Если говорить об интровертных типах, то здесь во многом ситуация сходна. Отличие связано с установкой на субъективную сторону мира. Поскольку сознание во всех типах установок здесь стремиться в качестве основного критерия для деятельности использовать в зависимости типа субъективную сторону процессов, чувства, ощущения, постольку бессознательное в каждом отдельном случае должно возвращать человека к объекту, демонстрировать ему мощь мира объективного. Каждый из этих типов будет оставаться нормальным до тех пор, пока Эго не захочет поставить себя выше бессознательного, окончательно подавить влияния объективного и соответствующих недифференцированных функций. Если же это происходит, субъект начинает чувствовать на себе силу объектов, их значение. Тогда субъекту навязывается представление об объектах. Обычно это неотвязные и отвратительнейшие представления. Человек поэтому начинает бороться и с внешними объектами, которые ему представляются все более ужасными, и со своими внутренними представлениями, вызванными бессознательным. Возникает истощение, которое может закончиться самоубийством.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 86 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |