Читайте также:
|
|
I блок
Смена ведущих форм деятельности при нормальном онтогенезе. Особенности при ЗПР.
Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития (По Леонтьеву).
На протяжении дошкольного возраста, т.е. в первые 7 лет жизни, у деей с ЗПР отмечается задержка в смене форм общения со взрослым и форм целостной деятельности, обеспечивающей наиболее оптимальное присвоение человеческого опыта на том или ином этапе возрастного развития.
Наиболее отчетливо задержка смены ведущей деятельности проявляется в том периоде дошкольного возраста, когда ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Чем выраженнее задержка, тем более нарушенными будут все компоненты игровой деятельности (Е.С.Слепович, 1990). Фактически при ЗПР церебрально-органического генеза развернутая сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется. Дети не могут самостоятельно выбрать тему, распределить роли, подобрать соответствующие изобразительные средства, строго следовать игровым правилам.
Сравнительное изучение игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР, нормально развивающихся и умственно отсталых сверстников показало, что качества игровой деятельности как ведущей и ее динамика на протяжении дошкольного возраста не обеспечивают естественного, «безболезненного» перехода детей с ЗПР к следующему возрастному этапу. При нормальном развитии игровая деятельность к концу дошкольного периода по структуре и основным параметрам все больше приближается к деятельности учебной. Это прослеживается:
У детей с ЗПР, несмотря на формальное предпочтение сюжетно-ролевой игры (52,8% случаев), на относительно высоком уровне разыгрывались сюжеты только на бытовые темы. Это выражалось в длительности игры, соблюдении ролевых взаимоотношений. Чаще всего это был сюжет «дочки-матери». Однако он отличался чрезвычайной бедностью: в основном отображались негативные аспекты семейных взаимоотношений. Остальные сюжеты в той или иной степени служили лишь дополнением к «семейному» сюжету. В сюжетах, не связанных с непосредственным опытом ребенка, таких, например, как «школа», ребенок с ЗПР переходил, как правило, на уровень социально-предметных действий, что является типичным для нормально развивающихся детей 3 — 5 лет.
В то же время сама по себе игровая активность, обладающая неограниченными возможностями эмоционального, двигательного и когнитивного самовыражения, является для детей с ЗПР наиболее привлекательной (И.А. Юркова, 1971; Н.Л. Белопольская, 1975; Л.В.Кузнецова, 1981; Е.Б.Аксенова, 1992; Н.П. Слободяник, 1999; Е.А.Чернышева, 2001).
17. Сущность социальной модели инвалидности (проиллюстрируйте выдержками из Декларации«Независимой жизни инвалидов». Отличие от медицинской модели.
Социальная модел ь предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности людей с различными ограничениями.
Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
Она рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие ребенку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, которая делает человека инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.
Нарушение – это потеря или повреждение физической, ментальной или интеллектуальной функции на долгое время или навсегда.
«Инвалидность – это потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров» (DPI, 1981).
Понимание и принятие социального подхода к инвалидности позволяет повышать самооценку людей с инвалидностью и дает им второе дыхание в их борьбе за равные права и возможности. Этот процесс повышения самооценки и активности людей с особыми потребностями должен начинаться с ранних лет. Родители, учителя, доктора и все остальные, кто общается с ребенком, должны понять и принять эту модель.
Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».
В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму нарушений, подвергались обязательному «лечению», институционализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей отнималось даже право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные способы лечения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер – к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.
От детей с инвалидностью в рамках рассматриваемой модели ожидается, что они приспособятся к существующей среде и обществу. И зачастую забывают о том, что у них также есть права человека, в частности – право быть принятыми такими, какие они есть, и право на получение дошкольного и школьного образования.
Если ребенок не может выполнять некое функциональное задание или действие из-за имеющегося нарушения, проблему ищут не в том, что оно не продумано и его надо лучше организовать, а в самом ребенке, который не может это действие произвести.
В рамках медицинского подхода родители часто получают искаженную информацию от медицинских работников, докторов, социальных работников и психологов о реальных возможностях своего ребенка и о наиболее подходящем для него способе получения образования. Причем наиболее вероятна такая рекомендация: обучение в специализированной школе, в специализированном детском саду или на дому. И родители часто принимают эти рекомендации.
Нарушения могут сокращать жизнь людей и могут ограничивать круг того, что эти люди умеют делать. Нарушения могут причинять значительную боль и неудобство, но они не должны определять жизнь ребенка с инвалидностью. Мы «зациклились» на медицинской модели, если у нас нарушения определяют всю дальнейшую жизнь ребенка.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 101 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |