Читайте также:
|
|
Древний человек развивает свою деятельность, приобретает более надежный источник существования, чем охота, собирательство и рыбная ловля. Это — аграрное производство, земледелие. Оно связано с важнейшими переменами в жизни человека: уходит в прошлое решение вопросов на общем собрании, власть переходит к совету старейшин, жрецам и царям; не исчезают, но отодвигаются на второй план кровнородственные связи, появляется территориальная (сельская и городская) община, которая определяет форму человеческих связей в течение очень длительного исторического периода (от начала цивилизации до наших дней) и, в свою очередь, состоит из кровнородственных составляющих — семей. Разделение труда, рост мастерства, достижение относительной стабильности позволяет накапливать материальное богатство. Именно богатство теперь является показателем принадлежности к высшим слоям общества — высокородным и полновластным. Принадлежность к определенному слою связана, как и прежде, с определенным родом занятий, с определенными правами и обязанностями в общине. Однако подобие это поверхностно. Единство со «своими» теперь не связано с возрастом и полом — оно наследуется, обосновывается происхождением от определенного предка. Оно отражается в поведении, в одежде, в украшениях и даже в комплексе добродетелей: «Всяк сверчок знай свой шесток», («Кожний цвіркун має знати свій припічок(жердину, сідало)»; «Что позволено Юпитеру, не позволено быку» и т. д. Эта тенденция оставалась определяющей в развитии нравов вплоть до нашего времени. Мир становится более разнообразным, в него приходят экономическое неравенство, политика и право. Всей этой системе отношений придает своеобразие патриархат, в разной степени проявляющийся в различных культурах. Возникают группы людей, в большей или меньшей степени ограниченные в правах, в первую очередь женщины и дети, — от некоторой степени несвободы до полного рабства, статуса имущества.
Сложная система разнообразных связей стабилизируется, приобретает завершенный вид общественной иерархии — пирамиды. Необходимость самозащиты, управления этой системой связана с возникновением городов-государств, огромного управленческого аппарата, собственной религии — этнической (продолжения земной иерархии в небесной), поскольку в этот период истории складывается неповторимость языка, обычаев, нравов, облика — всего того, что включается в понятие «этнос» (греч. народ). Следует отметить особо, что история этнических религий свидетельствует и об эволюции богов: от воплощения природных стихий до олицетворения социальных сил, формирования образа всесильного самодержца, способного на добро и зло — ради блага поклоняющегося ему народа. Мифы по-прежнему фиксируют самое высокое в системе ценностей знание — священные тайны богов.
В Древнем Китае «благородные господа» (свободные), люди китайской культуры третировали рабов как варваров, низших, то есть, людей некитайской культуры. В Индии три высших варны (арийские) — благородные, «дважды рожденные» (что означало — прошедшие обряд инициации) противопоставлялись низшей — шудрам, утратившим связь со своим родом, лишенным земли и потому беззащитным, а также аборигенам захваченных ариями территорий: термин «даса» (слуга, раб) первоначально означал «чужой», «враг». Своеобразный «первобытный национализм» в какой-то мере отражает действительное превосходство цивилизаций над дикостью и варварством. Однако он не был ориентирован на природные свойства человека — цвет кожи, волос, глаз или форму носа. Принятие человеком религии, одежды, обычаев данного народа делало его «своим», т. е., вводило в сферу действия законов культуры. Несомненно, поведение и суждения человека большей частью определялись зависимостью его от общины. В то же время есть признаки некоторой индивидуализации: в чрезвычайно для своего времени развитом месопотамском праве широко представлены талион (например, в знаменитых Законах Хаммурапи, XVIII в. до н. э.) и денежная компенсация ущерба — взамен принципа коллективной вины и коллективной ответственности.
Наиболее известны достижения китайской, индийской, месопотамской и египетской цивилизаций (так называемый «плодородный полумесяц»). Они имеют общие характерные черты и оказали огромное влияние на Западную цивилизацию, особенно египетская и месопотамская. Условием счастливого существования считалась, прежде всего, стабильность, а причиной катастроф, всех ужасных потрясений — нарушение традиций, законов, невыполнение обязанностей. Поэтому добродетель в целом можно определить как соответствие своему общественному статусу. Мир цивилизации, по сравнению с первобытным, еще больше ценит земную жизнь — тем более, что не сразу изобретает ее счастливое потустороннее продолжение. Согласно первому известному китайскому уложению о наказаниях (X в. до н. э.) можно было откупиться от любого наказания, включая смертную казнь. При этом постоянно воюющий Китай жестоко обходился с невольниками, так же как и Месопотамия. По Законам Хаммурапи широко применяли смертную казнь, наказывая как вора, так и неверную жену. Нежеланные младенцы, не принятые отцом, закапывались здесь же, под родным домом. Жизнелюбивые египтяне во времена социальных потрясений добровольно переходили в мир иной, «и крокодилы были сыты», — флегматично констатирует летописец. Уровень цивилизованности еще недостаточен, чтобы оберегать индивидуальную человеческую жизнь. При этом семья, дети, родительская привязанность, забота о близких (живых и умерших), несомненно, представляют ценность.
На бытовом уровне чрезвычайно ценится миролюбие, незлобивость, хотя традиционно превозносится агрессивность царей — воплощение воинских доблестей. Среди царских добродетелей самая важная — забота о подданных, их благоденствии. Насилие и неоказание помощи в обыденной жизни осуждается. Система позитивных ценностей связана с различными жизненными проявлениями: во-первых, долголетие и здоровье, во-вторых, богатство, позволяющее жить долго и счастливо, в-третьих, ученая и житейская мудрость. Не относится к числу безусловных добродетелей трудолюбие, трезвость, супружеская верность. Принудительный труд для большинства населения был необходим, но вряд ли выполнение подневольных работ может восприниматься позитивно. Что же касается пьянства и прелюбодеяния, они осуждаются только в том случае, когда ущемляют чьи-либо интересы, в первую очередь имущественные: жена, как часть имущества, моногамна, пределы свободы мужа определяются его богатством. Жестокость имела свои естественные пределы: можно побить и даже изувечить раба или рабыню, но бессмысленно убивать или ограничивать их работоспособность.
Причину зла в обыденной жизни древняя культура в большей или меньшей степени связывает с социальным неравенством, природой каждого данного человека (жадностью) и поэтому возлагает на него ответственность. Как и пределы добродетелей, пределы зла определяются социальным положением.
Очевидные преступления и проступки не вошли в своды законов, наказания за них определялись обычным правом. Осуждалось умышленное убийство, кража и грабеж, чародейство, клятвопреступление и лжесвидетельство. Сохраняется понятие пищевых запретов. Человек пользовался домашними средствами, гаданием и магией, пытаясь заглянуть в будущее и немного изменить ход событий в свою пользу. Египтяне изобрели Страшный Суд, который определял судьбу души в загробном мире, и спасение. «Книга мертвых» (XV в. до н. э.) описывает эту процедуру: перед богами-судьбами умерший произносит длинную оправдательную речь, состоящую из отрицаний: «Я не чинил людям зла. Я не нанес ущерба скоту. Я не совершил греха в месте Истины... Я не творил дурного...». Перечень включает ущемление прав беззащитных, сквернословие, прелюбодеяние; особо оговариваются различные варианты покушения на храмовую собственность и нарушения табу (осквернение святынь); «Я не был причиной слез», «Я не убивал. Я не приказывал убивать» — для большей убедительности эти уверения в безгрешности положено было повторить, обращаясь к каждому из сорока двух судей и Осирису. Текст обладал магической силой, произнесение его и означало очищение от грехов. Вопрос об истинности утверждений вообще не стоял; нужно было лишь смотреть открыто и говорить уверенно, а также произнести специальное заклинание, чтобы сердце умершего не выдало его грозным судьям.
Индийцы верили, что добродетельная жизнь вознаграждается последующим возрождением в более высоком существе; цепочка воплощений по восходящей линии приводит к прекращению страданий, погружению в поток лучезарного покоя (нирваны). Грешники же воплощаются в низкие существа, страдание и есть демонстрация их вины. Китайцы надеялись восстановить социальную гармонию прошлого, выполняя ритуалы культа предков и соблюдая традицию повиновения старшим по положению, происхождению, возрасту.
В поисках мира и гармонии, справедливости и добра Восток, задолго до европейцев, сформулировал принцип (который можно назвать смысловым стержнем современной системы нравственности): поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы он поступал по отношению к тебе.
История Западной цивилизации, культуры нашей эпохи во многом определялась образным строем, идейным потенциалом сборника текстов, вошедших в нашу жизнь под названием Ветхий (Старый) Завет и почитающихся не только современным иудаизмом, но и многочисленными христианскими церквями. История цивилизации показывает, что наряду с несомненным влиянием устного слова (которое остается основным, как это было в первобытные времена) появляется также новый фактор оформления духовной культуры: письменное слово — религиозно-философское и, особенно, этическое.
Сжатая, афористическая форма библейского Декалога (греч. Десяти заповедей: «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» и др.) иногда вводила в заблуждение исследователей, заставляла предъявлять неправомерные требования к древнему кодексу. Однако эта афористичность позволила Декалогу выйти за пределы узконациональных требований к поведению, выразить общечеловеческий смысл норм нравственности: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды»; «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» [Исх. 23: 2,8]; «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» [Лев. 19:15].
Этот памятник интересен еще и тем, что зафиксировал древнейшие слои культуры, взгляды, традиции, обычаи, ритуалы народа, переходящего от полукочевого скотоводства к оседлому земледелию, от племенного жизненного уклада — к иерократическому (греч. власть жрецов) и теократическому (глава государства является главой церкви) государству, от многобожия, поклонения разнообразным племенным и семейным богам и богиням (в том числе и заимствованным у других народов), олицетворявшим силы природы и отражавшим условия жизни, — к культу бога-царя, бога-покровителя Израиля, бога-творца, всемогущего, объединившего в себе черты когда-то почитаемых божков. Проявление этих личностных черт отражает важную тенденцию в культуре: хотя основным субъектом остается коллектив (семья, род, племя), от лица бога Яхве выступают уже отдельные лица — цари, пророки, судьи. В общем, описание обыденных и фантастических событий в Ветхом Завете (собрание текстов Танах, с XIV в. дон. э. — в устной форме, с IX в. до н.э. — в письменной) можно определить как историю заключения Яхве договора с людьми, начиная с Адама и заканчивая пророком Моисеем, который передал условия договора людям в виде надписей на каменных плитах — Закона. Рассказы же о злоключениях еврейского народа должны были убедить в необходимости соблюдать Десять заповедей, дабы не лишиться покровительства самого могущественного из богов.
В древнеиудейской системе моральных ценностей, пожалуй, ярче, чем в какой-либо другой древневосточной культуре, проявляется приоритет интересов общности за счет индивида, интересов «своих» — за счет «чужих». Однако и здесь мы обнаруживаем удивительное для тех суровых нравов требование быть справедливым к пришельцам: ведь жизнь переменчива, и каждый может оказаться без защиты и поддержки («ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 22:211). Таким образом, в восточной культуре моральное сознание тесно переплетено с практическим и магическим пониманием пользы, а также знания. Мораль первых цивилизаций развивалась в рамках традиционной культуры и обладала всеми признаками древнего сознания. Но некоторые черты отличают ее от морали первобытного мира. Эти отличия определяются:
— развитием патриархата;
— выделением семьи как основной общественной единицы;
— дифференциацией нравственных ценностей на основе социального неравенства;
— влиянием возникающей теории и письменного слова;
— а также выводы более динамичной, более открытой культуры — о необходимости миролюбия.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 86 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |