Читайте также: |
|
В 758 г. халифат Абассидов принимал широкие меры для распространения просвещения в своем государстве. Во многих городах были основаны высшие школы, библиотеки, астрономические обсерватории. В научном центре Багдаде сосредоточились самые известные арабские врачи и ученые.
Слово «химия» преобразовалось в арабском языке в «алхими». Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым; кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трём обязательным исламским догматам – вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская химия. «Их химики были наблюдателями и искусными техниками; они увеличили объем науки и избавили её от посторонних элементов: Магии, Кабаллы и Мистики. Арабы поставили Алхимию, так сказать, на ноги»[19].
Абу Муса Джабир ибн Хайан (721–815), в европейской литературе известный под именем Гебер.
Практику в химии Джабир придавал первостепенное значение. Он очень подробно описывает все операции – кристаллизацию, возгонку, растворение, перегонку, обжигание и т.д. В его сочинениях точные и подробные предписания добычи и приготовления металлов и их очистки, окраски тканей, изготовления лаков. Он первый получил азотную кислоту. У него впервые говорится об азотносеребрянной соли, о хлорной ртути, о производстве нашатыря[20].
Джабир изучал возможность трансмутации металлов, и эти его исследования оказали сильнейшее влияние на последующие поколения алхимиков. Джабир полагал, что ртуть является особым металлом, так как благодаря своей жидкой форме она содержит очень мало примесей. Столь же необычными свойствами обладает и сера: она способна воспламеняться (и к тому же она желтая, как и золото). Джабир считал, что все остальные семь металлов образуются из смеси ртути и серы, «созревающей» в недрах земли. Труднее всего образуется золото — наиболее совершенный металл. Поэтому, чтобы получить золото, необходимо найти вещество, ускоряющее «созревание» золота.
В старинных преданиях говорилось, что это вещество представляет собой сухой порошок. Греки называли его xerion, или «сухой», арабы изменили его на al-iksir, и в конце концов в европейских языках появилось слово эликсир. В Европе это удивительное вещество получило название философского камня. Эликсир должен был обладать и другими чудесными свойствами: излечивать от всех болезней и, самое главное, давать бессмертие.[21].
Другой арабский алхимик Ар-Рази (865—925), ставший известным в Европе под именем Разес, занимался медициной и алхимией. Он завоевал почти такую же известность, как и Джабир. Ар-Рази описал методику приготовления гипса и способа наложения гипсовой повязки для фиксации сломанной кости. Он изучил и описал металлическую сурьму. Джабир рассматривал серу как принцип горючести, ртуть как принцип металличности, Ар-Рази добавил к этим двум принципам третий — принцип твердости, или соль. Летучая ртуть и воспламеняющаяся сера образовывали твердые вещества только в присутствии третьего компонента — соли[22].
Ар-Рази интересовался медициной больше, чем Джабир, но самым знаменитым врачом был бухарец Ибн-Сина (ок. 980—1037), гораздо более известный под латинизированным именем Авиценна. Его сочинения служили важнейшими руководствами для врачей в течение многих веков. Авиценна единственный из алхимиков не верил в возможность получения золота из других металлов[23].
Главная же заслуга алхимиков арабского периода состоит в том, что они, сочетая наблюдение, опыт и практические задачи в исследованиях, значительно приблизили к практике достижения «тайной науки» эллинистического Египта и тем самым на несколько столетий рассеяли туман, окутывавший химические знания, оставшиеся в наследие от представителей «тайной науки» Александрийской академии. Вместе с тем алхимия арабского периода исторически оказалась промежуточным звеном между химией древнего мира и позднейшей западноевропейской алхимией[24].
Начиная с XI в. арабские алхимические сочинения в латинских переводах получили распространение в различных европейских странах и стали первыми пособиями для изучения химии европейцами. Таким образом, развитие химии и алхимии в Европе началось благодаря приобщению европейцев к арабской культуре.
Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 210 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |