Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амарнской теологии Атона.

Читайте также:
  1. Quot;Сумма теологии".
  2. Анализ финансовых результатов предприятия, виды и различия рентабельности.
  3. Билет 1)Территориальная структура и внутренние различия Центрального экономического района.
  4. Билет 20. Теория познания Платона.
  5. БИЛЕТ №54. Бюджетная линия. Кривые безразличия. Оптимум потребителя.
  6. Бухгалтерский учет. Билеты. I Теоретические основы БУ 1. Финансовый, управленческий и налоговый учет, их взаимосвязь, различия, задачи.
  7. В точке касания (Е) наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Данное условие является условием равновесия потребителя в порядковой теории полезности.
  8. В чем заключаются сущность и принципиальные различия между либеральной, консервативной и социалистической идеологиями?
  9. Взаимосвязь, сходства и различия PR, журналистики и маркетинга.
  10. Внутренние экономико-географические различия Польши, характеристика экономических районов.

В фиванской теологии появляется идея единственного бога. А в амарнской теологии бог уже становится единственным – бог Атон. Только Амун-Ра – это Высшее Существо, но не единственный бог, а Атон – это единственный. Амун-Ра был единственным лишь вначале творения, т.е он создал всех других богов. Фиванская теология – это политеизм, амарнская религия – псевдомонотеизм. Объединение Египта происходит благодаря политике фиванских властителей, поэтому городской бог Фив становится Высшим Существом, а амарнская теология была учреждена царским указом. В фиванской теологии – включенность бога в мир, в амарнской – противостояние бога и мира. Амуну мог молиться каждый индивид, Атону – только царь, все остальные молились триаде – царю, царице и Атону. Таким образом, в амарнской теологии отсутствует «четвертое измерение» - непосредственное взаимодействие человека с богом. Атон, в отличие от Амона, безмолвный бог. Амун-Ра – этическая инстанция («он говорит, и то что должно произойти, происходит»). У Атона отсутствует этический аспект божественности. В амарнской теологии этической инстанцией становится царь(он-судья, он заботится о бедных и т.д). Атон – бог для всех без исключения, Амун – бог для тех, кто помещает его в свое сердце. Хотя в фиванской теологии есть элементы пропаганды, она не распространялась по всей стране насильно. Амарнская теология – это коренная ломка традиционных верований. Амун-Ра вмешивается в ход истории (его воля была на избрание Хатшепсут фараоном и ее коронацию), а Атон не обладает этим свойством. В амарнской теологии роль царя гипертрофированна: бог оживляет все создания для царя, задача царя заключается в том, чтобы управлять миром для бога и «доставлять» богу жертвенные дары. В фиванской теологии многие функции выполняет бог, роль царя не так велика(«спасает робкого из руки насильника, вершит суд между бедными и богатыми, слышит мольбу находящегося в беде, ради кого приходит нильское половодье»). Мир возникает по воле бога и продолжает существовать благодаря божественным мыслям, планам, намерениям. Мир сотворен богом посредством слова(«говорит – и возникают боги»). Сущность бога Атона раскрывается в свете, а не в мифах и генеалогиях(как в фиванской теологии). В отличие от фиванской теологии, бог в амарнской религии имеет конкретный образ – Солнце(шар, сферическое, а не плоское тело, бог проявляет свою активность только в светоизлучении и движении, является также богом света). Бог в фиванской теологии – «владыка вечности-нехех, властитель вечности-джет, владыка великой короны с двумя перьями», он солнечный бог, но не бог света. К тому же, Амун-Ра – городской бог. Обе теологии существовали в Египте в период Нового Царства. В период господства фиванской теологии появляются так называемые «жертвенные формулы», в них были слова – «Жертва, которую дает царь». Бог Амун, в отличие от Атона, не вступает в конкуренцию с традиционными солнечными богами Атумом и Ра, он как бы впитывает в себя их сущности. И Атон и Амун-Ра – государственные боги. Фиванская теология – это новая концепция бога. Амарнская теология также является нововведением. Славословия Амуну-Ра могли переноситься на других богов, а в амарнской теологии попросту не было других богов. Фараоны, учредившие культ Атона(Эхнатон) и почитание Амуна-Ра(Тутмос 3 и Хатшепсут), были поборниками новых идей. В фиванской теологии помимо самого бога существует ещё 3 аспекта этого бога: этическая инстанция(«владыка Маат с сокровенными храминами»), воля(«по распоряжению которой возникают боги») и творец каждого отдельного существа(создающий людей с их индивидуальными различиями). Бог в амарнской теологии – это бог солнца и света, а бог в фиванской теологии – это Бог Жизни. Атон - сокрытый, недоступный бог для каждого, а Амун-Ра является сокрытым в храмах, космосе и текстах.

2. Хинаяна: вайбхашика и саутрантика. Васубандху о дхармах и классификации дхарм, сансаре и нирване.

Хинаяна(малая колесница) – человек сам достигает нирваны и не помогает другим выйти из сансары. В Тибете существует совершенно иная школа буддизма – ваджараяна(алмазная колесница). В хинаяне основа школ - учение о том, что все дхармы есть. Вайбхашика – это комментаторская школа. В Вайбхашике есть дхармы прошлого, настоящего, будущего. Васу-Бандху – главный представитель этой школы. Для устранения аффектов нужно различать дхармы. Классификация дхарм происходит по трем основным параметрам. 1-ый параметр – скандха(собрание, разделы). Первая классификация дхарм – по группам. Существует 5 скандх. 5 групп дхарм это:

1)рупа(вид) – образ, также материя. Материя – это 5 органов чувств, 5 видов объектов – 5 соответствующих сфер функционирования органов чувств, а также непроявленное. 5 видов объектов:1)видимое(цвет и форма). Существует синий цвет и другие, остальные цвета представляют видоизменения основных. Форма 8-ми видов: длинная и другие, вплоть до неровной. Видимое может быть только цветом, формой или и тем и другим. Звук-восьми видов:1)звуки, порождаемые великими элементами(сознанием в качестве своей физической опоры)-звуки, производимые рукой или голосом.2)звуки-порождаемые сознанием – звуки ветра, леса, реки 3)звуки, произносимые одушевленными существами – звуки артикулируемой речи 4)звуки, производимые неодушевленным миром – все остальные звуки. Каждый вид звука разделен на приятные и неприятные.

2)вэдона – чувствительность

3)самжня – понятие-представление(идея)

4)самскара – воздействие

5)виджняна – распознавание

Материя наиболее грубая из всех групп элементов(т.к она обладает свойством непроницаемости). Плотная материя – это материя, состоящая из атомов. В сознание включена высшая дхарма – нирвана. Есть дхармы, обладающие свойством сопротивления. Большую роль в классификации вайбхашиков играют 5 органов чувств. Бхагаван сказал, что нужно обуздывать сознание. Объект не выше, чем воспринимающий его орган.

По источникам сознания 12 аятан: зрение, слух, ум и т.д. и 6 объектов, на которые они нацелены(чувства, добродетели и т.д).

Существуют дхармы с притоком(асрава) аффективности, они также являются причинно-обусловленными дхармами, есть дхармы без притока аффективности. Дхарма истина пути

является не обусловленной дхармой(без притока аффективности). Пространство также не обусловлено дхармой. Абхидхарма – это дхарма, направленная на постижение высшей дхармы(нирваны). Может быть уничтожение потока дхарм посредством знания и уничтожение не посредством знания. Разобщение с дхармами, подверженными притоку аффективности(т.е нирвана) – это уничтожение их существования посредством знания. Знание – это постижение 4-ех благородных истин. Уничтожение дхарм не посредством знания – абсолютное препятствие для их возникновения(орган зрения и разум сосредоточены на одном объекте, а другие объекты не воспринимаются и т.о достигается уничтожение потока чувственного сознания). Аффекты являются конфликтами, потому что они наносят вред как самому индивиду, так и другим

3-ий параметр классификации дхарм – по классам элементов. Существует 18 классов элементов.

Нет понятия кала(время), есть понятие перехода от дхармы к дхарме.

Учение о сознании(виджнянавада). Вайбхашики признавали существование атомов. Разум не материален. Непроявленное порождено медитативным сосредоточением. Фундаментальные элементы: земля – твердость, вода – влажность, огонь – теплота, ветер – движение. Непроявленное существует, опираясь на великие элементы(землю, воду, огонь, ветер). Даже когда погибают великие элементы, непроявленное остается. Бхагаван сказал: «Пока остается хотя бы одна дхарма, которую мы не познали и в сущность которой мы не проникли, нельзя положить конец страданию». У живых существ бывает 3 вида заблуждений: одни заблуждаются относительно психических явлений, рассматривая их совокупность как Атман «я», другие относительно материи, третьи – относительно материи и сознания. Необусловленное не включено ни в одну группу дхарм. Саутрантика – 2-ая школа хинаяны. Основной представитель – Кумаралата. Саутрантики опираются на 2-ую корзину законов, для них реально лишь настоящее(для них реален миг). В саутрантике дхарма может вспыхнуть и уничтожиться(потухнуть). Дхарма существует только в данный миг. Послушник(шравака), протека-будда – достиг просветления, но не открыт всем(не проповедует учение). Саутрантиков не устраивали понятия – бытие, небытие, инобытие, собственное бытие. Те, кто видит эти понятия, не видит истины в учении будды. Саутрантика отрицала канонический статус «абхидхарма-питаки», считая, что философский дискурс, возводимый к Шакья Муни, полностью включен в Сутра-питаку. В отличие от вайбхашиков, саутрантики рассматривали причинно-необусловленные дхармы только как единицы языка описания, как чисто номинальные сущности. Саутрантики концентрировали свое внимание на анализе непосредственных актов сознания. Саутрантики разделяли дхармы на: обладающие онтологическим статусом и чисто номинальные. Сторонники хинаяны полагали, что для обретения мудрости достаточно устранить только аффективные препятствия в индивидуальной психике.

 

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав