Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сословно-корпоративная мораль Средневековья.

Читайте также:
  1. II. Гуморальная регуляция.
  2. III. Нейрогуморальная регуляция функций.
  3. Lt;question>Какое из сказанных определений характеризует моральный износ?
  4. Аборт и современная религиозная мораль
  5. Аборт: морально-этические рко еt соntrа
  6. Архаическая мораль
  7. Б. Мораль как система регуляции поведения человека. Свойства морали.
  8. Билет№ 15:Теоцентричность философских учений Средневековья.
  9. Вопрос 14: Отношение к смерти и умиранию как моральная проблема медицины
  10. Вопрос 18: СПИД: морально-этические проблемы

Средневековая куль­тура включает в себя элементы племенной языческой культуры, рафи­нированной, христианизированной Античности и, наконец, буржуаз­ные элементы. Поэтому можно сказать, что Средневековье — это, с од­ной стороны, высший уровень развития традиционного общества, с другой — его преодоление, разрушение, зарождение цивилизации со­временного типа.

Средневековье в Европе отсчитывают от распада Рим­ской империи и крушения Западной Римской империи (IV—V вв.) и до Нового времени (XVII в.), однако в массовом сознании влияние Сред­невековья сохраняется до XIX в. (так называемое «долгое Средневеко­вье»).

Каковы же особенности того мира, каким его видел средневеко­вый европеец? Человек Средневековья более остро и непосредственно, чем наш современник, переживал события, бурно выражал свои чувст­ва: от дикой необузданности горя до неистовой радости существования. Ведь жизнь тогда протекала более открыто, у всех на глазах — в букваль­ном смысле этого слова; уединение, интимность не характерны для это­го времени. Все события переживаются публично. Жизнь наполнена контрастами: сеньоры так же выставляют напоказ свою роскошь, как убогие — свои язвы и лохмотья (и те, и другие — в надежде вызвать эмо­циональное потрясение); блистательные кортежи прекрасных дам и великолепных рыцарей сменялись покаянными процессиями босых крестьян и измученных дальними переходами паломников; казни пре­вращались в спектакли, в которых, согласно обычаю, палач просил про­щения у жертвы, а толпа зрителей была охвачена чувством жестокого удовлетворения от торжества справедливости и рыдала горькими сле­зами сочувствия и умиления.

Миру угрожали внезапные неисчислимые бедствия — мор, война, нашествие опасного сброда, которые свидетель­ствовал и о наступлении Конца Света, завершающем всю эту суету. Мир замкнут, ограничен в пространстве враждебными странами и фантас­тическими чудовищами. Во временном измерении для человека Сред­невековья жизнь — это неизменность, принадлежность вечности. Пе­ремещения же ассоциируются с разрушением, потерями, смертью. Су­ета — от дьявола. Собственно, все изменения происходят циклически, начало совпадает с концом, конец мира означает его начало, также, как весна переходит в зиму, а осень— в лето. Эта повторяемость событий в циклическом времени делает всех ранее и ныне живущих ответственны­ми за первородный грех, всех иудеев виновными в смерти Иисуса Хри­ста (крестоносцы были убеждены, что идут карать палачей, а не их потомков).

Для человека Средневековья удивительным образом сосуще­ствуют мир реальный и мир идеальный, идеал и грубая реальность, ужа­сы и опасности земного мира — с Небесами и Адом, Рай Адама и Евы — с тем, в который попадают праведники и который утвердится на зем­ле после Пришествия Христа, младенец Иисус — с Иисусом-проповед­ником и страдальцем, распятым на кресте, а оборванный и жадный гра­битель — с возвышенным и благородным рыцарем.

Как и прежде, каждый человек определяется принадлежностью к общественной группе (сословию). Мы видим здесь ту же пирамиду, на вершине которой — Бог, на низшей ступени — простолюдины. Христи­анство рисовало идиллическую, уравновешенную картину общества, где каждое сословие покорно занимает отведенное ему Богом место в ожи­дании Страшного Суда, который и установит подлинное равенство. Поэтому клирику (греч. служитель культа) очень трудно было понять отчаянную жестокость крестьянского бунта: он объяснял его индиви­дуальным конфликтом, нравственными особенностями участников кровавого столкновения. Однако церковь никогда не выступала против неравенства, нищеты, ведь «дурное правление» можно заменить «спра­ведливым» и даже «идеальным». В то же время простонародье для об­щественной элиты (господ, образованных людей) — «невежды», «нео­тесанные», «вероломные», «подлые», «непослушные», поскольку они отличаются от свободных, благородных: освобождение не меняет при­роду раба.

Церковь не могла допускать открытой вражды, так как бед­ность была положительной ценностью (особенно в Раннем Средневе­ковье), она была пропуском в Рай. Конфликт, кроме того, угрожал ста­бильности системы. Бедность нуждается в милосердии, подаянии. Сами крестьяне считали себя свободными и требовали восстановления сво­их извечных прав. Господа же не различают «раба» и «крестьянина», «крестьянина» и «горожанина»; для них это — «подлое простонародье», предназначение которого состоит в служении высшим сословиям.

Как с этим высокомерием сочетается добродетель рыцарства — «защита сла­бых и угнетенных»? Рыцарство обеспечивает равновесие общества, а, значит, благо всех сословий, в том числе и простолюдинов. На деле об­щество раздирали не только межсословные, но и внутрисословные, не менее разрушительные конфликты: между кланами (остатки вендетты), соперничество партий в борьбе за трон или папский престол, борьба между «тощими» и «жирными» горожанами и т. п. Вне этой системы всегда существуют отторгнутые обществом: нищие, калеки, прокажен­ные. С XIV в. к ним относятся все более враждебно, от бродяг старают­ся избавиться; хотя монахи по обету благотворительности раздают им в некоторые праздники пищу, иногда принимают на время в госпита­ли, в то же время болезнь свидетельствовала о проклятии, физический дефект — о греховности, а тот, кто проклят Богом, должен быть отверг­нут и людьми. Более того, бедняков и калек во время эпидемии счита­ли виновными в отравлении колодцев. Но болезнь знатного (даже про­каза) не делала его изгоем.

Физическая привлекательность считалась непременным атрибутом и рыцаря, и святого, то есть сословным при­знаком. То же следует сказать и о роде занятий, который определяет вхождение в цехи, гильдии, корпорации, ордена и другие. Сохраняют­ся возрастные объединения (юношей, проходящих инициацию; в горо­де, например, подмастерья, студенты), религиозные — братства и про­чие. Принадлежность к каждой такой группе наделяет определенными правами и возлагает определенные обязательства. Объединяющей си­лой выступает сословная честь. Каждая группа обладала рядом призна­ков, по которым выделяла «своих»: поведение (этикет), одежда (вклю­чая материал, крой, цвет и т. д.). Шпоры полагалось носить только рыцарям, а лекарям — длинные замшевые перчатки. Ранг и звание учи­тывался и при казни: эшафот для коннетабля (главнокомандующего ар­мией) Франции Сен-Поля был украшен богатым ковром с лилиями, а подушка под колени и повязка на глаза — из алого бархата. Принадлеж­ность к социальной группе означала уровень богатства, роскоши: богат­ство не по статусу постыдно. Попытка перейти в другое состояние, зна­чит, изменить внешний вид, поведение, род деятельности, вызывает же­стокие насмешки и обещание бесславного конца, позора. Вместе с тем, добродетели и пороки не столько индивидуальны, сколько абстрактно обобщены, имеют сословно-корпоративный характер. Идеализирован­ный рыцарь щедр, благороден, отважен; в глазах крестьянина он алчен и корыстолюбив; крестьяне скаредны, монахи распутны, женщины болтливы, и все они — добыча дьявола.

В идиллически-уравновешенной системе христианского Средневе­ковья род занятий рассматривается как функциональное определение каждой группы: «труд молитвы», «ратный труд» и добывание хлеба на­сущного, которое ассоциировалось с трудностями, усталостью, мучени­ем, что неприлично благородному человеку. Труд как ценность определяется не в связи с его содержанием; мучение в труде — средство борь­бы с праздностью, значит, и всеми другими пороками. В этой группе также есть своя иерархия: наилучший труд — аграрный, торговля вызы­вала подозрения, ростовщичество безусловно осуждалось, как и боль­шая часть ремесел. Жонглеры (странствующие комедианты и музыкан­ты) — порождение дьявола! Безусловным нравственным авторитетом пользовались только отшельники, удалявшиеся в «пустыню» (что озна­чало — жившие уединенно). В итоге пострижение в монахи стало обыч­ным и для рыцарства, и для купечества. То же мы видим и на Руси: кня­зья строили родовые монастыри для спасения души, ухода от мира пе­ред смертью.

В XI в. формируется образ падшего ангела, Дьявола, нарушившего клятву вер­ности, предавшего Господа. Воплощения Добра и Зла постоянно боро­лись за душу человека, что и порождало его двойственность: он не при­надлежит себе, но несет ответственность за грехи. В отношении челове­чества в целом Добро абсолютно, отдельного человека Дьявол искушает. Что может спасти человека? Исповедь, признание греховности, раска­яние снимают вину. От имени Бога церковь прощала грехи, а с XII—XIII вв. появляются индульгенции (лат. милость), которыми грех, в соответст­вии с «Таксой святой апостольской канцелярии», отпускался за плату, в зависимости от его тяжести. Индульгенция уравнивала совершенный проступок и намерение его совершить. Таким образом, церковь присво­ила себе полномочия высшей судебной инстанции.

Церковь являлась центром общественной жизни, источником информации; многочис­ленные обряды, праздники, таинства формировали поведение и мнение прихожан. Отлучение от церкви фактически исключало человека из общества. Христианство на обыденном уровне, имевшее язык и образ­ный строй язычества, оказывало мощное эмоциональное воздействие: страх и раскаяние усиливаются в настроениях с XIV в. Святые и сам Иисус представлялись жестокими, грубыми, несправедливыми, таки­ми же опасными, как и божки языческой мифологии, как и сама жизнь. Поэтому надежду на спасение можно назвать доминантой средневеко­вой культуры.

Запугивание вызывало психозы, которые выливались в травлю отдельных людей (например, в соответствии с Буллой про­тив ведьм папы Иннокентия VIII, 1484 г.). Вера отделяет «своих» от «чужих», разделение мира происходит теперь по принципу вероис­поведания. «Чужие» — это иудеи (с конца XI в., вероятно, антисеми­тизм усиливается; 4-й Латеранский собор, 1215 г., обязал иудеев носить на одежде специальный опознавательный кружок); далее, мусульмане (вражда усиливается в результате идеологической кампании времен крестовых походов) — в XIII в. Запад с ужасом узнает о приближении татар и считает их предвестниками Конца Света; в XIV в. появляются турки и разрушают христианскую Византию.

Надежды на обращение язычников в христианство остаются мифом. Насилие и хитрость ока­зываются более действенными в отношении европейских языческих племен. Но иноверца можно обратить в истинную веру, а еретика (от греч. особое вероучение) — нет. Он более опасный враг, порождение Сатаны. Поэтому нераскаявшегося еретика положено уничтожать так же, как и раскаявшегося. К ненависти здесь примешивается суеверный страх, который привносит в жизнь подозрительность и жестокость. Эту религиозную замкнутость и насилие в отношении инакомыслящих французский историк Ле Гофф называет «религиозным расизмом».

Че­ловек Средневековья твердо убежден, что на всякий поступок есть свое воздаяние, так что требование ужесточения наказания можно считать следствием обостренного чувства справедливости. Планомерным унич­тожение инакомыслящих становится с 1233 г., после создания Папой Григорием IX инквизиционных судов. Но просто смерть считалась не­достаточной для еретика: его подвергали жестоким пыткам. Это также объяснимо с точки зрения системы ценностей Средневековья, которая спасение связывала с умерщвлением плоти, аскезой. Из народного в официальное христианство приходит представление о чистилище (XIII в.); очистившись мучением в нем, душа все же получала шанс на спасение, В условиях Средневековья это можно считать проявлением оптимизма, так как в некоторые годы никто из умерших не попал в Рай или попали трое из трех тысяч умерших, утверждали богословы.

Носителями Добра и Зла были не только люди, но и минералы, рас­тения, животные. По-прежнему животные несли ответственность перед законом. Причем домашних животных судили в уголовных судах, осно­вываясь на Ветхом Завете. Дела же диких (пиявок, крыс, гусениц, са­ранчи, кротов и др. злоумышленников), ввиду некоторых технических сложностей, передавались церковным судам. Следует заметить, что при этом соблюдались все необходимые формальности, например, живот­ных представлял адвокат, время от времени довольно успешно. В дру­гих же случаях применялись заклинания и проклятие с отлучением от церкви (греч. анафема).

Безусловно, человек не мог существовать в состоянии постоянного гнетушего страха в мире, где все прекрасное, привлекательное могло оказаться лживым дьявольским соблазном. Средневековье создает оп­позицию всему пугающему, давяшему, господствующему — так называ­емую «смеховую культуру», выворачивающую все наизнанку, принижа­ющую трагическое, пародирующую в карнавалах, анекдотах, стихах церковную службу, официальные церемонии, молитвы, проповеди, те­ологические диспуты и пр. Карнавал отменял общественную иерархию, делал всех равными. Карнавальное время — время абсолютной свободы. Карнавал не только помогал избавиться от психического перенапря­жения, но и служил своего рода магическим заклятием ужасов, порож­денных средневековым сознанием.

Вторым полюсом Средневековья, несомненно, является вошед­шие в историю культуры рыцарство. Хотя идеалы придворной жизни воспринимаются как противоположные по духу религиозной жизни (ее смирению и всепрощению), однако между ними есть глубинная связь: верность, служение, обеты, к которым относились чрезвычай­но серьезно. Средневековая культура вырабатывала цивилизующие правила поведения для людей буйного, пылкого нрава, высокомер­ных и яростных, но не желающих прослыть варварами. Выражени­ем достоинства благородного человека стали уважение к другому (од­нако равному!), безграничная щедрость, зашита слабого, верность слову, справедливость — даже если это было опасно.

Определяющей ценностью в рыцарской культуре можно считать честь, которую за­щищали любой ценой. Делом чести рыцаря были поиски более силь­ного противника, честь не позволяла нападение на упавшего, более слабого (конечно, кодекс чести противоречил реальным боевым ус­ловиям: в войнах не гнушались хитростью, внезапностью нападения, мародерством, захватом пленных ради выкупа и пр. Кодекс чести вырабатывался на состязаниях, турнирах, в присутствии Прекрасной Дамы). С рыцарской культурой связывают возникновение современ­ной западной формы брака.

В то время большая патриархальная семья еще сохраняла свою власть над индивидом, определяла меру его ответственности, поведе­ние. В соответствии с традицией сын покидал семью в семилетнем воз­расте, чтобы начать свою службу у сеньора сначала пажем, потом ору­женосцем (с 14 лет), наконец, в 21-летнем возрасте он мог быть посвя­щен в рыцари. Рыцарь воспитывался для соперничества, для войны и семьи, как и материнской любви, практически не знал. Женщина для него была загадочным существом. Церковь же утверждала, что женщи­на существует для погубления души человека. Средневековье жестоко судило женщину, да и чего можно ожидать от военизированного муж­ского общества! Презрение к женщине оборачивалось пренебрежением к детям. Невозможно, конечно, утверждать полное отсутствие родитель­ской любви, т. к. известны святые, защищавшие от разных детских хво­рей: рождаемость была высокой, смертность — также. Слишком корот­кое (во всех сословиях) детство и небольшая продолжительность жизни нарушали связь поколений. Ребенка воспринимали как уменьшенную копию взрослого. Возрастающее внимание церкви к женщине измени­ло отношение и к детям. В придворных кругах, с их увлечением этике­том, предметом романтической привязанности юного аристократа ста­новилась жена сеньора. В традициях культуры были демонстрация чувств, переживаний, страданий, совершение подвигов в честь Пре­красной Дамы.

Правила куртуазной (старофр. придворной) любви предписывали обмен символическими подарками, разнообразные знаки внимания, многочисленные намеки, то есть то, что в несколько иной форме сохранилось как ухаживание. Куртуазная любовь цивилизовала выражение чувств, воспитывала гражданские качества (преданность, самоотречение, верность долгу), формировала ценностный образ муж­чины, отличный от женского: мужчина должен совершать подвиги и готовиться к ним, а женщина должна быть верной своему рыцарю.

С XII в. появляется культ Девы Марии — в христианстве и Прекрасной Дамы— в рыцарских романах, что свидетельствовало о повышении статуса жен­щины в обществе (хотя имущественные права, напротив, ограничи­лись). В это время возрастает социальная ценность моногамного бра­ка, в том числе и благодаря усилиям церкви (ограничение внецерковных форм брака, укрепление брачных уз и т. д.). Кодекс рыцарского отно­шения к женщине из придворной игры превращается в норму поведе­ния для различных сословий.

Русское средневековье не в меньшей степени милитаризовано (князь — это не только администратор, политик, но и, в первую оче­редь, главнокомандующий), а, с другой стороны, пронизано ценно­стями восточного христианства. Следует добавить также, что в значи­тельной степени характер культуры определялся элементами племен­ных традиций (ценностей жизни) и архаических верований. Сложное взаимодействие этих основных факторов определяет идеализирован­ный образ героя, защитника народа православного (и соответственно церкви, веры), земли Русской и, в конечном итоге, князя Киевского. Прообразом героя часто выступает реальное лицо, например князь Святослав Игоревич.

Столкновение лицом к лицу с врагом, рукопашный бой, способ­ность нанести смертоносный удар требует определенного напряжения всех сил, состояния неистовства («буйства»). Выдающихся воинов на­зывают «буй-тур» (как дикого быка, известного мощной комплекцией, неукротимым, яростным нравом). В то же время политические убийства осуждаются, их жертвы становятся святыми, а исполнители характери­зуются крайне пренебрежительно. Князь Владимир Мономах объясня­ет, что такое убийство не может быть оправдано ни политическими со­ображениями, ни семейной солидарностью: он — христианин. Хотя за спиной у него — целая череда успешных военных операций, которыми князь, несомненно, гордится, перечисляя свои подвиги для потомков.

Помимо обычных для профессионального военного талантов, лето­писи и былины приводят примеры своеобразной «спортивной чести» — предупреждения о нападении: «Хочу на вы идти» — в противовес вра­жескому коварству. Эта открытость очень естественно, тем не менее, сочетается с военной хитростью. По отношению к некоторым князьям (в том числе и княгине Ольге) употребляется термин «вещий», то есть, «мудрый» и даже «колдун», «оборотень». Способностью «морочить го­лову» врагу по необходимости обладали и простые мещане: в осажден­ном Белограде делегации врагов-печенегов жители продемонстрирова­ли колодец киселя, угощали и «с собою дали», показав бессмысленность осады. Хотя всего-то киселя была дежка — из остатков зерна, собран­ных во всем городе.

Ценностью, несомненно, является и просто грамотность, обычная среди населения Руси II-XI1I веков, и «книжная премудрость» князей; особой любовью пользовались сочинения по философии, истории, эти­ке и жития святых.

Сближение «великих» и «малых» в обществе, несмотря на четкую правовую дифференциацию, находим в призывах Владимира Мономаха к потомкам контролировать деятельность администрации, не позволять боярам обижать слабых; в описании пиршеств, которые устраивал лю­бимец как нищих, так и бояр князь Владимир Святой, рассылая по Киеву возы с напитками и яствами и выражая уважение к своим дру­жинникам («Серебром и золотом не найду дружины, ас дружиною до­буду и серебро, и золото»); в словах его отца, князя Святослава, кото­рый в критический момент сражения обратился к дружине: «Я же впе­реди вас пойду. А если моя голова поляжет, то о своих думайте сами», — не только признавая за нею право решения, но и выступая «первым среди равных», чем вызвал прилив сил у своих воинов.

С другой стороны, в русском Средневековье сохраняют ценность се­мейные связи в том смысле, как мы сейчас их понимаем: почитается мать, уважается жена, защищаются дети. Богатырь, ослушавшийся ма­тушки, обязательно подвергается смертельной опасности и горько со­жалеет о своей неразумности. Вероятно, и хвастовство (чванливость), демонстративность, всяческая чрезмерность воспринималась, в лучшем случае, иронически. Непритязательность же, неприхотливость князя Святослава вызывает у летописца неприкрытое восхищение.

Сословно-корпоративная мораль средневековой Европы в полной мере отразила противоречивый характер этой культуры:

— с одной стороны, это наиболее развитая форма морали традици­онного общества, которая характеризуется подчинением индивида со­словию (сословная честь), официальной христианской идеологии;

— с другой стороны, средневековое христианство ориентировало человека наличную (в гипертрофированной форме, порождавшей чув­ства вины, раскаяния, сострадания) ответственность;

— проявление этой тенденции, развивающейся постепенно в родо-племенной и древневосточной и особенно в морали античного обще­ства, приводит постепенно к разрушению традиционной системы мо­рали.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 225 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав