Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

МАТЕРИЯ:ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.ДВИЖЕНИЕ,ПРОСТРАНСТВО,ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ.

Читайте также:
  1. A. Раздел специальной психологии, изучающей психическое развитие у умственно отсталых людей и возможности его коррекции.
  2. D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа
  3. E) экономические законы и развитие экономических систем
  4. I. Дайте определение понятиям
  5. I. Задержка полового развития и неполное половое развитие
  6. I. Из истории развития методики развития речи
  7. II. Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.
  8. III. Ознакомительное чтение. Развитие ОК-7, ОК-11
  9. III. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
  10. III. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Идеалистическая традиция рассматривала материю как производное состояние от духа, материалистическая – видела в ней – основу мира, в свою очередь от которой производным являлся дух. В рамках материалистической философии также можно выделить две основных точки зрения в понимании материи.
Одна из них, получившая широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".
Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже - в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем.
К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:
1. Материя существует как одно из проявлений бытия.
2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.
3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.
4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.
5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).
6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи. Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.
Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.
Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.
Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.
Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.
Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.
В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.
Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции. Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

 

 

19.ЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ.ПОЗНАНИЕ КАК СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ.
Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности – мировоззренческую проблему.
Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. В настоящее время познание изучается не только философией. Интенсивно развиваются различные специальные науки, исследующие познание: когнитивная психология (психология, изучающая познавательные процессы), логика и методология научного познания, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты.
Субъект и объект познания.
Человек может не смылить ничего в философии, но субъект и объект у него будет. Как только мы говорим о том, кто познает, мы имеем в виду субъект. А как только говорим кого познают говорим объект. Но так мы сужаем предмет. И объект это не просто вещь это Предмет для действующего субъекта, который выделен и сформирован действующим субъектом. Можно понимать объект как Кант, как Маркс. Вирусы всегда существовали, а как объект они стали в 20 году. Субъект это активно действующее начало. Которое всё схватывает как объект и выступает предметом активности.
Активность субъекта и проблема интеллектуального созерцания:
1. соотношение чувственности, разума, рассудка и интеллектуальной интуиции
Почему мы можем созерцать и в тоже время у Канта это невозможно. Разум дает принципы, рассудок дает формы. Связь чувственности и рассудка. Формы рассудка воплощаются в чувственности. Без чувственный предмет не был бы дан, а без рассудка его нельзя было бы мыслить. Как соединить чувств и рассудок – это система логических определений. Это звено Кант называет трансцендентальной схемой.
2. ноумены и феномены
До Канта счит, что ноумены связ с интеллект созерцанием. Существует ли ноумен? Это его проблема. Эти понятия зародились до Канта. Это те формы, которые встраиваются. Но есть идеи чистого разума, которые говорят о предельных основаниях. Идея это понятие разума, которое не имеет для себя предмета возможного опыта. Ноумен это та же самая идея, но только взятая с предметной стороны.
Теория познания.
Сущность явлений. Проблема познавемости сущности в классической философии.
1) Понятие сущности
2) Возможности познания сущности, классические подходы.
а) гносеологический оптимизм
б) скептицизм и агностицизм
в) априоризм и проблемы предпосылчных принципов познания. История и современность.
В античности был гносеологической оптимизм.
Априоризм Канта. Прав ли Кант? ТО, что существует априорно на самом деле, имеет место. То, что априорно сегодня, оно уже было подготовлено прошлой культурой. То, что было раньше неизвестно, стало априорно. У Канта априори это трансцендентальные формы.
Проблема познаваемости мира в неклассической философии 20 века.
1) Преодоление эпистемологической ограниченности субъектно-объектного отношения.
2) Философская герменевтика.
3) Эволюционная эпистемология.
4) Современная когнитивистика.

20. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ, ИХ СООТНОШЕНИЕ.СЭНСУАЛИЗМ(ЭМПИРИЗМ) И РАЦИОНАЛИЗМ КАК ГНОСИОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание.
Познание - разновидность духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных своих формах. В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие, как чувства и разум, находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями.
Сенсуалисты считали, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств,
а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма (Беркли, Юм и др.).
Рационалисты опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его обобщение, а могут быть подчеркнуты только из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать
сведения об окружающем нас мире. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных
ощущений. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,
воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики.

Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно
без рассудка, он необходим всегда. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не
на его содержание. Разум (диалектическое мышление – высший уровень рационального познания, для
которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и
сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом своем уровне мышления может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разумаобъединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых
явлений.
Формы мышления – способы отражения действительности посредством
взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные
стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмет. Понятие и суждение являются
«кирпичиками» для построения умозаключений, Философия 17-18 вв.: эмпиризм, сенсуализм и рационализм. Соц. философия этого периода.
Это время становления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, математика, механика превращаются в самост. науки. В центре- теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются Бэкон, Гоббс, Декарт, Локк, Спиноза и т.д., они ищут законы разума, возможности которого безграничны. Возникает идея чистого разума (Бэкон), свободного от ложных представлений, проникающего в сущность явлений. Ряд специфич. проблем и установок:1)полная секуляризация науки- никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Гоббс). 2) наука как важнейшее занятие человечества.
Сенсуализм- направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рац-зму С. стремится вывести всё содержание познания из деят-ти органов чувств. Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувств. опыт источником знания и считающее, что содержание знания м.б. представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рац-ная познавательная деят-ть сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувств. опыт отражает хар-ки объективно существующих вещей (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Э.Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э., признававший единственной реальностью субъект. опыт (Дж.Беркли, Д.Юм).

21.ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.
«Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь», - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.
Истинное – это такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету.
«Истина» означает здесь двоякого рода согласованность:
1) совпадение вещи с понятием о ней;
2) совпадение понятий со словом, высказыванием;
истина есть как бы приравнивание вещи к слову, подобно тому как обычная бумажная денежная купюра приравнивается к золотому эквиваленту. Истина – это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаенности. То, что есть, то открыто, не утаено от человека.
2. Проблема истины в философской науке
В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:
1. Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.
2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим.
3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то что полезно для человека.
4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.
5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.
6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.
В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант).
Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.
Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.
Относительная истина – истина, отражающая предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания.
Конкретная истина – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учетом конкретных условий его развития. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
Рациональность классической философии состояла в вере в способ­ность разума к освоению действительности, в тождество разума и бытия. Неклассическая рациональность подменила эту формулу верой в спо­собность науки к постижению и преобразованию мира. В рамках классического понимания истина — одна, а заблуждений много. Эта единственная истина непременно победит заблуждения. Неклассическая концепция истины вынуждена признать присутст­вие субъекта познания в таком объекте познания, как общество, и пе­рейти, как мы уже отмечали, от формулы О — S к формуле O/S — S. Постнеклассическая трактовка истины признает уже не только нали­чие субъекта в социальной реальности, но и его практическую роль, в том числе в социальном конструировании самой этой реальности, ус­ложняя процесс получения истины до 0/S/P — S, где О — объект, S-практический или познающий субъект и Р — практика. При этом субъ­ектом познания в таких концепциях чаще всего выступает общество, яв­ляясь вместе с тем объектом познания.

 

22.ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА,ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ЕЕ ОСМЫСЛЕНИИ (ОБЪЕКТИВИСТСКИЕ И СУБЪЕКТИВИСТСКИЕ; БИОЛОГИЗАТОРСКИЕ И СОЦИОЛОГИЗАТОРСКИЕ).
Проблема человека, его сущности и места в бытии с необходимостью является одной из важнейших проблем философии. Будучи формой мировоззрения, философия не может не характеризовать положение человека в универсуме. Поэтому проблема человека, так или иначе, заложена во всех содержательных формулировках основного вопроса философии. Кант в принципе поставил вопрос «Что такое человек?», Энгельс, говоря об отношении мышления к бытию, понимал мышление, как ключевую способность человека, Хайдеггер, вопрошая о смысле бытия, вопрошал о смысле бытия именно для человека.
Специфика философского подхода к пониманию и изучению человека
Изучение человека является стержнем философии, всех ее составных частей: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др.
Чтобы начать познавать окружающий мир (гносеология), строить его онтологическую картину (онтология), оценивать его (аксиология), человек, прежде всего, должен осознать свой собственный статус от окружающей действительности, познать себя.
Философское знание всегда связано не с конкретными событиями, не с эмпирией бытия, а с его обобщением, с идеей, с бытием сущего. Следовательно, человек в философии предстает не как конкретный субъект (в познании как объект), а как абстрактная идея человека в его общих и существенных качествах. Понятие «человек» означает несколько аспектов:
1. человек – это специфически человеческий способ бытия, отличный от животного способа жизнедеятельности;
2. человек – это реальный индивид, существующий в определенной культуре и цивилизации;
3. человек – это некий идеальный образец, эталон человеческого существования и развития. Прикладывание этого эталона к реальным фактам жизни людей позволяет оценивать их как человеческие или не человеческие;
4. человек – это абстрактный субъект, персонификация абстрактной схемы человеческой деятельности.
Человек – это и биологическое, и духовное, и социальное существо. Все историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.
Объективистские – такие, где человек, окружающий его мир и смысл всякого бытия познаются из самого объекта, т. е. мира. Человек понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм Космоса, Мирового разума, «мира идей» и сущностей, божественного провидения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимости (досократики, Платон, христианская теология, Г. Гегель и др.).
Субъективистские – такие, где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я». Человек понимается как существо, полностью или преимущественно автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального и всякого другого бытия в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека: разумной деятельности; духовно-нравственных, подсознательно-иррациональных силах; волевых импульсах и стремлениях (И. Фихте, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм и т. п.).
Обе концепции, биологизаторство и социологизаторство, страдают односторонностью. Первая абсолютизирует биологическое начало, вторая превращает человека в абстрактную социологическую схему.
Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта. В философии XX века активно развивается новое направление – экзистенциализм – учение, предоставляющее человеку целостную картину реальности, полностью зависящую от его внутреннего мира. Предпосылками появления этого течения стали персоналистическая концепция личности Н. Бердяева, экзистенциальные мотивы С. Кьеркегора, Ф. Ницше и А. Шопенгауэра.
Задача экзистенциализма – помочь личности выйти из духовного кризиса, признаками которого являются страх, вина, “экзистенциальная тревога”, скука и т.д. Выход мыслители видят в экзистенции, которую постигает человек, находясь в пограничных ситуациях. Таким образом, в философии конца XIX начала XX веков складывается новое понимание человека. Человек не является элементом, проявлением внешнего для него бытия, сущность не субстанциональна, она формируется в процессе жизни индивида. Целостность бытия – продукт деятельности человека, а не предпосылка его бытия. Вследствие этого должное выступает как способ, путь, стремление к целостности, как преодоление наличного сущего.
В экзистенциальных и религиозных концепциях упор сделан на понимание человека как существа душевного и духовного. Христианство, признавая наличие тела у человека, считает, что бессмертная человеческая душа - главное в человеческом существе. Дихотомия тело - душа в христианстве эквивалентна трихотомии тело - душа- дух. В дихотомическом аспекте дух- высшая разумная часть души. При трихотомическом подходе душа- это эмоционально - чувственная сторона человеческого существа, а дух - высшая самосознающая, разумная инстанция в человеке.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 96 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав