Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Наука как особый социальный институт

Читайте также:
  1. D) это педагогически адаптированный социальный опыт, который должны усвоить учащиеся в процессе обучения.
  2. XIV. Светские наука, культура, образование
  3. А педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося). Это и есть ее предмет!
  4. А) медицина относится к наукам эмпирическим
  5. Автор: Владимир Aлександрович Дресвянников, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Пензе
  6. Автор: Михаил Bлaдимиpович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования.
  7. Агенты и институты социализации. Социальный контроль. Самовоспитание личности.
  8. Адміністративно-процесуальне право як наука та навчальна дисципліна.
  9. Античная наука
  10. Антропология как наука, ее разделы, методы, история развития.

 

Наука – это когнитивно-социальная (познавательно-социальная) деятельность, выполняемая определенными людьми (учеными), которые определенным образом организованы в различные «школы», лаборатории, научные центры, академии, связаны с определенными фондами. Значительную роль в развитии науки (например, в выборе направлений исследования, в оценке решений проблем) играет роль межсубъектных когнитивных коммуникаций (содержательного общения).

Основные социальные функции науки:

мировоззренческая (формирует глубокое, целостное, развивающееся, систематизированное мировоззрение, базирующееся на передовых истинных объективных знаниях),

культуроформирующая ( наука – один из основополагающих элементов культуры, составляющий основу цивилизации; наука вносит свой вклад в развитие культуры, как духовной, так и материальной),

регулятивная (через систему образования, воспитания, обучения),

исследовательская (наука, изучающая конкретную реальность, открывает ее новые стороны и качества, выявляет все более эффективные методы познания и т.п.),

обучающая (наука предполагает передачу научных представлений от одного научного сообщества к другому, от одного ученого к другому – через систему образования, научные школы и т.п.), это обеспечивает преемственность, формирование научных традиций,

коммуникативная (наука – процесс обмена информацией между членами научного сообщества).

 

Философию с наукой роднит их теоретичность. Научному познанию присущи системность, строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем, процесс получения научного знания предполагает и гипотезы, и догадки, предположения. Об отличии философии от частных наук речь уже шла в лекции «Философия как особенная форма мировоззрения». Философия выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов. Философия играет важнейшую роль в процессе интеграции наук, а основой для такого процесса является взаимосвязь форм движения материи, изучаемая именно философией. Наука предоставляет философии материал для обобщений и выводов философского характера.

К основным принципам научного познания относят: принцип практики, принцип отражения и принцип диалектики, которые нашли свое философское осмысление.

 

Философия науки как отдельная отрасль философского знания появилась приблизительно во второй половине ХХ века, хотя размышления над проблемами развития науки были и ранее. Наряду со знаниями о действительности наука формирует знания и о себе самой: о своих методах, принципах и приемах, о социокультурной обусловленности, истории и логике своего развития…

Поэтому в структуре науки появился комплекс взаимосвязанных дисциплин: онтология науки, гносеология науки, психология науки, социология науки, философия науки, история науки и т.п.

Философия науки – это особый раздел философского знания, в котором с позиций философии, ее предмета и метода, исследуются закономерности научного познания, структура и динамика научного знания, его уровни и формы, его социокультурная обусловленность (в том числе философское обоснование), средства и методы научного познания, способы его обоснования, механизмы развития знания.

Предмет философии науки – наука с точки зрения ее сущности, целей, идеалов и возможностей, типы философских оснований науки и их содержание, общая структура, методы, закономерности функционирования и развития науки, взаимодействие науки и общества, науки и государства, науки и человека.

Науку можно считать производительной силой, так как ее вклад в развитие материального производства трудно переоценить. Наука постоянно связана с практикой и опредмечивается в ней. Развитие науки способствует решению социальных вопросов.

Как своеобразная, относительно самостоятельная форма познания, как специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капитализма. Наука – феномен конкретно-исторический; она прошла в своем развитии несколько основных этапов. Науке как таковой предшествовал этап преднауки, когда зарождались ее элементы, ее предпосылки. Здесь имеется ввиду появление начатков научных знаний на Древнем Востоке, в Греции, Риме, в средние века - вплоть до Нового времени. Научные знания и сам процесс их получения были изначально напрямую связаны с реальной практической жизнью людей, ее потребностями. Например, математика в Древнем Египте и Месопотамии носила прикладной характер и была связана с хозяйственной деятельностью людей, то же можно сказать про астрономию и другие науки. В дальнейшем происходило выделение науки из практики и превращение ее в самостоятельную форму человеческой деятельности. В Древней Греции наука уже начинает проявлять себя как особенная форма теоретического сознания. Первым это выразил Аристотель, определив науку как знание ради самого знания, как высшую форму человеческой деятельности. Для возникновения науки был необходим достаточно высокий уровень развития материального производства и общественных отношений, разделение труда на умственный и физический, что создало возможность для профессиональных занятий наукой. В средние века наука вместе с философией выступала, в основном, как служанка теологии. Однако начатки экспериментального познания природы зародились именно в средневековье, в XIII в., в университетской науке. Теория «двойственной истины», доставшаяся мыслителям эпохи Возрождения в наследство от средневековья, в немалой степени способствовала развитию науки. Возрождение и Новое время можно охарактеризовать как время потрясающих научных открытий в области естествознания. Наука постепенно освобождается от теологии, от схоластической философии и оформляется в самостоятельную область. Активно ставится вопрос о методах научного познания. Появляется новый взгляд на науку: она должна приносить пользу, превратиться в производительную силу, а не только развивать человека духовно, быть знанием для знания. Далее наука проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический.

Классическая наука (XVII – XIX вв.) при описании и теоретическом объяснении своих объектов стремилась элиминировать все, что относится к субъекту, к средствам и способам его деятельности. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к субъекту, средствам и методам познания.

Неклассическая наука (первая половина ХХ в.) началась с появления релятивистской и квантовой теории. Она отвергла объективизм классической науки, представление о реальности как о чем-то не зависящем от субъекта, от средств и способов ее познания. Однако еще не осознается тот факт, что цели науки, стратегия исследования, способы выделения объектов обусловлены социокультурно.

Постнеклассическая наука (вт. пол. ХХ в.) отличается еще большим включением деятельности субъекта в процесс познания. Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и способов деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами, с социокультурными установками.

Интересен вопрос о нормах научной этики. В них должны быть воплощены и общечеловеческие моральные заповеди: не лги, не кради и т.д. Ложью считается, например, фальсификация результатов опыта, а плагиат можно считать воровством. Этические нормы науки служат и для утверждения специфически научных ценностей бескорыстного поиска и отстаивания истины. Истинность научных положений должна оцениваться независимо от расы, пола, возраста, авторитета ученого. Результаты научного познания должны становиться общим достоянием (при защите интеллектуальной собственности, разумеется). Каждый ученый должен нести ответственность за объективную оценку того, что открыто им и его коллегами. В науке должно существовать уважительно-критическое отношение к предшественникам и коллегам. Ученый должен не только активно отстаивать свои убеждения, но и иметь мужество признать их ошибочность, если таковая будет обнаружена. И всегда нужно помнить о социальной ответственности ученого. Особенно это актуально сегодня, когда активно развиваются генная инженерия, биотехнологии, не говоря уже об изучении «мирного атома» и дальнейшем развитии химических технологий.

Научное познание - процесс сложный. Наука изучает и саму себя с помощью определенного комплекса дисциплин: истории и логики науки, психологии науки, социологии науки, философии науки... Философия науки исследует общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру знания, социокультурные его детерминанты, логико-методологические аспекты.

К основным принципам научного познания относят: принцип практики, принцип отражения и принцип диалектики.

Практика создает предпосылки формирования объекта и субъекта познания и является движущей силой процесса познания.

Процесс познания конкретно-историчен. Научное знание своим возникновением отражает условия и предпосылки, его определившие.

Диалектика процесса познания прежде всего выступает как диалектика абсолютной и относительной истин. Процесс познания представляет собой переход от чувственного познания к рациональному.

 

2. Научное познание представляет собой процесс, включающий в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. Оба уровня используют свои методы научного познания, а также общелогические методы. Появление самой проблемы метода познания свидетельствует о превращении познания в действительно научное. К естественным орудиям познания можно отнести развитые мозг и органы чувств, речь и познавательные способности, а к искусственным – различные приборы.

Эмпирический (от греч. «опыт») уровень научного познания – это такой уровень, содержание которого получено из опыта, включающего наблюдение и эксперимент. На этом уровне фиксируются качества и свойства изучаемого предмета, доступные чувственному «живому» созерцанию.

Для эмпирического уровня научного познания характерны два основных метода: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - исходный метод эмпирического познания. Наблюдение – целенаправленное, преднамеренное, организованное изучение исследуемого объекта, при котором наблюдатель не вмешивается в этот объект. Оно опирается, в основном, на такие чувственные способности человека как ощущение, восприятие, представление. В ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах, признаках изучаемого объекта, которое должно быть определенным образом зафиксировано средствами языка (естественного и (или) искусственного), схем, диаграмм, цифр и т.д. К структурным компонентам наблюдения относятся: наблюдатель, объект наблюдения, условия и средства наблюдения (в т.ч. приборы, измерительные инструменты). Впрочем, наблюдение может происходить и без приборов. Наблюдение имеет важное значение для познания, однако у него есть свои недостатки. Во-первых, познавательные возможности наших органов чувств, даже усиленные приборами, все равно ограничены. Наблюдая, мы не можем изменять изучаемый объект, активно вмешиваться в его существование и в условия процесса познания. (Заметим в скобках, что активность исследователя бывает иногда либо не нужна – из-за боязни исказить истинную картину, либо просто невозможна – из-за недоступности объекта, например, или по нравственным соображениям). Во-вторых, наблюдая, мы получаем представления лишь о явлении, лишь о свойствах объекта, но не о его сущности.

Научное наблюдение, по своей сущности, является созерцанием, однако активным созерцанием. Почему активным? Потому что наблюдатель не просто механически фиксирует факты, а целенаправленно их отыскивает, опираясь на уже имеющийся разнообразный опыт, предположения, гипотезы, теории. Научное наблюдение проводится с определенной цепью, направлено на определенные объекты, предполагает выбор определенных методик и приборов, отличается систематичностью, надежностью получаемых результатов, контролем за корректностью.

Зато второй основной метод эмпирического научного познания отличается активно-преобразующим характером. По сравнению с экспериментом наблюдение является пассивным способом исследования. Эксперимент представляет собой активный целенаправленный метод изучения явлений в определенных условиях их протекания, которые могут систематически воссоздаваться, изменяться, контролироваться самим исследователем. То есть особенностью эксперимента является то, что исследователь активно систематически вмешивается в условия протекания научного исследования, что позволяет воспроизводить изучаемые явления искусственно. Эксперимент позволяет изолировать изучаемое явление от других явлений, изучать его, так сказать, в «чистом виде», в соответствии с заранее поставленной целью. В условиях эксперимента можно обнаружить такие свойства, которые нельзя наблюдать в естественных условиях. Эксперимент предполагает использование еще большего арсенала специальных приборов, инструментов установок, нежели наблюдение.

Эксперименты можно классифицировать на:

Ø эксперименты прямые и модельные, первые осуществляются прямо на объекте, а вторые - на модели, т.е. на его “заместителе” объекта, и затем экстраполируются на сам объект;

Ø эксперименты полевые и лабораторные, отличающиеся друг от друга местом проведения;

Ø эксперименты поисковые, не связанные с какими-то уже выдвинутыми версиями, и проверочные, имеющие своей целью проверить, подтвердить или опровергнуть конкретную гипотезу;

Ø эксперименты измерительные, призванные выявить точные количественные соотношения между интересующими нас объектами, сторонами и свойствами каждого из них.

Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент. В нем условия для изучения явлений являются воображаемыми, ученый оперирует чувственными образами, теоретическими моделями, однако воображение ученого подчиняется законам науки и логики. Мысленный эксперимент относится, скорее, к теоретическому уровню познания, чем к эмпирическому.

Непосредственному проведению эксперимента предшествует его планирование (выбор цели, типа эксперимента, продумывание его возможных результатов, осмысление тех факторов, которые влияют на данное явление, определение тех величин, которые должны измеряться). Кроме того, необходимо выбрать технические средства проведения и контроля эксперимента. Особенное внимание следует уделить качеству измерительных приборов. Использование именно этих измерительных средств должно быть обосновано. После проведения эксперимента результаты его статистически и теоретически анализируются.

К методам эмпирического уровня научного познания можно отнести также сравнение и измерение. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (или ступени их развития). Измерение – процесс определения отношения одной количественной характеристики объекта к другой, однородной с ней и принятой за единицу измерения.

Результатом эмпирического познания (или формой эмпирического уровня знания) являются научные факты. Эмпирическое знание представляет собой совокупность научных фактов, образующих базис теоретического познания. Научный факт – это объективная реальность, зафиксированная определенным способом – при помощи языка, цифр, чисел, диаграмм, фотографии и т.д. Однако не все, что получается в результате наблюдения и эксперимента можно назвать научным фактом. Научный факт возникает в результате определенной рациональной обработки данных наблюдения и эксперимента: их осмысления, интерпретации, перепроверки, статистической обработки, классификации, отбора и т.д. Достоверность научного факта проявляется в том, что он воспроизводим и может быть получен путем новых экспериментов, проводимых в разное время. Факт сохраняет свою достоверность независимо от многообразных интерпретаций. Достоверность фактов во многом зависит от того, каким образом, с использованием каких средств они получены. Научные факты (а также эмпирические гипотезы и эмпирические законы, раскрывающие устойчивую повторяемость и связи между количественными характеристиками исследуемых объектов) представляют знание лишь о том, как протекают процессы и явления, но не объясняют причины и сущность явлений, процессов, лежащих в основе научных фактов.

В предыдущей лекции мы дали определение сенсуализму, а в этой уточним понятие «эмпиризм». Эмпиризм – это направление в теории познания, признающее источником знаний чувственный опыт и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм сводит рациональное познание к комбинациям результатов опыта. Основоположником эмпиризма считают Ф. Бэкона (XVI – XVII вв.). Ф. Бэкон считал, что вся предшествующая наука (античная и средневековая) имела созерцательный характер и пренебрегала потребностями практики, находясь во власти догм и авторитета. А «истина - дочь Времени, а не Авторитета». А что говорит время (Новое время)? Во-первых, что «знание – сила» (тоже афоризм Ф.Бэкона): общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой и принесение пользы. Во-вторых, что над природой господствует тот, кто к ней прислушивается. Природа побеждается подчинением ей. Что это, по Ф.Бэкону, значит? Что познание природы должно исходить из нее самой и опираться на опыт, т.е. двигаться от изучения единичных фактов из опыта к общим положениям. Но Ф.Бэкон не был типичным эмпириком, он был, так сказать, умным эмпириком, ибо исходным пунктом его методологии был союз опыта и рассудка. Руководящийся собой опыт – это движение на ощупь. Истинный метод заключается в умственной переработке материалов из опыта.

 

3. Общелогические методы научного познания используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. К таким методам относятся: абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др.

Об абстрагировании и обобщении, об индукции и дедукции, об аналогии мы говорили в лекции первой темы «Философия познания».

Анализ – это метод познания (прием мышления), состоящий в мысленном расчленении объекта на составляющие его части с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез предполагает мысленное воссоединение составных частей изучаемого объекта. Синтез позволяет представить объект исследования во взаимосвязи и взаимодействии образующих его элементов.

Напомню, что индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частного (единичного) к общему, когда ход мыслей направлен от установления свойств отдельных объектов к выявлению общих свойств, присущих целому классу объектов; от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения, которые не дают достоверного знания, они лишь как бы «наводят» мысль на открытие общих закономерностей. Дедукция основана на умозаключениях от общего к частному (единичному). В отличие от индуктивных дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что такое знание содержалось в исходных посылках. Индуктивные и дедуктивные приемы мышления взаимосвязаны. Индукция наводит человеческую мысль на гипотезы о причинах и общих закономерностях явлений; дедукция позволяет выводить из общих гипотез эмпирически проверяемые следствия.

Ф. Бэкон взамен распространенной в античности средневековье дедукции предложил индукцию, а Р. Декарт был приверженцем метода дедукции (хотя и с элементами индукции), рассматривая все научное знание как единую логическую систему, где одно положение выводится из другого.

 

4. Целью теоретического уровня научного познания является познание сущности изучаемых объектов, или получение объективной истины – законов, принципов, позволяющих систематизировать, объяснять, предсказывать научные факты, установленные на эмпирическом уровне познания (или те, что будут установлены). Научные факты к моменту теоретической их обработки уже являются обработанными на эмпирическом уровне: они первично обобщены, описаны, классифицированы... Теоретическое познание отражает явления, процессы, вещи, события со стороны их общих внутренних связей и закономерностей, т.е. их сущности.

Основными формами теоретического знания являются научная проблема, гипотеза и теория. Потребность объяснения новых научных фантов, полученных в ходе познания, образует проблемную ситуацию. Научная проблема – это осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фантами, которые необходимо объяснить, а старая теория этого сделать уже не может. (Поэтому часто пишут, что проблема – это знание о незнании.) С целью предположительного научного объяснения сущности научных фактов, приведших к постановке проблемы, выдвигается гипотеза. Это вероятностное знание о возможных закономерностях каких-либо объектов. Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой, не должна содержать формально-логических противоречий, должна обладать внутренней стройностью, совместимостью с фундаментальными принципами данной науки. Один из критериев оценки гипотезы – ее способность объяснять максимальное число научных фактов и следствий, выводимых из нее. Гипотеза, объясняющая только те факты, которые привели к постановке научной проблемы, не является научно состоятельной. Убедительным подтверждением гипотезы является открытие в опыте новых научных фактов, подтверждающих предсказанные гипотезой следствия. То есть гипотеза должна обладать и предсказательной силой, т.е. предсказывать появление новых научных фактов, еще не обнаруженных опытом. Гипотеза не должна включать излишние допущения. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная, становится теорией (в других случаях она либо уточняется и видоизменяется, либо отбрасывается). Теория – это логически обоснованная, проверенная на практике целостная, развивающаяся система упорядоченных, обобщенных, достоверных знаний о сущности определенной области действительности. Теория формируется в результате открытия общих законов, раскрывающих сущность исследуемой области бытия. Это высшая, наиболее развитая форма отражения действительности и организации научного знания. Гипотеза дает объяснение на уровне возможного, теория – на уровне действительного, достоверного. Теория не только описывает и объясняет развитие и функционирование различных явлений, процессов, вещей и т.д., но и предсказывает неизвестные еще явления, процессы и их развитие, становясь источником получения новых научных фактов. Теория упорядочивает систему научных фактов, включает их в свою структуру и выводит новые факты в качестве следствий из образующих ее законов и принципов.

Теория служит основанием практической деятельности людей.

Существует группа методов, которые имеют преимущественное значение именно для теоретического уровня познания. Это методы аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, идеализации, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод единства исторического и логического анализа и др.

Аксиоматический метод - это способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы, или постулаты, из которых логическим путем (по строго определенным правилам) выводятся все остальные положения данной теории.

С аксиоматическим методом связан гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Сначала создается гипотеза (гипотезы), которая затем дедуктивно разворачивается в систему гипотез; затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.

Особенностью метода идеализации является то, что в теоретическое исследование вводится понятие идеального объекта, не существующего в действительности ( понятия «точка», «материальная точка», «прямая», «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.). В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - С.310).

Прежде чем рассмотреть метод восхождения от абстактного к конкретному, уточним понятия «абстрактное» и «конкретное». Абстрактное – это одностороннее, неполное, содержательно «бедное» знание об объекте. Конкретное – это всестороннее, полное, содержательное знание об объекте. Конкретное выступает в двух формах: 1) в форме чувственно-конкретного, с которого начинается исследование, ведущее затем к образованию абстракций (мысленно-абстрактного), и 2) в форме мысленно-конкретного, завершающего исследование на основе синтезирования ранее выделенных абстракций (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – С.530). Чувственно-конкретное – это объект познания, предстающий перед субъектом в своей непознанной еще полноте (целостности) в самом начале процесса познания. Познание восходит от «живого созерцания» объекта к попыткам построения теоретических абстракций и от них – к нахождению подлинно научных абстракций, позволяющих построить научную концепцию объекта (т.е. мысленно-конкретное), воспроизводящую все существенные, внутренние закономерные связи данного объекта как целостности. То есть этот метод, по сути, состоит в движении мысли ко все более полному, всестороннему и целостному восприятию объекта, от менее содержательного к более содержательному.

Развивающийся объект в своем развитии проходит ряд стадий (этапов), ряд форм, т.е. имеет свою историю. Познание объекта невозможно без изучения его истории. Исторически представить объект означает мысленно представить весь процесс его становления, все разнообразие последовательно сменяющих друг друга форм (стадий) объекта. Однако все эти исторические этапы (формы, стадии) внутренне закономерно связаны. Логический анализ позволяет выявить эти взаимосвязи и приводит к открытию закона, определяющего развитие объекта. Без понимания закономерностей развития объекта его история будет выглядеть как совокупность или даже нагромождение отдельных форм, состояний, этапов...

Все методы теоретического уровня связаны между собой.

Как справедливо отмечают многие ученые, в духовном творчестве наряду с рациональными моментами существуют и моменты нерациональные (не «ир-», а «не-»). Одним из таким моментов выступает интуиция Слово «интуиция» происходит от лат. «пристально смотрю». Интуиция – это способность постижения истины без предварительного развернутого доказательства, как бы в результате какого-то внезапного озарения, без явной осознанности путей и средств, приводящих к этому.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав