Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Искусство как феномен культуры

Читайте также:
  1. II. Система культуры и её структура.
  2. II. Советский период развития отечественной культуры (1917-1991 гг.)
  3. Q]3:1: «Золотой человек» является одним из самых ярких памятников культуры
  4. V. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕЯТЕЛЕЙ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
  5. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская археологический культуры.
  6. Аполлоновская и дионисийская основы европейской культуры
  7. Археологические культуры
  8. Археологические культуры на территории Каз-на в эпоху бронзы
  9. Архитектура и изобразительное искусство.
  10. Архитектура и искусство
Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Искусство— форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. Эстетическое отношение к миру — предпосылка художественной деятельности в любой сфере искусства. Суждение вкуса всегда притязает на общезначимость, и основание тому эстетическое созерцание индивидуального как заключающего в себе идеальное измерение (Кант). Эстетический идеал, являющийся порождением диалогической коммуникации в границах определённой культуры, служит своеобразным эталоном, с которым соотносится индивидуальный предмет созерцания. Искусство всегда опиралось на бытующие в культуре эстетические представления, но одновременно способствовало их трансформации творческими усилиями художников. Эстетический пласт условие существования художественного произведения, но исчерпывает его содержательного богатства, почерпнутого в реалиях жизненного мира. Подлинное искусство сопряжено с решением экзистенциальных проблем, затрагивающих творческую личность: принадлежа конкретному жизненному миру, разделяя его с другими, художник проблематизирует свое существование. Смысловая целостность произведения подчинена идее, диктующей его тематическое и смысловое единство, образно-символический строй. Мощь символического воображения проявляется в том, что оно как бы возвышается над пространственно-временными пределами индивидуального существования в праве совершать свободный полет над любой точкой универсума, сопрягая явления, принадлежащие прошлому, настоящему и будущему в том порядке, который нужен для выр­ажения авторской идеи. Сам факт существования про­странственных (живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство), временных (музыка, литератуpa) и про­странственно-временных (театр, кино, балет) искусств служит тому свидетельством. Тематическое содержание произведе­ния вытекает из его идейного замысла и стимулирует полагание художником особого мира, который надлежит проработать композиционно и образно-символически. Тема произведения как бы намечает основной набор реалий, которые его автор организует композиционными средствами. Они будут варьироваться в зависимости от того, имеем ли мы дело с пространственными, временными или же пространственно-временными искусствами. В широком понимании слова текст живописного или скульптурного произведения снимает временное измерение в художественном образе, подавая идею в пространственно-композиционном решении. Схожие идеи могут порождать достаточно несовпадающие тематические и композиционные подходы: идея абсурдности войны, например, по-разному тематически и композиционно реализуется в «Раненом солдате» О. Дикса, «Гернике» П. Пикассо или монументе Г. Цадкина «Разрушенный город» в Роттердаме. Временные и пространственно-временные искусства несколько иначе подходят к воплощению идейно-тематического содержания, ибо они связаны с повествованием о событиях, занимающих читателя, слушателя, зрителя. Действие, разворачивающееся во времени, предполагает трансформацию темы в сюжетную канву того или иного произведения, прорабатываемую по композиционным правилам жанра. Особенно очевидно это в области литературы, где авторский замысел отливается в наделенный единым смысловым содержанием текст, призванный привлечь внимание читателя приемами из арсенала художественного мастерства. Опираясь на намеченную идейную и тематическую канву произведения, писатель разрабатывает его сюжетную линию, последовательность наполненных смыслом действий его персонажей. Сюжетная линия как бы раскидывает значимые события во времени, но при этом, чтобы привлечь интерес читателя, она должна содержать интригу — способ его постоянного поддержания, нуждающийся в композиционном оформлении. Подача содержания в определённом ключе — индикатор художественного мастерства. Практическое понимание читателем деяний героев текста, воспроизводимого в нем жизненного мира — шаг на пути читателя к освоению смысла повествования, его интерпретации. Понять историю, излагаемую автором, позволяет освоение языка описания деяний героев и культурной традиции, из которой исходит интрига произведения. Кроме того, она содержит и пласт символической нагрузки. Культурный символ проявляется в качестве смыслового содержания, составляющего фон действия героев, позволяет выйти за границы буквального прочтения произведения. Этот символический смысл легко «вычитывается» людьми, принадлежащими к данному культурному сообществу, и составляет проблему для живущих за его пределами. Символ никогда не яв­ляется вне связи с определенной системой смыслов, живущих в культуре. Он — интегральная часть симво­лического ансамбля, раскрывающегося в принимаемых кон­венционально знаках, верованиях, нормативных стан­дартах и институтах. В отличие от историка, писатель не столь жестко связан хронологической последовательнос­тью событий, свободен в своем произвольном путеше­ствии из настоящего в прошлое и будущее. Автор может дистанцироваться от времени, в котором живут его герои, или же, напротив, раствориться в видении событий от их лица. В любом случае читатель ощущает его экзис­тенциальную озабоченность происходящим, биение пульса времени в повествовании. Текст художественного произве­дения, вследствие его символического наполнения, метафо­ричности, оказывается принципиально открытым в смысловом отношении. Он как бы живет самостоятельной жизнью, оторвавшись от своего творца, сделавшись не­зависимым от него. В нем присутствуют смысловые ан­самбли, которые ждут читателя, способного актуализиро­вать их до поры скрытое содержание. Иногда сам тво­рец текста может не отдавать себе отчет обо всем много­образии смысловых пластов, содержащихся в нем. По­тенциальная неисчерпаемость смысла производна от общекультурного феномена интертекстуальности и от­носится не только к литературе, ибо произведения искусства лю­бой жанровой специфики прочитываются в определённом кон­тексте. Реализуя коммуникативную, познавательную, просве­тительскую воспитательную, игровую, гедонистическую функции, искусство со­ставляет неотъемлемое звено культуры.

 

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

 

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:
- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);

- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,

— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;
— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

Чрезвычайно важной проблемой современного искусства выступает восприятие искусства зрителем - возможные техники восприятия (специфика визуального и пространственного опыта), социальная и культурная обусловленность зрительного восприятия, а также механизмы означивания зрителем визуальных образов (произведение искусства как знак, как текст, смыслообразующие структуры произведения искусства). Особый интерес в рамках современных наук об искусстве представляет описание произведения искусства как репрезентации определенного телесного опыта или психологических состояний (использование психоанализа, гендерной проблематики, философии телесности в искусствознании).

 

Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь



Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2022 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав