Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные направления формирования экочеловека.

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  3. II. Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормам формирования тренировочных нагрузок
  4. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  7. III. Исторические этапы формирования современной науки
  8. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  9. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.
  10. III. Основные положения синтетической теории эволюции

1) Принцип органической связи трех аспектов формирования человека: образования, воспитания и обучения.

2) Синтез двух способов мышления: рационально-логического и интуитивно-образного.

3) Целостность образования, реализуемая на трех уровнях:

– целостность всей системы образования;

– целостность каждого отдельного цикла;

– целостность отдельной дисциплины.

24. Ноосфера как перспектива экосоциального развития.

Ноосфера — (греч. nous — разум и sphaira — шар) — "сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). <...> Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».

 

25. Идеи В.И. Вернадского и Тейяра де Шардена о ноосфере.

Другой представитель естественнонаучного направления в антропокосмизме – В.И.Вернадский, развивающий концепцию ноосферы, – утверждал, что составной частью всех запасов энергии на нашей планете является физическая и духовная сила людей, т.е. человек является определенным источником энергии, входящей в энергетический потенциал всей планеты [10]. Причем активная мыслительная деятельность человека обладает энергией, достаточной для того, чтобы создать в биосфере Земли условия для перехода ее на новую стадию эволюции – стадию ноосферы. Ноосфера, будучи определенной ступенью в развитии природной оболочки планеты, представляет собой целиком охваченную и преображаемую активной созидающей человеческой мыслью биосферу. Эта стадия всецельного охвата Земли "мыслящей оболочкой" может наступить лишь на определенном этапе развития мышления человека, а значит, мозга. Причем переход биосферы в стадию развития ноосферы вполне закономерен и необратим, так как предполагается объективным законом эволюционирования этой оболочки Земли. Ноосферу Вернадский рассматривает как процесс, постоянное развитие, импульс которому дает постепенное совершенствование разума человека. Он утверждает, что она, постоянно эволюционируя, является уже состоянием наших дней.

Переход биосферы в стадию ноосферы возможен лишь при подключении к процессу эволюции новой, принявшей характер геологической и энергетической, силы – человеческой мысли (в первую очередь научной) и активной осмысленной деятельности. Называя мысль геологической и энергетической силой, Вернадский имеет в виду те грандиозные изменения в окружающей среде, которые влечет за собой осознанная человеческая деятельность, опирающаяся на научные и технические достижения. Как пишет Вернадский, наша планета уже начинает превращаться в звезду, "созданную" одним из 3,5 миллионов биологических видов – человеком. За счет этого человеческого вмешательства радиоволновое излучение нашей планеты стало сравнима с излучением Солнца в спокойном состоянии. На Земле уже идут совершенно иные, космохимические реакции, синтезируются абсолютно новые химические элементы.

Именно активная, деятельная научная мысль, по мнению Вернадского, представляет собой основной фактор глобального эволюционного изменения – перехода на стадию ноосферы. На этом этапе биосфера не просто целиком охватывается человеческой мыслью, но и активно преображается ею, причем это реализация закона самой биосферы. Таким образом, толчок для этого постепенного превращения, его "программа" заложены в самой биосфере, значит, она сама предполагает и направляет развитие разума человека, способствует этому развитию.

Этот переход планеты в глобальную стадию развития "разумной оболочки" неизбежен и естественен так же, как и появление самого человека на Земле. Его возникновение – это проявление закономерного, непрерывного процесса эволюции видов. При этом человек на современном этапе – далеко не венец творения, а лишь очередная, далекая от совершенства ступень эволюции живых организмов [11]. Эта вечная эволюция видов, в ходе которой постепенно изменяется их влияние на окружающую среду, переходит естественным образом, в эволюцию самой биосферы.

Такой же естественный характер носит и развитие разума, а, значит, и науки. Вернадский пишет об этом: "Научное знание... не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого оно является" [12]. Таким образом, в целом развитие науки лишь способствует эволюционированию биосферы, согласуясь в естественным геологическим законом. Можно заключить, что и биосфера Земли и научная мысль человечества в своем развитии взаимно обогащают друг друга, подавая друг другу импульс для дальнейшего развития.

Ученые, являющиеся по убеждению Вернадского наиболее передовыми и влиятельными представителями человечества, несут в себе в концентрированном виде лучшие его интеллектуальные и моральные качества, новые, еще не развитые в обыденном сознании прочей части населения Земли идеи и взгляды. Наука и, следовательно, преображение ею биосферы Земли, ее геологических процессов, энергетики являются "природным явлением". Ведь ее возникновение и развитие обусловлено в значительной мере развитием человеческой мысли и опыта. Значит, будучи вовлеченным тем или иным образом в научную деятельность, человек приближается к естественности, гармоничной согласованности с природой, восстанавливает свои изначальные связи с ней, так как действует в согласованности с ней.

Как и все антропокосмисты, В.И.Вернадский выступал за целостное восприятие мира человеком, понимая это восприятие как необходимый "спутник" действия необратимых законов эволюции.

 

26. Парадигмы социоприродного развития.

В основании альтернатив развития (негативная и позитивная) лежат две парадигмы. Негативная - парадигма человеческой исключительности. Человек царь природы, человек творитесь природы. Стремление человека от освобождения человека от природы. Положения:

1.Человек отличается от остальных животных не только биогенетическими характеристиками, а главным образом социокультурными достижениями. (чем человек отличается, а генетически более 25% от животных не отличаются). На этом основании вывод, что люди доминируют над всеми доминируют на земле.

2.Основными детерминантами человеческой деятельности являются социокультурные и технико-технологические факторы.

3.Естественная природа существует безотносительно человеческой деятельности

4.Мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности, а значит все проблемы человечества принципиально разрешимы и, следовательно, технический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно долго.

Новоэрвайрментальная? парадигма. Выбор стратегии конволюции.

1.Человек остается одним из многих биологических видов, включенных в экосистему планеты, несмотря на культурные, социальные, технологические или иные характеристики.

2.Деятельность человека и общества определяется не только социокультурными особенностями, но и природными процессами и явлениями

3.Люди живут в природном окружении, характеризующимся ограниченностью ресурсов и зависят от него. Это накладывают определенные ограничения на человеческую деятельность.

4.Хотя человеческая деятельность до некоторые степени увеличивают несущую способность среды объективные законы остаются обязательные для человека и социума.

Общество может меняться, когда меняется окружение, чтобы изменения были сбалансированы, необходима эта парадигма развития, которая направлена на экологизацию мышлений. В её основе лежат принципы биоэтики.

 

Таблица 1. Сравнение конкурирующих парадигм

Доминирующая социальная парадигма Новая инвайронментальная парадигма
I. Низкая ценность природы - природа существует для производства благ - господство человека над природой - предпочтение экономическому росту, а не защите среды I. Высокая ценность природы - природа ценна сама по себе - гармония человека и природы - предпочтение защите среды, а не экономическому росту
II. Сострадание только к тем, кто рядом и дорог - эксплуатация человеком других существ для удовлетворения своих нужд - безразличие по отношению к заботам других людей - интерес к проблемам только своего поколения II. Сострадание как жизненный принцип, по отношению к: - другим живым существам - другим людям - другим поколениям
III. Согласие на риск с целью максимизации богатства - наука и технология суть огромное благо для людей - быстрое развитие атомной энергетики - приоритет твердым технологиям - уменьшение значения регулирования, использование рыночных механизмов, индивидуальная ответственность за риск III. Продуманные планирование и действия с целью избежания риска - наука и технологии не всегда благо - «нет» дальнейшему развитию атомной энергетики - приоритет мягким технологиям - государственное регулирование с целью защиты природы и человека, их взаимная ответственность
IV. Рост без ограничений - в ресурсах нет недостатка - проблемы перенаселения не существует - приоритет производству и потреблению IV. Ограниченный рост - ресурсы ограничены - нужно ограничить популяционный взрыв» - приоритет сохранению
V. Существующее общество о'кей (сохранение доминирующей парадигмы) - люди не слишком разрушают природу - иерархия и эффективность - предпочтение рынку - соревнование - материализм - сложные и быстро изменяющиеся стили жизни - работа с целью удовлетворения экономических потребностей V. Нужно совершенно новое общество (т. е. новая парадигма) - люди серьезно разрушают природу и самих себя - открытость и (со)участие - предпочтение общественным благам - кооперирование - постматериализм - простые стили жизни - в работе главное - удовлетворение от нее
VI. Старая политика - эксперты - ключевые фигуры - предпочтение механизмам рыночного контроля - отказ от прямых действий, использование существующих институциональных структур - сохранение старой, «право-левой» партийной структуры VI. Новая политика - консультации и соучастие - предпочтение предвидению и планированию - готовность к прямым действиям - новая партийная структура, ориентированная на новые проблемы

 

27. Новая экологическая парадигма: основные установки.

 

Новоэрвайрментальная? парадигма. Выбор стратегии конволюции.

5.Человек остается одним из многих биологических видов, включенных в экосистему планеты, несмотря на культурные, социальные, технологические или иные характеристики.

6.Деятельность человека и общества определяется не только социокультурными особенностями, но и природными процессами и явлениями

7.Люди живут в природном окружении, характеризующимся ограниченностью ресурсов и зависят от него. Это накладывают определенные ограничения на человеческую деятельность.

8.Хотя человеческая деятельность до некоторые степени увеличивают несущую способность среды объективные законы остаются обязательные для человека и социума.

Общество может меняться, когда меняется окружение, чтобы изменения были сбалансированы, необходима эта парадигма развития, которая направлена на экологизацию мышлений. В её основе лежат принципы биоэтики.

 

 

Классическая социология в течение длительного периода рассматривала окружающую среду как внешний фактор, не связанный с социальной сферой. Так продолжалось до конца 1980-х годов. Изучение экодвижений как носителей системы ценностей позволили сформулировать Новую Экологическую Парадигму (НЭП). НЭП позволяет выявить ключевые социально-культурные установки (позиции) общества по отношению к основным аспектам своего функционирования – промышленному росту, прогрессу, политике, взаимосвязям человека с природой и т.д.

Современную Доминирующую Социальную Парадигму (ДСП) можно обозначить как «Парадигму человеческой исключительности» (Яницкий О.Н.), ее основой является антропоцентризм. НЭП предполагает отказ от этого принципа и признание человека одним из многих других существ, которые взаимозависимы и включены в глобальную экосистему. Она основывается на доминировании таких идей, как самоценность природы, забота обо всех живых организмах, включая людей и их будущие поколения, стремление к исключению любых видов риска и опасностей, угрожающих человечеству и природе; признание того, что существуют законы биосферы, которые человеческое общество не должно преступать.

 

28. Принципы социоприродной этики.

социоприродная этика, новое экологическое мышление, являются фактически глобальной идеологией естественного бытия, т.е. бытия, не противо-действующего законам природы, а, наоборот, согласующегося с ними.

 

Строится на иных принципах - био и социоприродная этика. Лежат в основании модели социоприродного развития. Нельзя повысить организованность биосферы только техническими способами. Природу следует рассматривать во взаимосвязи. Биоэтика очень важно, человек стоит на пороге выработки биоэтики. Споры неизбежны, уточнение принципов будет продолжаться.

Принципы социоприродной этики:

1.Биоцентризм. Главной ценностью должна быть жизнь во всех проявлениях.

ŸПрирода обладает ценностью сама по себе, вне зависимости от полезности, бесполезности или вредности для человека или общества.

ŸСвобода человека по отношению к природе относительна

ŸЧеловек не обладает особыми привилегиями по отношению к другим живым существам, на том

некоторые принципы социоприродной этики, которые могли бы быть положены в основу моделей воспитания и образования современного человека на идеях целостного мировосприятия.

Ÿ1. Свобода человека по отношению к природе относительна. Люди не могут наладить разумное хозяйствование, не подчиняясь требованиям законов природы.

Ÿ2. Для формирования гармоничной личности необходимо ее непрерывное (причем с самого раннего детства) образование, способствующее становлению экологического сознания и культуры. Основной принцип подобного воспитания – целостность мировосприятия и цельность самой личности, что означает рассмотрение ею себя и человечества в целом не в качестве исключительного субъекта, оторванного от природы, а как единое целое, являющееся подсистемой природы и космоса.

Ÿ3. Формирование экологической культуры, (которая выступает в виде процессов и форм адаптации человека и общества к окружающей их среде) должно начинаться с развития экологического сознания. Его сущность заключается в понимании того, что сохранение биосферы – это не только сохранение естественных основ человеческого бытия, без которых человек не сможет жить, существовать ни как биологический вид, ни как социальный субъект, но и возможность перехода на более высокую ступень социоприродного существования, когда система "общество–природа" будет находиться в состоянии устойчивого равновесия.

Ÿ4. Разум, не контролируемый нравственностью, может привести к гибели цивилизации. взаимодействие общества и природы можно рассматривать как своеобразный геобиосоциогенез.

Ÿ5. Воспитание целостного человека одной из главных задач имеет развитие личности, умеющей и не боящейся самостоятельно мыслить и открыто выражать свою позицию. основании что имеет разум. Наоборот именно его разумность налагает на человека дополнительную ответственность по отношению к окружающей его среде.

ŸРазум, неконтролируемый нравственностью, может привести к гибели цивилизации.

ŸЧеловек представляет собой биосоциальную систему, которая выполняет определенные функции заданные природой. (человек обладает такими характеристиками как стыд, совесть, может смысл существования состоит в умножении и воспроизводстве форм жизни?)

ŸОсновной принцип существования на земле - принцип любви и сострадания. Агрессивность и эгоизм - рудименты у человека.

ŸДля достижения социоприродного развовесия необходимо формирование экологической культуры. Начать с воспитания чувства экологической ответственности.

ŸВоспитание целостного человека, основой которого являются целостность мировосприятия и цельность личности (экочеловека). Творческое мышление, саморазвитие, учет опыта предшествующих поколений и т.п. Приоритет - духовные потребности.

 

29. Понятие и парадигмы устойчивости.

парадигма использования (человеческая активность влияет на природное окружение, но то влияние не должно носить разрушающего характера),

парадигма сохранения (природа имеет ограниченную способность к воспроизводству, поэтому необходимо снизить уровень потребления природных ресурсов),

парадигма управления (технологии, создаваемые человеком должны в гармонии с условиями природы),

парадигма охраны (природа является очень хрупкой и общество должно приспосабливаться к ней различными путями)

 

30. Концепция устойчивого развития (общая характеристика).

1987 доклад комиссии Брундланд по заказу ООН.В 92 году - первый форум мировых лидеров в Рио-де-Жанейро. Конференция ООН. Одобрен план действий «Повестка дня на 21век», раз в 10 лет конференции. В 2002 в Йоханнесбурге “Саммит Земли«.

Основные положения концепции:

1.Устойчивое развитие - такое развитие, которое отвечает потребностям настоящего и не препятствует возможности будущих поколений удовлетворять их собственные.потребности.

2.Основой концепции являются принципы меж- и внутрипоколенческой справедливости. Меж - справедливое распределение ресурсов между настоящим поколением и будущим. Внутри - справедливое распределение ресурсов внутри одной стороны либо между странами, но в рамках одного поколения.

3.Концепция строится на четырех парадигмах устойчивости. По сути их тоже можно считать системообразующими принципами: парадигма использования (человеческая активность влияет на природное окружение, но то влияние не должно носить разрушающего характера), парадигма сохранения (природа имеет ограниченную способность к воспроизводству, поэтому необходимо снизить уровень потребления природных ресурсов), парадигма управления (технологии, создаваемые человеком должны в гармонии с условиями природы), парадигма охраны (природа является очень хрупкой и общество должно приспосабливаться к ней различными путями)

4.Для реализации устойчивого развития необходимо найти экономические рычаги, которые способствовали бы экономическому росту при одновременном сокращении расходов энергии и сырья, изменению структуры потребления и более справедливому распределению продуктов и услуг.

5.Техническое развитие современной цивилизации в качестве приоритетных направлений должно иметь экологически чистые технологии, биотехнологии, альтернативные источники энергии и производство экологически чистой продукции.

6.Успешность реализации концепции зависит от того, насколько эффективным будет поиск новых форм сотрудничества государства и бизнеса для борьбы с бедностью, для создания механизмов справедливого обмена и распределения и изменения структуры потребления с тем, чтобы сделать её более рациональной и дружественной для среды обитания.

7.Концепция направлена на нейтрализацию всего негативного комплекса социальных, экономически и экологических диспропорций, накопленных в обществе и окружающей среде и создание условий, исключающих возникновение таких диспропорций.

8.Главным звеном экосистемы является человек, его исходные ценности и установки играют решающую роль в тех экологически грамотных действиях, которые он должен производить как специалист, гражданин государства, житель планеты Земля. В этом смысле резко повышается роль экологического образования, воспитание экологической ответственности и формирование экологической культуры

 

итак концепция занимает срединное положение между позитивной и негативной




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 64 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав