Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. Протестантская этика и дух капитализма.

Читайте также:
  1. I Тема: Структурно-смысловые особенности описания
  2. I. Особенности гигиенических требований к детской одежде.
  3. I.II Психологические особенности леворуких детей
  4. II. Особенности службы и контингента ТД.
  5. II. Оформление перевозки пассажиров в поездах дальнего следования и пригородного сообщения
  6. III. 10. Особенности канонического права
  7. III. Интерактивная функция педагогического общения
  8. III. Кодекс общения на стене
  9. III. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в качестве субподрядчиков
  10. III. Первоначальное накопление капитала (особенности, примеры)

Буржуазная нравственность. С началом эпохи великих географических открытий, развития мануфактурного производства и появления банковского дела, промышленность, торговля и финансовые операции формируют область рынка в современном понимании, а, значит, изменяется отношение к труду. Складывается система буржуазной нравственности, которая сменяет нравственность традиционную в обществах индустриального типа.

Теперь труд становится товаром, качество которого зависит как от профессиональных навыков, так и от личного отношения человека к труду.

Исторически первая система этики деловых отношений была сформирована в рамках буржуазной нравственности. Ее главный тезис: «Только тот человек хороший (достойный, добродетельный), который честно и упорно трудится. Добросовестный труд – лучшее служение Богу».

В XVII – XVIII веках формируется буржуазный этос, задается первая модель делового человека. Идеалом этого стиля жизни является «человек, сделавший сам себя», или self made man. Труд становится занятием, достойным человека, видом служения Богу. Деньги приобретают моральный статус как источник добродетели. Состоятельность указывает на то, что человек трудолюбив и усерден. Буржуа – это еще и гражданин, чье благополучие зависит от состояния дел в государстве. Поэтому ему вменяется поддержка власти как гаранта его деловой стабильности.

Классическая модель буржуазной морали и буржуазного этоса была создана Б. Франклином. Его главные постулаты были следующими:

- добродетель следует измерять полезностью. Даже если у человека был не совсем нравственный мотив, но его поступок был правильным, полезным и ценным, этого было достаточно для добродетельности. «Честность – вот лучшая политика», таков был лозунг самого Франклина.

- трудолюбие и бережливость. Тот, кто бережлив, никогда не будет одет шикарно и вычурно, тот, кто трудолюбив, никогда не будет стремиться к праздности и мечтать о комфортной лени.

- соблюдение денежных обязательств. Франклину принадлежит и такой афоризм: «Тот, кто точно отдает долги, является владельцем чужих кошельков». Согласно ему, именно усердный труд создает финансовую репутацию.

 

В период становления индустриального общества (XVI-XVIII века) возникает проблема совмещения интересов одного человека с интересами сообщества, или проблема эгоизма.

Идея «разумного эгоизма» возникла во времена Великой французской революции, ее автор французский философ-просветитель Клод Адриан Гельвеций.

К.А. Гельвеций полагал, что себялюбие – это чувство, данное нам природой. От природы человек ни зол, ни добр, – он просто всегда следует своему самому сильному интересу. Поэтому человеческий эгоизм и стремление к осуществлению своих интересов есть единственный подлинный мотив человеческих поступков.

Гельвеций различает два вида эгоизма: узкий, неправильно понятый, или стремление удовлетворить всякое свое желание, всякий каприз, и действительно человеческий эгоизм, необходимый атрибут каждого, который отличает минутные наслаждения от прочного счастья. Справедливость и честность, например, это не отказ от эгоизма и собственного интереса, а совпадение частного интереса с интересами общественными.

Принцип «разумного эгоизма»: каждый должен понять, что его самый главный интерес – это интерес общества. Отстаивая интересы общества, каждый может исполнить собственные желания. Идеи Гельвеция оказались созвучны постулатам этики бизнеса, или предпринимательской этики, в XX веке. Ее главные постулаты:

- Ориентация на собственный интерес постольку, поскольку он может быть реализован в хозяйстве в целом;

- Приоритет личного успеха, ответственности и достоинства, которые ассоциируются с бизнесом человека;

- Отстаивание конкурентных связей в бизнесе;

- Поддержка корпоративности, солидарность с партнерами;

- Партнерство, основанное на принципах доверия и ответственности.

Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделя­ется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения дел. Так, уже Сократ (470 - 399 до н.э.) говорит о том, что "кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки"

Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется ста­тусному характеру общения. При этом статус начальника рас­сматривается как более привилегированный, нежели подчинен­ного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. В этой связи Аристотель пишет: "Если исполняющий должность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен на­чальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подверг­нуть каре".

Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определен­но утверждает, что в основе делового общения лежит "потребность, которая все связывает вместе". При этом имеется в виду прежде всего экономическая потребность и экономиче­ский интерес, которые обусловливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строите­лем и т.д.

Соответственно этому и критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Так основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип "пропорционального равенства", согласно кото­рому "понесший большие труды получает много, а понесший малые — мало"

Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой дея­тельности и общения, становится доминирующей и всеохваты­вающей с развитием капитализма. Конечным критерием спра­ведливости или несправедливости становится умение успешно вести дело, деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и остав­ляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности. Хотя окончательно избавиться от них она, конечно, не может.

Поэтому человек с "рыночным характером" (по определению Эриха Фромма) постоянно находится в состоянии противо­речия, характеризуется раздвоенным сознанием. С одной сторо­ны, вступая в деловое общение, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, заботой о максими­зации прибыли любыми средствами. С другой стороны, в каче­стве личности, живущей в обществе и конкретной социальной среде, он несет социальную ответственность перед ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали и поря­дочности. С одной стороны, существующая рыночная реаль­ность диктует ему поведение по принципу "не обманешь — не проживешь", "не подмажешь — не поедешь", "не пойманный — не вор", а с другой стороны, моральный долг требует от него выполнения таких заповедей, как "не кради", "не обмани", "возлюби ближнего, как самого себя". Таким образом, это ре­альное противоречие нравственного сознания личности, изначаль­но присущее ей в условиях развитых рыночных отношений.

Попытка преодоления указанного противоречия нравствен­ного сознания была предпринята в рамках протестантизма в период Реформации в XVI—XVII вв. И на определенное время в известной степени это ему удалось. Протестантизм внес много положительного в этику делового общения и достиг известных успехов в ее утверждении. С точки зрения протестантизма, ве­рующие миряне должны относиться к делу с теми же этически­ми нормами и энергией, как они относятся к служению Богу. Само дело, профессия рассматривается как Божье призвание и святое дело.

До Реформации термин "профессия" употреблялся только применительно к священнослужителям. В языке протестантов оно впервые стало употребляться как любой род занятий, выполняемых квалифицированно и ответственно.

Поэтому и получение прибыли в этике протестантизма также считается богоугодным делом. Но при этом существует очень важное условие: оно должно быть полезным ближ­ним и совершаться с соблюдением этических норм делового общения и поведения в бизнесе. Такими моральными нормами являются следующие: честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Этика протестантизма и ее влияние на развитие капитали­стического предпринимательства исследованы Максом Вебером в работе "Протестантская этика и дух капитализма". Под "духом капитализма" он имеет в виду "строй мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии ".

Основной смысл и сущность идеи, которая "служила этической основой и опорой жизненного по­ведения предпринимателей нового стиля" является, по Веберу, то, что "деятельность, направленная внешне только на получе­ние прибыли, стала подводиться под категорию "призвания", по отношению к которому индивид ощущает известное обязательство ".

Протестантская этика как раз и предполагает, что в основу отношения к делу должна быть положена идея профессиональ­ного призвания, отказ во имя достижения успехов в своей про­фессии от многих других занятий. Эта идея, таким образом, предполагает значительный аскетизм в поведении и общении человека. Этот компонент духовной культуры и делового обще­ния возник из духа христианской аскезы, требовавшей строго следовать правилам и морали своей веры.

Данная предпосылка успеха необходима и сегодня. Но, как замечает Вебер, различие состоит в том, что пуританин хо­тел быть профессионалом, мы же сегодня должны быть таковыми. Пуританин делал свое дело и вступал в деловое об­щение на основе своих собственных, внутренне ему присущих этических убеждений и ценностей. Мы же сегодня вступаем в деловое общение, отодвинув в сторону нравственные, в том чис­ле христианские, идеалы, которым на каждом шагу противоре­чат цели и характер деятельности и общения.

Такой ход событий предвидел Вебер, который писал, что по мере того, как ценности протестантской этики начали преобра­зовывать мир "внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали наконец такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества.

В настоящее время, по его словам, дух аскезы ушел из "мирской оболочки". Победивший капитализм перестал нуждаться в христианской опоре, в протестантской этике "и лишь представление о "профессиональном долге" бродит по миру, как призрак преж­них религиозных идей". "В настоящее время, — заключает он, — стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает, где оно достигает своей наивысшей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной".

Правда Вебер еще сомневался в том, что безудержное стремление к наживе окончательно отодвинет в сторону этику. Хотя он и предполагал, что обретут истину слова: "Безудержные профессионалы, бессердеч­ные сластолюбцы — и эти ничтожества полагают, что они дос­тигли ни для кого ранее недоступной ступени человеческого развития".

К сожалению, сбылись именно худшие предположения мыс­лителя. Наиболее пессимистические прогнозы, сделанные им в начале века, были подтверждены и углублены такими блестя­щими исследователями капитализма, как Карен Хорни, Эрих Фромм и др.

В их работах убедительно показано, что современ­ный "развитой капитализм" (Э. Фромм) на каждом шагу порож­дает человека с "рыночным характером", главная цель которого в деловом общении состоит в том, чтобы подороже себя про­дать. Все высокие нравственные принципы и ценности, в том числе и христианские, сразу же забываются, как только речь заходит о прибыли. При этом в деловом общении утрачивается не только мораль но и самоидентификация личности. Посколь­ку при рыночной ориентации человек рассматривает свои силы и возможности как товар, отчужденный от него и предназначен­ный для продажи, то на место чувства идентификации зрелой и здоровой личности, которое можно передать словами "Я есть то, что я делаю", заступает чувство униженной конформистской личности, действующей по принципу "Я таков, каким вы хотите меня видеть".

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 76 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав