Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

с).Платон о структуре государства: основные сословия, характеристика каждого сословия.

Читайте также:
  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  3. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  4. I. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
  5. I. Общая характеристика жанровой системы связей с общественностью.
  6. I. Основные богословские положения
  7. I. Этиологическая характеристика
  8. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  9. II. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормам формирования тренировочных нагрузок
  10. II. Клинико-фармакологическая характеристика лекарственных средств, влияющих на липидный обмен.

Сократ говорит о том, что каждый человек должен заниматься своим делом. От рождения все люди не равны, отличаются они друг от друга тем, что каждому из них даны определенные способности. Каждая способность по своей природе имеет свою направленность. Эти способности необходимы им и другим людям для существования. Общество делится на сословия по принципу способностей.

Человек не может жить вне общества (гос-ва), т к не сможет удовлетворять все свои потребности.

Перевести человека из одного сословие в другое может только правитель и только когда человек находится в детстве. Сформировавшийся человек не может перейти в другое сословие.

Каждый отдельный человек в гос-ве занимает строго определенное место, в соответствии врожденным способностям души. Поскольку способностей души 3, то определяют 3 сословия: 1 сословие производители (любой материал производит человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения своих потребностей, испытывая нужду они собираются воедино - принцип распределения труда). 2 сословие стражи (по мере роста числа общества нужно его сохранять и расширять территорию. Это сословие ничего не производит, его нужно этим обеспечить.3 сословие правительство. Правителями являются философы. Пока в государствах не будут править философы, то государству будет не избавиться от всяческих зол и бед. Философ – тот, кто созерцает прекрасное; любитель мудрости; он вожделеет не к одному виду мудрости, а ко всей мудрости в целом. Подлинным философом можно назвать только того, кто любит усматривать истину. Философ познает не мнение, а бытие и истину. Философы – люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе. Философу присущи 4 основные добродетели идеального государства.

Сократ считает, что государству необходимы земледельцы и ремесленники (для производства товаров), купцы, которые странствуют по городам (посредники для ввоза-вывоза), мелкие торговцы (посредники по купле-продаже), наемники (телесная сила для тяжелых работ). Эти люди необходимы для здорового государства. Но Сократ рассматривает и государство, которое лихорадит. Там люди живут более свободно и в большем изобилии вещей. Поэтому для удовлетворения их желаний необходимо еще большее количество людей с разными новыми способностями, например, воспитателей, служанок, свинопасов, поваров, врачей и др. Для того, чтобы содержать государство в изобилии, необходимо расширение территории, это ведет к войне. А значит, государство нужно будет увеличить еще на целое войско.

Роль стражей в государстве очень велика. Для того, чтобы принадлежать к этому сословию необходимы определенные природные задатки: мужественность, наличие яростного духа. Стражи должны быть кроткими к своим людям и грозными для неприятеля. По своей природе они должны стремиться к мудрости и к познанию, быть проворными и сильными. Стражами должны становиться те, кто целью своей жизни видит ревностное служение государственной пользе и кто ни за что не согласился бы действовать вопреки ей, кто доблестнее всех стоят на страже своих взглядов и считают, что для государства нужно делать все самое наилучшее. Стражи должны получить правильное воспитание, каково бы оно ни было. Стражи не должны обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости, у них не должно быть такого жилища, куда не имел бы доступ любой желающий, припасы для военного дела должны получать от граждан, которых они охраняют. Им не дозволено пользоваться золотом и серебром.

Потомство стражей, если оно неудачно уродилось, необходимо переводить в другие сословия, а значительных людей остальных сословий – в число стражей.

Главная задача правителей – создавать законы.

Сословие необходимые способности

Правители мудрость

Стражи мужество

Ремесленники вожделение (желание, чувство)

12(с).Учение Гоббса о естественном состоянии человека: «война всех против всех», естественное право и естественные законы, договор.

Гоббс считает государство необязательным условием для существования человека, т к в отличие от Платона, у Гоббса все люди равны от природы, как физически так и умственно. Естественное состояние общества – когда нет государства, т е нет законов, нравственных законов, поэтому в естественном состоянии все люди абсолютно свободны. Естественным оно называется потому, что автор рассматривает людей от природы, когда люди еще ничего не успели создать. Из-за равенства возникает взаимное недоверие. Т е например два человека хотят владеть одной и той же вещью, но вдвоем они ей владеть не могут, из-за этого возникает недоверие, и люди становятся врагами. Из-за взаимного недоверия возникает война. В природе человека можно найти 3 причины войны: 1. соперничество, 2. недоверие, 3. жажда славы. Первая причина заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы, вторая - в целях собственной безопасности, а третья - из соображений чести.При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Война всех против всех – состояние людей, когда они относятся друг к другу как к врагу. В таком состоянии люди не могут жить, т к человек не может в таком состоянии ни трудиться, ни познавать мир, нет ремесла, лит-ры, техники, развития науки и тд, т к никому не гарантированы плоды его труда. Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. К войне людей порождают страсти – материальные желания, связанные с биологическими потребностями человека, желания, направленные на собственное существование. Причины войны: 1. соперничество, 2. недоверие, 3. жажда славы.Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости. Сила и коварство являются на войне двумя основными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Выход из войны всех против всех – нахождение и соблюдение естественных законов. Естественные законы – условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению.

Естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого.

Естественный закон есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.

Право и закон различаются между собой, право состоит в свободе делать или не делать, а закон определяет и обязывает делать что-либо.

В естественном состоянии каждый человек имеет право на все. Так как состояние человека есть состояние войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом, и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства для спасения от врагов.

Существует 2 естественных закона. Первый естественный закон гласит о том, что следует искать мира и следовать ему. Второй естественный закон гласит, что в случае согласия на мир других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе. Т е человек должен отказаться от чего-либо в той же мере, в какой он готов что-либо получить.Отказаться от человеческого права – значит лишиться свободы препятствовать другому человеку пользоваться выгодой от права на то же самое.Отказаться от права можно двумя путями: отречением или перенесением права на другого человека. Отрекаются от права, когда человеку не интересно, кому теперь оно будет принадлежать. А перенесение права имеет место в том случае, когда отказавшийся хочет, чтобы его благо досталось кому-то определенному. Когда человек отрекается или переносит свое право на другого человека, то он делает это для того, чтобы либо получить какое-то другое право, либо ради какого-нибудь другого блага, которое он хочет приобрести. Взаимное перенесение права, обмен прав есть договор. Соглашение – участие такой стороны в договоре, которая должна выполнять обязательства (по поводу вручения вещи другой стороне) к определенному, более позднему сроку, оставаясь некоторое время должником. Дар – невзаимное перенесение права,когда одна сторона переносит свое право на другую сторону, преследуя при этом свои личные цели.Договор заключается знаками двумя путями: непосредственно (т е словами «я дарю/даю/дал/подарил/подарю…») и путем умозаключения (через слова/молчание, действия/бездействие).Соглашения могут быть заключены только между людьми. Соглашение с Богом может быть осуществлено только с помощью тех, с кем Бог сообщается путем сверхъестественного откровения.Существует 2 средства, которые принудительно обязывают человека выполнять свои обещания: 1. боязнь последствий нарушения своего слова, 2. желание славы и чувство гордости, показывающие, что человек способен сдержать свое слово.Гоббс все-таки признает, что без существования государства человек не может существовать, т к в естественном состоянии договор неустойчив, к его нарушению могут привести страсти. 13(с).Учение Гоббса об общественном состоянии человека: необходимость государства, способ его образования, понятие суверена. Цель государства – обеспечение безопасности. Цель людей, живущих в государстве – забота о самосохранении и более благоприятной жизни.Людям необходимая такая общая власть, которая была бы способна защитить их от чужеземцев и от несправедливостей и при которой они могли бы спокойно существовать и заниматься своими делами. Для установления такой власти необходимо, чтобы люди выбрали одного человека или группу людей, которые являлись бы их представителями. Таким образом, люди заключают соглашение друг с другом, как бы говоря, что они доверяют свои права этому лицу или собранию лиц при том условии, что ты тоже таким образом передашь им свои права и санкционируешь их действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенных таким образом, называется государством. Государство есть единое лицо, образованное путем взаимного договора между людьми, для того, чтобы это лицо делало все возможное для защиты людей и их мира. Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном. Он обладает верховной властью, а все другие являются его подданными. Для достижения верховной власти существуют 2 пути: 1. физическая сила, 2. добровольное соглашение людей с сувереном в надежде защиты и поддержки с его стороны. Государство, основанное первым путем, называется государством, основанным на приобретении. А государство, основанное вторым путем, - государство, основанное на установлении (политическое государство). Именно такое государство и рассматривает и считает приемлемым Гоббс. Права суверенов: (они неделимы и непередаваемы) 1. подданные суверена не могут изменять форму правления и переносить его власть на другого человека или собрание лиц.2. верховная власть не может быть потеряна.3. никто не может, не нарушая справедливости, протестовать против установления суверена, провозглашенного большинством.4. подданные не могут осуждать действия суверена.5. любой суверен ненаказуем подданным.6. суверен – судья в вопросах о том, что необходимо для мира и защиты своих подданных7. право предписывать подданным правила, с помощью которых каждый из них знал свою собственность, и никто не мог у него ее отобрать, не нарушив справедливости8. суверену принадлежит судебная власть и право решать споры9. право объявления войны и заключения мира10. право выбора всех советников и министров, как гражданских, так и военных11. право награждать и наказывать той мерой, которой он сочтет нужной12. право установления почетных титулов и табели о рангах 14(с).Гегель о типах историографии. Философия истории изучает общество, его развитие. История философии изучает развитие философии как науки. Гегель с одной стороны историей называет сам процесс развития общества, а с другой стороны, история – наука о развитии общества. Гегель выделяет 3 типа историографии: 1. первоначальная история2. рефлективная история3. философская историяОн рассматривает несколько типов, чтобы определить, какой способ правильный, т е который ближе к истине. Первоначальная история: здесь автор описывает события, современником которых он был. Он не обязательно должен быть их очевидцем, но обязательно должен принадлежать к той культуре, событие которой он описывает. Т е главный принцип первоначальной истории – дух автора и дух событий тождественны. Примеры: Геродот, Фукидид.+ – Наиболее точная и субъективизмнадежная информация описываются небольшие временные фрагментыПередается дух культуры Рефлективная история – такая история, изложение которой возвышается над современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа. Цель: создать законы. Подвиды рефлективной истории: 1. всеобщая история2. прагматическая история (события различны, но общее и внутреннее в них, их связь едины. Это события, которые были в прошлом, делает современными).3. критическая история (здесь излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторический повествований, исследуется их истинность и достоверность).4. история, которая тут же выявляет себя как нечто частичное (она руководится общими точками зренияПри написании истории такого типа автор (историк) должен ответить на вопрос: «Что такое история?». Сам Гегель такой тип истории не признает. + –Неограниченна во времени научный субъективизмИсторик может открывать законы односторонность Философская история. Философия истории означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее. Суть подхода: философ исходит из того, что все в мире устроено разумно. История – процесс разумный, иначе говоря, история имеет в самой себе свой собственный разум. Историк здесь ставит задачу – раскрыть разум истории. Принцип – исторический процесс разумен. В самой истории есть своя логика, свои законы и они объективны. Цель: понять законы.В рефлективной же истории наоборот, историк вкладывает свой разум в историю.+ОбъективизмВсесторонность 15(с).Гегель о сущности истории: разум в истории, сущность духа, понятие свободы. Периодизация истории. Разум – субстанция, т е то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие. Разум – бесконечная мощь, т к разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом, долженствованием и существовать как нечто особенное, лишь вне действительности, неведомо где, в головах некоторых людей. Разум – бесконечное содержание, вся суть и истина.Разум является сам для себя предметом, на обработку которого направлена его деятельность. Он сам для себя является тем материалом, который он перерабатывает.

Разум господствовал и господствует в мире, а также и во всемирной истории. История – процесс разумный, иначе говоря, история имеет в самой себе свой собственный разум.

До Гегеля существовало две точки зрения, что разум господствует в мире:

1. Анаксагор – нет единства

2. Религиозная истина – провидения.

Сущность духа – в свободе. Духу свойственно иметь центр в себе, его единство в нем самом. Свобода является единственно истинным духом. Свобода – способность самому определять себя, свое бытие. Свобода – сущность истории, развитие духа. Периодизация истории: 1. восточный мир. Восточные народы не знают, что дух и человек свободны, поэтому они не считают себя свободными. Свободным у них является лишь один человек. И этот один оказывается в итоге лишь деспотом, а не свободным человеком.2. античный мир. Сознание свободы появилось у греков, поэтому они были свободны. Но свободны у них также были не все, а только некоторые, а не человек как таковой. У греков эта свобода была отчасти случайным, недолговечным и ограниченным цветком, но в то же время она отчасти была и тяжким порабощением человеческого, гуманного начала.3. германские народы. Именно они дошли до сознания, что человек как таковой свободен, что свобода духа составляет самое основное свойство его природы. В основу периодизации истории положен принцип свободы к мирским делам. Это проникновение принципа свободы является очень длительным и сложным процессом, который составляет саму историю.История складывается из человеческих действий, продиктованных его страстями. Реализуют всегда что-то отдельные люди, а не нация. Нация – абстракция. Страсти Гегель оценивает положительно, ничто великое в истории не совершилось бы без них. Т е страсти – двигатель истории. 16(с).Гегель о соотношении объективного и субъективного духа в истории, понятие «хитрости разума».

Гегель формирует сущность истории. Суть истории – развитие объективного духа, становится свободным. Гегель дает конкретную человеческую историю: в истории в любом событии – деятельность людей, конкретных людей человек побуждает к действию – частный интерес. Положительное содержание в частном интересе – страсти. В истории ничего не делается без частного интереса, ничего великое не совершается без страсти. Гегель говорит, что история развивается через взаимодействие объективного и субъективно духа.

Общественный дух использует субъективный, их страсти как средство реализации самого себя. Общий интерес использует частный, нахитро. Исторические действия – действия многих людей. Разум истории проявляет себя в действиях. Разум истории – это то, что заставляет на себя действовать страсти. Отдельные люди выступают как средства, которые разум истории использует. Разум истории хитрит с человеком. Частный интерес всякой исторической личности совпадает с разумом истории, поэтому исторические личности не бывают обмануты историей.

«Хитрость разума» в том, что каждый думает, что он реализует свой частный интерес. А получается не совсем то, что хотел каждый из участников событий. Мы должны знать законы истории и тогда мы получим свое.

17(с).Понятие философии у Декарта, структура философии. Философия по Декарту – совершенное знание всего, что может познать человек. Совершенное знание, т е знание, выведенное из первоначала (оно истинно). Первоначало – знание, которым выдвигаются 2 требования: 1. ясность и самоочевидность (т е знания, которые ясны сами собой для человеческого ума – аксиомы), 2. все остальные знания должны выводиться из первого знания.Декарт считает, что именно философия отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют. Поэтому наибольшее благо для государства – иметь истинных философов.Декарт – рационалист. Он выделяет 4 ступени, способа, с помощью которых человек может приобрести знание: 1. знания, которые сами по себе ясны (они ложные, поверхностные), 2. знания, полученные через чувственный опыт (чувства субъективны и могут быть ложными), 3. знания, полученные через общение с другими людьми и 4. знания, полученные из книг (люди искажают истину, могут ошибаться).Декартом в основу философии положено 3 первоначала, из которых можно построить систему знаний: 1. душа (способность мыслить)2. существование Бога – творца всего существующего в мире3. свойство нашего разума: не обманываться (не ошибаться) в суждениях о вещах, воспринятых яснейшим и отчетливейшим образом. Декарт уподобляет философию дереву: · Корни – метафизика=философия (знания о первоначалах, т е она занимается знаниями, из которых выводятся другие знания)· Ствол – физика (знания о природе в целом, общая наука о природе)· Ветви – все прочие науки - механика, медицина, этика (знания об отдельных частях мира, частные науки)Образом дерева Декарт подчеркивает принцип построения научного знания – принцип целостности, единства. Он понимает научное знание как единое взаимосвязанное знание, которое называет философией. 18(с).Принцип сомнения в философии Декарта: цель, обоснование необходимости сомнения, предмет сомнения, результат. Первым шагом в построении системы философского знания является сомнение, т е 1 раз в жизни нужно усомниться во всех существующих вещах. Т к когда мы появляемся на свет младенцами, то выносим с собой суждения о чувственных вещах прежде, чем овладеваем разумом, и это и разные предрассудки отвлекают нас от познания истины. Цель сомнения – получить первоначало. В сознании человека, когда он пытается познать истину, уже есть много предрассудков. Предрассудки – знания, которые люди получают до того, как у них по-настоящему начинает действовать разум. Особая опасность предрассудков состоит в том, что они кажутся нам истинными и не вызывают никаких сомнений. Предрассудки похожи на первоначало. Предрассудки у Декарта=идолы разума у Бэкона.Усомниться в чем-либо значит не говорить о том, что это ложно, а сомневаться в том, что это есть.Он выделяет 3 вида знаний: 1. достоверное (100% истинно)2. ложное (100% не истинно)3. сомнительное (мы не знаем истинно оно или ложно). Декарт предлагает усомниться: 1.в чувственных вещах (в природе), т е в их существовании (знание о существовании мира мы получаем чувственным путем, => оно может быть ложным. Чувства дают сомнительные, а не ложные знания).2.в математических истинах (т к они получены путем передачи от других людей)3.в Боге (т к о нем мы узнаем от других людей, из книг)4.в душе (душу он отождествляет с мышлением) Мышление – все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем.Путь получения истинного знания – вывести из первоначала путем сомнения. Процедура сомнения необходима из-за предрассудков – причина процедуры сомнения. Человек сомневается, => он мыслит. Т е сомнения есть мышление – это единственное в чем может быть уверен человек. Результат сомнения – Я мыслю, следовательно, существую. Т е мыслить – это и есть существовать. 19(с).Критика Бэконом старой методологии. Предмет исследования Бэкона – научное познание. Он разрабатывает теорию, которая получила название эмпиризм, главный принцип которой – познание базируется на опыте. Бэкон выделяет 2 пути, по которым можно познать истину. Оба эти пути предполагают использование ощущений и частностей для прихода к общим аксиомам. Но один из них бегло касается опыта и частностей, а другой задерживается на них. Один сразу же устанавливает некие общности, абстрактные и бесполезные, другой же постепенно приходит к ним. Аксиомами Бэкон называет законы, общие знания.Бэкон критикует Аристотеля, который создает логику, правила рационального познания. Он критикует метод научного познания. Тот метод, который уже имеется не позволяет делать новых открытий – главный недостаток познания Аристотеля. У Аристотеля человек из уже имеющихся знаний получает другие, и поэтому он крутится вокруг этих знаний, ничего не открывая нового. Второй недостаток – поспешные обобщения. Бэкон задается вопросом: откуда получаются эти первоначальные аксиомы? Он говорит, что мы получаем их из опыта, но они неправильны. Этот способ он называет предвосхищением природы (познание, которое мы обычно применяем в изучении природы). Его особенности: o поспешность, т к у человека маленькая опытная база (т е кол-во примеров, на основе которых делается вывод)o делаются предельно общие обобщения.В науке должен работать не метод предвосхищения природы, а метод истолкования природы (познание, которые мы должным образом извлекаем из вещей). При истолковании мы переходим к аксиомам менее общего характера, т е ступенчато идем к знанию. 20(с).Учение Бэкона об идолах разума. Идолы разума (фантомы) – помехи на пути к истинному знанию; искаженные ложные образы; особенности человеческого разума, свойства разума, которые искажают истину. Человек эти идолы не осознает.Бэкон разделяет идолы разума на врожденные и приобретенные. Врожденные идолы: идолы рода и идолы пещеры, (от них нельзя избавиться). Приобретенные идолы: идолы площади и идолы театра, (от них можно избавиться). Идолы рода присущи всем людям. Они отражают вещи искаженно. Картина нашего сознания – не то, что есть на самом деле. Пример: идеализация, т е человеку свойственно придавать больший порядок вещам, чем есть в природе. Идолы пещеры присущи отдельным людям. Они могут быть вызваны воспитанием, беседами с другими людьми, чтением книг и тд. Пример: Аристотелю присущ логизм. Этим логизмом он сделал свою натурфилософию почти бесполезной. Идолы площади (идолы рынка) (самые тягостные) – слова могут нести в себе неправильный смысл. Пример: атом (Демокрит) – т е неделимый. Это слово несет в себе смысл, что атом неделимый, а на самом деле потом было выяснено, что он делимый (19в). Чтобы избавиться от этих идолов, необходимо не доверять словам, а исследовать сами вещи. Идолы площади бывают 2-хродов:1.имена несуществующих вещей (эти слова выражают вымысел: судьба, перводвигатель, круги планет, элемент огня и др). Этот род идолов легко искоренить путем постоянного опровержения и устаревания теорий.2.имена существующих вещей, но неясные, плохо определенные и отвлеченные от вещей (влажность – слово имеет много значений и поэтому его применение неясно). Этот род идолов глубоко укоренился, и избавиться от него сложно. Идолы театра – устанавливается определенная теория, если признается авторитетом ее автора, то ученые верят ей и следуют ей. Чтобы избавиться от этих идолов, нужно отрицать авторитеты.Все идолы должны быть отвергнуты и отброшены твердым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них. Только тогда человек сможет открыть истинное знание. 21(с).Методология Бэкона: учение об опыте, учение об индукции. Бэкон говорит, что самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте.Бэкон критикует древнегреческих философов, т к все их учения сводились к простым спорам. Он положительно оценивает натурфилософов, т к они исследовали природу. А Платон и Аристотель все изменили, т к они ушли от исследования природы, они рационалисты, т е не используют опыт – главный недостаток древнегреческой философии. Истинный метод опыта состоит в следующем: он начинает с сосредоточенного и систематического опыта, вывода из него аксиомы, а из этих аксиом выводит новые опыты.Бэкон критикует старый метод, и эмпириков, и рационалистов. Рационалистов о еще называется догматиками. Эмпириков он уподобляет муравьям, которые только собирают и довольствуются собранным (т е они собирают и накапливают опытные знания, но им не хватало в своем познании аксиом). Догматиков же он уподобляет паукам, которые производят из самих себя (т е они производят знания из собственного мышления – силлогизм. А это не имеет никакого отношения к опыту, т е они не познают природу). Бэкон считает, что ни один из этих способов не должен преобладать в философии, т е нужно эти два способа познания совмещать. У Бэкона познание имеет 2 ступени: 1.опытное познание (о природе, вещах; знание, полученное чувственным путем), Существует 2 вида опытов: светоносные и плодоносные. Светоносные – опыты, которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом. Плодоносные – предназначены для того, чтобы открыть в чем-либо причину, а не для осуществления какого-либо дела; находят конец вопросу. Знания, полученные в плодоносном опыте, можно сразу же применять, а светоносные не приносят практическую пользу, но содействуют открытию причин и аксиом. Бэкон отдает предпочтение светоносным опытам, т к они содействуют открытию законов. Главное требование к опыту: порядок, т е он должен быть продуман и должен проходить по определенным правилам. Опыт фиксирует положение дел в данном случае, он ничего не доказывает и ничего не обобщает. 2.выведение аксиом (законов). Здесь главный инструмент – это разум. Аристотель использует метод дедукции (т е от общего к частному). Бэкон говорит, что этот метод не применим, и нужно использовать индукцию (от частного знания к общему) – способ получения аксиомы. Аксиомы получают следующим образом: от частностей переходят к меньшим аксиомам, затем к средним, а потом к самым общим.Индукция, которая будет полезна для науки, должна разделять природу посредством должных разграничений и исключений. И затем от достаточного кол-ва отрицательных суждений она должна заключать о положительном. Такой формой индукции до сих пор никто не пользовался, кроме Платона. Эта индукция помогает не только вывести аксиомы, но и определение понятий.

 




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав