Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Исследования М. М. Ковалевского о происхождении семьи

Читайте также:
  1. II. Маркетинговые исследования
  2. III. 4. 3. СОБЛЮДЕНИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ НА ОСНОВАНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ, а также ДОБРОВОЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВИВОК.
  3. X. РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  4. А были ли исследования?
  5. А) Эмпирические исследования
  6. Активные методы исследования
  7. Актуальность темы исследования.
  8. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования.
  9. Анатомические особенности сердца и методы его исследования
  10. Анатомо-физиологические особенности и методы исследования крови, эндокринной, пищеварительной и мочевыделительной систем

М. М. Ковалевский изучал генезис многих социальных институтов, но нам в своей работе хотелось бы уделить особое внимание его исследованиям, посвященным происхождению института семьи. Так как вопрос развития семьи становится все популярнее в современном обществе, и, не проанализировав происхождение семьи и ее развитие, невозможно прогнозировать дальнейшие тенденции развития этого социального института.

При изучении семьи М. М. Ковалевский применял метод историзма. Он прослеживал эволюцию семьи с самого ее зарождения. Исследуя начальные этапы развития семьи, он прибегал к сравнению древней формы семьи с семьями животных, используя при этом историко-сравнительный метод. «Зародыши семьи встречаются еще в животном царстве»[37]. В книге «Итоги науки в теории и практике» в статье «Происхождение семьи» М. М. Ковалевский пишет о том, что, как и в животном царстве, особенно у низших представителей этого царства, так и у древнейших людей существовали беспорядочные половые сожития, которые Максим Максимович называет зародышами семьи. Описывая семейные связи у представителей высших пород животного царства, он делает вывод, что «семья у них имеет лишь кратковременное существование. Она ограничена сроком воспитания подрастающих поколений. Не исключена возможность и беспорядочного сожития»[38].

Проводя аналогию между животными семьями и семьями на первых этапах ее зарождения у людей, он пишет: «Не многим выше стоит семейное общение и на низших ступенях человеческой культуры. Беспорядочное половое сожитие ограничено, правда, периодом, предшествующим возникновению брачных уз. Но последние не отличаются большой продолжительностью и часто насильственно расторгаются по воле одного из супругов путем изгнания мужа или жены из-под общего крова…»[39].

Описывая первобытные племена, М. М. Ковалевский приходит к выводу, что большинство этих племен были матриархальные. В своей работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» он дает определение матриархальной семье, и пишет, что это семья, не признающая никаких других родственных связей, кроме тех, которые соединяют ребенка с его матерью и ее единоутробными родственниками[40]. Также Максим Максимович пытается опровергнуть гипотезу промискуитета, прежде всего ссылаясь на изначальность связи и родства по матери и на экзогамию[41]. Экзогамия, по его словам, это запрещение сношений между лицами, принадлежащими к одной и той же общественной группе и носящими одно и тоже имя – знак их родства, действительного или предполагаемого[42].

Действительно, знакомясь с работами М. М. Ковалевского о происхождении семьи, находишь не мало примеров, благодаря которым можно сделать вывод, что изначально была матриархальная семья. Такими примерами являются: имена детям давались по имени матери (в арабских племенах, например, Banu-Chindif – потомки Chindif, женщины, а не потомки Ihas, ее мужа[43]), общественное положение дети перенимали от матери, а не отца, кровная месть была обязанностью родственников матери, а также после брака муж либо селился в доме жены, либо жил в доме своих родителей и только приходил в дом жены помогать работать и разделять с ней пищу, и многие другие примеры, свидетельствующие о предшествии матриархата патриархату.

Далее в его работах можно проследить факторы, которые послужили переходу от матриархального строя к патриархальному. В третьей лекции в работе «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» Ковалевский выделяет три пути эволюционирования семьи: «Прежде всего, путем самопроизвольного процесса должна была установиться все более прочная связь между супругами. Затем возникла определенная власть, присвоенная мужу, который в дальнейшем будет играть по отношению к жене ту роль покровителя, которая раньше принадлежала ее брату. И, наконец, вновь возникшая власть отца увенчает новое здание патриархальной семьи»[44].

Рассматривая эти пути, к первому можно отнести так называемый выкуп невесты: «Муж может откупиться от обязательства жить в семье своей жены на правах слуги… так как он обыкновенно значителен, то допускается рассрочка. После уплаты части выкупа, муж берет к себе жену и считает отныне ее детей своими»[45].

Следующим и последним этапом, все более укрепляющим и предающим устойчивость семье являлось освящение брака религиозными обрядами, которые в свою очередь придавали семье характер нерушимости на всю жизнь. По словам М. М. Ковалевского, на этом этапе исчезают первобытные представления о семье и отношения между супругами становятся «иными»: «Новая власть, власть мужа и отца, заменила прежнюю власть матери. …опекуном вместо дяди по матери становится отец»[46]. Ковалевский объясняет это тем, что происходит под влиянием естественного прироста населения в пределах одного какого-нибудь матриархального общества. Он пишет, что это явление вызывает распадение группы на несколько более ограниченных групп, так как начинается нехватка пищи или мест для ведения какой-либо хозяйственной деятельности и племена делятся на определенные группы и расходятся в разные стороны. Таким образом, происходит разрушение близкой связи женщин с ее братьями, вследствие чего она вынуждена оставаться под покровительством мужа, а, следовательно, муж начинает заменять ей брата и происходит переход от матриархального строя к патриархальному.

Следующим этапом развития семьи становится патриархальная семья. Ковалевский пишет, что «семья являлась кругом лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же главы дома»[47]. Под патриархальной семьей он подразумевал общину, которая существовала в двух видах: как религиозная ассоциация, состоящая из нескольких лиц, имеющих общий культ предков, и как ассоциация кооперативная, которая сообща распоряжается своим имуществом.

Культ предков связан неразрывно с самим существованием патриархальной семьи, он появляется вместе с ней и, в свою очередь, становится одной из причин ее устойчивости на протяжении ряда веков[48]. Так же существует тесная связь между этой древней фазой общественного развития и этой не менее древней верой в духов[49]. Ковалевский пишет о том, что вера в духов и однородность будущей жизни и жизни земной имела агнатический характер, то есть передавалась эта вера исключительно по мужской линии и давала мужу преимущество над женой. Он пишет, что главой семейной общины и ее родоначальником был отец, что в свою очередь подтверждает установление патриархата. Семейные отношения неразрывно связаны с культом предков, так как предки принимали жертвы только от тех, кто связаны с ними кровными узами, и очень было важным рождение наследников. В семьях, где по каким-либо причинам не удавалось завести ребенка, разрешалось женщине входить в половые отношения с братом мужа (обязательно с согласия мужа) в целях только рождения наследника. Максим Максимович пишет о том, что «жена была не рабой своего мужа, а его подругой. И это явствует самым несомненным образом из той роли, которая ей принадлежала в семейном культе»[50].

Особое место в своих исследованиях он уделяет развитию моногамии и непрерывно связывает этот процесс с патриархальным периодом в развитии института семьи. Максим Максимович пишет о том, что изначально существовала полигамия, потому что это соответствовало существующему тогда правилу заключения брака путем купли. Любой человек, а особенно богатый, мог позволить себе неограниченное число жен. Жены были так называемой производительной силой, ведь на них лежало бремя домашнего хозяйствования, полевые работы, уход за скотом и многие другие обязанности. Кроме экономических выгод многоженства были и социальные. Заключение браков между разными племенами приводило к миру между ними на более или менее продолжительный период вследствие установления семейных связей. Одной из причин перехода полигамии в моногамию является религия. «Религиозный законодатель чаще всего является сторонником моногамии»[51]. Многоженство начало искореняться, и из множества жен мужчина оставался с той, которая являлась его первой женой, остальные становились простыми наложницами. Дети признавались законными только те, которые были от первой жены, остальные считались незаконнорожденными и лишались права наследования.

Зародыши распада патриархальной семьи, по мнению М. М. Ковалевского, следует искать в «социальном явлении, которое было особенно характерно для внутреннего строя семьи, – в полном подчинении отдельной личности общине и ее представителю – отцу и мужу. Неизбежным следствием этого было полное уничтожение индивидуальной свободы»[52]. «Семейную общину как учреждение подтачивает и разлагает инстинкт индивидуализма; это он побуждает взрослых членов семьи требовать свободного распоряжения тем, что они сами приобрели, и делаться зачинщиками насильственного раздела при жизни отца»[53]. Для Ковалевского важным фактором для возникновения новой формы семьи явилось появление права на наследование, а значит, непосредственно частной собственности.

Появляется семья, состоящая из мужа, жены и малолетних детей. Такая семья стала называться индивидуальной семьей. «Характерным для индивидуальной семьи является то, что она представляет собой союз, заключенный по добровольному соглашению, что члены ее тесно связаны между собой, что в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, что отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства, что вся семейная группа подчинена контролю государства и его судебной власти»[54]. В такой семье властью над детьми уже пользуется не муж, а оба супруга под контролем государства, воспитание и забота о потомстве уже общая обязанность. Исчезло столь распространенное ранее насильственное отношение к жене, супруги стали равноправными. Появилась возможность развода.

«Общий результат прогрессивного движения семьи на протяжении ряда веков выразился в замене понятия неограниченной власти и абсолютного права понятием договора и взаимных обязательств. Ограничение произвольной власти отца и мужа, расширение прав жены и обеспечение интересов детей, отнюдь не приведя к гибели семьи, только повысили ее моральный уровень. Перестав быть угнетающей и жестокой, какой она была в прежние времена, семья является теперь лучшей школой для детей, так как обладает великим даром учить примером и этим развивать как моральное чувство, так и умственные способности. Таким образом, семья становится школой альтруизма, того альтруизма, который произведет революцию в мире»[55]. Такой вывод делает сам Ковалевский, подводя итоги.

Делая вывод, мы бы хотели сказать, что развитие семьи происходило на протяжении многих веков, переживало различные стадии, но и на этом эволюция данного социального института не останавливается. Максим Максимович дает позитивные прогнозы на дальнейшее развитие, и мы надеемся, что им суждено сбыться, ведь семья – одна из главных ячеек общества, дающая первичную социализацию людям, и без ее поддержки наше общество немыслимо.


Заключение

Для достижения поставленной цели, мы рассмотрели жизненные этапы М. М. Ковалевского и выявили, что всю свою сознательную жизнь он посвятил исследованиям и науке. Проанализировали вклад М. М. Ковалевского в становление и развитие генетической социологии, и можно с уверенностью сказать, что он является основоположником нового направления в социологии, а именно генетической школы. А так же исследовали его работы о происхождении семьи и выявили, что развитие семьи проходило три этапа: матриархат, патриархат и индивидуальный этап.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что М. М. Ковалевский несомненно внес огромном вклад в развитие как отечественной, так и зарубежной социологии. Его взгляды отличались от многих зарубежных исследователей, и в этом была его уникальность.

Мы должны изучать исследования отечественных социологов и гордиться ими.

 


Список литературы

1. Антонов, А. И. Социология семьи: учебник / А. И. Антонов, В. М. Медков. – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.

2. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон; перевод с фр. А. И. Рычагов, В. А. Скиба. – М.: Прогресс, 1993. – 348 с.

3. Батыгин, Г. С. История социологии: учеб. для вузов / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М.: Высшее Образование и Наука, 2009. – 444 с.

4. Бреус, А. П. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель [Электронный ресурс] / А. П. Бреус, Р. Т. Усманов. – Режим доступа: http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html

5. Воронцов, А. В. Русская социология: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Воронцов, И. А. Громов. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 477 с.

6. Галактионов, А. А. Русская социология XI-XX века: учебник для вузов по гуманитарным дисциплинам / А. А. Галактионов. – СПб.: Лань, 2002. – 416 с.

7. Голосенко, И. А. История русской социологии XIX-XX веков [Электронный ресурс] / И. А. Голосенко, В. В. Козловский. – Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/40-2010-08-30-12-17-02/828----------xix-xx---6

8. Зборовский, Г. Е. История социологии: учебник / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2007. — 608 с.

9. Зритнева, Е. И. Социология семьи: учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Зритнева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 150 с.

10. Кареев, Н. И. Основы русской социологии / Н. И. Кареев. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996. – 216 с.

11. Ковалевский, М. М. Итоги науки в теории и практике / М. М. Ковалевский. – М.: Мир, 1914. – 10 т. – 524 с.

12. Ковалевский, М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности / М. М. Ковалевский; перевод с фр. С. П. Моравского; [примеч. М. О. Косвена]. – М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1939. – 188 с.

13. Ковалевский, М. М. Современный обычай и древний закон: обычное право осетин в историко-сравнительном освещении: в 2 т. / М. М. Ковалевский. – М.: Тип. В. Гатцук, 1886. – 756 с.

14. Ковалевский, М. М. Социология: в 2 т. / М. М. Ковалевский. – СПб.: Алетейя, 1997. – 1 т. – 288 с.

15. Кравченко, А. И. История отечественной социологии: учеб. Пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Акад. проект, 2005. – 624 с.

16. Кузнецова, И. Д. Профессор Ковалевский в Московском университете: (по материалам личных воспоминаний М. М. Ковалевского и его современников) / И. Д. Кузнецова // Вестник Московского университета. – 2005. – № 3. – С. 61-68.

17. Медушевский, А. Н. История русской социологии: учебное пособие для вузов / А. Н. Медушевский. – М.: Высш. шк., 1993. – 317 с.

18. Новикова, С. С. История развития социологии в России: учебное пособие / С. С. Новикова. – М.: Изд-во «Институт практической социологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 288 с.

19. Сафронов, Б. Г. М. М. Ковалевский как социолог / Б. Г. Сафронов. – М.: Изд-во Московского университета, 1960. – 257 с.

20. Сорокин, П. А. О русской общественной мысли / П. А. Сорокин. – СПб.: Алетейя, 2000. – 358 с.

21. Шпак, Л. Л. История отечественной социологии: учебное пособие / Л. Л. Шпак. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 310 с.


[1] Ковалевский М.М. Социология. – СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1997. – Т. 1. – С. 5.

Бреус А.П., Усманов Р.Т. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html (дата обращения: 13.03.2012).

[3] Там же.

[4] Ковалевский М.М. Социология. – СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1997. – Т. 1. – С. 5.

Бреус А.П., Усманов Р.Т. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html (дата обращения: 13.03.2012).

[6] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 163.

[7] Бреус А.П., Усманов Р.Т. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html (дата обращения: 13.03.2012).

[8] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 168.

[9] Бреус А.П., Усманов Р.Т. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html (дата обращения: 13.03.2012).

[10] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 170.

[11] Ковалевский М.М. Социология. – СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1997. – Т. 1. – С. 5.

[12] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 172.

[13] Бреус А.П., Усманов Р.Т. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html (дата обращения: 13.03.2012).

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Ковалевский М.М. Социология. – СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1997. – Т. 1. – С. 5-6.

[17] Бреус А.П., Усманов Р.Т. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html (дата обращения: 13.03.2012).

[18] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 176.

[19] Ковалевский М.М. Социология. – СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1997. – Т. 1. – С. 10.

[20] Там же. – С. 10.

[21] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 179.

[22] Там же. – С. 179.

[23] Бреус А.П., Усманов Р.Т. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unilib.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html (дата обращения: 13.03.2012).

[24] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 180.

[25] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 181.

[26] Ковалевский М.М. Социология. – СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1997. – Т. 1. – С. 272.

[27] Там же. – С. 15.

[28] Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – С. 431.

[29] Ковалевский М.М. Социология. – СПб.: Изд-во «АЛЕТЕЙЯ», 1997. – Т. 1. – С. 6.

[30] Новикова С.С. История развития социологии в России: учебное пособие. – М.: Изд-во «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С. 37.

[31] Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – С. 432.

[32] Там же. – С. 270.

[33] Новикова С.С. История развития социологии в России: учебное пособие. – М.: Изд-во «Институт практической психоло­гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С. 37.

[34] Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. – М.: Изд-во «Онега», 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/40-2010-08-30-12-17-02/828----------xix-xx---6 (дата обращения 29.04.2012).

[35] Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М.: Гардарики, 2007. – С. 434.

[36] Шпак Л.Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С. 185.

[37] Ковалевский М.М. Итоги науки в теории и практике. – М.: Изд-во «Мир», 1914. – Т. 10. – С. 24.

[38] Там же. – С. 26.

[39] Ковалевский М.М. Итоги науки в теории и практике. – М.: Изд-во «Мир», 1914. – Т. 10. – С. 26.

[40] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1939. – С. 24.

[41] Там же. – С. 26.

[42] Там же. – С. 25.

[43] Там же. – С. 41.

[44] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1939. – С. 47.

[45] Ковалевский М.М. Итоги науки в теории и практике. – М.: Изд-во «Мир», 1914. – Т. 10. – С. 27.

[46] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1939. – С. 60.

[47] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1939. – С. 65.

[48] Там же. – С. 77.

[49] Там же. – С. 79.

[50] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1939. – С. 91.

[51] Там же. – С. 99.

[52] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1939. – С. 114.

[53] Там же. – С. 116.

[54] Там же. – С. 124.

[55] Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1939. – С. 141.




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ковалевский – основоположник генетической социологии| Теория и методология М . М . Ковалевского .

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав