Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Система познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма. Чувственное и рациональное в познании

Читайте также:
  1. A) 9/82 E) рациональное число F) положительное число
  2. ERP — информационная система масштаба предприятия
  3. I Операционная система ОС Unix
  4. I Операционная система ОС Unix
  5. I Операционная система ОС Unix
  6. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  7. I. Система социального регулирования общественных отношений.
  8. II. Общество как социальная система, её основные системные признаки
  9. II. Система культуры и её структура.
  10. II. Факторы эпидемического процесса.

Познание есть деятельность, направленная на получение нового знания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания). Познаваем ли мир? В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Житейское познание и бытовое знание основывается на наблюдении и смекалке. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Цель практического знания создание новой вещи на основе уже полностью известных знаний. Суть художественного познания в целостном отображении мира и особенно человека в мире.

Выбор разных путей решения задачи получения достоверного знания обусловил появление двух основных гносеологических направлений — эмпиризма и рационализма. Основоположником эмпирического метода познания явился Ф. Бэкон, который придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности он видел в опыте. Ф. Бэконом заявлял, что нужно освободить человеческий разум от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений: «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума; «Идолы пещеры» — искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам; «Идолы рынка» — ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях; «Идолы театра» — искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем. Первичным актом познания Гоббс считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Лейбниц все истины делит на истины необходимые (истины разума-понятия субстанции, бытия, причины, действия, принципы логики, математики, морали.) и истины случайные (истины факта). Большинство философских систем выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Рационалисты (Декарт, Лейбниц, Кант и Гегель) были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Сторонники эмпиризма признавали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление; оно служит ступенькой, позволяющей перейти к рациональному отражению действительности. Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав