Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

I. Этапы развития западной социологической мысли.

Читайте также:
  1. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
  2. I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
  3. I этап развития логопедии (античность – 18 век).
  4. I. Задержка полового развития и неполное половое развитие
  5. I. Из истории развития методики развития речи
  6. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
  7. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  8. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  9. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.

В современной истории социологической науки большинство учёных сходится во мнении, что её отцами - основателями стали французский учёный и мыслитель О. Конт (1798-1857) и английский философ Г. Спенсер (1820-1903).

Мировоззрение Конта формировалось под влиянием философии просветительства и тех политических событий свидетелем которых он оказался. С 1817 по 1824 год О. Конт был секретарем и помощником известного французского социалиста-утописта Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825). С 1830 года О. Конт преподает в элитном парижском учебном заведении «Политтехнической школе», где готовили государственных чиновников высших рангов для системы общественного управления. В истории общественной мысли французский учёный О. Конт известен прежде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) и теологии. В 1842 году выходит его 6-ти томное сочинение «Курс позитивной философии», где он впервые использовал термин «социология» (лат. socius- товарищ, societas - общество и греч. logos - учение) и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. В 1851 - 1854 гг. выходит в свет 4-х томное сочинение О. Конта «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». В системе взглядов Конта необходимость создания новой науки об обществе вытекает из сформулированного им «закона трёх стадий» (закона о трёх последовательных интеллектуальных стадиях развития человечества):

Теологическая стадия - человек объясняет все явления окружающего мира исходя из религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного.

Метафизическая стадия - попытки всё объяснить при помощи абстрактных причин, причин, идей, мировоззрений и других философских абстракций. Главная задача этой стадии - критическая, разрушая прежние религиозные представления, она подготавливает третью стадию.

Позитивная (научная) стадия - начинается господство научных представлений о природе и обществе. Человек на этой стадии занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. Таким образом, эмпирическое (научно-опытное) познание вытесняет мифологически-религиозное.

Социология - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Суть его сводилась у Конта к тому, что подлинная наука об обществе должна заимствовать у физики и других естественных наук их наглядный, убедительный характер, объективность, проверяемость, общепризнанность методов научного познания и полученных научных результатов. Опираясь на свой позитивный метод анализа развития общества О. Конт, во-первых, поднял на щит девиз: «Порядок и прогресс», где порядок понимался им по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе для решения конкретных проблем, направленных на оптимизацию человеческих отношений. Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага.

Конт разделил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В данном разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О.Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению выступает духовное, умственное развитие человечества.

Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Г. Спенсера. Спенсер не получил сколько-нибудь систематического гуманитарного образования и вплоть до 1846 года работал железнодорожным инженером. Параллельно с этим он стремительно расширял свои познания в различных областях, что и позволило Спенсеру в 1848 году быть назначенным главным редактором популярного и влиятельного журнала «Экономист». Именно в это время Спенсер стал проявлять интерес к социальным вопросам и их обобщению в рамках собственной теории.

В 1850 году вышел в свет первый научный труд Г. Спенсера - «Социальная статика», представляющий собой систематическое изложение нравственных проблем общества того времени. Спенсер был сторонником эволюционного учения Чарльза Дарвина и применял принципы биологического развития к обществу. Он сравнивал общество с живым организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и стремятся обеспечить выживание и функционирование общей системы. В главном своём социологическом произведении - 3-х томных «Основаниях социологии» (1876-1896) - Спенсер уподобил сословно-классовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между органами живого тела (отсюда получила название и научная школа в социологии, которую основал Спенсер - органическая школа). Главная задача социологии состоит в прослеживании и выявлении этих же процессов в жизни общества, понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гаромнии.

Спенсер выделяет две фазы развития общества: военную (первобытную, примитивную) и промышленную. Причём эволюция идёт по направлению от первой фазы ко второй. Если на первой фазе развития общества личность полностью подчинена диктату правителей, то на второй фазе она свободна в проявлении своих потребностей и интересов. Отсюда Спенсер выводит положение: побеждает то общество, в котором большинство людей приспосабливается к промышленному труду, но при этом властные структуры уважают личные потребности и интересы.

Спенсер крайне негативно относился революционным движениям, которые, по его мнению, ведут не к прогрессивной перестройке общества, а к его регрессу и анархии. Он подчёркивал что любое новое в социальной жизни должно постепенно «прирастать» к уже существующей системе, которая в принципе подлежит сохранению, а не уничтожению. Необходимо отметить, что в современной социологии популярна идея развития общества «от простого к многообразному», при этом понятия «развитие» и «прогресс» не отождествляются, т. к. развитие отнюдь не всегда означает что-то лучшее.

Таким образом, позитивизм в лице своих представителей - О. Конта, Г. Спенсера - заложил основания нового научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки становлению социологии как самостоятельной науки.

Принципиально иную теорию развил К. Маркс (1818-1883) - выдающийся немецкий политэконом, философ и социолог. Значительный вклад в развитие теории марксизма внес его друг и соратник Ф. Энгельс (1820-1895).

Основными социологически значимыми работами Маркса являются «Немецкая идеология» (1845), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Капитал» (1867, 1885, 1894) и две посмертные публикации - «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» (1964) и «Предисловие к критике политической экономии» (1973).

Создавая своё материалистическое учение об обществе Маркс также во многом исходил из натуралистических установок позитивизма. Он поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического базиса и надстройки общества, а также показать механизмы исторического развития общества. Учение Маркса, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные факторы лежат в основе общественной жизни и определяют сознание людей. Из данного положения следует, что общественные перемены есть продукт изменения материальных условий в нем.

Среди важнейших принципов марксистского материалистического учения об обществе можно назвать:

Признание закономерности общественного развития.

Принцип детерминизма (т. е. существования причинно-следственных связей и закономерностей). В частности признание определяющего влияния на общественную жизнь способа производства материальных благ, состоящего из производительных сил и производственных отношений.

Принцип прогрессивного развития общества. Данный принцип реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях, которые поступательно и последовательно сменяют друг друга на протяжении всей человеческой истории от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Принцип своеобразия общественных процессов. По Марксу естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Однако, в отличие от последних в этот процесс представляет собой результат деятельности людей, наделённых сознанием и волей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.

Материальные силы (способ производства), господствующие в обществе, определяют своеобразную «духовную» надстройку, к которой Маркс относил разного рода политические, нравственные, культурные и иные общественные институты. Общественное развитие, складывающееся как результат экономического прогресса и соответствующего ему развития классовых сил общества, переходит с одного этапа на другой, как правило, через мощный тотальный общественный кризис, который Маркс назвал социальной революцией (по его мысли она и есть двигатель истории).

Развитие социологической мысли в XIX веке создало предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку. Реализация этих возможностей была прежде всего связана с творчеством двух выдающихся европейских социологов - Э. Дюркгейма (1858-1917) и М. Вебера (1864-1920).

Э. Дюркгейм - одна изглавных фигур в истории социологии XX века. После окончания университета он преподавал философию в ряде провинциальных колледжей, затем с 1887 года он стал преподавать в Университете Бордо первый в истории систематический курс социологии. С 1902 года и до самой своей смерти Дюркгейм - профессор Сорбонны. Основные работы: «Общественное разделение труда» (1893); «Метод социологии» (1895); «Самоубийство» (1897); «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Будучи искренним поклонником О. Конта, Дюркгейм стремился создать социологическую теорию строгого научного направления. При этом он серьёзно видоизменил учение основателя позитивизма. В основе учения Э. Дюркгейма лежит концепция так называемого «социологизма». Согласно фундаментальному убеждению французского социолога в основе общества лежит некая особая «реальность», которая соединяет людей в нечто единое, устанавливает между ними солидарность особого рода и потому имеет общие и частные законы. Эти законы и есть предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают характер всех общественных явлений. Дюркгейм постоянно доказывал, что общество - это реальность особого рода, несводимая к другим формам реальности, в том числе к биопсихическим, индивидуальным аспектам человеческого существования. Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным. Она заключается в том, что ценности и идеи общества воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции.

К ключевым понятиям социологии Дюркгейма относится понятие социального факта. «Социальным фактом», по мнению Дюркгейма, является всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. Таким образом, важнейшими характеристиками социальных фактов являются: объективность и социальное принуждение, оказываемое на индивидов. По мнению Дюркгейма, именно социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами. Глубочайший смысл социологии как науки Дюркгейм видел в том, что социология помогает нам проникнуть в «общую» социальную реальность через обобщение согласно определённой методике частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей.

Другой классик социологический науки, выдающийся немецкий учёный М. Вебер родился в Эрфурте, учился в Гейдельберге, Страсбурге и Берлине. В 1894 году он стал профессором политической экономии Фрейбургского университета, а три года спустя Гейдельбергского университета. М. Веберразработал социологическую парадигму (от греч. paradeigma - пример, образец; понятие употребляемое для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в науке), получившую название «понимающей социологии». Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определённый смысл («О некоторых категориях понимающей социологии» (1913)). По мнению Вебера основным понятием социологии является понятие социального действия. Оценивая поведение человека, социология, по мысли Вебера, понимает социальное действие и тем самым стремится объяснить его причину. Поведение - это всеобщая категория деятельности. Оно признаётся действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нём присутствует два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого. При этом имеется в виду действие осмысленное и целенаправленное. Вебер подчеркивал, что социология разрабатывает типизацию действий и событий, а также их общие закономерности. Поэтому квинтэссенцией социологической методологии Вебера является категория идеального типа, которая используется им как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов.

Идеальные типы, которыми оперирует социология, помогают определить и упорядочить причины действия (идеальные типы - некое обобщение, сделанное на основе определенных признаков, которое далеко не всегда адекватно действительности, но дает исследователю исходные точки для научного анализа). Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий». Понятно, что в реальной жизни различные условия приводят к тому, что общественное явление всегда будет иметь отклонение от идеального типа. Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет, во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях; и во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий. Другой методологический постулат Вебера - свобода социолога от ценностных суждений.

Важное место в научном творчестве М. Вебера занимает проблема политической власти. Вебер выделяет три основных типа легитимной власти:

Рациональный тип власти, основанный на вере в законность существующего порядка и законное право властвующих на отдачу приказаний.

Традиционный тип власти, основанный на вере в незыблемость и необходимость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в силу этой традиции;

Харизматический тип власти, основанный на вере в сверхъестественные качества властителя (святость, героизм, неуязвимость, удачливость и т. д.) и созданной или полученной им власти.

Особый интерес представляет веберовский анализ путей развития современной западной капиталистической цивилизации, в частности, его социологический анализ мировых религий. В своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) (Религиозная тематика была продолжена Вебером и ряде последующих работ (например, «Хозяйственная этика мировых религий» - 1920 г.). Вебер приходит к выводу о прямой связи между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистического хозяйствования и образа жизни.

Подводя определенные итоги рассмотрения истории развития современной социологии, можно выделить основные этапы развития современного социологического знания (Роберт Э. Парк и Эрнест У. Берджесс (1969)):

Эпоху Конта и Спенсера, когда социология еще только начала выделяться из философии истории.

«Эпоху школ», когда социологическое мышление, представленное различными школами стремилось определить свои концепции и предметы исследования.

Начало XX века - период конкретных социологических исследований и управленческих решений, основанных на их данных. В США данный этап начался еще до второй мировой войны, а в Европе - после 1945 года.

Необходимо отметить, что хотя социология и возникла в Европе, но в XX веке она наиболее стремительно развивалась и развивается в США. Методы, применяемые американской социологией особенно в эмпирических исследованиях, получили повсеместное распространение. Американские социологические теории долгое время служили важным руководством для европейской социологии.

Одним из известнейших представителей современного этапа развития социологической науки и, пожалуй, наиболее значительным из социологов последних десятилетий является американский ученый Толкотт Парсонс (1902-1979). Учеба и исследовательская работа в Англии и Германии разбудили в Парсонсе интерес к европейским классикам социологии - Дюркгейму, Веберу и др. С 1927 года Парсонс был преподавателем Гарвардского университета, а с 1944 года - профессором социологии этого университета.

Парсонс долго разрабатывал свою теорию «социального действия». Его теория описывает основы индивидуального и социального действий, которые Парсонс объединяет в единую теоретическую рамку системы взаимодействия. Он разработал модель социальной системы, включающую культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимодействия и взаимообмена. Согласно Парсонсу общество всегда стремится к состоянию равновесия (социального гомеостаза) и его функционирование и сохранение обусловлено следующими предпосылками:

Адаптация. Воспроизводство, координация и сбор ресурсов и средств, которые необходимы для сохранения общества и приспособления его к внешней среде.

Целедостижение. Постановка целей и целедостижение, принятие решений по использованию ресурсов.

Интеграция. Поддержание сплоченности, снятие напряжения при взаимодействии частей системы, что обусловлено ее внутренними проблемами.

Непрерывность системы (поддержание образца). Социальная система создаёт сохраняет, совершенствует, обновляет мотивацию индивидов, образцы их поведения, культурные принципы.

Любая социальная система должна выполнять эти четыре функциональные задачи, что является обязательным условием ее существования. Функциональными задачами в социуме занимаются различные подсистемы:

* адаптацией - экономическая, хозяйственная подсистема;

* целедостижением - политическая подсистема, система личности

* интеграцией - социальная подсистема;

* поддержанием образца - подсистемы культуры и религии

II. Развитие отечественной социологической мысли.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние западных социологических теорий, российская социология вместе с тем выдвигает ряд своих оригинальных теорий, в которых находит отражение своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа:

1 этап - с середины XIX века до 1918 года;

2 этап - с 20-х годов до конца 50-х годов;

3 этап - с начала 60-х годов до наших дней.

Современный этап развития социологической науки начался в России в первой половине XX века. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена учёная степень по социологии. В 1919 году был учреждён Социологический институт. В 1920 году в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение во главе которого встал выдающийся русский социолог XX века Питирим Александрович Сорокин (1889 -1968), внёсший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин- один из лидеров правого крыла партии эсеров, после февраля 1917 г. -секретарь Керенского, с 1920 года - профессор Петроградского университета, в 1922 году в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП (б) выслан за границу. С 1923 года жил и работал в США, в 1930 стал первым деканом социологического факультета в Гарвардском университете, в 1964 году избирается председателем Американской социологической ассоциации. Научное наследие П. А. Сорокина насчитывает 40 книг и несколько сотен научных статей (Основные работы: «Система социологии» в 2-х т. (1920), «социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» в 4-х т. (1937-1941), «Современные социологические теории» (1966) и др.).

Сорокин создал свою теорию, получившую название «интегральной социологии», которая была призвана синтезировать всё лучшее, что было добыто не только социологией, но и другими гуманитарными науками - философией, психологией, культурологией и т. д. Понимая культуру в самом широком смысле слова интегральная социология, по мысли П. А. Сорокина, была призвана соединить в единое целое все аспекты социологического изучения общественной жизни. Сорокин был убеждён в том, что личность-общество-культура является той неразрывной триадой, сквозь призму которой социология изучает все свои проблемы. По его мнению, важнейшей задачей социологии является изучение социокультурного пространства, формирующего личность и определяющего характер её взаимоотношений с другими личностями. Т. о. социология - наука, рассматривающая социокультурную ситему как целое.

Общественное развитие, по Сорокину, идёт по общей схеме: нормальное развитие - революционный период - нормальное развитие... революция для Сорокина - «худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. История социальной эволюции, писал П. А. Сорокин, учит нас тому, что все фундаментальные и по-настоящему прогрессивные процессы суть результат развития знания, мира, солидарности, кооперации и любви, а не ненависти, зверства и сумасшедшей борьбы, неизбежно сопутствующих любой великой революции.

Большой вклад внёс П. А. Сорокин внёс в разработку проблем социального равенства, социальной стратификации и мобильности, войны и мира.

Рассматривая эволюцию культуры в истории человеческой цивилизации, Сорокин выделяет три универсальных культурных типа:

Идеациональная культура (средние века; главная ценность -Бог).

Идеалистическая культура (XIV-XVI вв.; ценность – идеи, возникающие в человеческом сознании).

Чувственная культура (современное западная цивилизация; ценность- все, что осязаемо и может быть объектом научного познания, создание материальных и духовных благ для человека).

Основную опасность для современной культуры западной цивилизации представляет, по мнению П. Сорокина, в том, что создание материальных ценностей опережает совершенствование духовных.

В 30-е годы марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой и провозглашалось, что исторический материализм - это и есть социология марксизма.

Важный этап развития социологии в России начинается с начала 60-х годов, когда она вновь восстанавливает статус социального института. В 1960 году было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году создаётся Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В 1993 году научная дисциплина «Социология» была включена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ и стала обязательной для изучения студентами всех специальностей по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Если же говорить о разработке теории и методологии социологического знания в России, то надо отметить, что уже в конце 60-х- начале 70-х годов появились глубокие работы в этом направлении таких видных отечественных социологов, как Г. М. Андреева, А. Г. Здравомыслова, Г. В. Осипова, В. А. Ядова и др. отечественных социологов, получивших мировое признание

 

 

Социологические законы (дополнение)[1]

Г.В. Осипов определяет социальный закон как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью и т.д.»[2].

Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:

1. закон может вступать в действие только при наличии строго определенных, строго оговоренных условий;

2. при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;

3. условия при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно в различных сферах своей деятельности (экономической, политической, культурной и др.) и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение к социальным законам или протестуют против них. Вместе с тем всегда следует помнить, что социальные законы - это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых составляют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей. Некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущных потребностей, включая потребности в безопасности, самосохранении, но закон, основанный на этих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальной группы, общности. Однако отклонение какого-либо индивида от направления действия социального закона может ослабить проявление социального закона в данной конкретной группе.

Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе социального взаимодействия и общения с другими людьми и социальными институтами исходя при этом из своих потребностей.

Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов обеспечивает возможность применения научного подхода в социологии.


[1] См.: Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997. С.28-32.

[2] См.: Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1979. С. 191.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 352 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав