Читайте также: |
|
Еще одной философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателя школы Пифагора и пифагорейцев дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э). Союз пифагорейцев возник в атмосфере развития мистических и религиозных течений, занимался в том числе и политической деятельностью: Рассказывают, что кротонцы в страхе, что Пифагор может стать тираном, подожгли здание, в котором тот собирался с друзьями.
Большинство жизнеописаний Пифагора неточны, сам он ничего не писал, а учения, основанные им, претерпели в 5 и 4 вв. значительную эволюцию, а потому им не стоит сильно доверять, ибо вскоре после смерти Пифагор стал легендой, которой зачастую приписывали нужные в данном случае слова. Уже Аристотель отделить учение Пифагора от мыслей его учеников не мог, а потому говорил о пифагорейцах в общем.
С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии — элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия «теоремы Пифагора» и несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата. В отличие от других мыслителей, которые в то время занимались математикой, он идет дальше решения геометрических задач, которыми занимались Фалес или Анаксимен. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейская школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем пифагорейцы решают многие геометрические задачи того времени. Изучение зависимости между числами, и в частности между рядами чисел, требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он и его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.
Таким образом, у пифагорейцев первоначало теряет связь с физическими элементами. Начало всех вещей для них – число. В различных жизненных феноменах: музыкальной гармонии, астрономических явлениях, они улавливают некую соразмерность, регулярность которой для пифагорейцев выражается в числовых пропорциях. Так именно число становиться выразителем сути взаимосвязи всего сущего. Гегель в «Истории философии» следующим образом интерпретирует основные принципы пифагорейского учения: «...первым простым понятием является единица... не дискретная, множественная арифметическая единица, а тождество как непрерывность и положительность, совершенно всеобщая сущность». «За единицей следует противоположность, двоица... различие, особенное». Из этих принципов возникают либо, точнее будет сказано, к этим принципам редуцируются все остальные числа.
Конечно, не только числа как таковые образуют основание реальности. Важнее для пифагорейцев даже не сами числа, а их элементы: предел как принцип определения и беспредельное как неопределенный принцип. Каждое отдельное число есть не что иное, как синтез двух элементов: в четных величинах преобладает неограниченное и неопределенное, а в нечетных – предел. Интересно, что если для Пифагора все есть число, порядок, то и весь Космос представляется в виде численно упорядоченной гармонии, познаваемой во всех ее частях, так и в целом. Помимо этого, в своей философии пифагорейцы также использовали орфическое представление о переселении душ – метапсихозе, а также концепцию искупления грехов. Идеал они видели в созерцательной жизни, в стремлении к совершенству через активный научный поиск, через жизнь, уподобленную Богам.
Как уже было сказано, для пифагорейцев весь Универсум был числовой гармонией, а элементы числа – элементами самих вещей. В этом нет ничего удивительного, ведь открытие математической регулярности всего сущего и впрямь навсегда изменило стратегию познающего разума. Оказалось, что числовым соотношением можно представить решительно все (ведь даже музыкальную гармонию, биологические и астрономические циклы можно, при желании, представить как числовое соотношение). Но иногда чувство меры пифагорейцам изменяло: некоторые из них начинали отождествлять с конкретными числами конкретные понятия: науку, разум. Сегодня теория пифагорейцев кажется наивной. Для ее понимания нам следует восстановить архаический смысл числа: не извлекаемой умом абстракции, но физиса всего сущего.
Ясно, что по мысли Пифагора вещи связаны с числом, как с первоначалом, но и сами числа своим происхождением обязаны первичным элементам. Число составляет неопределенное множество, которое определяется через установление ему предела (от 1 до бесконечности). Число состоит из 2 элементов: неопределенного и ограниченного с одной стороны, и определяющего – с другой => число – гармония конечного и бесконечного, оно дает жизнь всему прочему.
Конечно, в числах обнаружимо преобладание одного элемента над другим, при этом четные числа (доминанта –неопределенное) менее совершенны для пифагорейцев. Надо понять, почему четные – неопределенные. Потому что если вообразить комбинации геометрических точек, то в четных комбинациях есть пустота, нет никакого ограничения, а нечетное число сохраняет свою целостность. Нечетные числа (ограниченные) пифагорейцы называли мужскими, а четные (менее совершенные) – женскими. При этом четные(женские, неограниченные) были им представлялись прямоугольниками, а нечетные (ограниченные, мужские) – квадратами. Единица – паритетная величина, чет-нечет. ИЗ нее происходят все числа (ноль античным математикам знаком не был).
Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда — единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая (определяется двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура, определяемая тремя точками) и куб (как пространственная фигура). Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, — такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями. Пифагорейцами оно изображалось в виде совершенного треугольника – тетрактиса (1+2+3+4=10, есть чет и нечет, четыре сложных числа и четыре несложных, а множества их равны, есть все: равенства, соотношения, все виды чисел).
Все числа для Пифагора – начальные элементы сущего. Теоретизация десятичной системы породила представление о совершенстве декады. Иногда же идея декады комбинировалась и идеей противоположностей. Вот десять контрарностей Аристотеля:
• Предел – беспредельное
• Нечетное – четное
• Единица – множество
• Правое – левое
• Мужское – женское
• Покой-движение
• Прямое - кривое
• Свет – тень
• Благое – дурное
• Квадрат – прямоугольник
Убедительность и простота десятичной системы впоследствии завоевала весь мир.
Но как же пифагорейцы смогли физический мир вывести из числа? Все просто: поскольку числа рассматривались как точки массы с определенной плотностью, то переход к физическим объектам не составил большой проблемы. Имелось в виду, что числа определяют вещи, устанавливают их положение в Космосе. Антитеза предельного и беспредельного тут же получила определенный космологический аспект. Беспредельное есть просто окружность, которая рождает мир. Пифагор первым, как полагают, назвал определенный порядок мирского космосом.Согласно его идеям, люди, земля и небо соседствуют друг с другом не просто так, а согласно определенному закону. Во поэтому то целостность сущего и называется космосом, то есть порядком!
Пифагорейцы выдвинули идею, что даже небеса вращаются за счет числовой гармонии, что небесная музыка сфер волшебно прекрасна, однако наш слух, привычный к этим звукам, не в состоянии выделить ее. Так, вместо темных непонятных сил в философскую мысль о космологии пришло число как символ разумности и порядка. Все сущее имеет в себе число, только одна лишь ложь не несет его в себе.
Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является, собственно, исторически первой попыткой (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. В частности, в области геометрии отношение между количественно выраженной взаимосвязью и объективной реальностью является в значительной степени наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным.
• Идея беспредельного у Анаксимандра
Ученик Фалеса Анаксимандр (конец VII – начало второй половины VI в. До н. э.) был представителем милетской школы философов. Анаксимандру приписывают целый рад различных достижений, как и в инженерии, космологии, так и в географии, математике, астрономии. Анаксимандр продолжал разбираться в вопросах, интересовавших Фалеса. Его трактат «О природе» можно считать первым философским трактатом в прозе. Он считал, что литературная композиция должна отвечать форме логоса, развивающегося свободно, следовательно, даже метрическая рифма не должна ему мешать.
Проблематика первоначала для Анаксимандра углублялась положением, что вода, как и остальные предполагаемые первоначала, производна от бесконечной природы – физиса. Поэтому для обозначение универсального первоначала философ вводит термин АПЕЙРОН (лишенное границ), то есть нечто количественно и пространственно неопределенное. По мысли Анаксимандра, именно апейрон, будучи беспредельным и не имея границ воздействует на любую вещь и дает начало всему сущему. Он обнимает и окружает все, дает всему, что от него происходит, определенность. Анаксимандр вполне убежден,, что это беспредельное отличается от всех видимых веществ и ясно называет его недоступным восприятию.
При этом первоначало Анаксимандра становится первопринципом: все другие боги – бесконечные, рождающиеся и умирающие. Только апейрон – архе – вечен, ибо никем не сотворен. Анаксимандра первым заинтересовал вопрос о том, что стало ПРИЧИНОЙ, а не только материалом возникновения вещей. Отвечая на данный вопрос, философ говорит, что причина возникновения вещей – своего рода несправедливость, а причина их распада, возвращения в апейрон – искупление этой несправедливости. “Из чего произошли все вещи, в это они, погибая, обращаются по требованию правды, ибо им приходится в определенном порядке времени претерпеть за неправду кару и возмездие”,- говорит Анаксимандр. Поэтому наш мир не вечен, как не вечны все люди и вещи. Вечно только первоначало, ибо оно не рождено. Возможно, философ имел в виду, что наш мир состоит из серии противоположностей: горячего и холодного и т.д., несправедливость состоит в их антагонизме, который надо преодолеть. Здесь отмечается влияние идей орфиков. Ведь идея первоначальной вины и ее искупления, необходимости восстановления справедливого равновесия несомненно присутствует у Анаксимандра.
Если первоначало бесконечно, то бесконечны и миры, в том смысле, что наши мир сосуществует с бесконечной серией рождающихся и умирающих миров, которые и его впоследствии заменят. Вечным космосом управляют два начала – горячее и холодное. Апейрон в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности: холодное и горячее, сухое и мокрое, взаимодействия которых порождают шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем Космосе приводит к появлению и разделению веществ. В центре вихря оказывается холодное (основное вещество эмпирического мира) – Земля, окруженная водой (океаны) и воздухом, а снаружи – огонь: 3 части: солнце, луна, звезды. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (ἀήρ, воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она должна оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры во внешней оболочке. Образовались три кольца, внутри которых существовало некоторое количество огня. Так появились круг звезд, солнца и Луны. Земля покоится благодаря равновесию сил в равноудаленности от всех концов.
Заключительный этап возникновения мира – появление живых существ. Философ сформировал свой взгляд истории развития животных: в его представлении, животные, когда земля была в жидком состоянии, были рыбообразными, и потом только после высыхания земли стали сухопутными, то есть они приспособились к новым условиям жизни. Также следует, что и человек был сначала рыбообразным. Эта теория была исключительно новаторской в ту пору, что говорит о все более уверенных шагах логоса.
Кстати говоря, «Апейрон», по утверждению Аристотеля, это понятие, крайне близкое к его материи. Таким образом, можно сказать, что Анаксимандр положил начало понятию “материя». Вечная жизнь, присущая этой первоматерии, выражается в вечном движении. Ученые считают, что в это понятие вложен очень глубокий смысл: Анаксимандр, по существу, показал: первоначало — не некоторая особая материальная реальность, а специфическая мысль о материальном мире; и потому каждая следующая логически необходимая стадия в раздумьях о первоначале образуется философской мыслью из философской же мысли.
Получается, что мы имеем следующие определения этого "архе": оно безначально и бесконечно во времени и пространстве; оно есть вечное, "нестареющее”, "бессмертное", “всем правящее" и "божественное"; и тем не менее оно есть телесное начало, одаренное вечным движением.
Интересный факт: cуществует мнение, что понятие «апейрон» было введено не самим Анаксимандром, а Платоном или Аристотелем, пересказывавшими его учение.
• Смысл категории первоначала в ранней греческой философии
Многих людей зачастую удивляет сам факт рождения философии. Действительно, откуда в жестоком, полудиком обществе Древней Греции VI века до Р. Х., подверженной набегам яростных дорийцев, могло возникнуть желание философствовать? Как древние смогли вырваться из тесных пут запретов и табу религиозного сознания? На самом деле, все довольно просто. Корни философии, по мнению античных мудрецов, – в самом человеке. Желание развиваться, познавать заложено в каждого из нас с рождения. С первых ответов на некоторые пока сугубо практические, несложные вопросы и берет начало эта великая наука. Естественно, что первые древнегреческие философы были еще и естествоиспытателями. Они обосновывали происхождение и рождение Солнца, Земли, животных. Они пытались понять, как же устроен наш мир. Так, в процессе постоянного развития, был поднят, наверное, самый главный вопрос древнегреческой философии: об общем всемирном первоначале. Что породило всех людей, нашу планету, Вселенную? Именно этот вопрос не давал покоя поколениям античных мудрецов, которые, естественно, отвечали на него по-своему. Здесь я хотел бы сразу оговорить, что невозможно такой обширный философский вопрос полностью выразить в рамках обыкновенного доклада. Поэтому моя работа не претендует на абсолютную полноту освящения материала, но показывает все основные вехи в развитии этой проблемы в эпоху натуралистов-досократиков.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 109 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |