Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Политические учения периода европейских буржуазных революций Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж Руссо

Читайте также:
  1. I год обучения
  2. I Цели и задачи изучения дисциплины
  3. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  4. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  5. I. По длине периода
  6. I. Сущность общественного мнения, его характеристики и проблемы изучения.
  7. I. Теоретические основы изучения туристских информационных систем как новой модели туристского бизнеса
  8. I. Цели и задачи изучения дисциплины
  9. II. Конкретные цели изучения темы
  10. II. Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.

Гуго Гроций - называют основоположником теории естественного права и международного права. Естественное право порождено потребностью людей в общении друг с другом. Методологической основой ее явл. учение о справедливости.Он смотрел на государство как на полное соединение свободных людей на основе договора между ними. Томас Гоббс (1588-1679 гг.) -«О гражданине» Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва. Джон Локк.- «Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Монтескье (1689-1755 гг.) «О духе законов». Главный вклад Монтескье в полит жизнь связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. Это возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной, судебной власти. Свобода и равенство рассматриваются как фундаментальные свойства человеческой природы, а следовательно, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом». Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). «О причинах неравенства», Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит.

13. Политическая мысль в США во второй половине ХVIII – первой половине ХIХ в. Т.Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамельтон

Томас Джефферсон- «Деклорация независимости» - провозглашено начало существования США. Дано обоснование принципов взаимоотношения между людьми, гражданских прав и свобод личности, проблем социального равенства. По мнению Джефферсона гуманистические установки в деятельности и поведении людей должны стать важным фактором политических отношений между ними. Лучшей формой государственного устройства он считал демократическую республику.Джефферсоном было обоснованно право народа на реформирование государственной власти. Томас Пейн – «Здравый смысл», «Права человека»Он считал, что государство является органом закрепляющим социальное неравенство и подавляющим гражданские права и свободу личности. Александр Гамельтон – он обосновал необходимость развития капитализма в США. Социальное неравенство он характерезовал как естественное и необходимое. Государство должно защищать и укреплять прежде всего власть юогатых людей. При этом он всячески обосновывал необходимость создания сильного федеративного государства

№ 15 Русская политическая мысль 19 – начала 20 в. П.И.. Пестель, Н. М. Муравьев, западники (Т.Н.Грановский, М.А. Бакунин, К.Д. Кавелин и др.), славянофилы(А.С. Хомяков, И. В. Кириевский и др.), А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин

1. Па́вел Ива́нович Пе́стель (1793 —1826) Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда». Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Н. И. Тургенев называл «социалистическими теориями». Пестель был горячим сторонником установления республики. Россия, в его представлении, после свержения старой власти должна была стать единым и неделимым государством. 2. Никита Михайлович Муравьёв (1795 — 1843) — один из главных идеологов движения декабристов. Н. М. Муравьёв придерживался весьма умеренных позиций. (Введение конституционной монархии, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и др.) 3. За́падничество — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы. 4. Славянофи́льство — сложившееся в 1830-е—1850-е националистическое направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути. Основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.

14. Политические воззрения европейских мыслителей XIX – начала XX в. Г. Гегель, А. Токвиль, О. Конт, К. Маркс, Г. Моска.

Георг Гегель. В своих поздних работах он философски обосновывает идею государства, государство как идею, но не государство как механизм. Гегель выступает как приверженец идеи нравственного и разумного начала в государстве. Критикует феодальное государственное устройство, ставит вопрос о необходимости конституционных реформ и выступает за введение справедливой конституции. В основе права, по Гегелю, лежит свобода отдельного человека, поскольку по своей сущности каждый человек является свободным. Симпатии Гегеля на стороне наследственной монархии, необходимо ограниченной законами, чтобы не впасть в деспотизм. Существенным для монархии Гегель считает как твердость власти правительства, так и защищенность прав граждан законами. В центре его интересов – проблема неприкосновенности частной собственности и основанная на ней “свобода” личности. В противовес революционным идеям французских материалистов и просветителей ХVШ в. Гегель выдвигает теологическую идею провиденциализма, согласно которой люди не властны над своими общественно-политическими порядками, в особенности над своим государственным устройством, ибо они создаются внешней божественной силой. Именно государство (причем монархическое), а не народные массы и тем более не социальные революции являются, согласно Гегелю, движущей силой истории. Революции Гегель противопоставляет реформы, осуществляемые сверху по инициативе феодально-монархического государства. В берлинский период деятельности (с октября 1818 г.) политические воззрения Гегеля становятся более консервативными, о чем свидетельствует одна из последних работ Гегеля – “Философия права” (1821). Именно в этой работе Гегель идеализирует монархический строй полуфеодальной Пруссии, объявляет прусскую монархию воплощением абсолютной идеи, провозглашая тем самым прусскую действительность как бы высшим проявлением разумности. В предисловии к “Философии права” он выставляет свою знаменитую формулу “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно”. Основанием государства у Гегеля “служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Таким образом, государство, по Гегелю, “есть действительность нравственной идеи, нравственный дух”, в государстве сознательно соединяются частные и всеобщие интересы, а само оно выступает осуществлением всеобщей воли. Алекси́с Токви́ль (1-я половина 19 в., видный французский политический мыслитель, историк и политический деятель, лидер консервативной партии). Токвиль пришел к выводу о неизбежности наступления демократии во всем мире. Для него это прежде всего социальное устройство общества, характер общественных взаимоотношений, над которыми выстраивается адекватная им форма политического устройства. «Никто не способен больше меня оценить все преимущества федеративного устройства государства. Я вижу в ней самый верный залог процветания и свободы человечества». Эталоном демократически устроенного общества для Токвиля были Соединенные Штаты. Огюст Конт (1798 — 1857 гг.) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Он считал настоящим путём общественного прогресса распространение научных знаний в народе. Политическое и социальное преобразование народов ставится здесь в зависимость от новой религии человечества, первосвященником которой объявляет себя сам Конт. Карл Маркс (1818 —1883) - немецкий философ, экономист, политический журналист. Его научные труды и публикации сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — идеологию классовой борьбы. Согласно материалистическому пониманию истории, сформулированному в марксизме, фундаментальным основанием общественного бытия является производство материальных благ. Способ производства определяет политическую надстройку, разделение общества на классы и борьбу этих классов между собой. Классовая борьба с необходимостью ведет к установлению диктатуры пролетариата в ходе революционного преобразования общества. Она приходит на смену прежнему государству. При этом диктатура пролетариата сама является лишь орудием построения бесклассового общества. «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный». МО́СКА Гаэтано (1858—1941), итальянский юрист и социолог. Наряду с Парето известен как создатель теории элит. Считал, что любое общество подразделяется на правящее меньшиство — «политический класс» (элиту) и подвластное ему большинство. Правящий класс осуществляет все политические функции, монополизируя власть и пользуясь всеми её преимуществами. Большинство населения реализует его волю и обеспечивает его материально. Правящий класс отличает материальное и моральное превосходство над управляемым большинством.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав