Читайте также:
|
|
Структура политической культуры довольно разветвленная и объемная. Это связано во многом с тем, что политическая культура является многоуровневой дисциплиной, которая изучает разнообразные связи в огромном множестве политических и социальных процессов. Структура служит для выражения поведения политических субъектов, этапов развития политической культуры отдельных государств, а также для выделения характера у различных ценностей.
У. Розембаум писал, что ориентации людей относительно политической системы есть «базовые компоненты политической культуры»[22]. Он также разделил эти ориентации на несколько частей:
· ориентация относительно институтов государственного управления. Эта часть выражает оценку различных требований к государственной власти в сфере принятия ее решений и оценки их эффективности; отношение к политическому режиму;
· ориентация относительно «других» в политической системе. Сюда можно включит политическую веру, т.е. убежденность индивида в положительных либо отрицательных последствиях действий взаимодействующих с ним людей; политическую идентификацию, т.е. понимание принадлежности к каким-либо государствам, нациям, общностям, а также совокупность субъективных выводов и методов относительно сложившегося строя и правопорядка;
· ориентация относительно собственной политической деятельности индивида: оценка своего уровня профессионализма и компетенции в политической сфере, убежденность в своей способности влиять на политические институты.
Разнообразные ориентиры и ценности политики создают структуру политической культуры исходя из различного предназначения и роли их при формировании политических действий индивида. С учетом этого выделяются три типа ценностей: политические, гражданские и мировоззренческие. Мировоззренческие ценности представляют собой некую картину действительности, в которую включено субъективное представление о политике конкретного человека. Т.е. основываясь на этих ценностях, индивид соотносит свои моральные и этические представления о жизни с политической сферой. А с помощью гражданских ценностей человек оценивает свои шансы с позиции субъекта публичной жизни, который взаимодействует с определенными политическими институтами, непосредственно влияющими на его жизнь. Политические ценности есть отражения представления и оценки индивидом определенных партий, движений, деятелей, органов и т.д. Таким образом, можно сказать, что политические ценности влияют на отношения человека к практической сфере политики.
Но даже на каждом отдельном взятом уровне у индивида складываются разнообразные, а иногда и диаметрально противоположные представления. Еще одной особенностью данного структурирования является то, что изменения позиций в каждой конкретной категории ценностей происходит неравномерно. И если, например, конкретное отношение к какой-либо партии или политическому решению, принятому политическим субъектом, может меняться с завидной очередностью, то мировоззренческие ценности, вроде переосмысления истории, происходят гораздо реже. Это придает некую внутреннюю противоречивость процессу формирования и восприятия политической культуры.
Другим, тоже довольно типичным примером структурирования политической культуры является различие политического поведения и ценностей у людей, принадлежащих к разным общественным группам, разделенным по множеству признаков (социальным, демографическим, религиозным). Т.е. политическая культура рассматривается как конгломерат субкультур, характеризующих субъективное представление этих общественных групп к различным политическим явлениям и процессам. Этот подход можно проиллюстрировать на примерах различных стран. Допустим, в Азербайджане наибольшим влиянием обладают этнические субкультуры, а в Ливане, Катаре, ОАЭ – религиозные. И при такой структуре, основанной на различиях между субкультурами, большое влияние приобретают личностные и харизматические особенности политических лидеров и элитарных групп, т.к. эти факторы больше всего способствуют выражению воли и интересов рядовых граждан, а, следовательно, росту легитимности.
Также структуру политической культуры можно разделить на следующие элементы:когнитивный (англ. соgnitivе — познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. Рассмотрим эти элементы в отдельности:
Когнитивный элемент политической культуры составляют наиболее распространенные и укоренившиеся в обществе, а также характерные для определенной социальной группы типичные, устоявшиеся представления о деятельности в политической сфере: о политической системе и ее специфических институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Т.е. когнитивный элемент – это совокупность стереотипов политического сознания. Стереотипы политического сознания могут принимать и форму теоретического материала, и форму обыденных представлений. Но в основе когнитивного элемента всегда заложена информация, причем любая: это и достоверные факты, и недостоверные, а также заведомо ложное знание и всевозможные слухи. Однако тот индивид, который использует в своей деятельности эти стереотипы, неважно ложные они или нет, руководствуется ими «без оглядки», считая их наиболее правильными. Стереотипы политического сознания и поведения очень широко влияют на суть политического процесса, внося в него элемент прогнозируемости и последовательности;
Нормативно-оценочный компонент политической культуры образуется на основе политических ценностей, норм, идеалов и целей, характерных для определенного общества, социальной группы или конкретного индивида. На основе нормативно-оценочного элемента отдельный субъект дает оценку происходящему: политическим отношениям, политическому процессу; определяет уровень соответствия различных явлений своему собственному, субъективному конгломерату социально-политических оценок и идеалов. Т.е. этот элемент выступает в роли своеобразного эталона, высшей цели политики. Содержание ценностных ориентаций и обуславливает место политической сферы в жизни общества, социальной группы и отдельных индивидов.
Эмоционально-психологический элемент политической культуры составляют чувства, эмоции и переживания, испытываемые социальными субъектами во время их участия в политическом процессе. Жажда социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к Родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед, мучительные переживания в связи с постигшим поражением – все это и многое другое относится к таким чувствам и переживаниям. Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют обязательную сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически все проявления социальной активности субъекта, и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.
Эмоционально-психологический компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению побудительные мотивы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной деятельности людей и опираются они на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке.
Сказанное о сущности политических мифов вовсе не означает, что в их структуре отсутствует рациональное содержание, и что их следует полностью отождествлять с фальшью. Напротив, политические мифы теснейшим образом переплетены с определенными знаниями и представлениями о социальной действительности. Однако более важной является их функция регулятора политического поведения на основе эмоционально-психологических механизмов. Они выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука может обеспечить лишь частичный и подлежащий корректировке образ реального мира, исходя из которого, нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих действий. Такую уверенность придает политический миф, который и есть иррациональная по своей природе абсолютная вера в конечную победу, в достижимость поставленных целей. Вот почему каждое крупное политическое движение стремится облечь свои цели в формы мифа, принимаемого массами как надежда, наполняющая смыслом и воодушевлением их коллективные действия.
Установочно-поведенческий элемент политической культуры образуется из политических установок и соответствующих им стереотипов поведения, которые помогают трансляции таких теоретических моментов как представления и ценности в русло практической деятельности. Для более полного понимания установочно-поведенческого элемента политической культуры, на мой взгляд, нужно отдельно рассмотреть два понятия – политическая установка и политическое поведение. Первый термин можно раскрыть как отношение субъекта к политическим явлениям, второй – определенный способ реагирования субъекта на происходящие события. Эти два понятия находятся в своеобразном симбиозе; они создают долговременные стереотипы, играющие значительную роль в политической культуре на всех уровнях – от общества до конкретного индивида.
Все рассмотренные элементы политической культуры вполне самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, они тесно переплетаются, образуя определенную целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, доминирующих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 100 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |