Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Н.Я. Данилевский. Россия и Европа.

Читайте также:
  1. I. Россия в мировом сообществе
  2. XII. Россия в 1990-е годы.
  3. Внешняя политика Россия во II половине XVIII в. 20.Противоречивый характер внутренней и внешней политики Павла I.
  4. Вопрос 42. Россия с 1815-1825. Политика Александра 1.
  5. Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия
  6. Восточную -Белоруссия, Молдавия, Польша, Чехия, Украина, Россия, Словакия.
  7. Г. Москва, Россия
  8. Геополитика и современная Россия.
  9. Глава 6 Происхождение названий русь, русский, Россия.
  10. Глава 6. Происхождение названий русь, русский, Россия.

Н. Я. Данилевский (1822-1885) был, видимо, последним ярким представителем славянофильского направления русской научно- философской мысли в XIX веке.

Именно в кружке Петрашевского и формировалось мировоззрение Н. Я. Данилевского, Григорьева, Достоевского, образовавших в 60-е годы неославянофильское идейное течение, получившее название «почвенничество», к которому примкнули Н. Н. Страхов и К. Н. Леонтьев.

В отличие от прочих почвенников, у Данилевского отсутствует идея славянского мессианства, могущая привести к идее исключительности, превосходства нации или изоляционизму (Леонтьев).

Данилевский в книге «Россия и Европа» предлагает своё понимание исторического процесса и места в нём славян вообще, снабдив его обстоятельной аргументацией, основанной на огромном фактическом материале.

Цель книги Данилевского - доказать возможность, даже необходимость новой славянской культуры. На пути этой задачи стоит предрассудок, который необходимо опровергнуть: как в Европе, так и в России, все уверены в том, что культура только одна, лишь непрерывно развивающаяся, причём все прежние культуры есть только ступени этого развития. Хранилище этой культуры - Европа, развитие её бесконечно, как бесконечно существование самого человечества. Стало быть, в настоящем и в будущем культура эта должна охватывать все народы и для восприятия её следует пожертвовать своим народным во имя общечеловеческого. Если всё обстоит так, то со времён Петра Россия, видимо, уже добилась этого.

Но считает ли нас Европа своим равноправным членом? - Нет. Отрицательному ответу на этот вопрос автор посвящает первые главы книги. Факты, им приводимые, весьма характерны: в 1864 г. Австрия и Пруссия напали на Данию без особого права и при полном попустительстве правительств европейских государств; в 1854 г. Россия правомерно требовала от Турции необходимого протектората над православными народами Турции, результатом была Восточная война, в которой против России были не только правительства Европы, но и общественное мнение.

«Откуда же»,- спрашивает Данилевский,-«это меряние разными мерами и вешание разными весами, когда дело идёт о России и о других европейских государствах?»

На этот вопрос, как показывает автор далее, невозможно найти вразумительный ответ из числа тех, кои обыкновенно приводятся. Из них основной - что Россия своими прежними делами, вероломствами и насилиями возбудила справедливые негодования и опасения Европы – подвергается Данилевским доскональному разбору и мощной аргументированной критике с выводом того, что «состав Русского государства, войны, которые оно вело, цели, которые преследовало, а ещё более благоприятные обстоятельства, столько раз повторявшиеся, которыми оно и не думало воспользоваться, всё показывает, что Россия не честолюбивая, не завоевательная держава, что в

новейший период своей истории она большей частью жертвовала своими очевиднейшими выгодами, самыми справедливыми и законными, европейским интересам». Прочие капитальные обвинения против России выказаны столь же надуманными и бездоказательными.

В чём же видит Данилевский «удовлетворительное объяснение как политической несправедливости, так и общественной неприязненности»? «Дело в том, что Европа не признаёт нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для неё простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки... Европа видит поэтому в Руси и в Славянстве не чуждое только, но и враждебное начало..»

Что же такое Европа фактически и входит ли в неё Россия?

Европа есть понятие со смыслом не географическим, а культурно-историческим, а именно, Европа есть поприще германо-романской цивилизации. Но не является ли Европа и общечеловеческой цивилизацией? - вот вопрос, на который большинство даёт положительный ответ, противопоставляя Запад как полюс прогресса и Восток как полюс застоя и коснения. Но Данилевский справедливо указывает, например, на множественные достижения Китая, как то земледелие, садоводство, рыбоводство, не говоря уже о порохе, компасе, бумаге.

Здесь необходимо вернуться к идеям органической теории, которую Данилевский использовал как противовес господствовавшей в науке системе объяснения истории с помощью абстрактной методологии гегельянства и паневропеизма как её следствия.

Естественность альтернативного (органического) подхода к истории, исходящего из существования отдельных цивилизаций, развивающихся имманентно, но во взаимодействии друг с другом.

Понятие древней или новой истории, таким образом, получает в рамках отдельного культурно-исторического типа смысл, терявшийся при рассмотрении единого исторического процесса: классический год 476 окончания древней истории является малозначимым в истории, скажем, Китая. «Итак, естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как основания её делений от степеней развития, по которым только эти типы могут подразделяться.»

Далее Данилевский приводит эти типы:

1)египетский,

2)китайский,

3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский

 

или древне-семитический,

4)индийский,

5)иранский,

6)еврейский,

7)греческий,

8)римский,

9)ново-семитический или аравийский

10)германо-романский или европейский,

- а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития.

Также, отмечает он, помимо этих типов, подобных планетам, есть ещё и кометы, появляющиеся время от времени и потом надолго исчезающие - гунны, монголы, турки, и есть космическая материя вроде падающих звёзд - племена без всякой роли, финские и многие другие.

Данилевский приводит законы развития культурно-исторических типов.

Данилевский указывает, что «славянское семейство народов образует... самобытный культурно-исторический тип», обстоятельно анализируя отличия славянских народов от германских по трём разрядам различия народностей:

1)этнографические особенности (психический строй),

2)религиозность,

3)различия в историческом воспитании.

Провозглашая возможность и, более того, необходимость нового славянского культурно-исторического типа, который должен развиваться своеобразно и самобытно, Данилевский провозглашает одну из основных своих идей: «Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, болгара (желал бы прибавить, и поляка),- после Бога и Его святой Церкви, - идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага», ибо эти блага суть результаты народной самостоятельности. Но этой самостоятельности нанесён тяжкий удар, Россия больна, болезнь эта привита ей Петром Великим и называется европейничаньем.

 

Автор различает две стороны деятельности Петра:

· политическую деятельность, т.е. создание флота, войска, устройство промышленности, финансов, внешнюю политику,

· изменение обычаев, без которого можно было бы обойтись, увлечение вредное, и зашедшее слишком далеко.

«После Петра наступили царствования, в которых правящие государством лица относились к России уже не с двойственным характером ненависти и любви, а с одною лишь ненавистью, с одним презрением, которым так богато одарены немцы ко всему славянскому, в особенности ко всему русскому».

Анализируя болезнь для поиска средств излечения, Данилевский выделяет три формы европейничанья:

1)искажение быта,

2)заимствование учреждений,

3)взгляд на внутренние и внешние дела с европейской точки зрения.

Данилевский высмеивает все заимствования в духовной сфере, «измы»: нигилизм, аристократизм, демократизм, конституционализм.

Данилевский провозглашает главным критерием всех позиций и решений политический и национальный интерес, указывая на необходимость учения, аналогичного учению Монроэ в Америке: «Америка принадлежит американцам, всякое вмешательство иностранцев в американские дела сочтут Соединённые штаты за оскорбление... Подобное учение должно бы быть и славянским лозунгом».

Идея о новом Славянском государстве, которому Данилевский предназначает быть оплотом против грозящего преобладания европейской цивилизации: «возможна и необходима борьба Славянства с Европой, - борьба, которая... займёт собой целый исторический период». Данилевский считал, что процесс консолидации славян должна возглавить Россия как мощная государственность, не подвергавшаяся онемечиванию и отуречиванию. Но все славяне сохранят при этом своё национальное своеобразие, политическую и культурную независимость: «цель федерации не есть поглощение славян Россиею».

Подытоживая изложенное, Данилевский анализирует перспективы и характер будущей общеславянской культуры, установив четыре общих разряда культурной деятельности, а именно:

· религиозная,

· собственно культурная (научная, художественная и техническая),

· политическая

· общественно-экономическая.

В первоначальных культурах все эти деятельности ещё смешаны, далее, еврейская культура - исключительно религиозная, греческая - собственно культурная, преимущественно художественно-культурная, римская - главным образом политическая.

Дальнейший исторический прогресс заключался как в развитии четвёртой, общественно-экономической стороны культурной деятельности, так и в соединении нескольких сторон культурной деятельности в одном культурно-историческом типе.

Автор резюмирует: «мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырёхосновным культурно-историческим типом».

Закончить же этот обзор и весь доклад хотелось бы следующей цитатой Данилевского:

 

«России, не исполнившей своего предназначения и тем самым потерявшей

 

причину своего бытия, свою жизненную сущность, свою идею, - ничего не

 

останется, как бесславно доживать свой жалкий век, перегнивать как

 

исторический хлам, лишённый смысла и значения, или образовать безжизненную

 

массу, так сказать, неодухотворённое тело и, в лучшем случае, также

 

распуститься в этнографический материал для новых неведомых исторических

 

комбинаций, даже не оставив после себя живого следа.»

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 135 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | <== 13 ==> | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав