Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

неПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ФИЛОСОФИИ

Читайте также:
  1. Cпецифика русской религиозной философии
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. II. Поиски первоначала в раннем периоде Древнегреческой философии.
  4. N3 Функции философии
  5. VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
  6. А. При решении процессуальных вопросов;
  7. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  8. Аксиология и ее место в философии. Понятие ценности
  9. Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени
  10. Альтернатива славянофильства и западничества в русской философии (Хомяков, Герцен)

 

  1. Предмет и методы философии.

Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах мира - в Китае, Индии и Греции. "фило" - люблю, "софия" – мудрость. Первым употребил Пифагор. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии, как таковом; о сверхчувственном мире; о мире в целом); гносеология (учение о познании; изучает взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания); человек; общество. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: Диалектика – вещи, явления рассматриваются с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей. Метафизика – объекты рассматриваются обособлено, как сами по себе; Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений. Эклектика – на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Софистика –была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Рационализм – истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений. Эмпиризм – в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Идеалистического – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Материалистическом - действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери.

2. Мировоззрение и его основы и виды.

Можно сказать, что мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Мировоззрение – есть система, включающая ряд компонентов: 1) знание, опирающееся на истину; 2) ценности, выраженные в нравственных (добро) и эстетических (красота) составляющих; 3) убеждение, задающиеся волей, разумом и чувствами и выражающееся в социальной позиции. Мировоззрение: 1) мироощущение (эмоционально-рациональное). Жизненно-бытовое мировоззрение, кот. Складывается из ежедневного опыта и характеризуется: недостаточностью широты, переплетением прагматических установок с примитивными представлениями и предрассудками, большой эмоциональной нагрузкой; 2) миропонимание (рационально-интеллектуальное). Теоретически-философское мировоззрение, кот. Опирается на научность, разум и логику. Исторические типы мировоззрения: 1) мифологическое - своеобразный сплав знаний, религиозных верований и различных видов искусства; 2) мистическое или религиозное. Освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. Мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей; 3) теоретическое или философское. Ключевые проблемы:

мир и человек, бытие и сознание. Освоение мира происходит через опору на истинное знание и его рациональное осмысление.

  1. Миропонимание и мироощущение.

Мировоззрение: 1) мироощущение (эмоционально-рациональное). Жизненно-бытовое мировоззрение, кот. Складывается из ежедневного опыта и характеризуется: недостаточностью широты, переплетением прагматических установок с примитивными представлениями и предрассудками, большой эмоциональной нагрузкой; Эмоциональная окраска мировоззрения может быть разной, выражаемая в чувствах, настроениях и т. п., - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических. 2) миропонимание (рационально-интеллектуальное). Теоретически-философское мировоззрение, кот. Опирается на научность, разум и логику. Миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое.

Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т. д.).

 

  1. Сознание и его основные параметры.

Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание есть способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей. В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: 1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. 2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. 3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). 4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). 5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). 6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). В основу структуризации сознания можно положить масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д

 

  1. Методы познания действительности.

Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Несколько основных групп: 1) Всеобщие, философские методы. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод. Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию. 2) Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, дедукция - играет ведущую роль на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т. д. Общенаучный метод делится на 3 группы: 1. Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент) 2. Методы, используемые в эмпирическом и теоретическом познании (общение, абстрагирование, анализ и синтез) и схожие с ними методы (дедукция и индукция, моделирование и идеализация) 3. Чисто теоретические методы (формализация, исторический и логический методы, восхождение от абстракции к конкретному, системно - структурный метод, аксиоматический) 3) Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела. 4) Особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики - важное условие успеха исследования.

 

  1. Две основных противостоящих линии (лагеря) в философии.

Материализм и идеализм. Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух). Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

 

 

  1. Диалектика. Основные категории.

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объективная диалектика - это д. реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества, царит во всей природе. Субъективная - это отражение объективной д., д. бытия в голове человека, в его сознании, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Главная проблема диалектика – что такое развитие? Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные сво-ва. Категории: Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Содержание и форма – содержание представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, противоречий, а форма - способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Необходимость и случайность - конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей. Случайность – отражение в основном внешних, неустойчивых, единичных связей действительности. Необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития. Причина и следствие – к., отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. Возможность и действительность – к. д., отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. Единичное, особенное, всеобщее. Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело; предел количественного деления данного качества. Особенное – к., выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человек

  1. Функции философии в социальной и научной жизни.

Ф-ции философии: 1) Мировоззренческая, т.е формирование системы устойчивых взглядов на окружающую действительность (представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д.); 2) Теоретико-познавательная – формирование теоретич. основы мировоззрения (познает мир, вырабатывает новые знания). 3) Ценностно-ориентирующая, т.е формирование системы ценностей. 4) Праксеологическая - проявляется в ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий. 5)Выработки категорий - отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. 6) Методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания. Филос. вырабатывает основные методы познания окр. действительности. 7) Критическая - осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд). 8)Прогностическая - философия занимается прогнозированием на основе имеющихся философ. знаний об окр. мире, чел и пр. 9)Интегративная – обобщение всех форм чел. опыта и знаний.

  1. Материальное и идеальное. Основные подходы к их соотношению.

Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности». К. Маркс дает следующее определение идеального: «Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Сознание есть акт соединения знания о предмете с самим предметом и соотнесения одного знания с другим. Сознание – синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Существуют два основных вида идеализма — объективный и субъективный. Согласно первому из них, основой, начатом и творцом всего существующего служит мировое внечеловеческое сознание. Это идеальное существует вначале само по себе, а затем творит, создаёт весь остальной мир, в том числе и людей. Сущность субъективного идеализма заключается в том, что единственной реальностью в мире (единственно существующим) признаётся сознание субъекта (человека), а внешние вещи есть элементы человеческого сознания. Основный вопрос философии – что первично материя или сознание? Философы соответственно делятся на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос - лагерь материализма (берет начало от Демокрита) и лагерь идеализма (восходит к Платону). Материалистическое решение основного вопроса философии говорит о первичности материального перед идеальным, идеалисты считают первичным духовное, сознательное, разумное. Идеализм принимает духовное за основополагающий (первичный) принцип бытия и мышления, тем самым абсолютизируя идеальное, отъединяя его от объективной действительности, исторического процесса и реальной деятельности людей.

10. Онтология, категории и направления онтологии.

Онтология (сущность+учение): учение о бытие, как таковом; о сверхчувственном мире; о мире в целом. Постановка и решение проблемы: что первично — материя или сознание? Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием). Категории О.: бытие – это философская категория для обозначения единства всего существующего. материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. движение – Движением в философии называют любые изменения. Движение абсолютно и относительно. пространство – это философская категория, которая обозначает протяженность и взаимное расположение материальных объектов и их элементов. время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений. Бытие - это то, что существует, т. е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляют со смыслом слова "есть". Направления Онтологии: Идеализм – общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Бывает ^ И. объективный и И. субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. МАТЕРИАЛИЗМ (вещественный), филос. направление, к-рое решает осн. вопpoc философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. М. считает, что мышление неотделимо от материи, существующее имеет только физическую природу. Дуализм говорит о том, что и материя, и сознание существуют вечно и параллельно друг другу, т.е. ни одно из них не может быть причиной или следствием другого. Деизм — направление в философии, сторонники которого

признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки.

11. Этика, её категории, направления и эволюция.

Этика (нрав, характер) – это философ. наука, кот. отвечает на вопрос «как следует правильно жить» и имеет основным предметом изучения мораль и нравственность. Ввел в употребление Аристотель. Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Категории: Добро — к. этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Зло — к. этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Долг – к. этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Справедливость – к., означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Направления: Автономная этика (сам) — система морали, отрицающая всякую зависимость нравственности от каких-либо внешних по отношению к ней принципов, религиозных, культурных, социальных предпосылок. Наиболее известные представители — в древности Аристотель, в новое время И. Кант, И. Фихте, Г. Риккерт, М. Шелер. Агафология — «учение о добром», составляет ту часть практической философии или этики, в которой идёт речь о «высшем благе». Волюнтари́зм (воля) — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего; стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Гедони́зм («наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Эвдемони́зм (процветание, блаженство, счастье) — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

12. Гносеология её категории и направления.

Гносеология, греч., теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания. (знание+учение) – теория познания, изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира чел-ком, критерии истинности и достоверности знания, исследует сущность познавательного отношения чел. К миру, его исходные условия и всеобщие основания. Главная гносеологическая категория – это истина, а главная проблема – проблема достоверности познания. Три основные направления гносеологии: 1) Рационализм (от лат. разум), филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Идея естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения. 2) Эмпиризм (от греч. опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17 -18 вв.; он выступал как материалистический Э., утверждавший, что чувственный опыт отражает характеристики объективно существующих вещей (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический Э., признававший единственной реальностью субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм). 3) Критицизм - в философии, начиная с Канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. Кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юношеством и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом. Гносеологические категории (бытие и сознание, общественное бытие и общественное сознание) выражают соотношение материального и идеального в обществе; социологические (общественная формация, социальный организм, сферы общественной жизни и т. д.) отражают специфику общественной жизни как социальной деятельности людей; гносеологосоциологические раскрывают способы, формы жизнедеятельности людей, в которых представлены в единстве материальная и идеальная стороны. К ним относятся категории материальной и духовной жизни общества.

  1. Древнегреческая философия, её основные черты.

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".) Этапы: 1) Ранняя натурфилософия «досократический период» (6-5 в. До н.э). Деятельность так называемых философов-"досократиков": • милетской школы — "физиков" (Фалеса – первоначало - вода, Анаксимандра – первоначало - воздух, Анаксимена); • Гераклита Эфесского – Логос (правящее миром разумн. начало); • элейской школы; • атомистов (Демокрита – бесконечное число атомов, Левкиппа); • некоторых иных философов. Пифагор – Беспредельное, порождающее упорядоченный Космос. Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Основная мысль: исследование окр. Природы, основы мироздания, его происхождение и устройство, развитие естеств. наук. 2) Классический (сократический) период (сер. 5 и 4 в. До н.э)— время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: • философско-просветительская деятельность софистов (странствующие учителя добродетели); • философия Сократа (главное знание – добро, зло от незнания людьми своего истинного блага, путь к знанию - самопознание); • зарождение "сократических" школ; • философия Платона (теория о мире идей, яв-ся первоначалом для всех вещей, образующих мир подленного бытия, совершенства, красоты; первым выдвинул учение о едином творце – боге Телиурге); • философия Аристотеля (критиковал своего учителя Платона за удвоение мира; учение о логике, как о формах мышления). Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков": • меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); • положили начало спору между материализмом и идеализмом; • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; • внесли вклад в развитие логики; • вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). 3) эллинистическая философ. (4-1 в до н.э). Осн. школы: стоики. Мир – есть божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом. Эпикурейцы. Мир состоит из бесчисленного кол-ва атомов, соединения кот. образуют мир вещей. Скептики. Не стоит рассуждать о мире, ибо чел. не обладает достаточными инструментами для его познания. 4) Электический (с 1 по 3 в н.э). Осн. мысль: поиск общих оснований для различных философ. Школ, взаимовлияние и заимствование. 5) Неоплатонизм (6-7 в н.э). Интерес к мистицизму, астрологии, магии, религ.-философ. учениям и текстам. Учение о едином, как о первоначале всего сущего, кот. Превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); • допускалось существование богов; • древнегреческие боги были частью природы и близки людям; • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; • были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

  1. Философия Платона.

Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся филосов древней Греции. Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы". Платон является основателем идеализма. Суть этого принципа в том, что первоосновой мира являются идеи, сверхматериальные и сверхчувственные. "Идеи" обладают особыми признаками: 1) объективностью; 2) безоотноситьность к чему либо; 3) независимостью от нашего мнения; 4) они вечны и неизменны. Платон не отрицает материальный мир. Материальный мир, по его мнению, это прообраз, копия мира идей. При этом материальный мир не повторяет полностью идеальный и это одна из причин его несовершенства. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.); • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Идеальный мир порождает материальный посредством творящей силы – мировой Души, целенаправленность действий которой определяется Умом. Ум – это неотъемлемое свойство творящей Души, также носящий сверхчувственный, идеальный характер. Человеческая душа является частью мировой Души, поэтому она также обладает умом. Правда, этот ум направлен не на создание материального мира, а на познание сущности мира идей. Анализируя структуру идеального мира, Платон выделяет в нем иерархию и высшую идею всеобщего блага. На этом он строит свою теорию «идеального государства». Главный принцип такого государства – справедливость. Справедливость, по мнению Платона, наступает тогда, когда каждый гражданин выполняет те функции к которым он имеет способности. Так возникает классовая иерархическая система. Платон выделяет три класса (слоя) идеального государства: правители, войны и наемные работники.

Правители – люди, способные управлять. Правителем должен быть философ, т.е. человек, по характеру мышления стремящийся к абсолютной истине. Войны – нужны, чтобы поддерживать порядок. Наемные работники - нижний слой, занимающийся ведением хозяйства.

  1. Философия Аристотеля.

Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Философия Аристотеля построена на критике идеалистической теории Платона. Аристотель отвергает теорию сверхчувственных идей. Он считает, что вещи существуют сами по себе, без каких-либо идей. Для того, чтобы материя стала предметом мира вещей необходима сила, называемая формой. Поэтому любая конкретная вещь – это единство материи и формы. Бог движется и приводит все в движение. Поскольку Бог разумен, то это движение приобретает целенаправленный, телеологический характер. Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Аристотель создает рациональную теорию познания. Он указывает, что научное знание не может быть беспредметным и оно может быть выражено только в понятиях. Аристотель выделяет 10 наиболее общих и универсальных понятий – категорий, в которых заключается вся сущность бытия, например: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Научное знание обладает следующими критериями: доказательность; они вскрывают подлинную сущность вещей, причем, только с помощью фактов. Аристотель рассматривает процесс познания как формирование понятий и категорий, базирующийся на эмпирическом знании. Человек: по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

  1. Индийская философия. Ведический период.

Осн.истояником инд.фил.-веды(означает знания) кот.были записаны в 1тысяч.до н.э. до этого передавались только устные традиции. Были записаны в виде 4х сборников гимнов:1)ригведы2)самаведы3)яджеурведы4)атхарваведы - кот.впоследствии стали обрастать комментариями:Брахманы,Араньяки,Упанишады - сидения вокруг учителя с целью познания истины. Позже стало означатьтайное учение.В качестве основ первобытия выступает Брахман-это универсальная безличная мировая душа,духовное начало из кот.возникает весь мир со всеми его элементами.Ему противопоставляется и одновременно отодествляется с ним Атман-индивидуальная душа каждого живого существа.Т.о. чел.отождествляется совсеобщей сущностью мира. Жизнь чел.предсталяет собой непрерывную бесконечную цель перевоплощений- колесо Сансара,будущее чел.определяется кармой(закон воздаяния)Будущее чел.представляет собой результат дел и поступков предъыдуших волощений.Благопристойная жизнь позволяет чел.имть возможность роста по соц.лестнице и воплотиться в одном из более высоких сословий.Брахман-самое высокое сословие-святой,священнослужитель;кматрий-воин или представитель власти;вайшья-земледелец,ремесленик;шудра-простолюдин,нищий.В самом неблагоприятном случае чел.может воплотиться в теле животного.Важнейшая задача чел.освобождение-мокша-освобождение от мира вещей и страстей,кот.достигается аскетически образом жизни(отказ от матер.благ) и истинным познанием.Познание состоит в глубоком и полном соединении Атмана и Брахмана осознанием их единства и тождества.Т.о. в ведической илософии отстутствует понятие о едином персонифицированом божестве,но есть законы пространства кот.едины и сквозны на всех уровнях бытия. Смысл ведической философии и характер мировозрений индийца интровентирован в отличии от экстровентированой философии направленной на изменение внешних условий существования,устремляется на познание своей сути и самосовершенствования.Мудрость вед.фил.связывается сне с обоснованием физ.концепцией,направленых на познание импирической рациональной личности,а на постижение Брахмана и индивидуального тожества с ним.

  1. Неортодоксальные школы Индийской философии.

Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии. Чарвака-единственное в инд.фил.материалистическое направление явившееся продолжением локаята название по имени его основателя Чарваки.Отрицает концепцию Брахманизма,сансары и кармы.Основа всего сущего материала состоящая из их 4х первоэлементов.Существует только материальный мир.Истинно лишь то,что познается чувственными восприятием.Поэтому для существования другого мира нет никаких оснований.Вера в путосторонний мир признак скудоумия,слабости.Цель чел.существования-богатство и наслаждение.Все моральные нормы лишь чел.условности,недостойные внимания.Джайнизм - основатель Махавира Вордха мана,получившее духовное имя Джуна(поюедитель).Личность:1)Аджива(нематериальное несовершенствование,обречена на страдание и перерождение2)Джива(духовное совершенная часть личности кот.связываются между собой тонкой материей кармы,джива свободна. Сущ.2 метода познания:интуитивная-основана на интуиции,достигающей истину путем ее непосредственного усмотрения. Этика дживанизма вырабатывает правила поведения для чел.соблюдение кот. явл.решающим фактором для перехода личности от несовершенного состояния(адживы)к совершенному,и ее освобождение кот.достигается аскети и носит сугубо индивидуальный характер. Буддизм возник в VI в. до н. э. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный). центральный вопрос, который его интересует, — бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:1)существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;2)существует причина страдания, которой является жажда бытия(стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению; 3)существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды бытия;4)существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации. медитация — сердцевина буддизма. Конечная же ее цель — просветление, или состояние нирваны.

 

  1. Конфуцианство, как основа Китайской философии

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения"). Основные вопросы, решаемые конфуцианством: • Как необходимо управлять людьми? • Как вести себя в обществе? В центре учения – чел., его умственное и нравственное развитие и поведение. Основное внимание уделяется воспитанию идеального благород. Чел. – Цзюнь-цзы. Чел. – функциональный эл-т общ-ва. Антипод – Сяо жэнь, кот. ориентируется только на личную выгоду, ищет сообщников при этом не уважая их и не зная благодарности. Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. 5 качеств человечности: учтивость «тот, кто учтив в обращении, избегнет оскорблений»; великодушие «тот, кто великодушен, привлечет к себе людей»; честность «тот, кто честен, будет пользоваться доверием других»,; прилежность «тот, кто прилежен добьется успеха»; доброта «тот, кто добр сможет использовать людей на службе». Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Ритуал считал стержнем мудрости, а сущность философии – правильное объяснение и понимание ритуала. Объединяющим универсал. Началом для всех людей и их единства с космосом считал почтительное отношение к Небу – чув-во божественного всеединства. Сяо – сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим; самый эффективный метод управления гос-вом, кот. Рассматривалось, как большая семья, а взаимоотношения правителя и подданного, как отец и сын. Чжэн мин (исправление имен) – все вещи должны быть приведены в соответствие с их наименованиями. Важнейший принцип добродетели – «пцть Золотой Середины», согласно кот. Стоит избегать чрезмерности и отставания.

  1. Поздние школы Китайской философии: Даосизм, Моизм, Легизм.

Даосизм. ЛАО-ЦЗЫ (вторая пол.VI-перв.пол.V в. до н.э.) – основатель философ.школы даосизма. В основе категория Дао (путь, дорога). Дао – естественный всеобщий закон природы, чел. общ-ва, мышления и поведения. Оно пусто и одновременно неисчерпаемо. Оно бездействует и тем самым делает все. Покоится и одновременно движется. Яв-ся началом для самого себя при этом не имеет ни начала, ни конца. Познание Дао тождественно познанию всеобщего внутр. Закона природы и самоорганизации. Предполагает умение соответствовать этом закону. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; • материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и уходит в землю"); • мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй"); • особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами;

• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему; Ци – вездесущая, всепроникающая жизн. энергия. Жизнь вещи и кач-во этой жизни, благополучие определяется присутствием и свободным протеканием через неё Ци. Моизм. Основатель Мо цзы (5-3 в до н.э). «Трактат учителя Мо» Основный темы: почитание мудрости, единства, всеобщая любовь, долг, преуспеваемость, взаимная польза (выгода), экономия в расходах, отрицание музыки и увеселения, отрицание воли Неба. ТО основой была идея утилитаризма (метериал. Полезности и целесообразности). Социал. этика моизма посредством строгой организации увязывается с деспотичной властью главы гос-ва. Оспаривая учения Конфуция, Мо цзф утверждал, что теориотезирование – бесполезное занятие, а главное в прагматич. целесообразности и труд. деят-ти. Легизм. (школа законников) (4-2 до н. э). Представляет собой этико-политич. Концепцию об управлении чел. общ-вом, гос-вом. Представитель – Хань Фэй, кот. завершил теорит. построение сис. легизма. Легисты исходили из законов, утверждая, что политика не совместима с моралью. Главное воздействие на массы правитель осуществляет с помощью награды и наказания, основное место отводится наказанию, отсутствие кот. уже награда. Управление гос-вом и его развитие должно осуществляться не на благих намерениях, а путем развития земледелия, укрепления армии и одурачивании народа. Те концепция деспотического гос-ва. Основное – закон, перед кот. равны все, кроме правителя, кот. яв-ся творцом этих законов. Легизм стал основой для формирования императорско-бюракратич. сис. управления в Китае.

  1. Философия Средних веков. Её основные черты.

Формировалась с 5-15в.Особенности средн.христиан.филос.:1). Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории.2) Единство Священного Писания и библии кот.взаимно дополняют друг друга 3) В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации.4) Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма. Теоцентризм — (греч. Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Креационизм — (лат. создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу. Провиденциализм — (лат.провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного проведения. Бог есть высше благо..,высшее бытие кот.определяет порядок мировой истори. Он имеет три равноценные лица — Отец, Сын, Святой дух, объединенные единой божественной сущностью и волей.. Человек в этом совершенном мире занимает особое место, соединяя в себе материальную природу, разумную душу и свободную волю но в результате грехопадения утратил эти блага. проблема познания. Истина раскрывается не через пассивное созерцание и не в понятийном мышлении, а только в божественном откровении. Кульминация познания – мистическое прикосновение разума к Божественной истине.,обретение истины явл. не только интелектуальным актом но и моральным ибо истина есть благо.Вера определяется как универсальная метологическая установка,обладает высшим авторитетом,показывает путь к знаниям,задает ее предмет. Зло,есть результат грехопадения человека, наказание за грех или испытание для укрепления чел в вере.Результатом чел-ого грехопадения стало разделение мира на 2 града: Град земной — это мир зла и сатаны, в нем господствует похотьдержится войной и насилием,земная любовь есть любовь к себе.Град небесный — это мир добра и Бога, присутствует на земле через церковь,власть церкви есть высшая власть на земле. Время есть мера становления. Бог пребывает вне времени, мир — во времени, которое сотворено вместе с миром. Бог и зло: моральная теодицея-бог не отвечает за мировое зло,но являет собой высшую справедливость согласно кот.каждому воздается по заслугам.Схоластика.7-14в.Осн.идея-: поиск рациональных путей познания Бога.Осн.проблемы и вопросы:креационизм,провиденциализм,рациональное док-во бытия бога,свобода воли и проблема универсалий(природы общих времен и понятий) Обладают ли понятия самостоятельным, субстанциональным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей?Реализм(утверждают общие понятия, являют собой самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью и бытием.)Номинализм- ического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей:Концептуализм- признавали существование общего в уме познающего субъекта, хотя и отрицали субстанциональность понятия. Фома Аквинский (1225— 1274) Его философия представляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии.причислен к лику святых. его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. 6 положений: И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга.Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование. Вера принимает истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле. Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога. Поэтому вера выше разума; это «божественный, свет», исходящий от Бога. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия»., Ф. Аквинский уделял большое внимание не только проповеди принятых на веру библейских истин, но и их рациональному, логическому обоснованию. разработал пять рациональных доказательств существования бытия Бога:1) Мир есть движение, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной-есть первоисточник кот.м.б только Бог.2) Мир есть совокупность причин и следствий. должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина,кот.м.б.только бог.3) В мире много случайного, но есть также и закономерность кот.мог сотворитьь только бог.4) Мир представляет собой своеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство-Бог.5) мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла.Источником целесообразности м.б.только бог.

 

  1. Рационализм как направление философии.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Основоположник - Р. Декарт. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Философия Декарта получила название дуалистической (т.к. постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, и духовной, которая обладает мышлением). Направления — онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). Смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия.

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения. Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками (сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила") были следующие: • сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания; • разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

  1. Эволюционизм и неодарвинизм.

Философские взгляды неодарвинистов разнятся от одного к другому, однако можно выделить некоторые наиболее общие признаки: 1) в природе не существует целевых причин. Природа не действует целенаправленно. Новые свойства и новые организмы возникают случайно, и организмы выживают, если они могут встретить изменения окружающей среды, с которыми они сталкиваются. 2) Случайные изменения и естественный отбор адекватно объясняют адаптации, которые мы наблюдаем в живой природе, и устраняют какую-либо необходимость в сверхъестественном Создателе. Ричард Доукинс утверждает, что Дарвин сделал возможным быть «интеллектуально наполненным атеистом»[4]. 3) Человек - это лишь один из видов животных. Являясь продуктом материальных причин случайных мутаций и естественного отбора, мы не имеем нематериальной души, и, следовательно, нет необходимости прибегать к «специальному творению». 4) Для того, чтобы понять существующее человеческое поведение, должно основываться на утверждении, что оно подобно поведению любых других животных и направлено к максимальному воспроизводству своих собственных генов. Для неодарвинистов, не только природа принципиально изменяема, но ничто, произведенное природой, не имеет цели. Все природные вещи являются результатом действия слепых сил. Следовательно, нет никакой причины природе диктовать нам, что мы должны делать, а чего не должны. Эволюционизм

исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж.-Б. Ламарк, Дарвин), философии (Дидро, Тюрго, Фергюссон) и социологии (Конт, Спенсер). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям исторического прогресса. Целью антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод. Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии.

  1. Бытие. Основные подходы к изучению бытия.

Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Онтология — наука, которая изучает проявления бытия, то, каким оно должно предстать перед человеком и то, как оно ею осмысливается. Основные вопросы онтологии: «Каким должно быть бытие?», и «Каким есть бытие?». Кроме онтологии, бытие изучает еще одна философская дисциплина — метафизика. Метафизика — изучает истоки бытия (ну не только бытия конечно, но и его тоже). Основные вопросы, касающиеся бытия: «Почему есть бытие?» и «Что есть бытие?». Основные формы бытия: материальное – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; человеческое – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. ноуменальное (вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; феноменальное (явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Категории бытия: Реальность — все то, что способно действовать, создавать и изменять действие. Имеется в виду не только то, что существует, но и то, что имеет тенденцию, готовилось к появлению... Действительность — категория бытия, связанна с действием или актом, обозначает то, что действует здесь и сейчас; Существование — категория бытия, которая предусматривает обнаружение явлений и процессов действительности через совокупность их связей с другими явлениями и процессами; Сущее — подает бытие в его конкретном, имеющемся выявлении.

  1. Человек, как главная проблема философии.

Проблема человека - одна из самых важных для всей философии, а именно как философия выражает отношение человека к миру. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. И более того, рассматривает неповторимые особенности, которые присущи только лишь человеку и никому более. «Антропологический поворот» в философии ХХ в., сделавший человека центральной темой философских исканий. Классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. (Ламетри, Дидро, Ф. Ницше, фрейдизм: человек – это несостоявшееся животное). Экзистенциально-персоналистская парадигма анализа человека (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. Исторически первой моделью происхождения мира и человека была так называемая креационистская концепция. Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, исповедующий идею естественного происхождения человека из животного царства. Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического продвижения.

  1. Вопросы происхождения и направления развития Человека.

Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии и в других науках о человеке. Одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека. Ученые разных

направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной, ему другими (взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в определении человеческих поступков.

  1. Место и значение человека в древнем и современном мире. Важнейшее событие, которое позволило человечеству перейти на новую ступень развития, произошло еще в рамках первобытности. Таким событием, очевидно, следует считать так называемую «неолитическую революцию» - переход от присваивающего хозяйства к производящему, то есть переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Не нужно думать, что новая деятельность сразу же давала большие преимущества, в некоторых случаях она оказывалась даже менее эффективной, чем охота и собирательство. И тем не менее новые занятия и новый образ жизни открывали перед человечеством новые возможности.Переход к земледелию, основанному на культивировании высокопродуктивных сортов - пшеницы, ячменя, кукурузы, риса, - приводил к относительной устойчивости в обеспечении продуктами питания. Это способствовало росту населения, появлению так называемого «избыточного продукта» и времени, которое могло быть использовано для производства предметов, не связанных с пропитанием.Новая деятельность заставляла вести оседлый образ жизни. Сложные земляные работы, рытье каналов, строительство дамб, поля многократного использования - все это крепко привязывало людей к определенному месту. Это место человек обживал, оно наполнялось предметами - имуществом, которым человек обзаводился. Это место становилось важной частью представлений человека о мироустройстве, часто определяя центр мироздания.

Возникновение имущества, необходимость его распределения и достаточно сложные работы, в которых участвовало множество людей, требовали специального регулирования. Конечно, и в первобытной общине - особенно в позднепервобытной - существовали сложные механизмы регулирования межличностных отношений, но они продолжали оставаться в рамках кровно-родственных связей. При переходе к более сложно устроенному обществу на первый план выходили производственно-имущественные отношения, которые в отличие от кровно-родственных не имеют естественной основы, а значит, требуют специального регулирования. Так возникали первые государственные образования. Происходили перемены и в сознании людей. Менялись взаимоотношения человека и окружающего его мира - земного и божественного, накапливались знания, связанные с деятельностью людей, с многолетними наблюдениями за природой, аграрным циклом. Новые социальные структуры осмысливались и включались в представления о мироустройстве. Человек в современоом обществе занимает особо место. Он получает и передает информацию,он создает что-то новое,неизведанное ранее. Человек создает формулу необходимого лекарства для конкретной болезни,он создает все для комфорного существования всех людей на земле:мебель,продукты питания,одежду и т.д.Его труд неоценим и очень важен.Значение человека для продолжения рода не менее важно,ведь продолжениее рода человеческого очень важная задача.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные положения Конституции 1924 года| Статистика

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав