Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущность и структура общества как системы

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. C.) ... воспитания - прерогатива государства, которая под влиянием науки и общества формирует ее как главный компонент педагогической работы
  3. Cущность и разновидность гражданского общества
  4. EIS и DSS системы.
  5. I. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  6. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  7. I. «Государство всеобщего благосостояния»: сущность теории
  8. II. Признаки гражданского общества.
  9. II. Структура
  10. II. Структура и функции управления общественными отношениями.

Общество как система:понятия и признаки. Эволюция общества.

Cистема -это упорядоченное множество элементов взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Общество -уникальный способ организации социальной жизни людей по удовлетворению их потребностей.Это саморегулирующаяся система,способная структурировать размещение людей в пространстве,контролировать их деятельность на основе выработанных норм и ценностей.(Общ-самая обшарная группировка людей,охватывающая всё население на планете(самая неорганизованная общность-человечество))

Общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми,складывающаяся в процессе их жизнидеятельности.

Свойства общ:

1)динамично(всегда в движении,в развитии)

2)складывается из интегрированного взаимодействия людей(непосредственная социальная связь и опосредованная связь(связь между людьми разделёнными географически или во времени)

3)общ как сиситема целостно,хотя у негоесть основные и неосновные звенья.

4)устойчиво,консервативно

5)способно к саморегуляции

6)Социальность-одна из основных характеристик.(тк присуща только людям)

Признаки:

1)коммуникативность(живёт в мире природы и связанно с ней множеством коммуникаций(есть прямая и обратная связь),приспосабливается к природе и влияет на неё

2)функциональность

3)интегративность(не механич сист)

4)управляемость(как сист регулирует деятельность своих компонентов)

5)историчность

Признаки общ-ва кот поддаются социологичнскому измерению:

1)территория населённая людьми обладающая территориальными границами(тер-ия -это экологич ниша,кот обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей людей

2)население:

-миграция:эмиграция,имиграция

-cоц.демографич характеристики(соотнош смертности и рождения,ср возраст,пол)

-государственное устройство

-культура(обычаи традиции нормы)

-самоорганизация-обеспеч самодостаточность и автономность

Сущность и структура общества как системы

Общество неоднородно и включает ряд разнопорядковых явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в более или менее тесной связи с другими и играет специфическую роль в функционировании общества как целого. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается произвольного хаотического скопления людей. Социальная структурированность общественной жизни придает ей устойчивый, закономерный характер, порождает новое интегральное системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их сумме.

Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение .)

Эволюция общества. Эволюционистская социология Г. Спенсера. Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Автор работ: «Основные начала» Основания биологии, онсования психологии(социологии,этики),Рассматривал социологию как естественную науку.Cчитал что в обществе действуют биологич законы эволюции сохранения энергии а также борьба за существование. Знание этих законов позволяет объяснить динамику общественного развития,(переход общ от более низших к более высшим формам)

Осн построении данной концепции послужила теор Дарвина.

2фазы развития общества:

1)милитаристская (личность полностью подчиняется диктату правителей

2)промышленная (личность свободна в проявлении своих интересов и на этом основании Герберт выводит положение: Побеждает только то общ в кот наибольшее кол-во людей приспособленно к промышленному труду,но в то же время власть учитывает и уважает интересы каждого»

В концепцию эволюции прогресса Спенсер вносит ряд дополнений:1)переход от однородного к разнородному. Дифференциация (пример: классовое деление общ-ва,но при этом негативно относился к революц изменениям); 2)переход от неопределённого к структурно определённому. Конкретизация.

Осн понятием социальной теории Спенсера было понятие общественный организм,из кот он выводит все социологич законы(разделение труда-анлог разделения органов,и тп)

Революция-разложение общ

 

 

Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

· эволюционной теории,

· органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

· учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

1.рост, увеличение в объеме,

2.усложнение структуры,

3.дифференциация функций,

4.рост взаимодействия структуры и функций,

возможность временного существования частей при расстройстве

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

· интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

· дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1.Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 162 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав