Читайте также:
|
|
В праве окончательно сформировалось понятие юридического лица. Вначале оно применялось к государству, монастырям, учебным заведениям. Развитие товарно-денежных отношений выдвинуло на первый план купеческие, промышленные организации, товарищества, акционерные общества. Правоспособность юридических лиц определялась в соответствии с целями их деятельности (соответствие мог устанавливать Сенат, предписывавший санкции против нарушителей).
Закон разделял все юридические лица на публичные, частные, соединения лиц, учреждения.
Вещи по закону делились на движимые и недвижимые, родовые и благоприобретенные. (Особую группу недвижимости составляли заповедные и майоратные земли. Заповедные могли принадлежать только потомственным дворянам и иметь соответствующие размеры; они не отчуждались ни в какой форме, не облагались налогами, на них не распространялись сроки давности, они не могли дробиться; с 1899 г. появилась новая категория недвижимости — временно-заповедные земли.) Вещи делились на главные и принадлежности, раздельные и нераздельные, потребляемые и непотребляемые, заменимые и незаменимые, тленные и нетленные, изъятые из оборота и не изъятые из него.
Вещное право. Закон давал определение собственности: «Власть, установленная гражданскими законами, исключительная и независимая от лиц посторонних, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и постоянно». Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в десять лет. Прекращение права собственности связывалось с постановлением законодательного органа, актами экспроприации или конфискации. Практика также знала ряд ограничений, налагаемых на право собственности. Прежде всего это были сервитуты («право участия общего», или вещные; «право участия частного», или личные). В 1893 г. крестьянским обществам было запрещено отдавать свои надельные земли в залог частным лицам, решением Сената 1895 г. определено, что усадебная оседлость является не личной, а мировой собственностью.
В сфере регулирования земельных отношений продолжала развиваться тенденция, проявившаяся сразу после 1861 г., — крестьянство рассматривалось как особое сословие; земля, предоставленная ему, — как особый фонд, существующий для того, чтобы обеспечить государственную политику в отношении крестьянства: сохранить его в качестве земледельческого класса.
В 1886 г. запрещен раздел подворного имущества среди членов двора. В 1893 г. был принят закон, предписывавший земельные переделы (перераспределение участков) внутри общины, осуществляемые не реже чем раз в 12 лет. Тогда же был принят закон, сильно затруднивший продажу земельных наделов внутри общины. Даже после уплаты выкупной ссуды крестьянин не мог распоряжаться своей землей. Много препятствий было поставлено выходу из общины.
По реформе 1861 г. земля поступала в распоряжение не отдельных крестьян, а общин. Некоторые исследователи (В.В. Леонтович) полагали, что в ходе крестьянской реформы сложилось лишь две формы крестьянской земельной собственности: общинная и подворная. Вся надельная земля составляла общий фонд, получение крестьянином части из этого фонда не делало его субъектом собственности в гражданско-правовом смысле. Входивший в состав двора крестьянин не имел своей определенной доли в этом общем имуществе.
Уже в 1888 г. Государственный совет выразил мнение, что долевые и усадебные участки надельной земли являются собственностью не только отдельного лица, но и всех членов его семьи. В 1897 г. Сенат постановил, что надельные земли не подлежат завещательным распоряжениям, а собственниками наделов являются община и крестьянский двор. Домохозяин оставался лишь представителем двора в деле использования земли, но не индивидуальным ее собственником.
Внутри общины все домохозяева были связаны круговой порукой по уплате налогов и выполнению обязанностей и повинностей. Освобожденное крестьянство представляло особую сферу регулирования, которое осуществляли специальные чиновники (наиболее ярко этот подход выявился в создании института земских начальников, с 1889 г. осуществлявших «патриархальное попечительство» над крестьянами), особая система управления крестьянскими делами (особые крестьянские суды, администрация по крестьянским делам и т.п.).
Крестьяне подвергались наказаниям, которые не применялись к представителям других сословий (телесные наказания), к ним применялись наказания за проступки, за которые не наказывались лица из иных сословий (пьянство или неразумные траты).
Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших на перераспределение имущества и капиталов. Сохранившиеся ограничения (в отношении родовых и майоратных земель, заповедного имущества) существенно ограничивали свободу этого перераспределения. При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. Супруги получали седьмую долю, сестры при братьях — четырнадцатую часть недвижимого и восьмую часть движимого имущества. Усыновленные наследователи получали только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли от наследства последующих, нисходящие — боковых, первые нисходящие (дети) — вторых (внуков).
Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю — лица, приписанные к сельскому обществу. К наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Дочери допускались к наследству в равной степени, если выходили замуж за примака (жених входил в семью невесты). Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств.
ß семейном праве более четко стал проводиться принцип раздельности имущества супругов, при этом взыскания могли обращаться только на совместное имущество.
Церковь регулировала заключение, расторжение брака и иные личные отношения в семье, государство — имущественные отношения членов семьи. Церковь осуждала смешанные браки и браки, заключенные без согласия родителей (по жалобе родителей непослушных детей можно было подвергнуть тюремному заключению, лишению наследства).
Заключению брака предшествовало обручение. Расторжение брака, возможное при наличии необходимых оснований (прелюбодеяние, лишение всех прав, безвестное отсутствие, импотенция), осуществлялось консисторией (церковным судом).
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 158 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |