Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Методические материалы по изучению программирования на языке Object Pascal в среде Delphi

Читайте также:
  1. Accessing COM Objects from Assembly
  2. Complex Object Construction
  3. Component Object Library
  4. Creating a COM object in ASM
  5. Development of fires on the objects of airlines. fire hazard and extinguishing the fires in hangars.
  6. Different content and objectives.
  7. Embarcadero RAD Studio (Delphi for .NET)
  8. Ex. 3. Translate into English using the Complex Object.
  9. FL now compiled with Delphi 2005.
  10. I ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Урок 1.

Данный курс посвящен изучению программирования на языке Object Pascal в среде Delphi.

Напомню, что назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Все программы составляются на каком-либо языке программирования.

Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

Вы уже сталкивались с программированием – писали программы на языке Qbasic. В рамках этого курса мы будем использовать язык Object Pascal и среду Delphi. Чем же отличаются друг от друга языки программирования?

Существуют различные парадигмы (методологии) программирования:

· «Спагетти». Выполнение шагов программы один за другим. Основное использование получает оператор go to.

· Структурное программирование. Языки программирования имеют определенные структурные единицы, позволяющие организовывать процесс программирования таким образом, что программа имеет ясную и понятную структуру (используются условные операторы и циклы).

· Модульное программирование. Программа разбивается на отдельные части – модули, которые могут программироваться независимо. Конечная программа – объединение разработанных модулей (используются процедуры и функции).

· Объектно-ориентированное программирование. Это целая философия, совершенно особый подход к проектированию приложений. В основе ООП лежит такое понятие, как класс. Любой класс имеет поля, методы и свойства.

Сейчас мы не будем останавливаться на этом. Мы поговорим об этом позднее, когда перейдем к программированию в среде Delphi.

Сначала мы будем работать с вами на языке OPAscal в консольном приложении среды Delphi. Позже мы перейдем к ООП с использованием интерфейса программы.

Знакомство с языком OPascal мы начнем с написания первой программы. Вы должны ощутить уверенность в себе, понять, что раз вы смогли написать одну программу, сможете написать и другие.

Итак. Нашей первой программой будет программа – приветствие. Она выведет на экран текст и завершит свою работу.

Открываем: Delphi – File – New – Other – Consol Application.

У вас открылось окошко, в котором уже написаны ключевые слова. Ваша задача – написать действия, которые должна выполнить эта программа. Назовем ее First.

 

Program First;

Uses SysUtils;

Begin

Write (‘Hello, ’);

Writeln (‘friends!’)

End.

 

Запуск программы – F9.

Успели что прочитать? Но программа была выполнена! Чтобы была возможность прочитать надпись на экране, надо в программу добавить одну строчку:

 

Begin

Write (‘Hello, ’);

Writeln (‘friends!’);

Readln

End.

 

На этом наш первый урок закончен. Надеюсь, вам понравилось!

Урок 2.

Программа работает с величинами. При использовании в программе много раз величины одного и того же значения (числа или строки), лучше употреблять константы.

Константы – имена для фиксированных значений, ссылка на которые используется в программах.

Константы позволяют обращаться к значениям по имени, а не использовать числа.

Пример описания констант: Const Pi = 3.14;

Значение константы – число или результат вычислений с использованием других констант.

Имя константы может состоять из латинских букв, цифр и знаков подчеркиваний, но не может начинаться с цифры. Регистр значения не имеет, то есть имена X_time и x_TimE считаются одинаковыми.

Переменные – именованный объект данных заранее определенного типа.

Переменная имеет три важные характеристики:

1. Имя – дает способ ссылаться на уникальное место в памяти, которое занимает переменная.

2. Тип – определяет, сколько памяти отводится для переменной, какие значении она может принимать и какие операции можно с ней производить.

3. Значение – любая информация, которая в настоящий момент хранится в занимаемой переменной области памяти.

Объявление переменных:


Var a, b, c: Тип1;

Sum1: Тип2;

 

Переменная величина получает значение в результате присваивания. Например: a:= 1.

Основные свойства присваивания:

1. Значение переменной неопределенно, если ей не присвоено никакого значения.

2. Новое значение, присеваемое переменной, заменяет ее старое значение.

Общий синтаксис программы на языке Opascal выглядит следующим образом:

 

Program <Имя_программы>;

Uses <Модули>;

Type <список констант>;

Const <типы данных, определяемых пользователем>;

Var <список всех используемых переменных>;

<список функций и процедур>;

begin

<операторы>

end.

 

Важно: точку с запятой (;) можно не ставить только перед словом end, в остальных случаях отсутствие этого знака считается ошибкой.

Теперь попробуем написать программу, которая меняет местами значения переменных.

 


Алгоритм:

  a b
Было    
стало    

 

1) Нужно взять дополнительную переменную, поместить туда временно одно из значений:

 

  оператор a b c
a ® c c:= a      
b ® a a:= b      
c ® b b:= c      

 

2) Без использования дополнительной переменной:

 

  a b
     
a:= a + b    
b:= a – b    
a:= a – b    

 

Program Obmen;

Uses SysUtils;

Var a, b: Integer;

Begin

Write (‘a = ’);

Readln (a);

Write (‘b = ’);

Readln (b);

a:= a + b;

b:= a – b;

a:= a – b;

Writeln (‘a = ’, a, ‘; b = ‘, b);

Readln

End.

 

Домашнее задание: Написать программу обмена значений трех переменных (А à В à С à А).

Выводы:

Выбирая стратегию преподавания информатики в школе, необходимо учитывать, что задача общеобразовательного курса – это в большой степени выработка определенного стиля мышления, формирование наиболее общих навыков, умений и представлений, нежели освоение тех или иных конкретных языков и технических средств программирования. В то же время такой курс должен служить базой для последующего профессионального изучения программирования в высшей школе или старших классах средней школы (в рамках профессионального обучения).

Тенденция понижения роли алгоритмизации и программирования в современном курсе информатики является основной проблемой.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав