Читайте также:
|
|
Во взглядах на виртуальную реальность можно обозначить две крайние позиции: одна из них сводит виртуальную реальность исключительно к техническому, другая − к психическому феномену. Остальной спектр мнений находится между ними. В результате анализа многообразия концептуальных представлений выделяются: компьютерно-техническая виртуальная реальность, психологическая виртуальная реальность, эстетическая виртуальная реальность, социальная виртуальная реальность, виртуальная реальность как «недород бытия», виртуальная реальность как результат превращения, виртуальное как бытие в небытии, виртуальное как уровень небытия в бытии, виртуальное как подмена одного типа бытия другим, виртуальная реальность диалога.
В рамках технического направления развивается компьютерно-техническая трактовка виртуальной реальности, когда под этой реальностью подразумевается погружение и навигация субъекта в искусственно созданной при помощи компьютеров трехмерной среде, а также манипулирование ее объектами (обратим внимание, что трехмерность здесь понимается в смысле «минимально возможной размерности», какой является размерность физического мира).
Технологии виртуальной реальности направлены на создание иллюзии присутствия человека в сконструированном мире. Чтобы добиться эффекта погружения в виртуальную реальность, пользователь должен получить ощущения от внешних стимулов и раздражителей, продуцируемых техническими средствами. Первыми появились устройства, которые воздействуют на зрение и слух человека, поскольку эти два канала восприятия являются наиболее информативными. В настоящее время также довольно успешно развиваются технологии имитации тактильных ощущений. Виртуальные устройства, передающие запах и вкус, переживают стадию своего начального развития.
Технические системы, порождающие виртуальную реальность, воздействуют и на рецепторы глубокой чувствительности: передают пользователю мышечные инерционные и вибрационные ощущения, неотличимые от реальных. Воздействовать на внутренние мышечные ощущения, напрямую не связанные с физическими действиями, гораздо сложнее, но уже имеет место опыт вживления в мышечную ткань пользователя миниатюрных электронных устройств, управляемых компьютером. Сегодня для массового использования пригодны лишь аудиовизуальные системы виртуальной реальности. Однако очевидно, что в будущем виртуальный мир для рядового пользователя приобретет дополнительные измерения.
В психологическом направлении представлены интерпретации виртуальной реальности как выхода из повседневности и как сновидения.Здесьрассматриваются вопросы: существования человека в экстремальных условиях, измененных состояний сознания, психологии алкоголизма и др.
Заслуживают особого внимания труды Н.А. Носова − одного из основоположников так называемой виртуалистики, в рамках которой осуществляется построение полионтичной картины мира. Н.А. Носов выделяет специфические свойства виртуальной реальности: автономность, актуальность, интерактивность, порожденность, вводит обобщенное понятие для событий виртуальной реальности − «виртуал» − со следующими свойствами: непривыкаемость, объективированность, спонтанность, фрагментарность, а также измененность статусов телесности, личности, сознания, воли.
Психологические представления о виртуальной реальности базируются на основании концепции «конструирования реальности» человеческим сознанием, когда субъективные переживания воспринимаются в качестве объективной реальности. Стоит отметить, что ряд исследователей полностью отождествляют субъективную реальность с виртуальной реальностью, что лишает последнюю свойственной ей специфики.
В качестве своеобразного ключа в виртуальные миры предлагается рассматривать явление, известное под названием «осознанные сновидения». В последние десятилетия данное явление рассматривалось П. Гарфилдом, С. Лабержем, Х. Рейнголдом, П. Толи. Все они доказывают возможность непосредственной трансформации человеком образов сновидения, что, по их мнению, должно свидетельствовать о существовании возможного диалога с содержанием сна.
Таким образом, концептуализация виртуальной реальности в психологическом направлении осуществляется как теоретическое обобщение исследуемых психологических явлений.
Исследователи социальной виртуальной реальности отмечают,что виртуальное измерение приобретает всякое пространство культуры, создаваемое различного рода симуляциями, когда присутствует подмена социальной реальности виртуальной. Подчеркивается, что виртуальная реальность даже и не предполагает реальных действий или преобразований, для ее существования вполне достаточно их симуляции. Под процессом виртуализации общества полагается процесс симуляции социальной реальности, обусловленный особенностями современного общественного развития. В частности, М.С. Кунафин замечает, что виртуализация реальности сопровождается созданием определенного стереотипа личности, который придерживается определенных стандартов поведения, образа жизни. Для воспроизводства такого человека необходимо лишить его оснований, которые мешают лепить из него необходимое виртуальное «Я».
Виртуальная реальность имеет эстетическую трактовку в искусствоведении. Здесь понятие «виртуальная реальность» активно используется для осмысления процессов, которые протекают в искусстве. Представители данного направления проводят аналогии между генезисом искусства и развитием современной информационной среды. С данных позиций, само возникновение виртуальной реальности считается продолжением процесса символизации искусства. Последнее рассматривается как особое пространство, где художественные формы – «отпечатки реального мира» − организуются по более пластичным и свободным принципам, чем законы материального мира. Подчеркивается, что общность виртуальной реальности и искусства заключается в том, что и то, и другое выводят человека из его собственного пространства-времени и погружают в иное пространственно-временное образование.
Онтологическое направление исследования виртуальной реальности.
Представление виртуальной реальности как «недорода бытия» выдвигается в работах С.С. Хоружего. Он считает, что применительно к виртуальной реальности большинство привычных философских понятий не подходит и предлагает, отказавшись от традиционного дискурса сущности, перейти к дискурсу энергии. С.С. Хоружий подчеркивает, что виртуальная реальность требует для своего бытия носителя-человека, и ввиду отсутствия определенных черт объективной реальности, становится недородом бытия. Однако, на наш взгляд, определение им онтологического статуса виртуальной реальности как недорода бытия несколько умаляет статус и значение виртуальной реальности.
Концепцию виртуальной реальности диалога разрабатывает М.Ю. Опенков. Он, допуская как монологическое, так и диалогическое истолкование виртуальной реальности, осуществляет онто-диалогическое исследование виртуальной реальности.
Привлекает внимание интересная трактовка виртуальной реальности как бытия в небытии, принадлежащая Р.А. Ярцеву, исследование которого базируется на концепции так называемого субъективного субстанционализма. Онтология виртуальности конструируется с помощью вводимого им понятия «бытия в небытии».
Р.А. Нуруллин развивает представление о виртуальном как информационном уровне небытия в бытии, полагая, что между небытием и бытием существуют определенные отношения когерентности.
В концепции С.И. Орехова виртуальная реальность представляется как процесс и результат превращения отношений системы (ее обязательным элементом является сознание человека) в иные необычные выражения, которые зачастую предстают в форме наглядных, зримых образов.
В типологии бытия, предложенной А.Ф. Кудряшевым, виртуальное представляется как смешение типов, подмена одного типа бытия другим типом, когда объективное бытие принимается за субъективное, и наоборот. Данное обстоятельство объясняется тем, что по месту своего пребывания виртуальное рождается и существует в пространстве «между». Аналогичная точка зрения высказывается Л.М. Андрюхиной.
Рассмотрение множества концепций виртуальной реальности, подводит к выводу: трактовок виртуальной реальности может быть, в принципе, сколь угодно много. Каждый исследователь пытается создать свою концепцию виртуальной реальности. Такое многообразие мнений не проясняет понятие «виртуальная реальность», а, напротив, переводит его в ранг неопределяемых понятий. Однако, несмотря на все многообразие типов виртуальной реальности, и различных подходов к ее интерпретации, во множестве представленных концепций виртуальная реальность всегда связывается с сознанием человека и обязательно предполагает его участие. Все вышеуказанные интерпретации базируются на признании существования двух или более типов онтологически самостоятельных реальностей, не сводимых друг к другу.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 73 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |