Читайте также:
|
|
Из сказанного следует, что структурно-функциональный подход имеет научно значимый познавательный потенциал для исследования динамики культуры. Принято считать, что эта теоретическая модель атемпоральна (то есть не имеет временного изменения) и не отражает социокультурной динамики. Однако, как было показано, она вполне применима для динамического, а не только статического анализа. Речь, правда, идет не о макровременных, исторических процессах, но о микродинамической области исследования, соизмеримой со временем жизни одного-трех поколений людей. Тем не менее изучение изменений, происходящих в такой промежуток времени, является значимым с точки зрения исследования динамики культуры по ряду соображений.
Во-первых, люди воспринимают изменчивость социокультурной жизни и реагируют на нее на уровне непосредственных переживаний, так сказать, биологического, а не исторического времени. Поэтому важно понимать природу таких переживаний и реакций, оценивать их последствия для социокультурного взаимодействия. Во-вторых, эта область исследования составляет концептуальную базу для построения и объяснения исторических процессов. Ведь макроизменения социальных и культурных феноменов порождаются и формируются в среде микроизменений и процессов. В-третьих, изменения такого рода доступны прямому наблюдению или же реконструкции более достоверной, чем историческая, благодаря наличию более полной информации. Соответственно именно здесь закладываются основания для причинного анализа изменений, происходящих в обществе и культуре, и, следовательно, построения объяснительных теорий социокультурной динамики.
Рассмотрим, какие типы задач позволяет в этом смысле решать структурно-функциональный подход.
Во-первых, речь идет об изучении процессов порождения социально-функциональной единицы. В этом случае выстраивается последовательность рассуждений, начинающаяся с определенных фундаментальных антропологических потребностей или социальных запросов, которые оказываются актуализированными, выраженными и обществе и стремление к реализации которых определяет поле повышенной социальной активности. Соответственно направление исследовательского поиска связано с изучением формирования средств их реализации на уровне социального взаимодействия. Результатом исследования становится построение соответствующих закономерностей в отношении различных классов потребностей и запросов.
Во-вторых, можно изучать формирование и изменение институциональных структур различного масштаба — от нравов и обычаев до крупных организаций. Рассматривая соотношение нормативно требуемого и реального поведения акторов, ориентированности институтов на выполнение предписанных социокультурных функций и на самоподдержание, традиционных и инновативных тенденций, можно выявить зоны функциональных напряжений внутри институтов и между ними и более широким социокультурным контекстом. В результате появляется возможность построения закономерностей изменчивости различных типов институтов и прогнозирования возможных структурных сдвигов как внутри них, так и в отношениях между ними.
В-третьих, интересной областью анализа становится изучение социально- и культурно-антропологических механизмов формирования, поддержания и изменения устойчивых социокультурных функциональных образований (образцов действий и взаимодействий, ценностей, норм). В данной главе это было проиллюстрировано динамическим подходом к изучению моральных норм. Исследования такого рода не только делают очевидной конвенциональность, искусственность подобных образований, но позволяют понять, почему они образуются и как используются людьми.
Наконец, в-четвёртых, предметом исследовательского внимания может стать динамика межинституциональных связей. Эта область исследования значима потому, что конфигурация таких связей меняется в историческом времени, и от того, какие институты оказываются в обществе лидирующими, зависит содержание социокультурного контекста существования людей на определенный период времени. Соответственно намечается возможность поставить вопрос о типичных фазах динамики социокультурной жизни или о типичных конфигурациях институциональных связей, что позволит уточнить макродинамический анализ общества и культуры, а также подойти к диагностике их состояний.
Выводы
1. Структурно-функциональное направление в изучении общества и культуры характеризуется особым вниманием к социальной организации человеческих сообществ, способам удовлетворения потребностей, интересов, запросов их членов, структурам процессов такого удовлетворения. Речь идет о социально приемлемых формах этих феноменов.
2. Центральное место в рамках этого направления занимает понятие функции. Оно означает устойчивую совокупность действий, направленных на удовлетворение базовых человеческих потребностей или решение социально значимых проблем и задач. В его содержание включены биологические, психологические, экологические предпосылки человеческих действий и взаимодействий, направленных на окружение. Культурные переменные представлены здесь концепциями норм и технологий, способствующих формированию и функционированию социальных систем, делающих возможной совместную жизнедеятельность людей.
3. В качестве теоретической основы реализации функций и функционирования социокультурных систем, принимается элементарное понятие социального действия, представленного через цели, средства, условия реализации и результаты. Из этих элементов формируются фундаментальные концепты структурного функционализма. Прежде всего, это функция: её реализация представляет собой устойчивую совокупность действий. Далее — социальная роль: понятие предполагает объединение классов действий, соответствующих общественному разделению функций. Наконец, социальный институт, который в этом аспекте представляет собой набор действий, обязательных с точки зрения поддержания социальной системы.
4. Организованная целостность, внутри которой и для сохранения которой реализуются функции и составляющие их действия, представлена здесь концепцией социальной системы. Она определяется как устойчивая организация функционирования структурно взаимосвязанных единиц, необходимых для удовлетворения потребностей и решения социально значимых проблем в человеческих сообществах. Выясняются основные модели социальных систем: однофакторная, мультиказуальная, гомеостатическая, стратифицированная.
5. Центральное место в концепции социальной системы как организованной целостности занимает представление об её структуре. Понятие социальной структуры принято относить к связям между институциональными составляющими таких целостностей как общество, социальный слой, племя, род и т. д., которые устойчиво сохраняют тождественность как особая группа несмотря на изменения в её составе. Считается, что социальная структура общества складывается из взаимодействия структур его компонент. В силу обусловленности таким взаимодействием она трактуется как динамическая, а не стандартная категория.
6. В качестве устойчивых форм, поддерживающих закономерный характер социальных структур, принимаются социальные институты. Функции каждого из них связываются с решением определенной социально значимой задачи, с удовлетворением конкретной базовой потребности, с осуществлением групповых интересов. Социальные институты, как стандартизованные модели поведения и отношений — это нормативные механизмы, обеспечивающие поддержание и преемственность социальных структур и функциональных автономий. К социальным институтам принято относить нравы, обычаи, ритуалы, обряды, моральные нормы, а также бюрократические единицы.
7. Действие социальных институтов рассматривается на примере моральных норм. Такие нормы в рамках структурного функционализма считаются культурными механизмами поддержания конформности людей к ожиданиям друг друга. Однако Э. Гаулднер показал, что в своей основе они несут динамическое начало, если трактовать их не в смысле взаимодополнительности прав и обязанностей участников взаимодействия, а в свете экономической концепции маргинальной полезности, где в центре внимания оказывается убывание их взаимной лояльности во времени. Отсюда можно вывести механизмы изменчивости как конституциональных образований, так и социальных структур.
8. Из изменений интересов и запросов людей, с одной стороны, и нормативных образований — с другой, выводится концепция социальной дифференциации. Она предполагает процесс передачи функций от одной единицы системы с другой, выполняющей её эффективнее, или возникновения новой структуры в ответ на изменившиеся массовые социальные запросы. Так выглядит базовый механизм внутреннего генезиса социальной системы, сохраняющей равновесное состояние.
9. К источникам динамики социальной системы, нарушающим её равновесие, принято относить: отклонение её элементов от выполнения предписанных функций, увеличение степени функциональной автономии элементов системы, отношения эксплуатации, социальное неравенство.
[1] Malinowski В. Review of G.C. / Wheeler. «The tribal and intertribal relations in Australia». Man, 11 (15), 1911. P. 25-26.
[2] Goody J. British functionalism. Main Currents in Cultural Anthropology. Naroll R., Naroll F. (eds.) N.Y. 1973. P. 190.
[3] Radcliff-Brown A.R. Method in social Anthropology. L., 1968. P. 41.
[4] Maslow A. Dynamic theory of human motivation // Psychological Review. 1943. V. 50.
[5] Бродель Ф. Структура повседневности. М., 1986. С. 17.
[6] Нюттен Ж. Мотивация // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. 1975.
[7] Radcliffe-Вrown A Further note on Ambrym. Man 29 (35). 1929. P. 53.
[8] Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. L., 1958. P. 169.
[9] Radcliffe-Brown A. Structure and Function in Primitive Society. L., 1952. P. 191.
[10] Evans-Pritchard E.E. The Nuer. Oxford, 1940. P. 266.
[11] Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. P. 98.
[12] Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. P. 169.
[13] Radcliffe-Brown A. Structure and Function in Primitive Society. P. 192-193.
[14] Ibid. P. 180.
[15] Parsons Т. Essays in Social Theory Pure and Applied.. N. Y., 1967. P. 168.
[16] Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N. Y., 1970. P. 239.
[17] Glass, Status and Pover. Bendix R. and Iirset S.M. (eds.). Glencoe (M), 1953. P. 93.
[18] Подробнее об этом см.: Parsons T. Some considerations on the theory of social change. Etzioni A. and Etzioni E. (eds.). N. Y., 1964.
[19] Parsons Т. Sociological Theory and Modern Society. P. 297.
[20] Ibid. P. 308.
[21] Gouldner A. Organisation analysis // Sociology Today. Merton R. (ed.). N. Y.
[22] Parsons Т. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe (111.), 1957. P. 46-47.
[23] Gouldner A. The Cominc Crisis of Western Sociology. N. Y., 1970.
[24] Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. P. 288.
Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 57 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |