Читайте также:
|
|
Истоки русского органицизма: Органицизм начал развиваться в России с началом индустриализации России в 60ых годах XIX века. Оганицизм как явление социологической мысли развился из естественных наук (биология, география). Середина - конец XIX века ознаменовалась расцветом естественных наук, важнейшие научные открытия того времени были сделаны в естественнонаучных областях, а научные труды таких учёных как Дарвин, Менделеев, Сеченов, Тимирязев перевернули представления людей об окружающем мире. Открытия учёных способствовали интеграции естественно - научного и социального знаний.
ЛилиенфельдПавел Фёдорович. (1829 - 1903). В 1860 г. издал, под псевдонимом Лилиева, "Основные начала политической экономии", а в 1872 г. - "Мысли о социальной науке будущего", под инициалами П. Л. Признание человеческого общества за организм не в переносном смысле, а в значении естественно- реального явления - основная мысль этого труда. Пользуясь сравнительно- биологическим методом, Лилиенфельд старается установить социально- эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества.
Исходной точкой развития своих взглядов Лилиенфельд видит разграничение источников знания, из которых человек черпает его на протяжении всей своей жизни. «Для духа человеческого существуют только 2 источника познания. Он может вникать в самого себя, делая собственное «я» предметом своих наблюдений и исследований… или же дух человеческий обращает исследования свои на окружающую природу». Тем самым он подразделяет и науки на два типа: «умозрительные» - математика, метафизика, психология и естественные – естественная история, химия, физика, медицина, геология. С другой стороны, Л. говорит о том, что никакое исследование окружающей, естественной среды не возможно без «умозрения», а каждое умозрение обязательно основывается на чём-то реальном. Общество, по Л., это часть природы, неразрывно с ней с ним связанная, подчиняющаяся единым с ней законам.
С точки зрения Л. общество «стало предметом науки позже, чем природа, и причина этого заключается в том, что общественные явления, будучи разнообразнее, следуя друг за другом неправильнее явлений природы, тем самым представляют более трудностей к отысканию между ними постоянной связи, к подведению их под общие знаменатели, постоянных непреложных законов». Л. хочет сказать, что представления об обществе как о чём-то непознаваемом просто характеризуют тот этап развития человека, когда он ещё не дошёл до открытия тех естественных законов, по которым развивается общество и считает, что общество управляется высшей силой.
Лилиенфельд указывает на то, что, как и в природе, в человеческом обществе нет безусловной случайности в обширном и тоном смысле этого слова. Л. замечает, что социология не занимается изучением внутренней сущности человека и не пытается познать тайну души человека, «социология изучает лишь внешнюю деятельность человека т.е. проявление наружу его духовных и физических сил в общественной среде.»
«Социальная наука поставлена по отношению к разумно-свободной воле человека совершенно в то же положение, как естественные науки по отношению к проявлению сил природы. Физические и духовные силы человека составляют предмет социальной науки лишь настолько, насколько они проявляются наружу во времени и пространстве.
Человеческое общество – организм, высший в сравнении с организмом человеческим; оттого взаимодействие и напряжение сил в обществе целесообразнее и разумнее развития каждого отдельного человека, а следовательно, и всех органических веществ природы». Так Л. видит себе аналогию между природой и обществом. Он также подразделяет органическую природу на три различные стороны: физиологическую, преследующую цель питания растений и животных, морфологическую, обуславливаемую внешним и внутренним складом организма, и, наконец, индивидуальную, как результат единства органической жизни, представляемого особью, индивидом личностью.
Л. предполагает, что если общество есть организм, то он должен иметь те же стороны развития. Он приводит три стороны общественной жизни: экономическую, юридическую и политическую.
1. Общество питается через посредство окружающей среды, распределяя, подобно всем прочим организмам, различные произведения между отдельными индивидами – клеточками; это экономическая сторона.
2. Общество, подобно прочим организмам, слагается в различные формы посредством разграничения в известных пределах, действия отдельных клеточек; это юридическая сторона.
3. Общество приводится к единству посредством подчинения, путём власти одних индивидов, одних общественных органов, над другими, так же, как организмы слагаются в одно целое посредством подчинения действия одних клеточек действию других. Это политическая сторона развития.
Лилиенфельд приписывал обществу все черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Роль кровообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга — правительство.
СтронинАлександр Иванович(1827 - 1889)
"История и метод", "Политика как наука". Стронин написал "Историю общественности" и для народного чтения, под псевдонимом "Иванов", "Природа и люди. Рассказы о земле и о небе".
Он полагал, что учение об обществе должно быть подобно учению о биологической природе или, точнее, учению о биологическом организме. Основной метод, который следует применять при изучении общества, - метод \"социального естествознания\" Смысл этого метода - трансформировать, переносит в обществоведения готовые и известные законы и аксиомы естественных наук. Рассматривая общество как некую целостность, единый организм, Стронин изображал его в виде пирамиды, в которой существуют три яруса (класса): нижний (большинство общества, земледельцы, ремесленники) средний (капиталисты), высший (меньшинство общества, аристократия, судьи, законодатель, власть). Каждый социальный слой, по его мнение, реализует в своей деятельности то или иные конкретные задачи (по аналогии с биологическим организмом). Так, исключительное задачей аристократии является создание нравственных и интеллектуальных ценностей. В каждом обществе, как и в биологическом организме, существует определенный запас, ресурс сил, который рано или поздно должен иссякнуть. Социальный организм представляет собой высший тип биологического организма.Каждой части тела, каждому органу, нерва, мускула и тд соответствуют Аналогичные общественные орган органы.
Стронин выделяет и рассматривает три общих закона функционирования и развития общества: общий биологический закон, общий социологический закон и общий политический закон. Первый определяет условия жизни и смерти всякого общества Он связан с выявление периодов существования, развития, застоя, вырождения и смерти всякого общества.Все Эти состояния определяются соотношением сил организма - общества и его среды.
Общий социологический закон выступает как закон соединения и разделения труда Его действие определяет социальную иерархию в обществе, соотношение классов. С точки зрения общего социологического закона Стронин рассматривает причины болезней общества и видит их в нарушении социального равновесия, норм социальной иерархии, чтобы этого не было, необходимо вырабатывать и соблюдать правила \"социальной гигиены\".
Третий - общий политический – закон направлен на характеристику реального социального взаимодействия между людьми. Речь идет о выявление последствий политических процессов, связанных с развитием права, нравов, гражданских возможностей. Рассматривая действие этого закона, Стронин обращает особое внимание на формирование среднего класса и связывает действие закона, прежде всего с ним Будущее России, по его мнение, зависит от этого класса, интеллигенции, а также состояния просвещения и образованиния.
Ножин Николай Дмитриевич (1841—1866). В 1861—1864 за границей изучал естественные науки, был связан с заграничными представителями "Земли и воли". В биологической науке Н. — последователь Ч. Дарвина, выступал против мальтузианства и расизма. Провозглашал ведущую роль научного знания в социальном переустройстве общества. Н. стремился разработать социологическую теорию, которая, исходя из общебиологических законов, указала бы человечеству путь к гармоническому общественному устройству). Взаимопомощь и объединение "целостных личностей" считал источником прогресса и социальной гармонии. Буржуазному принципу конкуренции противопоставлял принцип солидарности, коллективной организации. Социологическая теория Н. оказала влияние на взгляды Н. К. Михайловского.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 225 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |