Читайте также:
|
|
Вступление в новое столетие для Москвы, как, впрочем, и для всей России, – это и вступление в полосу революций. 1901 год начался в Москве с демонстраций студентов и их стычек с полицией. Студентов поддержали рабочие Прохоровской мануфактуры. Это движение было направлено против незаконных увольнений и сдачи студентов в солдаты, как это случилось со 183 киевскими студентами. Участники “беспорядков”, собравшиеся у Московского университета, с пением революционных песен двинулись по Б. Никитской улице и Тверскому бульвару. На бульваре они соорудили баррикады из скамеек, преградив дорогу казакам, а у дома генерал-губернатора на Тверской был устроен митинг протеста.
Все более мощным становилось и движение либералов, которые добивались политических прав. В Москве состоялось совещание земцев с участием некоторых московских промышленников (Морозова, Сабашникова и др.), на котором были приняты тезисы с требованием свободы слова, печати, совести, собраний, равенства всех перед законом, демократизации и независимости органов местного самоуправления. Постановление, близкое по содержанию к упомянутым тезисам, было принято 30 ноября 1904 г. Московской городской думой и одобрено Московским биржевым комитетом.
Москва часто становилась местом проведения съездов интеллигенции. И если VIII Пироговский съезд, проходивший в Большом зале Московской консерватории в 1902 г., закончился при звуках органа, исполнившего “Боже, царя храни!”, то Чрезвычайный Пироговский съезд по борьбе с холерой, проходивший там же в 1905 г., завершился под возгласы: “Долой самодержавие! Да здравствует республика!” Быстро множились в Москве отделения и комитеты самых различных партий – от Московского комитета РСДРП, который призывал к созданию боевых отрядов для свержения самодержавия, до Комитета общественного спасения, который требовал созыва правительством Земского собора.
Пролетарское движение в Москве ширилось под воздействием ухудшающейся экономической обстановки. В январе 1905 г. в знак протеста против расстрела рабочих в Петербурге бастовало 40 тыс. московских рабочих, т.е. треть московского промышленного пролетариата. Одновременно рабочие выдвигали и экономические требования.
В сентябре-октябре 1905 г. Москва окончательно становится центром революционных событий в стране. Здесь 19 сентября инициаторами забастовочного движения стали печатники; их поддержали рабочие металлообрабатывающих, текстильных предприятий, пекари, учителя, врачи. 23, 24 сентября произошли стычки забастовщиков с жандармами на Страстной площади и у Никитских ворот, а 25 сентября – настоящее сражение между булочниками пекарни Филиппова и солдатами, вызванными их усмирять. 10 октября за всеобщую стачку высказались большевистские и меньшевистские организации Москвы, эсеры и Союз союзов, объединявший профессиональные организации интеллигенции. Стачка, начавшаяся еще 7 октября забастовкой рабочих Московского железнодорожного узла, стала не только общемосковской, но и все российской. В Москве стояли предприятия, закрылись магазины, прекратилась подача электроэнергии и воды, бросили работу служащие телеграфа, телефона, почтовых отделений. Опустели здания Окружного суда и Судебной палаты, прекратились занятия в учебных заведениях. Везде шли непрерывные митинги. Городская дума заседала без перерывов. Она отвергла предложение о передаче своих функций Комитету представителей всех демократических организаций и партий и даже отказалась обсуждать выдвинутое кадетами предложение об обновлении ее состава.
17 октября 1905 г. был издан известный царский манифест. Однако за ним последовала не нормализация обстановки, а черносотенные погромы. 18 октября во время одной из демонстраций на Немецкой улице на глазах тысяч людей обломком чугунной трубы был убит Н.Э. Бауман, только что освобожденный из тюрьмы. Его похороны превратились в грандиозную политическую демонстрацию: рабочие несли гроб в течение 8 часов через всю Москву; в траурной процессии участвовали сотни тысяч человек, пели “Марсельезу” и “Вы жертвою пали...”.
Трудовой люд создавал свои организации: оформляются профсоюзы, в ноябре начал работать Совет рабочих депутатов – собрание выборных от всех предприятий города. Тогда же были созданы районные Советы. В число членов исполкома Московского Совета входили по два представителя от всех действовавших в Москве политических партий и организаций. Наряду с районным делением в Москве существовало тогда деление на полицейские (впоследствии комиссариатские) участки. На территории участков действовали районные думы, которые занимались вопросами городского хозяйства. Таким образом, сложилось несколько странное переплетение советского и думского районирования.
В первых числах декабря правительство активизировало карательную деятельность. Были арестованы руководители Московского почтово-телеграфного союза и многих других союзов и организаций. 4 декабря московскому генерал-губернатору было предоставлено право вводить чрезвычайное положение в городе и губернии в случае забастовок рабочих на железных дорогах, почте и телеграфе. В ответ уже 5 декабря в “Известиях Московского Совета рабочих депутатов” был опубликован призыв ко всеобщей политической стачке. В течение трех дней забастовка стала всеобщей и приняла политический характер; рабочие не выдвинули никаких экономических требований. Рабочие-дружинники разоружали полицию. В разных районах города происходили манифестации. Поводом к открытому вооруженному выступлению послужили разгон митинга в саду “Аквариум” и обстрел полицией училища Фидлера. 8-9 декабря 1905 г. на Садово-Кудринской, Садово-Сухаревской, Долгоруковской, Б. Никитской, Б. Бронной, Б. Грузинской и некоторых других улицах возникли баррикады из телеграфных столбов, скамеек, ящиков, лестниц и т.д. В районе Миусской площади баррика да была сооружена из трамвайных вагонов.
Властям довольно быстро удалось восстановить порядок в центре города с помощью пулеметов и артиллерии: с колокольни Страстного монастыря из пулеметов обстреливалась Тверская, на Сухаревке стреляли из орудий. Появились первые убитые, больницы были переполнены ранеными. Начались многочисленные аресты организаторов и руководителей восстания. В этих условиях 11 декабря руководство движением перешло к районным Советам и боевым штабам. Самым действенным оказался Пресненский Совет: он стал органом не только восстания, но и власти. В ведении Совета оказались и выпечка хлеба, и торговля, и суд, и организация боевых действий. Поэтому именно на Пресне восставшие держались дольше всех и успешно противостояли силам правительства. Между тем в Москву из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, против пресненцев была применена артиллерия; оказались разрушены Прохоровская мануфактура, фабрики Шмидта и Мамонтова; последние баррикады попали в огненное кольцо: горели подожженные в результате артобстрела здания. 16 декабря районный Совет Пресни принял решение: с 18 декабря организованно прекратить восстание, дружинникам разойтись. Так закончилась для Москвы первая русская революция. Впоследствии Пресня стала называться в честь декабрьского восстания Красной Пресней, Кудринская площадь – площадью Восстания (ныне вновь Кудринская площадь), Кудринская улица – Баррикадной. Немецкая улица была переименована в Бауманскую.
Поражение революции 1905 г. отразилось на общественно-политической жизни Москвы. Были закрыты многие профсоюзы, тюрьмы переполнились заключенными. Правительственные гонения коснулись и демократически настроенной интеллигенции. В результате усилий властей в 1911 г. Московский университет покинули около 130 прогрессивно настроенных профессоров и преподавателей, в том числе такие выдающиеся ученые, как К.А. Тимирязев, Л.И. Петрушевский, Ф.А. Рейн, Г.И. Россолимо и др.
Период после поражения революции совпал с депрессией в промышленности. Однако в 1910 г. застой стал сменяться подъемом. Экономический подъем в Москве в годы, предшествовавшие первой мировой войне, был очень заметен. Число предприятий в Москве значительно увеличилось и достигло к 1913 г. почти тысячи. Расширялись старые предприятия, возникали новые. На фабриках и заводах паровые двигатели заменялись электрическими. Появились крупные монополистические объединения – такие, как Общество суконных фабрикантов, Русское льнопромышленное акционерное общество, Товарищество внутренней и внешней торговли и др. В стране в связи с общим экономическим подъемом шел быстрый рост городов, и Москва в этом отношении занимала одно из первых мест. Она заметно раздвинула свои границы. В 1912 г. ее население с пригородами составляло 1,6 млн. человек. По числу жителей она вышла на девятое место в мире, уступая лишь Лондону, Нью-Йорку, Парижу, Берлину, Чикаго, Вене, Петербургу и Филадельфии. В течение нескольких лет перед Первой мировой войной население Москвы ежегодно увеличивалось на 50 тысяч человек – число жителей среднего губернского города. Прирост происходил на три четверти за счет пришлого населения.
В июле 1914 г. началась Первая мировая война. И хотя Россия вступила в войну 19 июля, уже за несколько дней до этого Москва, как и другие города страны, приняла военный облик: вокзалы были запружены воинскими эшелонами, улицы – обозами с мобилизованными. Вместе со всей страной Москва пережила эту войну, которая вызвала обострение всех противоречий. Страна стояла на пороге революции.
Москва по приказу Ставки была объявлена на осадном положении: демонстрации и митинги запрещались. Войска заняли наиболее важные подступы к центру города, в некоторых местах на улицах были установлены орудия. Газетам запрещалось печатать сообщения о событиях в Петрограде. Но остановить революцию было уже невозможно и победила она в Москве быстро и вполне мирно. 1 марта к созданию Совета рабочих депутатов призвал Московский комитет РСДРП. В этот день улицы Москвы заполнились демонстрантами, направившимися с красными знаменами и революционными песнями к центру города. Полицейский отряд, пытавшийся на Яузском мосту задержать шествие рабочих завода Гужона и “Динамо”, был смят. Схватки рабочих с полицией произошли и на Каменном мосту. И здесь рабочие прорвали заслон. В то же время солдаты нескольких полков не подчинились приказу выйти из казарм для подавления беспорядков. Солдаты отказывались стрелять в демонстрантов и переходили на сторону народа. Артиллеристы бригады, расположенной на Ходынке, захватив склады с оружием, раздали его рабочим. В течение 1 и 2 марта большая часть Московского гарнизона перешла на сторону революции. 2 марта 1917 г. важнейшие городские объекты – почта, телеграф, телефон, Кремль, Арсенал, вокзалы, охранное отделение – находились в руках восставших рабочих и солдат. Губернатор, градоначальник и командующий военным округом были арестованы.
Был создан Комитет общественных организаций, прошли выборы в Совет рабочих депутатов, к руководству пришли видные большевики и меньшевики: В.П. Ногин, П.Г. Смидович, Л.М. Хинчук, А.М. Никитин. Органом власти в Москве Совет признал Комитет общественных организаций и послал туда своих представителей. Эсеры составляли большинство в созданном одновременно Совете солдатских депутатов. Попытки добиться слияния обоих Советов, как это произошло в Петрограде, не увенчались успехом.
Весна, лето и осень 1917 г. прошли в Москве под знаком возрастания напряженности и усиления влияния большевиков во всех власт ных и общественных организациях города. Об этом красноречиво говорят результаты выборов в районные думы 24 сентября, на которых большевики получили подавляющее число голосов. За них проголосовали и солдаты, что предопределило исход боев в октябре. Борьбу за свержение власти Временного правительства в Москве возглавили большевики. Подготовка вооруженного восстания для московских большевиков была связана с рядом трудностей: в Москве размещались юнкерские училища (Алексеевское и Александровское), школы прапорщиков, сосредоточилось большое число офицеров, находившихся на излечении; сильны были позиции крупной буржуазии. Кроме того, большое число мелких предприятий затрудняло создание крупных отрядов Красной гвардии.
Немедленно в Москве были созданы Боевой центр для руководства восстанием и Военно-революционный комитет (ВРК) при Московском Совете. Начальник московской Красной гвардии А.С. Ведерников приказал стягивать силы для захвата стратегически важных пунктов. Начали создаваться и районные ВРК.
Вечером 25 октября под руководством городского головы, эсера В.В. Руднева, состоялось заседание Московской городской думы, постановившее начать борьбу против большевиков. Тогда же был создан и штаб этой борьбы – Комитет общественной безопасности, в который вошли представители Московской городской думы, земства, эсеры из Советов, меньшевики из Почтово-телеграфного и Железнодорожного союзов. Так были созданы руководящие органы полярных политических сил, между которыми неизбежно должна была развернуться кровопролитная вооруженная борьба.
Основные вооруженные силы – части Московского гарнизона, отряд солдат-двинцев (солдаты Западного фронта, арестованные за политическую агитацию и заключенные в тюрьму в Двинске, а позднее переведенные в Москву), частично артиллерийские отряды, всего около 30 тыс. бойцов были на стороне большевиков. Комитет общественной безопасности располагал силами вдвое меньшими; в его распоряжении имелись два юнкерских училища, четыре школы прапорщиков, сотня казаков, отряды Белой гвардии и значительное число офицеров. Однако практически все оружие находилось в кремлевском Арсенале, занятом юнкерами.
Первоначально между двумя штабами шли переговоры. Но под их прикрытием юнкера окончательно захватили Кремль, 28 октября вероломно расстреляв находившихся там солдат 193-го пехотного полка, а также Манежную площадь и многие здания на Тверской. 27 октября в 7 часов вечера командующий войсками Московского военного округа полковник К.И. Рябцев объявил Москву на военном положении и послал в ВРК ультиматум с требованием ликвидации ВРК и разоружения революционных частей. Ультиматум был отвергнут. Военно-революци онный комитет сразу же направил приказ в районы о приведении в боевую готовность всех сил Красной гвардии и о направлении их к Моссовету. В воинские части послали телефонограмму с требованием выполнять только распоряжения ВРК. Для охраны Моссовета, где размещался ВРК, из Замоскворечья вызвали отряд солдат-двинцев. Когда двинцы проходили через Красную площадь, им преградили дорогу юнкера и предложили сдать оружие. Двинцы ринулись в атаку и пробились сквозь цепь юнкеров. С обеих сторон имелись жертвы. Это была первая кровь, пролившаяся на улицах Москвы в октябре 1917 г.
В опорный военный пункт юнкеров было превращено здание градоначальника на Тверском бульваре. 28 октября штурмом этого здания ВРК начал свои боевые действия.
Бои продолжались и на следующий день, 29 октября приняли особенно напряженный характер. Положение юнкеров стало критическим – кольцо красногвардейцев и революционных солдат неумолимо сжималось вокруг их позиций. В Москву стали прибывать подкрепления красногвардейцев из окрестных городов и уездов. Ежедневно в Москву прибывало до тысячи вооруженных красногвардейцев.
Наиболее напряженные бои происходили между Кремлем и Садовым кольцом, где находилось Александровское училище, а также в районе зданий Московской городской думы, Исторического музея, в Лефортове, Замоскворечье. 1 ноября юнкера были выбиты из здания Московской городской думы и Исторического музея.
Наконец, убедившись в бессмысленности дальнейшего сопротивления, 2 ноября в 6 часов вечера Комитет общественной безопасности подписал договор о капитуляции. За эти несколько дней боев с обеих сторон были многочисленные жертвы. Рабочих, солдат, красногвардейцев хоронили на Красной площади у Кремлевской стены, где через год была установлена мемориальная доска, юнкеров – на кладбище погибших на фронтах Первой мировой войны, в районе нынешней станции метро “Сокол” (кладбище позднее уничтожено).
После победы был переизбран состав Моссовета, председателем которого стал историк-большевик М.Н. Покровский. Городская дума была распущена.
№23.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 62 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |