Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Особенности формирования толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе

Читайте также:
  1. Cельскохозяйственное картографирование, его особенности и задачи.
  2. I. Особенности детской иллюстрированной книги как специфического жанра
  3. I. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  4. II. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормам формирования тренировочных нагрузок
  5. III. Исторические этапы формирования современной науки
  6. III. Особенности программы.
  7. IV. Порядок формирования и работы оргкомитета и жюри конкурса
  8. IV. Роль педагога-дефектолога восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы
  9. Lt;ОТВЕТ>Экономическая теория - это наука о поведении людей в процессе воспроизводства благ в мире ограниченныхресурсов
  10. Xнутренняя политика царизма в первой четверти XIX в. Попытки реформирования политической системы (М.М.Сперанский и Н.Н. Новосильцев).

В последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает плат разных проблем, связанных с отношениями людей.

И несмотря на то, что понятие «толерантность» трактуется широко, в обществе существует общее понимание его смысла. Толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, доверительность, соответствующее понимание и т.д., как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия. Толерантность и толерантные отношения проявлялись на протяжении всей истории человечества. Понимание смысла этого феномена и выполнение элементов толерантного поведения, его норм всегда являлось реальным условием выживания человечества. Определенные принципы толерантности лежали в основе формирования гражданского общества и организации многоэтнического мира. Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Толерантность не только норма гуманных человеческих отношений, важный момент их установления, но и постоянно, многопла- ново действующая «организующая сила» в развитии общества. В системе образования, в образовательном процессе проблема формирования толерантного сознания должна решаться при акцентировании внимания не только на гуманистической стороне и безопасности, что является условием выживания, но и на научном объяснении функ- циональной роли толерантности в организации и развитии общества как постоянно действующего механизма построения всех отношений. Наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. Современное общество ставит свои задачи, устанавливает нормы, делает новые акценты в содержании понятия толерантности на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе отношений. В настоящее время каждый человек включен в систему этносодержащих отношений как носитель культурных традиций, системы связей своего этноса.

Толерантность, таким образом, – объективная необходимость в процессе многочисленных контактов человека с другими этносами в многоэтническом мире, где человек, относящийся к определенному этносу, изначально принадлежит всей совокупности многоэтнически представленного сообщества и выступает участником его воспроизводства. Объявление «свободы» своего этноса и характер происходящих процес- сов суверенизации часто реализуют лишь один уровень и форму самоопределения – отделение и стремление приобрести соответствующий статус без учета мнения других этносов. Поэтому формируется новый уровень функциональной нагрузки, новые принципы-требования межсубъектного поведения, в данном случае – новые подходы к межсубъектным отношениям этносов и их представителей в современном обществе. Особенности развития общества и функционирования этносов в современной ситуации за- дают новые подходы к пониманию толерантности как феномена в контексте развития межэтнических отношений. Рост задач и ответственности людей за устойчивость и позитивную направленность развития общества, и в частности межэтнических отношений, повышает значение воспитания молодого поколения. Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей само- го воспитываемого. Современные дети живут в новых условиях: в условиях существования этноса, к которому они принадлежат, в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного про- странства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в кото- рые они включаются через СМИ и которые не всегда регулируются родителями, школой, обще- ством, в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д. Необходимо учитывать новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов. Важной является оценка детей в контексте изменения этноса, когда воспитание толерантного сознания предполагает усиление субъектной представленности этноса и поэтому большую этническую идентификацию индивидов как субъектов этноса, в условиях приобщения его к большому обществу, которое рассматривается как условие этнического утверждения. Поэтому обостряется потребность в понимании толерантности как особой сферы жизнедеятельности общества, когда в воспитательном процессе задаются нормы отношений и осмысливается структура толерантности как особого социального феномена. Новые подходы основываются не только на информативной и информативно-коммуникативной формах передачи знаний об этносе, характеристиках общения, нормах общения и т.д., но и на реальном практическом действии и взаимодействии детей. Позитивное понимание толерантности достигается через ее противоположность – интолерантность или нетерпимость. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Поэтому нетерпимости, как правило, ненавистны новшества, т.к. они отвергают привычные мо- дели модели проявления интолерантности различны – от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Причины возникновения интолерантности состоят в том, что психика человека содержит инстинкты самосохранения и сохранения своего потомства, в соответствии с которыми происходит деление окружающих людей на «своих» и «чужих». В процессе взросления человек усваивает нормы и ценности своей ближайшей культурной среды – так происходит его становление как представителя определенной человеческой общности. Данный процесс протекает сложно и противоречиво: с одной стороны, человек осознает свое положение среди подобных ему и вырабатывает толерантное отношение к близкому окружению, а с другой – он осознает и свою индивидуальность и неповторимость. В этой ситуации необходимо в каждом конкретном случае определить степень толерантности и не утратить при этом индивидуальности. Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми. В основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольного и осознанного выбранного отношения к поведению и поступкам другого. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного человека к более слабому, что включает умение педагога управлять своим поведением и учить этому воспитанника на примере собственного поведения.

 

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав