Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Экзаменационный билет № 12

Читайте также:
  1. Билет (см. в 8 билете)
  2. Билет . Виды деятельности и творчество. Игра и творчество.
  3. Билет . Государственное устройство и церков в период петровских преобразований.
  4. Билет ..Какова структура философского знания?
  5. Билет 1
  6. БИЛЕТ 1
  7. БИЛЕТ 1
  8. Билет 1
  9. Билет 1
  10. Билет 1

1. Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребительских групп и проблемы ассортимента.

- элитный дизайн, - массовое производство, - штучный уникальный дизайн, - хэнд мэйд….

Дизайн -это комплексная проектно-художественная деятельность, направленная на все сферы коммерческой деятельности. Визуальное воздействие на поведение потребителей — не единственная и не основная функция дизайна. Дизайн разрабатывает образцы рационального построения предметной среды, соответствующие многообразию функций современного общества. Он решает серьезные социально-технические проблемы существования людей в предметной среде, конструируя вещи и пространство по принципам сочетания удобства, экономичности и красоты.

Сегодня многие наши производственники, работая над дизайном своих товаров, уделяют большое внимание фактору удобства. Яркий пример — упаковка. Нельзя не заметить, как удобно стали преподноситься продукты питания отечественного производства. Но, к сожалению, в основе этого пока разработки зарубежных дизайнеров, мастерство которых там востребовано бизнесом. Отечественный же промышленный дизайн находится только в начале своего пути.

С 2001 г. в мире происходит дизайнерский кризис. По данным журнала Design Week, совокупный оборот 100 крупнейших британских компаний, специализирующихся на создании брэндов, сократился с 888, 5 млн фунтов до 795, 5 млн.

Ничего не может развиваться само в себе, и чтобы взрастить отечественное племя дизайнеров — творцов комфортной и красивой жизни, нужно дать им возможность максимально «слиться» с производством и бизнесом. А не выхватывать вчерашние достижения Запада (кто же нам сегодняшние даст!), зачастую не самого лучшего качества. Отечественный дизайн — вполне конкурентоспособен, но пассивен, поскольку слишком малые силы у нас задействованы для его активизации.

Активные предприниматели из развитых стран уже серьезно обращают внимание на наших дизайнеров и по крупице собирают уникальные идеи, зачастую вместе с создателями. А потом эти же идеи возвращаются в страну, но уже в виде товаров под импортным брэндом.

Дизайн, по сути своей явление утилитарное, однако у нас он пока воспринимается как высокое искусство, и не признается в качестве обыденного инструмента формирования качества и прибыли. Потому и застой.

Перспективы у отечественного промышленного дизайна появятся только тогда, когда товары станут активно экспортироваться. Но это возможно лишь при условии, что они будут соответствовать высоким эргономическим и эстетическим требованиям развитого общества. Получается замкнутый круг.

Лидеры промышленного дизайна — Япония, Голландия, Франция. Крупные компании этих стран давно поняли выгодность сотрудничества с дизайнерами. И отношение государства к этой теме там особое: правительство проводит целенаправленную политику по внедрению дизайна на предприятиях с тем, чтобы они могли продуманно обновлять и совершенствовать свою продукцию и успешно конкурировать с зарубежными производителями.

Нельзя сказать, что у нас все уж совсем плохо. Проводятся различные выставки и конференции, на которых обсуждается вопрос развития дизайна. Жаль, что пока эти вопросы живут только в теории. На коммерческом уровне, повторюсь, интерес катастрофически мал. Возможно, мысль о создании государственной концепции поддержки дизайна, сделает более тесным сотрудничество дизайна и бизнеса.

Инвестировать в дизайн надо, хотя бы потому, что конкурировать иначе сейчас невозможно — ни на международных рынках, ни на внутреннем. Но необходима определенная предпринимательская зрелость, чтобы включать подобные затраты в постоянные расходы. Ведь многим это по-прежнему кажется меценатством.

Реклама, имидж, креатив, и, обязательно, промышленный дизайн — все это инструменты для создания конкурентных преимуществ. Которые, в свою очередь, приносят увеличение объемов продаж и дают основания повышать цену на товары и услуги, обеспеченные, благодаря дизайну, уникальными качествами. Выгодность использования возможностей дизайна прямо пропорциональна правильности постановки задачи. Рационально подключая на всех этапах дизайнерские усилия можно сократить рекламный бюджет, за счет автоматического воздействия на сознание покупателей положительного имиджа, который в значительной мере создается дизайном. Уже не нужно будет, напоминать о товаре, скажем, директ-мейлом или телерекламой — вас и так запомнят. Благодаря эффектному дизайну, мысль о вас и вашем товаре, так сказать, «западет в душу».

Типологии потребительских групп: дизайн ориентирован на потребителя и заказчика. Для начала нужно четко разграничить целевую аудиторию, на кого ориентирован товар или услуга (покупатели делятся между собой на группы по возрасту, социальному статусу, уровню дохода и др. Перед дизайнером требуется четко поставить задачу: для чего вы делаете ту или иную вещь и чего хотите добиться.

Сегодня клиенту мало просто хорошей с точки зрения дизайна вещи — его интересует комплексное комфортно-эстетическое сопровождение. Дизайн промышленный, т. е. самого товара, и дизайн как элемент бизнеса — вещи разные, но очень тесно взаимосвязанные.

В этом смысле можно сказать, что дизайн — это совершенно особый инструмент маркетинга, или даже над-инструмент, который применим на всех этапах: создание товара, реклама, брэндинг, мерчандайзинг, обслуживание клиентов и даже ценообразование.

Ма́рке́тинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.

Однако у нас дизайн не воспринимается как нечто комплексное, и поэтому все выгоды от его применения не только не используются, но часто даже не осознаются. Бизнесмены не понимают или не умеют эффективно использовать дизайн в решении маркетинговых задач. Кроме того, что использование дизайна должно подчиняться принципам практичности, приятного восприятия и соответствовать рыночным задачам, дизайн должен выполняться в комплексе, а не отдельными, разорванными во времени мероприятиями. Только в этом случае он приобретет свой вес в бизнесе. Собрав воедино все возможности дизайна, можно достигать бизнес-целей несомненно с большим эффектом.

Коммерческая сущность дизайна заключается в комплексе всех его элементов и цели максимально приблизиться к потребителю и воздействовать на него. Дизайн — это гармония, созвучие всех элементов. Он тесно переплетается со стилем и имиджем, являясь очень ответственным инструментом в диалоге с целевой аудиторией.

· 1-е условие: Удовлетворение утилитарных (полезных, выгодных) запросов потребителей – пользователей продукции.

· Это условие включает понятия Удобства, Комфорта и Безопасности эксплуатации, гармоничности соответствия окружающей среде, вписываемости в нее.

· 2-е условие: Производственно – экономические условия.

· Это конструктивное решение проблем, технологии изготовления материалов и комплектующих элементов с учетом экономической целесообразности.

· 3-е условие: Коммерческий успех при реализации продуктов производства.

маркетинг (от marketing — продажа, торговля на рынке), анализ потребительского рынка, учет социальных аспектов, тенденций моды, защиты корпоративных интересов представления продукта-реклама, обратная связь от потребителя к производителю (проектировщику) и т.д.

Эргономика – специальная наука, изучающая психо-физиологические и функциональные особенности человека, дающая необходимые параметры для создания комфортной среды обитания человека. В дизайне не может быть мелочей, если это касается человека. Так, в современном автомобиле всё, начиная от расположения приборов на панели управления, формы руля и педалей, кресел пассажиров и кончая дверной ручкой или пепельницей. Является объектом специального изучения, опытов и многократных проверок в процессе работы дизайнера. Каждый из этих элементов должен быть не только сам по себе эстетичен и удобен в эксплуатации, все вместе они должны составлять единое целое – художественный образ автомобиля, а зачастую через этот образ и имидж производящей его фирмы. Создание фирменного стиля компании составляет особую задачу. Всё, что связано с фирмой должно объединяться в один яркий запоминающийся образ – начиная от её традиционных атрибутов – фирменного знака, шрифтового логотипа, интерьеров и одежды служащих и заканчивая внешним видом выпускаемой продукции.

Вместе с эргономическим проектированием составной частью современной работы дизайнера является анализ потребительских качеств изделий и маркетинг. Работа дизайнера не заканчивается проектом формы будущего изделия. Броский вид изделия – ещё далеко не всё. Хорошие дизайнеры нередко считают себя подлинными представителями потребителей в фирме-производительнице. Отдел сбыта, рассуждают они, стремится больше продать, а производственный отдел – снизить себестоимость. Только дизайнеры ставят себя на место покупателей и думают о том, понятно ли назначение товара, удобно ли им пользоваться, какой требуется за ним уход. Долгое время в технической эстетике всё основывалось на интуиции и здравом смысле, однако по мере усложнения изделий и роста требовательности покупателей процесс всё более формализовался. Во многих дизайнерских отделах сегодня работают промышленные психологи, изучающие взаимоотношения между товаром и потребителем.

Процесс дизайнерского проектирования начинается с эскизов вариантов будущего изделия, затем они сравниваются и отбираются наиболее удачные, которые проходят дальнейший сравнительный анализ уже на моделях и опытных образцах. В процессе исследования образцов. Анализа потребительского спроса вносятся корректировки. Однако исследования на этом не кончаются. Они продолжаются и после выпуска первой партии изделий, после чего проводится модернизация промышленных образцов. Такой глубокий анализ на разных стадиях проектирования, тесная связь с маркетингом, отличают дизайн от других видов проектно-художественной деятельности.

· В уровне сравнения дизайна и искусства по характеру оценки произведений необходимо учесть ещё одно важное обстоятельство. Мы уже могли видеть на достаточно обширном материале, что дифференциация служб стафф-дизайна и «независимого» дизайна последовательно усиливается за счет дифференциации задач, возникающих перед пассивной и активной системами маркетинга. Мы называли среди специфических задач «независимого» дизайна решение специальных объектов, перспективное проектирование, выполнение функций методического плана по отношению к стафф-дизайну, решение задач в плане философии управления. Теперь мы получили возможность подчеркнуть ещё одну линию, по которой происходит расчленение службы дизайна. Часть независимых дизайн-фирм и отдельные группы дизайна специального характера (типа «Оливетти» или «Браун») специализуются все в большей степени на проектировании «антистиля» для потребительской элиты, тогда как значительное большинство организованных дизайнерских коллективов ориентируется на те или иные (или все вместе) уровни массового потребления потребительской ценности. Такая специализация является, несомненно, взаимовыгодной для обеих служб дизайна в системе маркетинга: элитарный дизайн решает свои почти монопольные задачи, в то время как массовый (прежде всего стафф-дизайн) получает возможность опираться на выработанные элитарным дизайном средства и даже готовые решения. Эту уверенность в рациональности заимствования все в большей степени осознают руководители дизайн-служб, убеждающиеся в действенности перехода от «антистиля» к «стилю».

2. Цветовые гармонии. Образно-ассоциативное восприятие цвета. Эмоциональное воздействие цвета. Пространственные изменения цвета. Колорит как элемент формы и объемно-пространственных композиций в дизайне.

Архитектурная композиция — способ организации элементов художественного произведения с целью достижения общего единства и гармоничности.

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика.

Средства

К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической.

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению.

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей.

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество.

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия.

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию.

Проще всего увидеть цветовую гармонию, если посмотреть на цветовой круг или спектр, построенный по принципу порядкового возрастания цветов. Количество элементов (цветов) в спектре может быть разным, но это число должно подчиняться геометрической прогрессии и начинаться с числа 3 (3,6,12,24,48...).

Число три - это основа спектра, если сравнить цветовой круг с домом, то число 3 - его фундамент. Мы рассматриваем сейчас самую распространенную цветовую схему в которой основой (фундаментом) являются 3 основных базовых цвета - желтый, красный, синий.

Хочу сразу заметить что существуют и другие, очень любопытные, цветовые схемы. Схемой, построенной на базе трех основных цветов, в настоящее время, пользуется абсолютное большинство людей в мире. Художники, дизайнеры и прочие личности, так или иначе обращающиеся к цвету, используют эту схему для ориентирования в мире цвета.

Мы рассмотрим цветовой круг, состоящий из 12-ти сегментов. Три базовых цвета(синий,красный, желтый) называются - первичными и располагаются на плоскости в виде равностороннего треугольника.

Путем смешивания между собой каждых 2-х основных цветов, мы получаем вторичные цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Они тоже образуют между собой равносторонний треугольник.

Вместе первичные и вторичные цвета образуют элементарный цветовой круг из 6-ти элементов.

Тем же путем смешивания соседних цветов в элементарном цветовом круге получаем шесть третичных цветов (красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый).

Исходные первичные, вторичные и третичные цвета самые яркие и насыщенные, в них отсутствуют добавки черного, белого или серого. Добавление белого к любому из 12-ти основных цветов, создает его светлые, пастельные тона. Разбавление насыщенного базового цвета черным или серым порождает более глубокие темные оттенки.

Все эти цветовые комбинации - первичные, вторичные, третичные цвета, элементарный цветовой круг, 12-ти частный цветовой круг являют собой законченные гармонические комбинации цветов. Цвета в них полностью дополняют друг друга и представляют собой единое целое. Можно использовать эти цветовые сочетания для создания гармоничного интерьера, дизайна или любого другого произведения визуального искусства. А сам 12-ти частный цветовой круг, очень удобно использовать для определения цветовых пар - противоположных цветов спектра.

Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:

гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;

бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;

негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.

Классификация цветовых ассоциаций:

1) Весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.

2) Температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.

3) Осязательные: мягкие, жесткие, колючие...

4) Пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие...

5) Акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие...

6) Вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие...

7) Возрастные: детские, молодежные, стариковские...

8) Сезонные: весенние, летние, зимние...

9) Этические: мужественные, смелые, сентиментальные...

10) Эмоциональные: позитивные (радость, счастье...), негативные и нейтральные (вялые, спокойные...)

11) Культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.

Обобщенные выводы: чем чище цвет, тем устойчивее его реакция. Наиболее однозначные ассоциации - температурные, весовые, акустические.

Неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные. Например, пурпурные цвета вызывают разные ассоциации, в зависимости от условий их применения; а Желтый и Зеленый вызывают наиболее разнообразные ассоциации.

Эмоциональные особенности человека оказывают большое влияние на восприятие цвета (например при переходе от дневного состояния к ночному синие цвета воспринимаются светлее красных при одинаковой яркости).

На восприятие формы большое влияние оказывает цвет и степень контрастов между фоном и предметом. Различают светлотные контрасты, когда сопоставляемые тона различаются по светлоте, и цветовые, когда сопоставляются различные цвета или цвета различной насыщенности. Эмоциональные ассоциации Красный цвет - возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат ассоциациями. Желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный. Оранжевый цвет - веселый, жизнерадостный, пламенный. Зеленый цвет - спокойный, создает приятное, мирное настроение, богат ассоциациями. Синий цвет - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, сентиментальный. Фиолетовый цвет - соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов, одновременно притягивает и отталкивает, полон жизни и в то же время вызывает тоску и грусть.

Колорит как элемент художественной формы и объемно-пространственных композиций. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринима­ется в окружении других цветов.Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом.

В композиции картины важно также место расположе­ния цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зави­симости оттого, расположен ли он в верхней или ниж­ней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемо­го и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и са­мо собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части про­изведения производит впечатление лёгкости и невесо­мости, в нижней же — он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции явля­ется обеспечение равновесия цветовых масс.

Существуют различные способы акцентирования на­правлений внутри пространства картины — горизонталь­ные, вертикальные, диагональные, круговые или их со­четания. Каждое из этих направлений имеет свой осо­бый выразительный смысл. «Горизонтальное» — под­чёркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противопо­ложностью «горизонтальному» и выражает лёгкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вер­тикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при од­новременном использовании создают чувство равнове­сия, прочности и материальной устойчивости. «Диагональные» направления создают движение и раз­вивают пространство картины в глубину. Кубисты использовали диагональные ориентации и тре­угольники с целью усиления впе­чатления рельефной глубины работ.

Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, застав­ляет зрителя концентрировать своё внимание и одно­временно вызывает ощущение движения.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тём­ных цветовых групп в чётко определённые пятна и мас­сы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных кон­трастов. Совсем особое значение в организации карти­ны имеет согласованность направлений или паралле­лей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы. Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых «перемеще­ний». Красный и зелёный цвет образуют две массы, ко­торые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зелёный, то и часть зелёного должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемеще­ния масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основ­ного замысла.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав