Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Лекция 13. Тема 6. Философия общества. Сущность общества. Общество и природа. Объективный и субъективный факторы в развитии общества.

Читайте также:
  1. A. Изучение психики ребенка в развитии
  2. D) Отечественная культура в условиях тоталитарного общества.
  3. E) миф, религия, философия.
  4. I. Понятие и сущность бюджетирования.
  5. I. Социальная дифференциация общества. Социальная стратификация и мобильность.
  6. I. Сущность и социальное назначение государства.
  7. I. Сущность и социальное назначение государства.
  8. I. Сущность общественного мнения, его характеристики и проблемы изучения.
  9. I. Сущность социальной структуры общества.
  10. I. Сущность, формы, функции исторического знания.

Идеология – это теоретическое выражение интересов той или иной группы людей. Идеология относится к социальной сфере.

Политическая подсистема - совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические (т.е. по поводу власти) отношения. Возникновение этой подсистемы общества связано с усложнением социальной структуры общества и возникшей необходимостью согласования действий и интересов количественно и качественно разнородных социальных групп.

Политическая система общества имеет сложное строение. Ее центральным элементом является государство - социально-политический институт общества, наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, социальных групп и объединений.

Государство может иметь различные формы правления (монархия и республика) и формы государственного устройства (унитарная, федеративная, конфедеративная). Функционирование государства осуществляется на основе конституции или основного закона государства, закрепляющего основы политического, социально- экономического строя, права и обязанности граждан, механизм образования, принципы функционирования государственных органов, основы избирательной системы. В правовом государстве конституция ограничивает власть или сферу деятельности государства закреплением всего, кроме того, что разрешено законом. Важнейшие признаки правового государства - верховенство закона и всеобщность права, которые в равной мере распространяются на всех граждан, в том числе и на органы государства, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Политическая система включает также совокупность партий, движений, организаций, институтов и т.д. Их деятельность обусловлена необходимостью реализации интересов своих групп, которые могут не совпадать с интересами других. Важнейшим элементом политической системы является политическое сознание, которое включает осознание гражданином своей групповой принадлежности и вытекающих отсюда интересов, определение политической позиции относительно власти, своего гражданского статуса, своих прав, свобод, обязанностей. В целом влияние политической системы на социальные и экономические отношения в обществе велико.

Говоря об обществе как социальном организме его экономической, духовной, социальной, политической подсистемах, отметим, что разные качественные, количественные характеристики его подсистем могут формировать различные его состояния, это и есть предмет обсуждения проблемы государство и гражданское общество.

Государство всегда является выразителем общей воли своих граждан: защита страны от нападения извне, охрана общественного порядка, поддержание стабильного экономического развития, охрана окружающей среды и т.п. Если при этом граждане имеют возможность свободного решения своих проблем, оставаться личностями, то в этом случае речь идет о демократическом государстве или, как его назвал К. Поппероткрытом обществе. По сути это и есть гражданское общество.

Если государство распространяет свою волю на все сферы жизнедеятельности человека, пытаясь взять под контроль общественную и частную жизнь, строго регла-ментируя деятельность его членов, позволяя, запрещая, предписывая по своему произволу, то мы имеем образец тоталитарного строя, по терминологии К.Поппера, закрытое общество: «В нашем образе жизни между законами государства, с одной стороны, и табу (нормы поведения, морали), которые мы привычно соблюдаем, с другой, существует постоянно расширяющаяся область личных решений с ее проблемами и ответственностью. Мы знаем важность этой области. Личные решения могут привести к изменению табу и даже политических законов, которые более уже не представляют табу. Возможность рациональной рефлексии по поводу встающих перед человеком проблем – вот что составляет коренное различие этих двух типов общества». (Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. - М., 1992. С. 217-218).

То есть гражданское общество предполагает сферу реализации особенных, частных интересов отдельных индивидуумов – это причина возможного усложнения отношений между государством и гражданским обществом. Н.А. Бердяев, признающий личность человека как духовную категорию, писал: «государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и не движется ни пафосом человеческой личности, хотя оно имеет отношение к свободе, добру, личности. Государство есть прежде всего организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии, образования больших исторических тел. Принудительно поддерживая минимум добра и справедливости, государство никогда не делает этого из любви к добру и из доброты, доброта чужда государству, оно делает это потому, что без минимума добра и справедливости наступит хаос и грозит распадение исторических тел» (Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. С. 172). Судьба личности не интересует государство, что является основой вековой борьбы, трагического конфликта, который представляет «непреодолимую парадоксию». Суть ее заключается в том, что личность признает за государством его определенную ценность и готова действовать в нем, неся жертвы, но она восстает против «холодного чудовища» (с. 174), которое давит всякое личное существование.

Эта непрекращающаяся борьба между государством и гражданским обществом в ее зримых и незримых формах позволяет сохранять динамическое равновесие, при нарушении которого возникает либо хаос и дезорганизация, либо тирания и насилие. О степени развитости гражданского общества можно судить по уровню активности граждан и их добровольных объединений.

Лекция 13. Тема 6. Философия общества. Сущность общества. Общество и природа. Объективный и субъективный факторы в развитии общества.

Общество является наиболее сложной из всех известных науке систем. Человеческий разум с древних пор пытается разгадать суть явлений общественной жизни, их связь с природой и человеком. Но эти исследования сопровождаются значительными трудностями, поскольку общественная жизнь динамична, для разных народов имеет свои специфические особенности, историю, а исследователи опираются на различные мировоззренческие системы, используют разные подходы и методы.

Как социальный способ бытия человека общество представляет определенную совокупность людей, связанных многообразными отношениями. Различные аспекты общественной жизни изучаются разными науками. История исследует процесс развития материальной и духовной жизни общества в разные эпохи, выясняет причины исторических событий и их значение. Социологию интересует социальная структура, т.е. способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое. Экономическая теория исследует законы, управляющие производством и распределением материальных благ. Задача науки – исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, аспекты, тенденции, закономерности, что позволяет иметь общую картину исторического процесса, анализировать различные варианты его развития, пытаться влиять на историческую перспективу (что не всегда оказывается удачным).

В отличие от конкретных наук, философия призвана исследовать всеобщее в процессе возникновения и развития общества. Она акцентирует внимание на понятиях: цель и смысл жизни, место и роль в мироздании, движущие силы, направленность в развитии. Философия создает методологические основания научных исследований, в том числе общественных наук, предлагает мировоззренческие установки, а также разработку категориального аппарата. То есть философия призвана выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы.

Для начала определимся с понятиями общество, социум, история.

Общество – это отличная от природы, динамическая саморазвивающаяся система коллективного бытия людей, способная при серьезных изменениях сохранять свою сущность и качественную определенность. Социум – это особая надприродная реальность, независимо от коллективных или индивидуальных форм ее проявления.

История – это область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения сходства и подобия конкретных человеческих обществ.

Чтобы прояснить вопрос о сущности общества, рассмотрим кратко некоторые теории общественной жизни. Историю философии отличает большое разнообразие школ и направлений, изучавших общество. Для ранних этапов развития философской мысли, общество, как и человека, принято было считать микрокосмом, который органично вписывался в космические, природные процессы и их законы функционирования и его задачей было гармоничное сосуществование с окружающим миром. Это было свойственно и для древнекитайской философской мысли (следование Дао, принципы аналогии в человеческом, социальном, космическом устройстве) и древнеиндийской (осознающей принципы жизни: карма, сансара, мокша).

Так в индийской традиции, поскольку существует связь «я» человека с высшим «Я» - Атманом, то на человеке и обществе лежит определенная ответственность за осуществление миропорядка. Согласно общепринятой в Индии идее, как отмечает М.Т. Степанянц, мир создан и развивается в целях реализации морального закона - дхармы. Это предполагает то, что «процессы космогенеза связаны не с произволом богов и тем более не с причинами естественно-механического порядка, а с причинностью морального плана, - с моральным состоянием населяющих космос существ. Согласно индийской эпической космологии «упадок» дхармы в конце каждого космического цикла вызывает пралайю – период космической ночи, когда мир распадается, а души пожинают плоды своих прошлых накоплений». Это предполагает знание людьми дхармы и правил совершения ритуала, опираясь на Веды. Но «люди в индуизме обладают разными «правами» на участие в дхармическом процессе» и доступ к Ведам возможен лишь для представителей высших каст и варн.

Как выглядит структура общества, согласно древним мифам Индии? М.Т. Степанянц пишет: «В ведийских мифах Пуруша тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий, являющийся моделью космоса и одновременно человечества, т.е. макро- и микрокосма, рождает из духа своего луну, из глаз – солнце, их дыхания – ветер; из уст Пуруши возникли жрецы-брахманы, из рук – воинское сословие - кшатрии, из бедер – торговый люд - вайшьи и, наконец, из ступней – все остальные кастовые люди-шудры (за пределами кастового деления остаются «неприкасаемые»). При этой жизни переход из одной касты в другую невозможен. Только строгое соблюдение определенных правил жизни способно обеспечить более высокий социальный статус в будущем рождении. По буддийским представлениям, важен путь духовного совершенствования и аскезы (разной степени отвлечение – отказ, умеренность, очищающие действия – от нужд телесной жизни с целью достижения высших духовных состояний), который позволит добиться высокого статуса в обществе, и освободиться от необходимости воплощаться в этом мире страдания, вырваться из водоворота бытия, стать бодхисаттвой. Бодхисатва (санскр.) - буквально, «тот, чья сущность (саттва) стала разумом (бодхи)»: тот, кто нуждается лишь в одном воплощении для того, чтобы стать совершенным Буддой, т.е. иметь право на нирвану» [5].

Структурная организация китайского общества связана с китайской культурой, характеризуемой наличием тесной взаимосвязи личного, общественного и политического порядков. Американский синолог Роджер Эймс полагает, что модель политической организации традиционного китайского общества позволяет «вычислить» модель личного порядка или «я» и социального. По его мнению, «солнечная система центростремительной гармонии», как принципа этих моделей, должна быть в соответствии с порядком политической организации. «Древний Китай делился на «пять зон»: первая - центральная, управлялась непосредственно императором; вторая - зона удельных княжеств; третья – так называемая усмиренная зона, в которой располагались княжества, завоеванные правящей династией; четвертая - зона, где проживали «варвары», частично контролируемые центром; пятая – «дикая зона», занимаемая неуправляемыми варварами». В центре социальной модели - ритуал ли. Он может иметь статус как подверженного изменениям времени, так и «абсолютного», т.е. имеющего космологическое основание. Абсолютные ритуалы-принципы не могут изменяться, потому что проистекают из порядка и законов неба. «Одним из таких абсолютных ритуалов или принципов является иерархичность всего сущего. Цель соблюдения ритуалов в том, чтобы поддерживать мир, в том числе и общество, в состоянии стабильности, гармонии, обеспечиваемых «различением и интеграцией». Этот же механизм «центростремительной гармонии приложим и к китайской концепции «я» как микрокосмоса. Как в космосе материя организуется вокруг более сильных центров притяжения и определяет его структуру, так и: «Индивидуальное «я» есть один из центров, взаимодействие которого со всеми другими «я»-центрами определяет структуру целого, оно же организовано вокруг того, что может быть названо сбалансированным центром. Мен-цзы говорил: «все мириады вещей кончаются во мне» и «тот, кто полностью использует свое сердце и разум, реализует себя, а, реализовав себя, реализует целое».

Так, «я» - одновременно частица общего силового поля и центр, конструирующий собственное целое. В результате взаимоотношения человека с обществом пред-стают не как проявление господства и «тоталитарного духа», а как выражение бла-готворного и для индивидов и для общества в целом «коллективистского духа».

Многие из этих идей нашли отражение и в античной философии. Философы античности (Демокрит, Платон, Аристотель, Лукреций и др.), исследуя проблемы бытия, выделяли общественную жизнь и пытались осмыслить ее природу. Платон, решая проблему социально-политического устройства общества, пришел к модели идеального государства, которое, по аналогии с тем, как в Космосе (структурно состоящем из Разума или Духа, Жизни или Души и тела или видимого материального мира), управляет всемогущий Разум и действуют определенные законы, должно быть управляемо философами-мудрецами, а всем его членам предписывалось жить сообразно законам, исполняя трудовые, семейные и прочие обязанности, определенные их местом и ролью в обществе. В своем труде «Государство» он выделяет три сословия: философы - мудрецы, которые в силу своего познания истинного блага устанавливают законы, воспитывают помощников и управляют государством; воины и чиновники - благодаря полученному воспитанию, умеют защищать государство, поддерживать повиновение его законам, охранять его достоинство; и земледельцы, ремесленники и торговцы, - по своей внутренней природе пока не готовые к более ответственным формам труда, в обязанности которых входило заботиться о создании необходимых материальных средств для жизни и повиноваться правителям.

По Платону, правильность жизни в государстве в том, чтобы каждое из трех сословий делало «свое дело», точно выполняло предназначенную ему задачу. Именно в «гармонии», согласовании этих трех сущностных составляющих государства заключается его совершенство, которое Платон и называет справедливостью: «целое и есть справедливость», «справедливостью будет – и сделает справедливым государство – преданность своему делу всех сословий», «каждый человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен. К сожалению, эта модель общества до сих пор не реализовалась, но, учитывая масштабность Платона как мыслителя, не исключено, что человечеству еще предстоит построить такое общество.

В эпоху средневековья главной исторической силой считалось божественное провидение. Такое понимание сущности общества было свойственно Августину Блаженному (IV-V вв.), Фоме Аквинскому (XIII в.) и другим мыслителям. Впоследствии оно нашло свое развитие в религиозно-философских системах, в наиболее значительной степени – в русской религиозной философии XIX – начала XX столетия (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.) и в философии неотомизма (конец XIX-ХХ вв. – Э. Жильсон, Ж. Маритон и др.).

Важной особенностью эпохи Возрождения является то, что общественное развитие рассматривается как гражданская история вне влияния религии. Т. Мор и Т. Кампанелла создали образцы, идеалы справедливого, совершенного общества, которые, согласно их представлениям, могут существовать где-то на Земле.

В эпоху Нового времени крупным представителем социально-философской мысли был И.Г. Гердер, рассматривавший общественное развитие как непосредственное продолжение истории природы и считавший, что законы общественного развития носят естественный характер. По его мнению, природа и общество есть единое органичное целое, а человек – частица этого целого. Отводя важную роль общественным отношениям, как условию формирования человеческой культуры, Гердер приходит к выводу, что движущей силой истории являются живые человеческие силы, которые реализуются в деятельности людей, вызванной их потребностями. Критерием общественных отношений он считал принцип гуманности.

Решающий вклад в обоснования теории общественного развития принадлежит Ж.-Ж. Руссо. Он создал теоретическую разработку путей перехода к разумно и справедливо устроенной общественной жизни. По представлениям Руссо, в истории все происходит согласно естественному порядку, в том числе и смена прогрессивных и регрессивных тенденций развития. Социальное неравенство порождает деградацию общественных нравов, поэтому строй, основанный на насилии и неравенстве, от насилия и погибает. Определяющими в развитии общества Руссо считал духовную жизнь, просвещение, ум, сознание. Он настаивал на необходимости замены общественного неравенства новым состоянием равенства, отличным от прежнего. Политический идеал Руссо - демократия на основе общественного договора, суть которого в том, что «каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли и мы все вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого» (Руссо Ж.-Ж. Избранные соч. В 3-х т. – М., 1961. – Т. 1. - С. 60).

Разработке договорной теории общественного развития посвящали также свои исследования Т. Гоббс и Дж. Локк, которые считали, что заключение общественного договора явится основной причиной возникновения цивилизованного общества.

Французские философы Ж. де Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах в своих исследованиях природы человека, общества, государства исходили из принципа причинной обусловленности всех человеческих действий, решающую роль в развитии общества они отводили разуму и просвещению. Основным средством в прогрессивном развитии человечества, по их мнению, является правильное воспитание. Поскольку человек является продуктом определенной социальной среды, ее законодательства, идейных мотивов людей, организаторских способностей правителей, то по их мнению важно, чтобы в обществе были хорошие законы и чтобы у власти стояли просвещенные правителей. Это является залогом хорошего общества.

Выдающийся вклад в развитии социально-философской мысли был сделан великим немецким философом Г. Гегелем. Гегель рассматривал историю как прогресс абсолютного духа, Мирового Разума, который реализуется через дух отдельных народов, выполняющих в этом процессе свою особую миссию. Вся история есть история мысли, саморазвития Разума. Она носит разумный характер, определяемый объективными закономерностями, а индивидуальные страсти, желания людей являя-ются результатом «хитрости мирового разума» и используются им для своих целей.

Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Так, всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющей собой великое шествие мирового духа по м ступеням (в процессе развития исторических культур народов) непрерывного исторического процесса. Гегель, являясь представителем объективно- идеалистической философии, все же отводит важную роль труду в процессе становления человека и общества, считая, что лишь трудом человек создает средства для удовлетворения потребностей, способствует прогрессивному развитию общества.

Опираясь на достижения предыдущих мыслителей, К. Маркс и Ф.Энгельс создали свою концепцию общественного развития. В ее основе лежит материалистическое понимание общественного развития, в соответствии с которым материальные условия жизни людей в обществе, общественное бытие определяет общественное сознание. В марксизме вводится понятие общественно-экономической формации, которое обозначает тип общества, формирующийся на общей экономической основе, представляющей определенный уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Смена общественно-экономических формаций - закономерный естественноисторический процесс, обусловленный изме-нениями, происходящими в производительных силах и производственных отношениях. По мере развития производительных сил общественные отношения перестают им соответствовать и начинают тормозить их рост, что является поводом для разрушения старых общественных отношений и создания новых. Это знаменует создание новой общественно-экономической формации. Движущую силу общественных преобразований Маркс, видел в потребностях, интересах людей и классов. По пред-ставлениям Маркса, в процессе исторического развития человечество должно прий-ти к совершенному типу общества, основанному на равенстве и справедливости.

Интерес к явлениям общественной жизни был свойствен русской религиозной философии. Согласно представлениям В. Соловьева, в основе исторического процесса лежит духовное общение и очищение людей, которое должно базироваться на триединой формуле: истина – добро - красота (знания, нравственность, искусство). Высшей целью исторического процесса В. Соловьев считал Церковь, под которой понимал всеобщую целостность, всеохватность бытия, всеединство.

Другие русские религиозные философы также связывают будущее общественное устройство с нравственно-совершенной личностью. П.А. Флоренский хаосу бытия противопоставляет ценности человеческого духа – веру, культуру, культ. Д.С. Мережковский рассматривает религию как главный источник развития и совершенствования общества. Н.А. Бердяев с позиции философии свободы говорит об обществе, которое не подавляло бы творческие склонности в человеке.

Концепции общества в философской мысли Запада ХХ в.: общим для многих из них является системный подход к обществу и структурно-функциональный анализ. Согласно Э. Дюркгейму в основе существования общества лежит воздействующая на человека идея общественной солидарности, базирующаяся на разделении труда. Разделение труда порождает функциональную взаимозависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде. Идею преодоления кризиса в западном обществе Дюркгейм связывал с совершенствованием морали.

В своих взглядах на общество М. Вебер опирался на идеи Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и сознания строится на основе отношения субъекта к ценности. По Веберу, необходимо соотносить анализируемый материал с экономическими, эстетическими, религиозными и моральными ценностями. Для объяснения реальности Вебер сформировал понятие социального действия и его мотивации и понятие «идеального типа» для реконструкции социальных и экономических явлений исторического прошлого на основе современного состояния общества.

Живая Этика как философия космической реальности, имеющая истоки в восточной традиции мировидения, утверждает, что разумная, оптимистичная перспектива развития общества и человека возможна при соблюдении ими законов космического бытия, прежде всего нравственных. Хотя корень жизни человека, согласно Живой Этике, именно в Космосе, а не на Земле, но планета - наш космический дом на данном этапе эволюционного развития и очень важно чтобы она была сохранена. Е.И. Рерих отмечает, что: «новые сознательные сотрудники должны основательно усвоить Новый Порядок вещей. Мир Сотрудничества основывается на строгой взаимности, корректировке всех интересов человека и свободы мысли, руководимой высоким Знанием, неотделимым от высокой морали. Эти новые будут знать как построить новую ступень развития бесконечно расширяющегося творчества и строительства». «Будущая эволюция будет строиться на кооперации народов, на полном равноправии рас, рождения и пола, на переоценке ценностей, ибо лишь знание, труд и умственное и нравственное превосходство дадут преимущество».

Подводя итог, можно отметить, что в истории философской мысли существовали различные подходы к пониманию общества. Одни философы рассматривали общество с идеалистических позиций - у Гегеля как результат саморазвития Мирового духа. А также в мировых религиях (христианство, ислам, буддизм) и национальных религиозных учениях (иудаизм, индуизм, конфуцианство) описываются свои модели божественного устройства общества и государства, обеспечивающие человеку условия для достойной встречи с Богом в будущей жизни. Другие философы подходили к объяснению феноменов общества и человека исходя из натуралистических позиций, т.е. как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Третьи рассматривают общество с позиции технологического детерминизма, т.е. в зависимости от уровня и развития науки и технологии и т.д. В Живой Этике – общество выступает как микрокосмос, органично сосуществующий с космической целостностью. Важно найти то ценное, что позволило бы человечеству успешно продолжить его дальнейшее развитие.

Важное место в философии отводится проблеме соотношения природы и общества. Это вечно актуальная проблема. Как соотносится общество, человечество с живой и неживой сферой планеты, как они могут сосуществовать и развиваться?

Согласно различным философским представлениям, природа – это и вся Вселенная или «мир Божий», но и то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Если природа является естественным условием существования людей, то общество может пониматься как обособившаяся часть природы, выделившаяся из нее в результате активной деятельности людей. Возникла парадоксальная ситуация. Общество, выделившись из природы, стало оказывать свое специфическое воздействие на нее, на окружающую действительность своей безмерной эксплуатацией ее, нарушая естественное закономерное течение происходящих в ней процессов, внося дисбаланс в существующее равновесие природных сил.

В XIX в. французский ученый Э. Реклю ввел понятие «биосфера» для обозначения «живой» оболочки Земли, слоя живых и растений. В 20-е годы ХХ в. отечественный ученый В.И. Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие «ноосферы» или сферы разума, преобразующего планету. Выводы вытекающие из нее - человечество, к современному этапу развития выработало способность к разумной деятельности столь высокого уровня значимости, что не может произвольно и безнаказанно вторгаться в закономерности биосферы и природы в целом, не может вести себя волюнтаристски. Человеку следует отказаться от взглядов на природу как на простой источник сырья для развития его материального производства. Также следует осознать, что, по сути, планета с живущими на ней людьми – это единая система, находящаяся в тесной связи с Солнцем и циклами его активности, с другими космическими явлениями и процессами, поэтому прежде чем предпринимать что-либо кардинальное, важно подумать о последствиях.

В данной ситуации уместно введение принципа сотрудничества с природой и космосом, предполагающего полную гармонизацию деятельности человека с законами природы и космоса. Нарушение этих условий гармоничного сосуществования общества с окружающим миром, установка на «покорение» природы породили глобальные проблемы человечества, которые невозможно решить на локальном, региональном уровне, а только всем миром.

Говоря о развитии общества разберемся в вопросе о факторах, влияющих на этот процесс. В этой связи выделены субъективные и объективные факторы.

Под объективными факторами понимают условия развития общества, которые не зависят от сознания и воли человека, но оказывают влияние на характер их деятельности. К объективным относят природно-климатические факторы, законы природы, космоса. Важную роль в развитии общества играют социальные законы - законы общественного развития. Если законы природы находят свое заметное проявление на уровне биологических, физиологических процессов жизнедеятельности общества, климатические – на образе и специфике жизни (отличия в жизни жителей Севера и Юга, жителей среди полосы и т.д.), то социальные законы или законы общественного развития связаны с общественным производством жизни, характером и способом производственной деятельности людей, формами социальной активности. Законы Космоса человечеству во многом еще предстоит познать.

Каждое поколение людей в своей деятельности опирается на достижения предыдущих поколений, на уровень развития общества, который могут характеризовать:

1) совокупность материально-технических условий: орудия и средства труда, производственные технологии, навыки общественного производства, т.е. то, что обычно характеризуется как уровень развития материального производства;

2) общественные отношения, где проявляется специфика взаимосвязей между людьми и социальными группами в сфере экономики, политики, морали, религии.

Эти обстоятельства объективны по отношению к человеку, поколению людей. Они ставят человека, социальные группы, классы в конкретные социально- исторические условия, тенденции развития, которые приходится в своей жизни учитывать. Так могут быть представлены объективные факторы развития общества.

Что может характеризовать субъективный фактор развития общества? – Человек, люди, попадая в определенные социальные условия, не просто им подчиняются, но пытаются реализовать свои потребности и интересы, осуществляют свои жизненные цели, тем самым вносят определенные коррективы в жизненный процесс и выступают субъективным фактором общественного развития. Так, субъективный фактор – целеустремленная деятельность отдельных людей, классов, политических партий, направленная на реализацию потребностей, интересов, тем самым вносящая изменения в процесс общественного развития. Труд, знания, умения, нравственные силы людей – факторы, способные вносить коррективы в развитие общества.

По направленности субъективный фактор может проявлять себя как прогрессивный, консервативный и реакционный. Субъективный фактор вступает во взаимодействие с объективными законами, создает путь развития общества. Чем глубже осознаются людьми стоящие перед ними задачи и пути их решения с учетом объективных обстоятельств, тем плодотворнее может оказаться их деятельность.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 109 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Таким образом, выделены пять типов социальных общностей: этнические, территориальные, профессиональные, демографические, классовые.| Лекция 4. ИМПУЛЬСИВНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ, РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ, ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав